Студопедия — Глава 6 КАРЛ РОДЖЕРС: ОТ ТЕРАПИИ, ЦЕНТРИРОВАННОЙ НА КЛИЕНТЕ, К ТЕРАПИИ, ЦЕНТРИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 6 КАРЛ РОДЖЕРС: ОТ ТЕРАПИИ, ЦЕНТРИРОВАННОЙ НА КЛИЕНТЕ, К ТЕРАПИИ, ЦЕНТРИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ






Что мы теряем! Какие возможности пони­мания мы упускаем из-за того, что в какой-то решающий момент, при всех наших зна­ниях, нам не достает простой добродетели: полного человеческого присутствия.

К.Ясперс

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - приверженец феноменоло­гической теории личности, один из основоположников современ­ного гуманистического направления в психологии, психологичес­ком консультировании и психотерапии, родился в чикагском пред­местье, в благополучной, традиционно протестантской американ­ской семье, четвертым из шести детей. Его ранняя юность прошла в сельской местности, куда переехала семья, когда мальчику было 12 лет, и с той поры все летние каникулы он проводил на ферме, работая там, по его собственным воспоминаниям, до изнеможе­ния, однако именно там он получил незабываемый опыт ответ­ственности, независимости и умения полагаться на собственные силы. Кроме того, обнаружилась его любовь к природе, сельско­му хозяйству и умение наблюдать, внимательно и «по-исследо­вательски» относиться к растениям и животным, наблюдать за их развитием и взращиванием, что, на наш взгляд, немало способ­ствовало впоследствии формированию его взгляда на человечес­кую природу. Сначала он намеревался заняться сельским хозяй­ством, для чего поступил в Висконсинский университет, затем его планы изменились, и он стал готовить себя к пасторской деятель­ности. Однако в 1922 г. произошло знаменательное событие, в корне изменившее его жизнь, не только заставившее отказаться от миссии протестантского священника, но и значительно либе­рализовавшее его мировосприятие. В составе Всемирной студен­ческой христианской федерации он оказался в Пекине, а затем в течение 6 месяцев путешествовал по странам Востока, изучая ре­лигиозные течения, весьма отличные от религиозных и культурных догм и традиций, привитых ему в родительском доме. Даль­нейшее его образование включало теологическую семинарию, Учительский колледж Колумбийского университета, где он в 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 - доктора клинической психологии.

К.Роджерс начал научную карьеру и практику с работы в От­делении исследования детей Общества по предотвращению жес­токого отношения к детям в Рочестере, Нью-Йорк, где в течение 10 лет занимался делинквентными и неблагополучными детьми, опубликовал вызвавшую научный резонанс работу «Клиническое лечение проблемного ребенка», после чего ему была предложена должность профессора на кафедре клинической психологии Уни­верситета штата Огайо. Издание им в 1942 г. книги «Консульти­рование и психотерапия» явилось началом широкого признания его новаторских идей, а после выхода в 1951 г. труда «Центриро­ванная на клиенте психотерапия: ее современная практика, значе­ние и теория» он окончательно встал в ряды пионеров нарождаю­щегося направления в клинической психологии. В последующие годы был написан ряд трудов, значительно расширивших сферу применения разработанного им метода, изменившего в сторону гуманизации и ориентации на творческие возможности и эмоцио­нальную вовлеченность человека практику образования, воспи­тания, межличностных отношений и урегулирования межэтничес­ких конфликтов: «Психотерапия и изменение личности» - совмес­тно с Р. Даймондом (1954); «Становление человека» (1961), «Сво­бода учиться: чем может стать образование» (1969), «Карл Род­жерс о группах встреч» (1970), «Партнерство: брак и его альтер­нативы» (1972), «Способ бытия» (1980) и др.

К.Роджерс был удостоен множества наград и престижных по­стов: первым получил награду Американской психологической ас­социации за выдающийся вклад в науку в 1956 и 1972 гг., занимал пост президента Национального исследовательского совета Аме­риканской психиатрической ассоциации и Американской психи­атрической академии; принимал активное участие в создании Эса-ленского центра изучения и развития человеческих возможностей в Калифорнии. К.Роджерс приложил немало усилий к распрост­ранению созданных им теории и практики по всему миру, искрен­не веря, что добрая воля и способность изменять самого себя по­могут изменить к лучшему этот мир. Он проводил практические семинары и тренинги, в частности, в таких «неспокойных» точках земного шара, как Северная Ирландия, Южная Америка, Восточ­ная Европа. В 1986 г. вместе со своими сподвижниками Рут Сэн­форд и Майклом Мерфи К.Роджерс провел несколько практиче­ских семинаров в России, и, как оказалось, для многих отечествен­ных психологов эта «встреча» стала решающей в выборе профес­сиональной ориентации и, без сомнения, была истинно экзистенциональным событием для каждого из участников (см. интер­вью М. Котэ с непосредственными участниками тех памятных со­бытий). По мнению видных ученых и общественных деятелей никто со времен З.Фрейда не имел большего влияния на практи­ку консультирования и терапии, чем Роджерс. Его идеи стали неотъемлемой частью современного психотерапевтического ми­ровоззрения, независимо от его «школьных рамок»: идет ли речь об исцеляющей роли психотерапевтических отношений, или о роли эмпатии в понимании бессознательных процессов переноса-контрпереноса. Важно также отметить, что наряду с А.Маслоу и Ф.Перлсом К.Роджерс стоял у истоков теории и практики «лич­ностного роста», в основе которых лежит убежденность в силе че­ловеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального са­мосознания и компетентного общения; возможности повышения эффективности любого обучения через глубокий личный опыт «вживания» в сам процесс. Эти принципы особенно важно учиты­вать при подготовке будущих профессиональных психотерапев­тов и консультантов.

Карл Роджерс обладал удивительным и редким даром оставлять «незримый прочный след в чужой душе на много лет». Как Альберт Швейцер или мать Тереза, Роджерс являл собой пример самоот­верженного служения идеалам человечности и добра, и в памяти людей ушедшего XX века он, безусловно, останется ярким приме­ром воплощения в жизни бескорыстной любви к людям.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 300. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия