Студопедия — Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения






С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпо­хи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).

В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрожде­ние античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскреше­нию идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи яв­лялся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начина­ния, поиски и открытия.

Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в эко­номике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Ев­ропы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи незави­симого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоя­тельность, что в конечном счете приводит к складыванию монархических абсолю­тистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствую­щие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззре­ния становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.

Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница антич­ной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI–XVII в. получил название «Северный Ренессанс».

В чём своеобразие эпохи Возрождения? Во-первых, Возрождение – это переходная эпоха, в рамках которой совершился «универ­сальный переворот» – социально-экономический, политический, культурный от Средневековья к Новому времени. Это эпоха перехода от деревенской культуры к городской, являющейся «уже не средневековой и ещё не буржуазной»[40]. Культу­ра Возрождения много заимствовала из эпохи Средневековья, которое ею конча­лось, но многое в ней предвосхищало грядущее Новое время. Так, само понятие Возрождение имело не просто средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом завете постоянно говорилось о Возрождении, о Новом духовном развитии, о появлении Нового человека. Происходит модификация средневекового сознания.

Во-вторых, эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со средневековьем, но и противо­поставляли свою эпоху эпохе христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фана­тически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.

В-третьих, становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу, неосоз­нанно происходит в эпоху Возрождения в городской среде, с ее свободными и независимыми мастерами. Молодая зарождающаяся буржуазия «без роду и племе­ни» могла уповать лишь на свои личные качества, на собственный ум, смелость, предприимчивость, которые стали цениться выше, чем благородное происхожде­ние и знатность рода. Утверждается новая система ценностей, где особое внима­ние придается образованию, нравственным достоинствам человека. Антропоцентризм становится характерной чертой новой эпохи. В центр мироздания ставится не бог, а сам человек, мыслитель и творец, способный изменить мир к лучшему. Появляются яркие, титанические личности. Человек начинает занимать центральное место в иерархии земных ценностей. Рождаются представления о человеке «как о земном боге».

В-четвёртых, для эпохи Возрождения был присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне.

В-пятых, произошла секуляризация культуры, сложился культ светской жизни с выраженным стремлением к чувственным удовольствиям и интересам к проблемам земного бытия.

В-шестых, происходит освобождение от власти авторитетов. Человек Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.

В-седьмых, появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.

В-восьмых, открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т. д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия