Студопедия — Теория познания Т. Гоббса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория познания Т. Гоббса






Основные работы Т. Гоббса: "О теле", "О человеке", "Левиафан".

По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что знание есть сила и достигается оно через науки во главе с философией. Философская теория должна служить практическим нуждам людей, развивая их силы для жизненной борьбы. Философию он делит на два вида: философию природы и философию государства. Философию природы он, в свою очередь, делит на "первую философию, изучающую тела и их свойства, и на частные науки" (25. Т.2. С.114-115; Т.1. С.280). Философия государства делится на этику и политику. Теория приносит знание причин, и это знание может с успехом быть применено в практике. Теория познания Гоббса и имела целью объяснить процесс познания причин.

Прежде всего надо удостовериться в собственном незнании (25. Т.1. С.97). Это необходимо проделать с целью очищения поля познавательной деятельности от неверных понятий. Последние возникают из-за неправильного употребления слов, дезориентирующих человека в ходе познания. В этом пункте Гоббс следует теории Бэкона о призраках "рынка" и "театра". Имена бывают источниками значительных заблуждений, способствуя подмене вещей словами. Но в критике языка у Гоббса присутствует и новый мотив. Он пишет о том, что злоупотребление словами приводит к разжиганию мятежных страстей и политической дезориентации граждан (25. Т.1. С.234).

Процесс познания начинается с чувственности, в чем кроется первый принцип познания. "От рождения человек имеет лишь ощущение" (25. Т.2. С.100).

Продукты чувственного познания Гоббс именует "фантомами", хотя использует он этот термин не в качестве негативной критики образов чувственного познания, а для обозначения полноценной информации. Получив восприятие, люди обозначают их знаками. Гоббс составил типологию знаков, подчеркнув при этом, что "лишь благодаря именам мы способны к знанию" (25. Т.1. С.460). Помимо гносеологической, имена выполняют и социальную функцию, служа средством общения среди людей.

Типология знаков, созданная Гоббсом, выглядит следующим образом: 1) знаки-сигналы (звуки, издаваемые животными); 2) метки (знаки, придуманные человеком для обозначения своих собственных целей); 3) естественные знаки в собственном смысле слова (знаки, вытекающие как следствие какой-либо предварительной причины); 4) произвольные знаки в собственном смысле слова (слова национальных языков); 5) знаки в роли меток (общие культурные понятия, составляющие базу для развития личности); 6) знаки знаков (универсалии). Классификация эта, конечно же, несовершенна. Но ее историческое значение состоит в том, что Гоббс заложил основы семиотики. При выяснении познавательного значения элементов человеческого мышления Гоббс сделал акцент не на содержании понятий, а на значении знаков. Употребляя их, мы должны соблюдать принцип: сочетание имен должно соответствовать не какому-то произвольному суммированию представлений в душе, но объективному содержанию предмета, о котором мы говорим.

Дальнейший процесс познания после обозначения "фантасм" знаками Гоббс распределяет по этапам. Первый этап – применение знаков для того, чтобы классифицировать наблюдаемые вещи и распределить их по классам. Затем мы строим дефиниции различных явлений. Так намечается истинный метод, "согласно которому следует начинать с определений и исключения многозначности" (25. Т.1. С.309). Второй этап – соединить определения и утверждения. На этой стадии появляются истина и ложь как категории логики и грамматики. Истина имеет место тогда, когда имена в утверждениях соединены так, как соединены в действительности сами вещи, а ложь – когда дело обстоит противоположным образом. Третий этап – индуктивное движение по пути познания элементарных, а значит "всеобщих" свойств вещей. Это путь от знания действий к познанию причин. Четвертый этап – синтез свойств сложных, в особенности искусственных тел (путь дедукции). Индукция и дедукция – два взаимосвязанных и необходимых метода познания. Применение их позволяет найти причинные связи бытия, и Гоббс мыслит познание как цепочку, состоящую из разнокачественных звеньев, но подчиненных общей цели.

Метод Гоббса можно было бы назвать универсальным, если бы не одна деталь. Индукцию и дедукцию, вполне в духе механицизма, Гоббс отождествляет с анализом и синтезом, а последние, в свою очередь, с "вычитанием" и "сложением". "Вычитание" предстает в виде сложной познавательной операции, обратной обобщению имен. Оно состоит в расчленении образов, происходящем при одновременном сравнении их друг с другом. Операция "сложения" имеет своим отправным пунктом не чувственно наблюдаемые явления и вещи, а рационально выявленные анализом свойства вещей. Поэтому "сложение" ведет нас не назад к тем же самым вещам, а вперед, к вещам, которые мы желаем получить, в том числе к вещам, искусственно нами конструируемым. "Сложением" является сравнение, ассоциативное соединение образов, соединение определений и утверждений и т.п.

Рассматривая особенности созданного метода, Гоббс попытался найти ему применение. Он считает, что в науках, изучающих естественные тела (например, в физике), преобладает метод анализа (индукция), а в науках, исследующих тела искусственные (геометрии, этике, политике), действует преимущественно дедукция. Внутри философии индукция преобладает в области философии природы, а дедукция – в философии государства.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия