Новое ВремяЛОКК Джон,Англия, 1632 – 1704. Произведения: «Письмо о религиозной терпимости», «Два трактата о правительстве» и др. Основоположник социально-политической доктрины либерализма. Естественное право, по Локку, выражает разум, поэтому необходимы мир и безопасность для человека. Основными правами человека считал собственность, жизнь, свободу. Рассматривал общество как основу, предшествующую государству. Государство, по Локку, – результат общественного договора. Верховная власть – у народа, и она законодательная. Люди объединяются в государство и передают себя под власть правительства с целью обеспечить естественное право. При этом самозащита прав заменяется публичной защитой со стороны политической власти. Выдвинул идею разделения властей и их взаимного баланса. Отстаивал равенство возможностей людей и равенство всех перед законом. Взгляды Локка оказали существенное влияние на американскую революцию. ГОББС Томас,Англия, 1588 – 1679. Произведение – «Левиафан» (написано под влиянием гражданской войны) «Основы философии» и др. Первым выделил два состояния общества – естественное и гражданское. Естественное состояние видел в «войне всех против всех», поскольку каждый имеет право на все, право при этом совпадает с силой. Гражданское право – на основе договора, подчиняющего волю людей власти и государству. Государство («Левиафан») – зло, но меньшее: результат договора людей, прекращающего войну и устанавливающего гражданский мир в обществе. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи,Франция, 1689 – 1755. Произведения – «О духе законов», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян», «Персидские письма» и др. Просветитель, сторонник естественного права, считал первым законом естественного права – мир, а не «войну всех против всех» (как Гоббс). Выдвинул идею позитивного закона, который понимал как потребность в порядке и как разум бытия. В этой связи необходимо искать не букву, а дух закона. Законы, по Монтескье, определяются типом государства и правления. Выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Разделение властей необходимо для обеспечения политической свободы в обществе. Выделил республику, монархию и деспотию как типы государства, определяющие формы законов и их действие. Деспотию при этом считал противоречащей природе человека. Наказание должно следовать за действием, а не за мыслью. Наказание за мысль – это ликвидация гарантий свободы. Сторонник парламентской демократии. БЕРК Эдмунд,Англия, 1729 – 1797. Произведения: «Размышления о французской революции», «Правление», «Политика и общество» и др. Сторонник консерватизма в политике. Политическую мудрость видел в опыте, традиции и истории. Эту мудрость он олицетворял с государством – отражением консервативной идеи, в силу его надысторичности и устойчивости существования. Государство не содействует благу, но может предотвратить зло. Рынок, по Э. Берку, – сфера действия «естественных законов», на которые власть и воздействие государства, в силу этой особенности рынка, не распространяются. Поэтому существует известное противоречие между политическими и рыночными отношениями. Тем не менее, государство, в обычных условиях не вмешиваясь в рыночные отношения, предотвращает негативные проявления таковых – либо правовыми средствами, либо прямым вмешательством и заменой их. Этот подход известен в другом проявлении – в либеральной концепции «государства – ночного сторожа». Здесь сходятся две в исторической ретроспективе противоположные идеологические позиции политических акторов. РУССО Жан – Жак,Франция, 1712 – 1778. Произведения: «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» и др. Просветитель, один из авторов идеи общественного договора. Основу политической жизни общества видел в суверенности воли народа и неделимости этой суверенности. Выступал за постоянно действующий плебисцит, против разделения общества и государства, против разделения власти. Соглашение есть основа законной власти. Самая неограниченная власть та, которая проникает в сущность человека и оказывает не меньшее влияние на его волю, чем поступки. В этой связи главная идея общественного договора, изложенная Ж. Руссо, состоит в полном отчуждении каждого из членов ассоциации, со всеми его правами, в пользу всей общины. Благодаря этому первоначальному соглашению имеет силу политическая власть, она переходит к избранному суверену, поэтому суверенитет принадлежит народу. Идеи Руссо оказали значительное влияние на Французскую революцию. Он считал соглашение народа основой его суверенитета и законной власти. Главная идея: отчуждение права людей в пользу общества. Не поддерживал концепцию разделения властей. Человеческая природа, по Руссо, чужда злу и несправедливости, тогда как социальная сущность порочна. Сторонник радикальной демократии. ТОКВИЛЬ Алексис,Франция, 1805 – 1859. Произведения: «О демократии в Америке», «Старый порядок и французская революция» и др. Основной вклад в науку – развитие теории демократии, которую понимал в широком смысле – как ведущий принцип социальной организации общества; как форму социальной организации; как политический процесс, происходящий в обществе. Фазы генезиса демократии: 1) абсолютная монархия надломлена, спасение – в абсолютизме; 2) революция уничтожает абсолютизм, но не может уничтожить его наследие – централизованную государственную власть, в итоге устанавливается бюрократия – «иерархия функционеров», безличная, особая форма тирании – демократический деспотизм. От личностей отчуждаются социально-политические функции; 3) оплот свободы – социальная демократия (общинные учреждения в совокупности с местным самоуправлением и строгой ответственностью чиновников). Выдвинул идею подзаконности всех субъектов социальных и политических отношений: граждан, государства, общественных организаций.
|