Студопедия — II. Язык и стиль научных текстов. Особенности композиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. Язык и стиль научных текстов. Особенности композиции






Термины

Справка 1: Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфические особенности термина: системность, наличие дефиниции, тенденция к однозначности в пределах терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Справка 2. Термины бывают:

- общенаучные;при использовании в определенных областях знания предполагается их конкретизация («элемент», «метод», «фактор»);

- межнаучные; делятся на две группы: а) являются базовыми понятиями для комплекса наук («прибор»); б) употребляются в разных областях знания, не будучи связанными сообщим объектом (термин «гармония» в музыке и в лингвистике);

- узкоспециальные: принадлежат одной какой-либо науке («суффикс»)

Справка 3. Системность терминов выражается в их формальной структуре. Например, мет ан, эт ан, проп ан – жирные углеводороды (химия); кол ит, бронх ит, стомат ит – воспаление органов (медицина).

Задание 1. Приведите примеры общенаучных, межнаучных, узкоспециальных терминов, которые используются в гуманитарных дисциплинах. Один из терминов охарактеризуйте подробнее. Как проявляется его системность? Какое понятие ему соответствует (предложите дефиницию)? Является ли термин однозначным, кратким, благозвучным?

Задание 2. Продемонстрируйте приёмы введения термина в текст для случаев авторского терминоупотребления; рабочего терминоупотребления; терминоупотребления в ситуации реальной многозначности термина. Прим.: в качестве примера возьмите термин лингвистики «стиль».

 

Логическая схема и композиция научного текста

Справка 1. Научные тексты (тексты собственно научного подстиля) отражают путь мышления. Этапы, или фазы, мышления – проблемная ситуация, гипотеза, доказательство, вывод. Эти структурные элементы, и именно в такой последовательности, выражаются в научном тексте независимо от индивидуальной манеры письма. Проблема – вопрос, требующий разрешения. Проблема возникает тогда, когда о предмете исследования что-то известно, поэтому проблема – противоречие между знанием и незнанием. Далее выдвигается гипотеза. На этапе доказательства гипотеза превращается в научную теорию или теоретическое положение. Аргументация считается научной, если она основана на достаточном фактическом материале и адекватных методах и методиках анализа. Вывод содержит аналитическую оценку результатов. Таким образом, в научном тексте есть некая основная мысль, которая выражается в нем несколько раз (в виде гипотезы, аргументов, выводов). Но это не простое повторение. М.Н. Кожина указывает, что специфическим способом развертывания научного текста являются так называемые развернутые вариативные повторы, когда центральный в концепции автора тезис многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь. Такова логическая схема научного текста.

Справка 2. Для научного текста характерна стройная композиция. В каждом тексте присутствуют заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение должно быть кратким, точным. В нем обосновывается выбор темы, называются цель, задачи, методы, материал исследования. Основная часть крупного текста (монографии, дипломной и курсовой работы) членится на главы и параграфы в соответствии с задачами. В небольшой статье и тезисах части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Задание 3. Проанализируйте следующий текст (тезисы). Выделите в нем термины.Вычлените структурно-смысловые компоненты,а также средства создания отвлеченности и обобщенности,подчеркнутой логичности, точности. Как выражена в тексте диалогичность?

 

Т.И. Певнева

Категория безличности в русской языковой философии человека

 

Традиционно принято представлять движение человеческой культуры как переход от мифопоэтического периода развития к логико-научному. Такому подходу можно противопоставить предположение о том, что гетерогенность является исконным свойством человеческого мышления: для его механизма “существенно необходимо наличие хотя бы двух не до конца взаимопереводимых систем” (Успенский Б.А. Избр. Труды в 2-х т. М.,1994. Т.1. С.305). Из этого следует, что мифологичность современного сознания не должна восприниматься как остаточное проявление архаической системы представлений о мире.

Одной из актуальных задач отечественной лингвистики стало системное изучение наивной картины мира, исследование того, каким образом мифологические представления отражаются в языковом сознании, что оказывается универсальным и национально специфичным в русской языковой модели мира.

В этом отношении может быть интересным анализ категории личности, в частности, одного из ее полюсов – безличности, поскольку мы предполагаем, что параллельно действующие в языке механизмы обезличивания и персонификации служат средством для выражения мифологических представлений о человеке и мире в русской языковой философии.

Наиболее ярко это демонстрируют те пары личных и безличных конструкций, в которых получает оформление одна и та же внеязыковая ситуация, но при этом выявляется глубокое семантическое различие, основанное на расхождении представлений об изображаемой ситуации.

Известно, что в мифологическом сознании силы природы воспринимаются в олицетворенном виде, как активные начала, наделенные сознанием; человеческие же состояния уподобляются природным, стихийным. Внемифологическая система характеризуется обратным отношением: к природе как к стихии, а к человеку как к сущности, действующей активно и целенаправленно. Именно эти представления отражает категория личности- безличности:

 

Мифологическое сознание Внемифологическое (реалистическое) сознание
Ветер унес лодку (персонификация природного явления) Ветром унесло лодку (стихийное природное явление)
Мне не спится (иррациональное состояние человека) Я не сплю (состояние, контролируемое волей человека)
Пахнет сеном (запах воспринимается человеком в его пространстве) Пахнет сено (запах издается независимо от человека)

 

Анализ безличных предложений показывает, что в русской языковой философии мифологическим в большей степени оказывается представление сферы человека; в меньшей – природы. Мифологизм безличности проявляется прежде всего там, где посредством языка изображается человек и его иррациональные состояния, не контролируемые разумом и волей.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия