Студопедия — Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии)






В связи с тем, что при этой форме нарушения речи имеются трудности усвоения периодического ритма, характерного для стихотворной речи, основной целью логопедической работы является его пробуждение. На начальных этапах работы целесообразна стимуляция чувства метра, т.е. улавливания, запоминания и воспроизведения ритмических групп. Их предъявление должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Модальность, к которой адрессован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, слухо-зрительной, «двигательной». Особенно эффективны ритмика, танец, пантомимика, аэробика и пр.

На «вербальном» этапе проводится отработка стихотворной речи, тоже постепенно усложняющейся по содержанию и форме. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем, ее восприятие ребенком не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи, поскольку во время слушания у него откладываются нормативные модели (паттерны), разных стихотворных размеров, а, следовательно, способов организации ритма слова и повторяющихся тождественных друг другу синтагм. Без овладения этим ритмом невозможен переход к разноритмическим синтагмам в прозаической фразовой речи.

Таким образом, основными задачами коррекции речи при данной форме дизритмии являются:

1. Отработка умения совмещать слоговую структуру слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.

2. Отработка произнесения фраз в словесном ритме (выделяя голосом ударный слог в каждом слове).

 


Рекомендуемый практический материал:

1. Ритмическая игра «Котенок и щенок».

Детям предлагается пропеть песенку котенка и щенка.

Предварительно ведущий разучивает слова песенки с детьми.

Я котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 2 шлепка по коленям,

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 3 хлопка в ладоши

 

А я, щенок веселый,

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята,

Как громко лаю я:

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 2 шлепка по коленям,

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 3 хлопка в ладоши

 

2. Ритмическая игра «Дятел».

Детям показывается изображение дятла, сидящего на дереве. Ведущий предлагает послушать, как птица по – разному может стучать по дереву и повторить услышанный ритмический рисунок:

// // // // // // //

/// /// /// /// /// ///

/ // / // / // / // /

// /// // /// // /// //

3. Ритмическая игра «Имена».

Дети сидят в кругу на полу / на стульях перед ведущим.

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга, назвав каждого присутствующего по имени.

При этом каждый ребенок сначала называет себя сам обычным именем и ласковым с одновременным отхлопыванием. Например,

Маша – Машенька (// - ///)

Катя – Катенька (// - ///)

Варя – Варенька (// - ///) и т.д.

 

4. Ритмическая игра «Кто в гостях у Маши?»

Проводится по аналогии с игрой «Имена».

 

5. Ритмическое упражнение «Верблюд».

Дети разучивают четверостишие. Затем ведущий предлагает рассказать стихотворение с помощью рук с постепенным ускорением темпа.

На каждую строку дети ритмично хлопают в ладоши, выделяя шлепком по колену (правому или левому в зависимости от задания ведущего) последнее слово в данной строке.

Бедный маленький верблюд.

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два больших ведра.

6. Ритмическое упражнение «Воробьи – воробышки».

Дети сидят в кругу.

Ведущий предлагает детям рассказать стихотворение, сопровождая его шлепками об пол.

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Скачут под окном, (3 удара перед собой)

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Кормятся зерном. (3 удара перед собой)

Мы зимой холодною (2 удара справа, 2 – слева)

За ними приглядим, (3 удара перед собой)

Воробьям – воробышкам (2 удара справа, 2 – слева)

Зернышек дадим. (3 удара перед собой)

7. Ритмическое упражнение «Прыжки».

Детям предлагается своеобразная двигательная разминка с проговариванием слогов.

Дети расходятся по залу и занимают места произвольно.

Движения выполняются по показу ведущего с одновременным проговариванием слогов ПА – ПО – ПУ.

1. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вправо со слогом ПО.

2. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок влево со слогом ПО.

3. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вперед со слогом ПУ.

 

8. Ритмическая игра «Оркестр».

Дети делятся на две группы: одни играют на ложках, другие – на бубнах.

Ведущий разучивает с детьми слова стихотворения. Затем дети озвучивают текст игрой на музыкальных инструментах:

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Ложки застучали.

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Детки заиграли.

Там – там – там, там – там – там!

Бубен веселится.

Там – там – там, там – там – там!

Не надо торопиться!

 

9. Ритмическое упражнение с пением «Петушок».

Дети образуют круг.

Вместе с ведущим дети пропевают стихотворные строки, выполняя необходимые действия:

Петушок, петушок, ходьба хороводным

Золотой гребешок! шагом

Масляна головушка, хлопки в ладоши на каждую строку с выделением

Шелкова бородушка! последнего слога последнего слова шлепком по коленям

Что ты рано встаешь? притопывание одной ногой

Деткам спать не даешь?

Ку – ка – ре – ку!

 

10. Ритмическая игра «Передача платочка» (с музыкальным сопровождением).

Дети стоят в кругу.

Под музыку (вальс) необходимо передать платочек своему соседу, стоящему справа. Сначала в игре используется 1 платок.

На счет 1 – 3 – ребенок выполняет взмахи платочком вперед – назад – вперед.

На счет 4 – ребенок передает платочек соседу.

 

11. Ритмическая игра «Повтори, дружок, за мной» (с музыкальным сопровождением).

Ведущий пропевает зачин: «Повтори, дружок, за мной…» и предлагает любой ритмический рисунок.

// // // // // // //

/// /// /// /// /// ///

/ // / // / // / // /

// /// // /// // /// //

 

12. Ритмическое упражнение «Напевая песенку» (с музыкальным сопровождением).

Дети стоят по кругу: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Вытягивают вперед правую ногу, выпрямив ее в колене и вытянув носок.

На 1 – 2 такты дети 3 раза прикасаются кончиком носка к полу впереди себя.

На 3 такт – повторяют это же движение еще два раза.

На 4 такт – приставляют правую ногу к левой.

Затем те же движения выполняются левой ногой.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия