Студопедия — Классическая теория финансов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классическая теория финансов






Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и разви­тия науки о финансах: первая, Начавшаяся во времена Римской империи и закон­чившаяся в середине XX в., нашла свое теоретическое оформление в классической теории финансов; в известном смысле на смену этой стадии пришла вторая, логи­ку которой выражает неоклассическая теория финансов[6]. Суть первой теории со­стоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории — в доминанте фи­нансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. В частности, один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор К. Рау, обособлял три периода ее развития на первой стадии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональ­ный) период.

Период ненаучного состояния. Это был самый продолжительный период. Ис­торики финансовой науки относят его начало ко временам Древнего Египта, Асси­рии, Вавилонии, Древней Греции и Рима. С этими государствами как раз и связы­вают появление элементарных зачатков финансовой науки. Так, в ассирийской и вавилонской теократиях (примерно 2000 г. до н. э.) были не только огромные бю­рократические и военные организации, но проводилась активная внешняя полити­ка, развивались совершенные денежные институты, существовали кредит и бан­ковское дело. В исторической литературе упоминается о работе «Poroi», написан­ной Ксенофонтом (Xenophon, 431—355 до н.э.) и представляющей собой развер­нутый трактат о государственных финансах Аттики. Древнегреческие ученые Платон (Platon, 427—347 до н. э.) и Аристотель (Aristotle, 384—322 до н. э.) актив­но разрабатывали фундаментальные теории денег; в работах Аристотеля встреча­ются и некоторые рассуждения о проценте, хотя попытку построить теорию про­цента он так и не предпринял. Имеются свидетельства о наличии в Древнем Ки­тае (примерно 300 г. до н. э.) высокоразвитого государственного управления, регу­лярно занимавшегося аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами; у китайцев были методы денежного регулирования и контроля над товарообме­ном, которые предполагали определенный анализ [Шумпетер, т. 1, с. 64, 65, 69].

Восточная Римская империя, просуществовавшая на 1000 лет дольше Запад­ной (последний император Западной Римской империи Ромул Августул был низ­вергнут вождем германских наемников Одоакром в 476 г.), безусловно должна была внести свой вклад в развитие финансовой проблематики, однако докумен­тальных источников не сохранилось. Не случайно Шумпетер оценивает вклад римлян в развитие экономической науки как «еще меньший» по сравнению с вкладом древних греков [Шумпетер, т. 1, с. 83]. Справедливости ради отметим, что в заслуг}' римлянам следует поставить прежде всего разработку основных по­ложений римского права, которое, в частности, привнесло в экономику идею сво­боды договора между участниками сделки, что в дальнейшем оказало влияние на формализацию финансовых отношений.

В те годы господствовал патриархальный взгляд: государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное ча­стное лицо и потому не слишком отличалось от него в плане мобилизации средств на общественные нужды. Доходы государства складывались из нескольких источ­ников, основным из которых была плата за пользование государственными земля­ми, рудниками, рынками, пристанями и т, п. Другими статьями дохода были пла­тежи союзников (например, когда в V в. до н.э. города-государства Малой Азии создали союз по защите от персов, уставом союза было предусмотрено, что всякое государство-участник должно или поставлять определенное количество кораблей для защиты, или возмещать их стоимость. Большинство государств избрало по­следнее, и Афины, игравшие главенствующую роль в этом союзе и взявшие на себя обязанность фактически защищать союз, получили возможность аккумулиро­вать в городском бюджете существенные суммы), ввозные и вывозные пошлины, штрафы, судебные пошлины. Известно, что в Древнем мире вместо финансового права было финансовое насилие, поэтому немалую часть доходов составляла дань с покоренных народов. Налоговая система поначалу была развита весьма слабо, поскольку налоги рассматривались как посягательство на свободу граждан (не случайно в Древней Греции налогами облагались только проститутки, так как лица этой профессии считались потерявшими гражданские права).

Направления расходования государственных средств также не отличались раз­нообразием. Поскольку все государственные должности были почетными, а черно­вая работа (письмо, счет) выполнялась рабами, не было необходимости в оплате труда чиновников. Не было нужды и в сложной финансовой системе, так как го­сударственные расходы сводились в основном к расходам на строительство и уст­ройство общественных зданий, да и эти заботы чаще всего брали на себя богатые граждане. Со временем величина расходов и их структура стали меняться в сторо­ну увеличения и разнообразия: храмы строились все более роскошными, возраста­ли расходы на содержание войска, появился флот, городское поселение необхо­димо было окружать крепостной стеной и т. п. Поскольку на занятие государст­венной должности мог претендовать любой гражданин, в том числе и не слишком богатый, возникла естественная потребность во введении жалованья государствен­ным служащим. Если можно так выразиться, расходная часть государственного бюджета неуклонно возрастала, а доходная часть так и не претерпевала каких-либо качественных изменений.

Увеличение государственных расходов привело к совершенствованию системы обложения граждан. Весьма известные мужи были привлечены к этой работе. Ксе­нофонт описывал способы увеличения доходов Афин (например, путем разработ­ки серебряных рудников), Аристотель предлагал фискальные средства для полу­чения от подданных денежных средств. Надо отметить, что греки вообще преуспе­ли по части изобретения новых налогов: упомянем о единовременном налоге на балконы верхних этажей зданий, выступающие на улицу: о налоге на двери, выхо­дящие на улицу; о сборе за право пользования улицей[7].

Увеличение налогового бремени, причем не всегда праведными способами, ес­тественным образом стимулировало людей к поиску путей ухода от налогов. Не случайно, по мнению П. Гензеля, «финансовая наука» древности представляла со­бой науку «о тех хитроумных, подчас явно бессовестных способах, которыми в по­рядке частно-правовых отношений присваиваются в пользу государства имущест­ва жителей» [Гензель, с. 15].

Таким образом, поскольку ни источники доходов государства, ни направления расходования государственных средств в те годы не отличались большим разнооб­разием, нужды в сложной финансовой системе не было, а потому не было причин для углубленного осмысления финансовой проблематики.

Переход к научной обработке. В Средние века какие-либо значимые система­тизированные разработки по финансовой тематике все еще не были отмечены, тем не менее именно конец Средневековья рассматривается многими учеными как на­чало второго периода развития финансовой науки — перехода к научной обработ­ке. Справедливости ради отметим, что некоторые методы управления казенным имуществом можно найти в документах VIII—IX столетий. Так, в указе Карла Ве­ликого (742—814) приведены подробные инструкции для управителей его домена­ми[8]. Позднее появляются довольно подробные описи имений, в которых были по­казаны «леса, луга, пахотные земли, сколько в казенном ведении, сколько отдано на откуп» и которые, по мнению И. Я. Горлова, «показывают заботы о доходах и вероятно служили основанием финансовых мер». Сами эти описи Горлов называл грубыми статистическими опытами, «составление которых впрочем предполагает некоторые финансовые начала» [Горлов, с. 7}.

В феодальной Европе в дополнение к доменам возникает новый вид дохода в казну — регалии, представлявшие собой право короля на производство определен­ных действий, за переуступку которого он получает плату (например, регалией объявляется рыбная ловля; естественно, сам король и не собирался заниматься этим делом, но все желающие ею заниматься обязаны платить пошлину). По мне­нию Горлова, регалии впервые появились в немецкой империи и вскоре стали лю­бимой формой налога, поскольку не зависели от сословий. Легкость получения

казной доходов от продажи регалий была причиной того, что правители чрезвы­чайно умножали их число: в некоторых государствах было свыше четырехсот ре­галий. Наиболее распространенными были горное дело (рудокопство), добывание соли, ее продажа, монетное дело, ветряные мельницы, табачное производство, поч­та, лотереи. '

В Средние века начинают появляться и такие виды денежных сборов, как по­шлины. Так, кастильский король Альфонс XI (1311 — 1350) ввел в своих владе­ниях пошлину, уплачиваемую в виде известной доли цены каждого продаваемо­го предмета; в 1342 г. она составляла около 5% цены предмета. (Этот король знаменит еще тем, что в 1348 г. издал указ, фиксировавший личную свободу крестьян.)

В конце Средних веков начинается процесс отделения государственной казны от казны короля. Причина очевидна: постоянно увеличивающиеся государствен­ные расходы уже не могли быть покрыты королевской казной. Начинает торжест­вовать принцип частной собственности.

Отчетливо проявившаяся проблема в образовании устойчивых и объемных внутренних источников средств на государственные нужды не могла быть решена за счет доменов, регалий, пошлин, разовых сборов. (Любопытно отметить, что в эпоху феодализма, как и во времена Древней Греции, была широко распростране­на практика взимания платы за явно мнимые услуги: за проезд по мостам, выстро­енным на сухом месте; за поднятие шлагбаумов, нарочно перегораживающих доро­гу, и т.п.) Поэтому вполне естественной выглядела в конце XVIII в. активизация формирования налоговой системы, проявлявшаяся во многих странах.

Первые книги, в которых авторы пытались сформулировать наиболее общие принципы управления доменами, регалиями, сборами, появились лишь в XV— XVI вв. Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными. По мнению известного петербургского ученого А. И. Бу- ковецкого (1881 — 1972), «последнего из могикан» в области классической теории финансов, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно заро­ждение финансовой науки [Буковецкий, 1929, с. 152].

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вме­шательстве государства в хозяйственную жизнь, а его главным элементом явля­лась система активного торгового баланса, подразумевавшего поощрение, в том числе за счет мощной протекционистской политики и строгой таможенной охра­ны, вывоза товаров над ввозом.

Ученые того времени, используя немногочисленные наработки в области фи­нансов, сделанные Ксенофонтом, Аристотелем, Фомой Аквинским и другими, на­чали создавать труды, отчасти посвященные финансовой проблематике. В рабо­тах схоластов[9], особенно их идеолога Фомы Аквинского (St. Thomas Aquinas, 1225-1274), активно обсуждаются вопросы о ценообразовании, справедливой цене как критерии этического поведения участников рынка, грехе ростовщичества и др. В частности, Фома Аквинский полагал, что государь имеет право в интере­сах общего блага прибегать к налогам, если не хватает поступлений от доменов1 и других источников, и вместе с тем высказывался против долгов, подрываю­щих уважение подданных к государю и тем самым ослабляющих государство. Ис­торики отмечают также еще одного знаменитого схоласта — Н. Орезма (Nicolas Oresme, ок. 1323—1382), написавшего трактат о деньгах, который считается пер­вой работой, полностью посвященной экономической проблеме [Шумпетер, т. 1, с. 119].

В XIV—XV вв. в связи с укреплением идей государственности начинают резко усиливаться потребности монархов и государств в общегосударственных расходах, возникает необходимость в систематизации и развитии новых методов пополне­ния государственной казны. Так, в Германии в XV—XVI вв. в руках правительства насчитывалось более 430 регалий[10] [Лебедев, с. 23]. известных действий, за переуступку которого король получит плату. Например, объявление выделки пороха регалией вовсе не означает, что король (или его люди) бу­дет собственноручно производить порох. Он переуступит это право желающим, которые будут пла­тить ему определенное вознаграждение.

В эпоху реформации (XVI в.) поднимаются проблемы общеправового равенст­ва, что в свою очередь привело к изменению принципов налогообложения. К сере­дине XVIII в. в обществе появляется осознание того, что государственное хозяйст­во и политика в области формирования доходов государства должны руководст­воваться общеэкономическими законами, что бытовавший в годы Средневековья основной принцип теории финансов «бери где можно и как можно больше» (это выражение принадлежит известному финансисту дореволюционной России В. А. Лебедеву) вряд ли экономически и политически оправдан.

Все эти изменения общеполитического, экономического и морально-этическо- го характера привели к тому, что во второй половине Средневековья появляются первые книги, инициированные и востребованные практикой и потому в опреде­ленной степени посвященные финансовым вопросам. Так, в 1382 г. в Англии со­стоялись слушания по проблеме оттока денег из страны и другим финансовым во­просам, материалы которых были опубликованы [Шумпетер, т. 1, с. 206]. Однако особо следует упомянуть о работах итальянских ученых и прежде всего Д. Карафы (Diomede Karafa, 1406—1487), Н. Макиавелли (Niccolo Machiaveili, 1469—1527) и Дж. Ботеро (Giovanni Botero, 1544—1617). Это было не случайно, поскольку начи­ная с Позднего Средневековья до последней четверти XVIII в. экономическая наука была по преимуществу итальянской; испанцы, французы и англичане в це­лом делили второе место, хотя соотношение сил между ними с течением времени существенно менялось (Шумпетер, т. 1, с. 205].

Писатель-меркантилист Д. Карафа посвятил вопросам управления финансо­вым хозяйством целую главу в одной из своих работ, ланисанной в 70-е гг. XV в. Карафа не был кабинетным теоретиком. Одно время он руководил финансовым хозяйством неаполитанского королевства, поэтому его предложения но классифика­ции и структуризации государственных расходов были продуманными: он выделял расходы на оборону страны, на содержание государственного аппарата, на удовле­творение чрезвычайных потребностей и др. Основа бюджета — домены, налоги — рассматривались Карафой лишь как чрезвычайный источник пополнения казны, причем он призывал ие истощать народ большими поборами. В числе рекоменда­ций Карафы — идеи о сбалансированности бюджета, о нецелесообразности выну­жденных займов, о создании благоприятных условий для заграничных купцов.

В значительной степени благодаря работам итальянских ученых начинает ме­няться отношение к частному бизнесу. Напомним, что со времен Аристотеля в уче­ной среде сохранялось критическое отношение к бизнесу, особенно к ростовщичест­ву. Этот взгляд пропагандировался схоластами, которые видели «что-то низменное» [j коммерческой деятельности. Напротив, Макиавелли считал допустимыми любые средства, способствующие упрочению государственности, т. е. его взгляды принципи­ально отличались от взглядов схоластов, ставивших во главу угла нормы морали.

Несмотря на довольно бурное развитие способов и методов пополнения госу­дарственной казны, имевшее место к началу XVII в. во многих феодальных госу­дарствах, наука о финансах в те годы так и не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение к самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою по- шцию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержи­мые истины, положения; но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки.

Труды итальянских ученых стимулировали появление подобных работ в дру­гих странах. По мнению профессора Венского университета Л. Штайна (Lorentz von Stein, 1815—1890), три страны начали работать над новым направлением осо­бенно активно: в Германии развивалась теория налогов, во Франции изучались го­сударственный баланс и источники налогов, в Англии — закономерности финансов страны [Озеров, выпуск 1, с. 72]. Так, впервые некоторую систематизацию финан­сов выполнил французский ученый Боден (Jean Bodin, 1530—1596). В своей работе «Шесть книг о республике» («Les six livres de la Republique»), опубликованной в 1577 г., он выделил 7 основных источников государственных доходов: домены, воин­ская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза и вывоза, налоги с подданных (см.: [БуковецкиЙ, 1929, с. 123]). М. де Белон (Maximillian de Bethune, 1560—1641), бывший министром финансов во времена Генриха IV и по­лучивший от него титул герцога де Сюлли (de Sully), имел весьма успешный опыт реформирования налоговой системы Франции, отдельные фрагменты которого описал в своей работе. Английский философ и экономист Т. Гоббс (Thomas Hobbes, 1588—1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (William Petty, 1623—1687) разрабатывал идею о стимулировании разви­тия хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Дж. Локк (John Locke, 1632—1704) предлагал заменить все налоги одним — поземельным.

Финансовая политика государств Позднего Средневековья базировалась на ос­новной идее камералистов в отношении пополнения казны: монарх имеет право неограниченно облагать своих подданных, поскольку абсолютная власть монарха — это божественное право. Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиокра­тов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами. Физио­кратическое течение зародилось во Франции благодаря усилиям П. Буагильбера (Pierre de Boisguilbert, 1646—1714), Ф. Кенэ (Francois Quesnay, 1694—1774), А. Тюрго (Anne Robert Jacques Turgot, 1727—1781). Физиократы требовали освободить тор­говлю и промышленность от бездумного вмешательства государства, предлагали уничтожить все пошлины и монополии, отменить феодальные привилегии и повин­ности. Отказ от вмешательства в дела бизнеса, по мнению физиократов, вызовет со- кращение государственной деятельности, а значит, автоматически приведет к сниже­нию государственных расходов и возможному ослаблению налогового бремени.

Особо следует отметить идеи французского просветителя и философа Ш. Монтескье (Charles Lois Montesquieu, 1689—1755), который видел основания государственного финансового хозяйства в образе правления в данном государст­ве, поскольку не без основания полагал, что существует органическая связь между финансовым устройством и внутренним развитием государственной жизни. Мон­тескье определил государственный доход как часть имущества, отдаваемую каж­дым гражданином для того, чтобы обеспечить целостность и сохранность осталь­ной его части, которую уже можно использовать в своих целях. Формы государст­венных доходов зависят от формы правления, причем по мере расширения свобо­ды подданных можно увеличивать и налоговое бремя, менять виды налогов. В этом смысле подушный налог более свойственен рабскому состоянию народа, а налог на потребление — свободному состоянию в обществе.

Научный (рациональный) период. Упомянутые выше авторы были все же не «чистыми финансистами», но скорее представителями доклассической полити­ческой экономии (напомним, что этот термин был введен французским мерканти­листом А. Монкретьеном (Antoine de Montchretien, ок. 1575—1621), написавшим в 1615 г. «Трактат политической экономии»). Вопросы управления финансами рассматривались ими не как основной объект исследования, но лишь в контексте экономической науки в целом и науки об управлении государством, в частности. Поэтому историки финансовой науки связывают ее становление в большей степе­ни с работами представителей итальянской и немецкой школ камералистов XVIII—XIX вв. В особенности преуспели представители немецкой школы[11] — из­лагая свои идеи о рациональном управлении государством, они постепенно все больше акцентировали свое внимание на финансах страны.

XVIII в. считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах — именно второй половиной этого столетия многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направ­ления. В эти годы, по мнению историков, начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии. Хотя толчок этому был дан работами физио­кратов, первые представители систематизированной финансовой науки немецкие ученые И. Юсти (Johannes Justi, 1720—1771) и Й. Зонненфельс[12] (Joseph Sonnen- fels, 1732—1817) были специалистами в области камеральных наук.

Напомним, что к камеральным относили науки, обобщавшие и разрабатывав­шие методы управления государством, а наибольший вклад в их развитие внесла Германия. Очевидно, что в системе управления любым государством критиче­ская роль принадлежит ее финансовой компоненте. Именно этим обстоятельст­вом объясняется тот факт, что финансовая наука не только была включена в со­став камеральных наук, но и постепенно стала занимать доминирующие пози­ции. В 1727 г. прусский король Фридрих Вильгельм I учредил кафедры хозяйст­венных и камеральных наук в Галльском и Франкфуртском университетах1, а во второй половине XVIII в. начало отчетливо проявляться обособление трех круп­ных блоков камеральных наук: (1) хозяйственные науки (торговля, лесово­дство, горное дело и др.), (2) наука о полиции как способе обеспечения без­опасности и благосостояния, (3) собственно камеральная (т. е. финансовая) нау­ка (Лебедев, с. 32—33]. Такое разнообразие и смешение в камералистике весьма разнородных знаний, которыми, как считалось в те годы, следовало владеть для надлежащего управления казной, вероятно, послужило основанием К. Марксу дать весьма нелестную характеристику камералистике в целом и ее финансовой компоненте: «Мешанина разнообразнейших сведений, чистилищный огонь кото­рых должен выдержать каждый преисполненный надежд кандидат в германские бюрократы» [Маркс, с. 13].

Хотя первоначально финансовая наука рассматривалась лишь как одна из наук государственных, постепенно стала осознаваться ее особая роль в учении о камералистике. Так, по мнению профессора Гейдельбергского университета К. Захария (Karl S. Zacharia, 1769—1843), «без финансовой науки все другие госу­дарственные науки были бы мертвой буквой» [Лебедев, с. 12].

В работах немецких ученых можно найти наиболее ранние определения фи­нансовой науки (см. обзор в [Лебедев, с. 18]). Историки прежде всего отмечают две работы: Й. Зонненфельса «Grundsatze der Polizei, Handlung und Finanz» (1765 г.) и И. Юсти «System der Finanzwesens» (1766 г.). По мнению Зонненфель­са, финансовая наука — это «собрание тех правил, при помощи которых государ­ство удобнейшим образом получает свои доходы». Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в своей работе учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Иными словами, он расширил предмет новой науки, ибо не без основа­ния полагал, что ограничивать определение финансов лишь государственными до­ходами вряд ли оправданно. По его мнению, «финансовая наука — это наука о правилах, по которым нужные для покрытия государственных расходов средства собираются и расходуются наиболее целесообразно».

Понятно, что работы немецких ученых в значительной степени переклика­лись, хотя в них были определенные различия. Так, Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных; кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства. В свою оче­редь, именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сфор­мулированные А. Смитом): (1) налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; (2) налоги должны быть справедливы и равномерны; (3) на­логи должны иметь основательные поводы; (4) не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов [Лебедев, с. 42]. Заслуга Юсти и в том, что, в отличие от большинства камералистов, он уделял существенное внима­ние не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его под­данных.

Вероятно, невозможно выделить вклад того или иного немецкого ученого как наиболее приоритетный в формировании оснований финансовой науки. Так, сам Зонненфельс признавал исключительную роль Юсти в становлении наук о целе­сообразном управлении государством, заявляя, что «Юсти был первым, кто возвел все государственные науки к одному высшему принципу содействия общему бла­годенствию*» [Лебедев, с. 41]. С другой стороны, следует отдать должное и самому Зонненфельсу, оказавшему, вероятно, наиболее значимое влияние на становление и распространение нового знания, поскольку именно его книга была исключитель­но популярной и востребованной учеными и практиками в течение многих деся­тилетий. Эту работу высоко оценивал И. И. Янжул, по мнению которого она пред­ставляла собой первое методическое и стройное сочинение по основам1 финансо­вой науки [Янжул, с. 50]. Не случайно вплоть до 30-х гг. XIX в. книга Зоннен- фельса была настольным руководством в большинстве стран; ей на смену пришел не менее достойный труд профессора К. Рау.

В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значитель­но интенсифицировалась. Уже к концу XIX в. главным образом усилиями пред­ставителей немецкой экономической школы сложилось вполне однозначное тол­кование термина «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления. Произошло окончательное оформление так называемой классиче­ской теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйст­венных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов; в основе этих знаний — систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых средств.

Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал про­фессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса (Luigi Cossa, 1831 — 1896), труды которого в области финансов были весьма популярны в Евро­пе в конце XIX в, — начале XX в.: «Финансовая наука есть теория государствен­ного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им» [Косса, с. 2].

Следует обратить внимание на две особенности сформировавшейся финансо­вой науки. Во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государст­ва; в дальнейшем сферу их приложения расширили: под финансами стали пони­мать средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям, общинам и др.). Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 871. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия