Студопедия — Социалистическое правосознание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социалистическое правосознание






В советской юридической науке социалистическое правосознание определялось как высший тип правового сознания, имеющий самую широкую социальную базу. Утверждалось, что впервые в истории в обществе сформировалась единая система правосознания, ведущими принципами которой становятся идеи законности, равноправия, справедливости, выступающие основой ценностно-нормативной ориентации общества в правовой сфере3.

При этом под социалистическим правосознанием имелись в виду взгляды, представления, настроения, чувства рабоче го класса (всего народа) относительно характера, сущности принципов права и законности. В духе морально-политическо го единства советского общества утверждалось, что в обще стве сформировалось единое социалистическое правосознание

Коллективистский подход к проблеме формирования сущности, роли правосознания складывался как идеологическая основа тоталитарного режима, нивелирующая человеческую личность, полностью подчинившая частные интересы общественным-

Идея общественного сознания имеет глубокие исторические корни. В немецкой философии, и прежде всего у Канта прослеживается рационалистическое определение личности Е ее общей и отвлеченной основе. Отсюда определение личное признаками не индивидуальными, а родовыми. Когда фРаН

1 Алексеев И. Народное право и задачи нашей правовой политики. С. 38,

2 Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нра ственности. СПб., 1907. Т. 1. С. 92.

3 См.: Марксистско-ленинская общая теория права и государства. листическое право. М., 1973. С. 147—148.

iaBa 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 393

.узские мыслители XVIII столетия говорили о человеке, они имели в виду человека абстрактного, обладающего од-

0Й и той же природой, а следовательно, одними и теми же потребностями, желаниями и возможностями. Например, в теОрии Руссо приоритетное значение приобретает общественен воля. Будучи источником справедливости, общим разумом граждан, она представляет собой определенный и постоянный элемент, присущий воле отдельных лиц, обеспечивающий их равенство и свободу. Из такого понимания личности складывалось убеждение, что правильно найденная общая воля будет приемлемой для всех как общий закон каждого разумного существа.

Развивая теорию общей родовой сущности человека, материалисты и атеистические гуманисты (Фейербах, Маркс, Лассаль) рассматривали отдельную личность как общественное существо. "Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества"1. Лассаль утверждал, что личность не есть нечто единственное, незаменимое, не повторяющееся в других, "узел особенностей", а представляет собой единичное в ряде прочих таких же единиц в их общей сущности.

Таким образом, роль личности, по существу, сводилась к нулю. Все частное, своеобразное, особенное признавалось досадным противоречием общему разумному закону, источником общественного беспокойства и несовершенства.

Но в XIX в. получил развитие и другой подход к личности, рассматривавший ее во всем богатстве и разнообразии Духовных и творческих проявлений.

Так, В. С. Соловьев, раскрывая роль личности, писал, что каждый единичный человек обладает возможностью совершенна, или положительной бесконечности, именно способностью Все понимать своим разумом и все обнимать сердцем, входить в ивое единство со всем. "Эта двойная бесконечность — силы представления и силы стремления... есть непременная принадлежность каждого лица. В этом, собственно, состоит безуслов-"°е значение, достоинство и ценность человеческой личности и °снование ее неотъемлемых прав. В этом смысле можно ска-Зать, что общество есть дополненная или расширенная лич-"°сть, а личность — сжатое или сосредоточенное общество"2.

К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 146.

В. С. Соч. Т. 1. М., 1988. С. 283—286.

Раздел V. Позитивное право: система и категори

Личность при этом понималась как единая сущность, и общая субстанция, разлитая во многих особях, а сосредоточенная в себе и отдельная от других, одаренная разумом ц волей.

Предупреждая об опасностях отрицания автономии личности, известный русский юрист И. И. Новгородцев задолго пс революции писал: "Если между этой общностью лиц и условиями их общественного и политического существования предполагается возможным полное и гармоничное слияние, то неудивительно, что при таком понимании личности индивидуализм легко переходит в социализм и государственный абсолютизм"1.

Формирование правосознания при социализме происходило на базе марксистско-ленинской идеологии, рассматривающей общество как целостное коллективное единство, в котором все составляющие его группы (социальные общности, трудовые коллективы, различного рода объединения и т. д.) имели единое связующее начало — общность интересов, детерминированную материальными условиями социалистического развития.

На коллективную субстанцию "среднего человека" было ориентировано правосознание народных масс. Отсюда общность взглядов, оценок, представлений о действующем праве. Большую роль в этом сыграла правовая пропаганда — процесс целенаправленного систематического внедрения в сознание людей идеи о справедливом, гуманистическом характере социалистического права. А между тем законы и практика их применения оборачивались дибо полным беззаконием (период сталинских репрессий), либо весьма "усеченной законностью" в более позднее время.

Так уж получается, что каждая отдельная личность застает в определенном виде исторически сложившуюся политическую, правовую, экономическую среду, которую она должна осознать и активно усвоить. При социализме реализовыва-лась модель "Я — Мы", когда интересы и цели личности поД влиянием идеологических, политических, материальных фак торов естественно совпадают с интересами господствующих Б обществе социальных сил. Отсюда действительно в основном единое правосознание. Особую группу составляли лица, пассивно наблюдавшие за происходящим в обществе, приспосабливавшиеся к жизненным обстоятельствам. Их правосозная отличалось некоторым своеобразием. Они оценивали полит ческие и правовые явления со значительной долей скепт

1 Новгородцев И. И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 260—-

глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 395

ц11зма, но, боясь репрессий или в силу собственной инертнос-ТР1 пассивно наблюдали за событиями, происходившими в страде, и все равно подпали под общую схему "один — как все". В общую схему не вписывались отдельные личности, которые для достижения своих целей, реализации собственного «Л" вступали в открытый конфликт с властью. Они видели опасность социалистических идей и тоталитарного режима. Действия и решения государственных органов и должностных лиц в их сознании не просто воспринимались, но и интерпретиро-вались, соотносились с содержанием личностного "Я" и часто отторгались как чуждые.

И. Бердяев, раскрывая онтологические основы тоталитаризма, пришел к выводу, что именно претензии частичного и раздельного на всеобщность порождают тоталитаризм, объективным признаком которого являются всепоглощающие структуры властвования, принимающие самые причудливые формы — от жесткой тирании до "демократического" камуфляжа. В широком смысле тоталитаризм есть власть техники, механизация социальных отношений, технизация стиля мышления, "механизация" человека, особый способ управления людьми. Утрачивается духовность и религиозность. Им на смену приходит особая форма сознания — консервативная утопия. Господствующая идея стремится изменить все реально существующие жизненные и социальные ситуации, придавая им черты утопичности или мифа1.

Присущая социалистическому тоталитарному режиму ма-эриальная "уравниловка", утвердившаяся в результате обобществления средств производства и образования социалисти-еской собственности, также тормозила развитие человече-кой индивидуальности, препятствовала самовыражению лич-оети. Труд на общество, государство с мизерной оплатой превращался в добровольно-принудительное занятие, которое не огло удовлетворить естественное желание каждого челове-а улучшить свое экономическое положение.

А. Токвиль видел опасность в такой уравниловке, неиз-еЖно приводящей к деспотизму, не похожему на деспотизм Рогялых веков, но не менее страшному. Он представлял его 1 виде бесчисленной толпы людей, подобных и равных, кото-ые стремятся к тому, чтобы доставить себе мелкие и по-Редственные удовольствия, способные согреть их душу. Над т людьми возвышается огромная опекающая власть. С каж-

. Подробнее см.: Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. М., У91. С. 175—176.

Раздел V. Позитивное право: система и категопг,

дым днем она делает менее полезным и более редким прцце нение их свободной воли, заключает ее во все более тесны рамки и вскоре отнимает у гражданина саму возможность pacs полагать самим собой. Взяв таким образом в свои руки каждого человека и переделав его по-своему, верховная власть распространяет свое влияние на все общество. Она обволакивает общество сетью законов и мелких правил, сложных, подробных и однообразных, сквозь которые самые оригинальные умы и самые сильные характеры не могут пробиться, чтобы возвыситься над толпой. Такой вид рабства может сочетаться с некоторыми внешними формами свободы и устанавливаться даже под видом народного суверенитета1.

Действительно, в социалистическом государстве лжепередовые принципы в экономике сочетались с жестким произволом партийно-чиновничьего аппарата. Права человека, свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого и духовного развития — критерии, позволяющие оценить государство с точки зрения "человеческого измерения", были забыты.

Правовая система тоталитарного государства обеспечивала незыблемость социалистического строя, жестко контролировала и ограничивала социальную активность граждан, что в конечном счете привело к образованию усредненных групп, ранжированных по уровню и объему потребления в зависимости от занимаемой должности, социального происхождения, национальной принадлежности, партийности и т. д. Причем все это сопровождалось риторикой по поводу всеобщего равенства, верховенства закона, укрепления социалистической законности и правопорядка, повышения уровня правосознания и т. д.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия