Студопедия — Период великих архаических культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Период великих архаических культур

 

Период великих архаических культур

Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад - 4 тыс. лет до н.э.

Зарождение древнеегипетской цивилизации - конец IV тыс. до н.э. Зарождение древнеиндийской цивилизации - конец III тыс. до н.э.

Зарождение цивилизации в Древнем Китае - II тыс. до н.э. Расцвет культуры Вавилонии - II тыс. до н.э.

Расцвет критской (минойской) культуры - сер. II тыс. до н.э. Расцвет микенской (элладской) культуры - 2-я пол. II тыс. до н.э.

Древняя Греция: Гомеровский период - IX - VII вв. до н.э. Архаический период - VII - VI вв. до н.э.

Древний Рим: Этрусская эпоха - IX-VI вв. до н.э., Царский период - VIII-VII вв. до н.э.

3. Период Осевого времени Древняя Греция: Классический период к - ры Древней Греции - V - IV вв. до н.э.

Эпоха эллинизма - конец IV - сер. I в. до н.э. Древний Рим: Республиканский период - VI - сер. I вв. до н.э.

Период империи - сер. I в. до н.э. - V в. н.э. Другие культурные очаги мира:

Расцвет культуры Древнего Китая - VIII - IV вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Индии - VII - II вв. до н.э.

Расцвет культуры Ассирии - VII - VI вв. до н.э. Образование Персидской империи - VI в. до н.э.

Европейское средневековье - V в. н.э. - рубеж XIII - XIV вв. Византийская империя - V - XV вв.

Славянская древность - V - к. IX вв. Киевская Русь - к.IX - XII вв.

Арабский халифат - VII - XIII вв. Эпоха Возрождения: Италия - к. XIII - XVI вв.: раннее - к.XIII - сер.XV вв.

высокое - сер. XV - нач.XVI вв., позднее - нач. XVI - к.XVI вв.

Испания - XV - к.XVII вв. Англия _ XV _ нач.XVII вв.

Германия - XV-XVII вв. Нидерланды (Фландрия, Голландия) - XV - нач.XVII вв.

Франция - XVI в. Московское княжество - XIV - XVII вв.

Эпоха классицизма - 30-е гг.XVII - к. XVIII вв. Эпоха барокко - к. XVI - сер.XVIII вв.

4. Технический век: Эпоха Просвещения - 1689 - 1789 гг. Эпоха романтизма - к. XVIII - 30-40-е гг.XIX вв.

"Золотой век" русской культуры - 30 - 90 гг. XIX в. "Серебряный век" русской культуры - к. XIX - 10 гг. XX вв.

Эпоха модернизма (авангарда) - нач. XX в. - к.30 - х гг. XX в. Постмодернизм - к.60-х гг. по настоящее время.

5. Культура первобытного человека Ранние этапы человеческой культуры, которые, как правило, объединяются общим названием первобытная культура, позволяют выявить органически присущую человечеству потребность в творчестве, в реализации своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира - мира культуры. Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые - культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён, обитающих в Африке и Латинской Америке и находящихся примерно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эпохи. Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм — комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда "Золотая ветвь", посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемого. Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений. Известные исследователи первобытных форм культуры Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях, настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени. На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно охотиться. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что объединяло племя. Из ритуала зарождается миф как универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных - магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей. Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление "человека разумного" неотвратимо ведет к возникновению искусства. "Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг". В основе произведений искусства дописьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли "одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род" (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный, простой формы изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия, глубочайший смысл. В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. Археологи описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки. Изменение с течением времени культуры палеолита. 1. Перигорд (35—30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения— выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графика - древнейший вид изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий (от процарапанных - к нарисованным). 2. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи, вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры — разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий ("макароны") вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями. К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер (вырезанные из камня или кости изображения женского тела). Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были символом детородного начала, природной мощи, идеалом женской привлекательности. Так осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности. 3. Мадлен (15—8 тыс. лет). Вершиной искусства стала пещерная живопись: пещерные галереи Альтамира, Ласко, Монтеспан. Альтамира - в сев. Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных — бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Качество живописи поражает совершенством. Лошади, мамонты, бизоны воссозданы точно, мощной контурной линией. К концу периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а образы животных сменяются условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек явно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи. Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты - культовые сооружения из огромных полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них - менгиры, каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространены также дольмены. Они представляют собой составленные вместе две или три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Иногда камни располагаются в виде круга - кромлехи. Нналицо определенный художественный замысел, о чем можно достаточно полно судить по алтарю Солнца Стоунхендж, развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии. В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры. 6. Шумеро_Аккадская культура Первый очаг государственности: Месопотамия ( Двуречье), долина Нила. В настоящее время есть много доказательств того, что это именно Шумер, маленькое, но мощное с точки зрения достижений в разных областях культуры государство, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш), просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Шумерское царство было богатейшим государством: интенсивное развитие сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что "они — хвала богам — уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор — вырубать кусты, медный серп — жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...". Именно шумеры придумали первый из известных искусственный строительный материал кирпич, так как камня и дерева было мало. Умели шумеры использовать изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Так, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики. (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона) На одной стороне изображается война, на другой - пиршество по случаю победы, шумерское войско: не применяли луков, но имели кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества. Шумеры создали клинопись, древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Так из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Шумеры первыми смогли записать устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма "Песнь о Гильгамеше", шумерском царе, попытавшемся даровать своему народу бессмертие. Шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, " дома табличек ". Будущих писцов - детей "дома табличек"- учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни, но именно они занимали высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми. На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться непредсказуемо, разрушая дамбы, затопляя посевы. В Месопотамии природа сокрушает человека, дает ему почувствовать, сколь он ничтожен. Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира: великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком, опасным и грозным. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Оно здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский "Список царей" упоминает среди правителей пастуха, рыбака, каменотеса и даже правившую целые сто лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов. Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как "дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему". Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости со стороны своего хозяина. Смерть представлялась как зло и высшее наказание, рациональность мировоззрения шумеров исключала счастливую загробную жизнь. В эпосе о Гильгамеше герой говорит: "…Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек — сочтены его годы, что б он ни делал, — все ветер!" Мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало странствовал, желая найти для своего народа источник бессмертия, но потерпел поражение. В поэме проводится мысль о том, что смерть - зло, хотя и знаменует конец жизненного пути, но требует от человека жить осмысленно, чтобы оставить о себе память. Следует умирать в борьбе со злом. Награда за это - "имя" и благодарная память потомков. В этом, с точки зрения шумеров, бессмертие и смысл жизни. Не случайно именно в шумерской мифологии впервые прозвучали мечты о золотом веке человечества и райской жизни, нашедшие позже развитие в библейских сказаниях. Поражают научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет, было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, не случайно, что сегодня в году 12 месяцев, в часу 60 минут, в минуте 60 секунд. Сутки шумеры делили на 12 часов. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр, знали геометрические законы: вся евклидова геометрия - либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они. Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. По положению звезд, по движению планет старались узнать будущее, верили, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Огромной в шумерской культуре была роль жреца, посредника между человеком и богом. Судя по рельефам и изображениях на печатях, они отправляли службу богам нагими. Позднее облачались в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв с молитвами о благополучии жертвователя, с аккомпаниментом игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Шумеры разработали правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Их законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен. Эти законы должны были соблюдать все граждане. Первым в истории Шумера законодателем был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец "в сад матери бедняка не вхаживал", что, если "сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу". Сохранились сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери еще была почетной. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были большими: двое-четверо детей, заботу о них считали святой обязанностью и продолжали выполнять ее даже, когда ребенок превращался в подростка. Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов — храмов-алтарей (типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По конструкции зиккуратом являлась знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Статуи царей, жрецов, воинов украшали храмы. В более поздние времена появляются статуи из диорита. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д. Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н.э., шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений - все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий. Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Человек, согласно шумерскому эпосу, был создан из глины, как и человек библейский. Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей - в шумерском эпосе у него было имя Утнапишти, о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание Саргона I напоминает историю пророка Моисея: они были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, стали великими царями по воле богов. Достижения этой величайшей культуры были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской. 7. Культура Вавилонии и Ассирии Шумеро-аккадская держава, созданная Саргоном I, просуществовала недолго. В XIX веке до н.э. завоеватели-амориты создают государство с центром в Вавилоне (Древневавилонское царство), достигшее вершины развития при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), авторе древнейшего памятника юридической мысли, высеченного на гранитной стеле, который принято считать первым сводом юридических законов, основой истории правовой культуры. Столица Вавилонии - Вавилон (аккадское Бабилу - "врата бога"), по верованиям древних, был сначала создан на небе, после чего бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль рек-близнецов, "земное подобие Вавилона", а в нем свой храм - Вавилонскую башню. По свидетельству отца историографии Геродота, видевшего ее собственными глазами, посередине квадратной площади со стороной в два стадиума (приблизительно 370 х 370 метров) стояла массивная крепкая башня, имевшая один стадиум в ширину и такую же высоту, на этой башне стояла вторая, на той третья и так далее. Вавилония, как в свое время Аккад, оригинальной культуры не создала, но успешно развивала то, что перешло в наследство от Шумера: от строительных технологий до форм литературы. Вавилоняне в школах учили шумерский язык, развивали шумерскую астрономию, математику, медицину, архитектуру, ремесла. Переняли клинопись (писали, как и книжники исчезнувшего Аккада, и по-шумерски, и по-аккадски). Продолжали почитать шумерских богов под другими именами. Даже храму своего главного бога, Мардука, они дали шумерское название Эсагила - дом, где поднимают голову. До возвышения города Вавилона (XIX в. до н.э.) владыки этого царства называли себя царями Шумера и Аккада. Но новая столица была настолько прекрасна, что и государство стали называть в ее честь. В эпоху Хаммурапи Вавилон превратился в центр большого царства. "Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона", - величал себя царь, это только один из титулов, которыми он себя наградил. "Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, - записывали писцы его речения, - нет соперника у моих деяний". "Я, Хаммурапи, совершеннейший среди царей". Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору и систематизации правовых норм: "дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...". Текст законов носит "синтетический" характер, это одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Здесь определены наказания за преступления: от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательства на имущество и преступления против личности. Широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния, за лжесвидетельство, за подстрекательство к воровству. К смерти приговаривали и того, кто, продав свой товар, заявлял потом, что покупатель этот товар у него украл. Пойманного грабителя убивали перед щелью, проделанной им в доме, который он хотел ограбить. Если врач плохо сделал операцию, ему отрезали руку. Широко применялось наказание по принципу талиона ("око за око, зуб за зуб"), а также денежная компенсация. Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории "клинописной" культуры Месопотамии. Их продолжали переписывать вплоть до эллинистического и даже парфянского периода истории Вавилонии. Хаммурапи пытался раз и навсегда покончить с произволом, самосудом и кровной местью, в чем и заключается его грандиозная заслуга перед человечеством. Как памятник культуры 282 пункта законов дают наглядное представление о нравах, морали и этике, рисуют полную картину жизни Вавилонии. В XII веке до н.э. Вавилонию, наследницу шумеро-аккадской культуры, подчиняет издавна воевавшая за первенство в регионе Ассирия, ставшая наряду с Египтом "сверхдержавой" древности. Нравы Ассирии, в сравнении с тем, что было привычным для Шумера и Вавилонии, отличались суровостью. Дети, как и рабы, здесь причислялись к имуществу. Вдовами женщины считались только тогда, когда в семье мужа не было мужчины старше 10 лет. В государстве существовало большое имущественное расслоение, постоянно ощущался недостаток рабов, что побуждало к завоеваниям. Ассирия занимала благоприятное положение на перекрестке караванных путей, в результате сложилось сильное купечество, враждовавшее с партией воинов. Пафос уничтожения стал основой политики Ассирии. Пренебрежение к человеку, творениям его рук, к жизни как таковой характеризует ее культуру, уникальную по жестокости и цинизму. Ассирийские воины грабили города, расхищали золото, серебро, сокровища. Города превращались в развалины.. Вавилон был не только разграблен, но и затоплен, а памятники перемещены в новую столицу Ассирии, Ниневию, где найдена библиотека глиняных клинописных табличек уже в наше время. Эта библиотека считается одной из древнейших в мире, ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В ней собраны царские указы, исторические заметки, литературные памятники, среди которых текст выдающегося произведения Месопотамии, шумерского эпоса "Песнь о Гильгамеше". Вскоре после смерти грозного Ашшурбанипала Ниневия превратилась в груду развалин, а Вавилон, "врата бога", вновь поднял голову и возглавил борьбу против Ассирии. О былом величия Ассирии напоминают шеду, крылатые быки с человеческими головами, которых ассирийский царь Саргон II поставил у входа во дворец (в 21 тонну каждый, хранятся в Лувре). Библиотеку поглотили пески. Падение Ассирии в конце VII в. до н.э. привело к возрождению Вавилонии, уже под названием Нововавилонского царства. 8. Культура Древнего Египта Загадочным, трудно доступным логическому осмыслению представляется современному человеку мировоззрение древних египтян. В египетском мифе события кажутся не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов - психологически никак не мотивированными. Запутана сюжетная основа. Вначале мир природы представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии облик либо животного, либо полуживотного - получеловека. Бог Луны Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет - в виде самки гепарда, Хор изображался в виде сокола, бог Анубис - в виде человека с головой шакала (или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии - в виде людей с головами лягушек. Боги следующего поколения изображались в виде людей, напоминали людей поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над навсегда упорядоченным миром. Этот миф послужил основой обожествления фараона, отождествляемого с Гором. Фараон, Золотой Гор, наследник владыки мира, обладает властью над космосом. Благополучие страны обусловлено наличием фараона, гаранта порядка - это мифологическая основа государственного строя Древнего Египта, получившая называние сакральной монархии. Быть фараоном учили как профессии. В произведении "Наука фараона Мерикара" фараон выступает прежде всего как мудрый человек, дает советы сыну, которому предстоит стать его преемником в управлении страной: "богатый народ не восстает", "не гневайся - хорошо самообладание", "создай себе памятник любовью (окружающих) тебя", "язык - это меч (царя); речь сильнее любого оружия", "почитай сановников, способствуй преуспеванию народа твоего". Обычаи предписывали имущим помогать неимущим, а в книгах древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. часто можно встретить упоминания о милосердии и милостыни. От эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Подобного рода текстов встречается много, что свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль хозяйки дома, исполнение которой и становилось ее основным занятием. Традиции не запрещали женщине представлять государственные интересы. Известны случаи в истории Египта, когда женщины становились фараонами (царица Хатшепсут). Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Существовали так называемые правила Маат, богини мирового порядка, которым обучали с детства: основы культуры поведения, проповеди скромности, дисциплины. "Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя", - гласили правила Маат. Египтяне полагали, если человек умеет приспособиться к законам, он будет счастливым. А счастье - великая ценность: "Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?" В этих словах на стенах гробницы крупного чиновника Птахотепа содержится наиболее древняя из известных миру система гедонизма (этики наслаждения). Автобиографические заметки Птахотепа вошли в историю литературы и этики под названием "Поучения Птахотепа". Жизнь и ее радостные моменты настолько ценились, что египтяне решили не расставаться с ними после смерти, создав свою, не похожую на другие, версию загробной жизни: в царстве Осириса, судьи царства мертвых, их ждет самое лучшее из окружающего при жизни. Египтяне создали уникальный заупокойный культ - комплекс представлений о посмертном бытовании человека и связанных с ними предшествующих приготовлениях и ритуалах. В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могут войти в загробный мир, но позже это стало доступно всем. Народ Древнего Египта восстал против смерти. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Это стоило больших денег, не все могли построить гробницу, оплатить труд художников по росписям ее стен каноническими сценами реальной и загробной жизни, создать саркофаг, погребальные маски, мумию, но шанс был у всех. Верили, что право на загробную жизнь обеспечено соблюдением всех перечисленных выше пунктов, лишь тому, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого утомившегося (слово "умерший" египтяне не признавали) сопровождал Анубис. Все детали шествия к Осирису были расписаны.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продуктивность | 

Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия