Студопедия — Проблемы теории социального государства. Права человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы теории социального государства. Права человека






• формированию системы дополнительного негосударственного
социального страхования как фактора социальной стабильности;

внедрению новых методов финансирования бюджетных учре­
ждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и
созданию условий для повышения качества и разнообразия
предоставляемых гражданам социальных услуг;

• взаимодействию со структурами гражданского общества в во­
просах финансирования и предоставления социальных услуг,
контроля их качества, обеспечению адресной поддержки со­
циально уязвимых граждан;

• стимулированию социально ответственного поведения пред­
ставителей бизнеса, и др.

Решение этих и других задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы всех отраслей со­циальной сферы и оптимизации использования государственных ре­сурсов в интересах граждан — потребителей социальных услуг. Со­циальное государство связано не только с социальным развитием и обеспечением социальной безопасности современного общества, но и с признанием и осуществлением всей системы прав человека и их реальной защитой. Одной из проблем теории социального государст­ва является и проблема прав человека. Причем всех прав, ибо все права человека связаны между собой, и выделение и защита одной категории прав человека (естественных) влечет за собой выделение и защиту других (экономических, социальных, политических и др.).

Права человека — это проявление свободы не только в соци­альной области, но и во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова Н. Бердяева о том, что че­ловек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности принадлежит человеку как духовному суще­ству. «Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а ду­хом. Это духовные права, а не естественные права, природа ника­ких прав не устанавливает»1.

Естественные права действительно означают не нечто природ­ное в буквальном смысле, а их социально-духовную сущность, ко­торая имеет решающее значение для формирования личности. Они столь же важны для сохранения человеческого естества, как воз­можность и необходимость есть, пить, дышать. Если отнять у челове­ка право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, разви­тие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владе-

Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254-255.



IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека


21. Проблемы теории социального государства. Права человека



 


ние и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуаль­ную, или право на сопротивление угнетению и несправедливости и ряд других жизненно важных социальных прав, то человеческая личность просто исчезнет. Права человека — не модный лозунг или пропагандистский прием, а веление времени, отражение объектив­ного движения человечества к демократическому, гуманному обще­ству и мировому порядку, для которых важнейшим ориентиром стал девиз «Все права для всех».

Многие теоретики государства и права зачастую в отрыве, обо­собленно рассматривают проблемы всеобщности и универсальности прав человека и различные аспекты и механизм их международной защиты. Более того, в литературе нет среди ученых единства мне­ния на классификацию основных поколений и групп прав, их пра­вовое обеспечение, а также увязку последних с личными и коллек­тивными правами человека и др.1 Эти тенденции отрицательно влияют на эффективное действие и реализацию прав человека в гра­жданском обществе и на формирование концепции прав человека как элемента правового и социального государства.

Основные поколения и группы прав человека необходимо иссле­довать и классифицировать в связке понятий всеобщности и универ­сальности. Историю человечества следует рассматривать прежде всего как непрекращающийся процесс борьбы за свободу и челове­ческое достоинство, против социальной несправедливости и угне­тения. Свобода в этом смысле является сутью прав человека.

В истории формирования прав, человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить не три (как это сегодня делают многие ученые), а четыре волны, или поколения. Первое поколение включало в себя только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII—XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и отражало социально-политические интересы нарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характери­зуется широким включением в конституции и международные соглаше­ния экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны гарантировать прежде всего защиту интересов тех, кто работает по найму, т.е. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих

1 См., например: Матузов Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987; Колотова Н.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Гос-во и право. 2001. № 5. С. 89—101; Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупот­ребления правами и свободами человека // Гос-во и право. 2002. № 7. С. 46—54; Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понима­ния // Гос-во и право. 2002. № 3. С. 48—55; Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России. Уфа, 2003.


признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в этих правах заинтересованы и иные слои населения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. и было обу­словлено научно-техническим развитием, обострением глобальных проблем современности, подъемом освободительного движения, которое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интере­сов людей, принадлежащих к различным социальным общностям, — народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям.

Четвертое поколение формируется в наши дни, в условиях все­мирной интеграции стран, глобализации и информатизации. Эти права и свободы связаны с выживанием всего человечества перед угрозой ядерных войн, всемирных катастроф и эксцессов.

Формирование этих поколений придало правам и свободам че­ловека всеобщий и универсальный характер, ибо они касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исто­рический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундамен­тальных прав и свобод человека. Их классификация носит относи­тельный характер, но в рамках мирового сообщества необходимо выделять в рамках теории прав человека следующие основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (пуб­личные), социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда защищен и от репрессий, и от нищеты.

Основные группы прав человека отражают объективные жиз­ненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойст­ва, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности. Все между­народно-правовые аспекты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становят­ся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международ­ного права. Источником прав человека является его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исторического развития человечества, что ведет к закономерному расширению диапазона прав и свобод человека в современном обществе.

Основным разделом теории прав человека являются граждан­ские (личные) права. Их своеобразие заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством систе­мы запретов любых действий государственных органов, обществен­ных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и дос­тоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Ос­новные гражданские права граждан формулируются в конституциях


376 W. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

государств и конкретизируются в текущем законодательстве. Кон­ституционное закрепление гражданских прав — это законодатель­ное признание социальной значимости личной свободы, возможно­сти выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, разви­тия духовного мира и т.д. Гражданские права ограждают от неза­конного вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регули­руется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными социальными регуляторами — нормами морали, обычаями, правилами приличия и другими.

С точки зрения теории, в структуре гражданских прав основны­ми являются следующие. Право на жизнь, суть которого сводится к тому, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». В Пакте о гражданских и политиче­ских правах указано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право ка­ждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.) государства должны принять все необходимые ме­ры, чтобы отменить смертную казнь.

Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный ка­питал в обществе. Такой подход ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягательство на самое фундамен­тальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что неуважение к святости че­ловеческой жизни способствует ожесточению общества и что воз­можны судебные ошибки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания. Общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни.

В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Со­ветском Союзе отменялась трижды, в 1918, 1920 и 1947 г., но все­гда восстанавливалась. В настоящее время смертная казнь отменена в 54 странах. Общественное мнение пока не воспринимает идею смертной казни, считает ее самым надежным видом наказания пре­ступника. В России уменьшилось количество сторонников смерт­ной казни, но по-прежнему две трети опрошенных россиян высту­пают за сохранение исключительной меры наказания. В нашей стране действует мораторий на применение смертной казни в связи с подписанием Россией Протокола №6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Право на безопасность — одно из важнейших неотъемлемых прав человека и одно из актуальнейших с точки зрения его обеспе­чения. Ежегодно в России сотни тысяч людей погибают в результа-


 

 

21. Проблемы теории социального государства. Права человека

те различного рода преступных акций. В странах СНГ в последние 5—6 лет произошла «вспышка» преступности. Все это обострило проблему, поставило вопрос о соблюдении права на безопасную жизнь практически для всех.

Право на личную неприкосновенность запрещает бесчеловеч­ное, унижающее человеческое достоинство обращение или наказа­ние. Так, в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах указано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловеч­ным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».

В XX в. имела место широкая практика пыток, истязаний, убийств, (правление Пол Пота в Кампучии и т.д.), геноцид фашист­ской Германии против евреев, Турции против армян. Пытки, которые широко применялись в Европе во времена инквизиции, в XVIII в. поч­ти исчезли, а в XX в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений — нацизма и коммунизма, и до сих пор не ушли из жизни современного общества. Генеральная Ас­самблея ООН еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания, а в 1984 г. — Конвенцию против пы­ток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать суще­ственному улучшению ситуации в мире.

Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых не­законных посягательств. Необходимы также охрана законом непри­косновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность су­дебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незакон­ных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Немаловажен ответ на вопрос о допуске граждан к сведе­ниям и информации относительно их личной и общественной жиз­ни, которые накапливаются в различных государственных органах. Важно закрепить это положение в российском законодательстве.

Осмысление права человека на создание семьи и охрану семьи — актуальная проблема теории прав человека. Семья является естест­венной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В соответствии с Пактом «участ­вующие в настоящем Пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отноше­нии вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматривать­ся необходимая защита всех детей». Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С од-


378 IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

ной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь, с другой — обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами.

Необходимо строго соблюдать принцип воссоединения семей, который является производным от принципа единства семьи, за­крепленного в Пакте о гражданских и политических правах. Он по­лучил подтверждение также в Хельсинкском заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюде­ние этого принципа всегда было тесно увязано с политической си­туацией. Так, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаимоотно­шений между СССР и США, другими ведущими странами западно­го мира количество получивших разрешение на выезд сократилось и вновь увеличилось в конце 80-х гг. в связи с перестройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата. Да и в настоя­щее время объем ежегодной эмиграции, по данным Госкомстата России, составляют около 55 тыс. человек в год.

Право на свободу убеждений и совести включает в себя уваже­ние к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыслящие нужны обще­ству. В обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В УК и других законах любой страны, в том числе России, должно быть четко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и свя­занные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести — это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы.

Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство — реальная нравствен­ная ценность. Это именно то, что больше всего возвышает челове­ка, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности — не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное при­знание ее ценности. Достоинство должно воспитываться и охра­няться обществом и государством. Уважение чести и достоинства должно быть не фразой, не благим пожеланием, не очередным лозун­гом, а реальным фактором отношений между государством и лично­стью, основанном на принципе свободы и взаимной ответственно­сти, на нормах нрава и морали. Только взаимная ответственность государства и личности, взаимная ответственность сограждан соз­дают тот политический и морально-психологический климат, при


 

 

21. Проблемы теории социального государства. Права человека

котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. Государство должно взять на себя обязательство обеспечить их ох­рану системой законодательных, политических и экономических мер. Вместе с тем уважение чести и достоинства личности возмож­но только лишь с осознанием каждым гражданином не только соб­ственного достоинства, но и достоинства других лиц.

С точки зрения концепции прав человека к гражданским (лич­ным) правам, кроме основных, относятся и процедурные права. Это право на гражданство, презумпцию невиновности, равенства граж­дан перед законом и др. В частности, право на гражданство харак­теризуется тем, что «каждый человек имеет право на гражданство» и «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Праву на гражданство, за­фиксированному в международных документах, противоречит прак­тика стран с тоталитарным или авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, не угодных властям. Эта практика применялась в недавнем прошлом Советским Союзом, ЧССР, ГДР, Болгарией, Кубой, другими странами. Отказ от этой практики, происшедшей в конце 80-х гг., и даже восстановление в гражданстве многих ранее преследуемых в СССР, странах Вос­точной Европы способствовал улучшению ситуации с правами че­ловека в этих регионах мира.

Право на презумпцию невиновности и право на равенство пе­ред законом — важнейшие в теории прав человека.

Право на восстановление в правах предполагает, что все неза­конно репрессированные имеют право на реабилитацию и восста­новление своих прав. Совсем недавно это касалось многочисленных жертв репрессий диктаторского режима власти в Чили, расистского — в ЮАР, «культурной революции» в Китае. Свою актуальность про­блема сохраняет в странах СНГ. Проведена определенная работа по восстановлению прав, чести и достоинства миллионов жертв полити­ческих репрессий в бывшем СССР. Началась она во время критики культа личности Сталина, получила дополнительные импульсы в пе­риод гласности и перестройки, приобрела наибольшую результатив­ность после событий 1991 г., но не завершена. До сих пор многие жертвы политических репрессий в России и ряде других республик не реабилитированы, в частности те из них, кто подвергался психиатри­ческому воздействию в политических целях. Необходимо принят соот­ветствующие законы, исключающие эти явления из жизни общества.

В современной концепции прав человека выделяется и специ­альный блок политических прав и свобод человека. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских политических правах, Конвен­ции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Междуна-









Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия