Студопедия — ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ






СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛИТИКИ

Античность. Христианство. Современность


Предварительные замечания

Каким образом понимали политику те, кто пытался ее осмыслить?

исовы были различные способы подхода к политическим явлениям? it предмет весьма обширен. Его можно разделить на четыре группы

«просов:

» Каков наилучший способ осмысления политики? Следует ли опи­раться на опыт и здравый смысл или, напротив, порвать с ними? Полагаться на божественное Слово или на один только разум? Стремиться к политическому благу или играть роль чистого на-

1 блюдателя? Совершенствовать добродетели разума или применять

[■ технологии Науки? Короче, как нужно поступать, чтобы понять,

: что же такое политика?

• Каковы природа и статус политики? Политическая деятельность — о один из многих видов деятельности. Каким образом ее можно

! отличить от них и определить ее место среди различных видов чело-

' веческой деятельности? Что такое политика: искусство, наделенное

' четкими задачами, или техника на службе неопределенных целей?

" В какой мере политика самостоятельна, в какой — носит подчинен­ный характер? Каковы сверхполитические цели, если таковые су­ществуют?

ь Можно ли внести порядок в необычайное разнообразие политиче-

: "ских практик? Можно ли выделить одну или несколько перемен­ных величин, дающих начальный толчок или обусловливающих все остальное? Вопрос можно уточнить следующим образом: гре­ческие философы полагали, что политическая проблема — это преимущественно проблема государственного устройства. Считать ли само государственное устройство основной переменной вели-

. чиной политики?

1 Как должны быть связаны политическая теория и политическое действие? Каким влиянием должен обладать философский или на-


 
 


Предварительные замечания

было нам сказать. Если бы дискуссии были завершены, можно бы переходить к другим вопросам.

значимости дискуссии

№_ Способы интерпретации полигики

учный разум в сфере политического? Данный вопрос имеет две стороны: 1) должен ли теоретический разум направлять практику? Если нет, то как далеко простирается автономия практики? 2) Дол­жен ли теоретический разум всегда говорить urbi et orbi,1 или суще­ствуют истины, о которых с политической точки зрения не стоит говорить? Всегда ли стоит верить в идеалы Просвещения? На все эти вопросы западная философия, о которой единственно и пойдет здесь речь,2 дала ответы, каждый из которых совершенно не похож на другие: политика по Макиавелли во всем противостоит по­литике по Аристотелю, политика с точки зрения Макса Вебера обла­дает совсем иной природой, нежели политика в понимании св. Фомы. В чем же в таком случае состоят основные расхождения и главные точ­ки соприкосновения? Какие различные концепции политики проти­востоят друг другу в лоне западного мышления? Таким образом, речь идет о способах интерпретации политики или, если хотите, о парадиг­мах (хотя слово это несколько тяжеловато и уродливо) размышления о политике. Каковы они? Как мы попытаемся показать, вдело вступают три группы: мыслители Античности, Христианства и Современности {двух направлений: философы и ученые).

Чем обусловлен такой тип анализа? Прежде всего, тем, что он ни в коем случае не является обязательным отступлением или привычным моментом, предшествующим переходу к более серьезным вопросам; он стремится, во-первых, прояснить основы теоретического выбора позиции и, во-вторых, способствовать пониманию политической ис­тории. Собственно историческая перспектива определяется без труда: начиная с периода распространения христианства западная политика неотделима от теологического или философского осмысления поли­тики. В современную эпоху связи стали более тесными: современная политика порождена современной политической философией. Зато сегодня теоретический интерес предстает далеко не само собой разу­меющимся. Почему связь с прошлым так прочна? Избранное направ­ление исследования исходит из гипотезы, что прошлое это не умерло, что дискуссии между мыслителями Античности, Христианства и Со­временности (которые ведут представители обеих упомянутых груп­пировок) по-прежнему не утратили смысла. Изучение Платона или Макиавелли не имело бы предмета, если бы Платону или Макиавелли

Ubrietorbi — городу и миру, т. е. Мы ограничимся рассмотрение* причинам: 1) потому что у нас ж гь прочие виды философии; 2) го _.. ._, Запад — колыбель философии

(лат.) — Прим. ред.

шнои философией политики по следую-готочной компетенции, чтобы рассмат-[адлежим западному миру —"1Й науки; 4) п

ррмой.

политическая современность стремятся стать всеобщей н<


Различные способы интерпретации противоречат друг другу. Если >р продолжается, то уместно сделать их обзор, опираясь на гипоте-в соответствии с которой каждая из интерпретаций может иметь долю истины в споре с другими. Но эта точка зрения ие являет-^господствующей в рамках современной политической науки или, в общем виде, в рамках современных общественных наук: вопрос |ен, прежние способы интерпретации преодолены, дискуссиям [ьше нет места. Позитивистская наука отвергает старые способы >претации не на их территории, но опровергает и заново интерп-;,фетирует их, исходя из собственной точки зрения. Мыслители, при­надлежащие традиции, заблуждались, поскольку верили в способ по­знания, ложность или недостаточность которого была доказана совре­менной наукой. Иначе говоря, они были неправы, потому что не при­знавали методологических установок, предлагаемых научным позна­нием. Современная наука дает возможность понять прежних мысли­телей лучше, чем они сами себя понимали. О фундаментальном об­суждении не может быть и речи.

С позитивистской точки зрения история способов интерпрета­ции может представлять лишь исторический интерес. Размышление о политике может быть разделено на два периода: период ненаучной философии и затем период нефилософской науки. Первый период отделяется от второго барьером, что сделало возможным подлинное познание, познание научное, то есть построенное по образцу совре-^Иенных наук о природе. Достижения великих мыслителей переос-•Шсливаются в соответствии с критериями или способами объясне­ния, совершенно им чуждыми. О них судят либо в соответствии с тем местом, которое им отводят в предыстории науки (например, чем меньше внимания они уделяют Благу, тем ближе они к истин­ному методу, и в этом смысле Макиавелли сделал гораздо больше, чем Платон), либо их интерпретируют с исторической или социоло­гической точки зрения, считающейся исключительной: всякое про­изведение выражает лишь дух своей эпохи или логику интересов, ни один мыслитель не способен преодолеть свое время или свое соци­альное положение, не существует ни универсального разума, ни вневременного суждения. Совершенно очевидно, что подобный тип ""^1терпретации лишает всякого интереса анализ великих произведе-

I


12 Способы интер


гации политики


Предварительные замечания 13


 


ний прошлого: великие мыслители претендовали на постижение истины, а оказывается, что они всегда выдвигали лишь исторически предопределенные или ситуационные утверждения, устаревшие вместе с породившей их исторической ситуацией. Они жили иллю­зиями. Мысль человеческая утрачивает всякую автономию, она рас­творяется в Истории или в Обществе.

Если все происходит именно так, то сама наука утрачивает свою зна­чимость.1 Будучи доведенными до своего логического завершения, ис-торицистские и социологистские посылки противоречат сами себе: ес­ли они обладают всеобшей значимостью, то, следовательно, примени­мы и к исторической и социологической мысли какой-то эпохи, кото­рая, следовательно, не обладает всеобщей значимостью. На практике этот тип интерпретации главным и таинственным образом сводится к интерпретации, на него же ссылающейся и не затрагивающей сущест­венного различия: различия между заблуждениями прошлого и исти­ной нынешней науки. С одной стороны, мыслители прошлого, кото­рые не полностью осознавали, что делали, с другой, — сегодняшние ученые, которые знают, что делают, и знают, что делали мыслители прошлого, сами того не сознавая. Интерпретатор берет верх над тем, кого он интерпретирует. Профессор не предстает более служителем творчества, он господствует над творчеством, он — властитель смысла.

Итак, вопрос стоит следующим образом: среди различных спосо­бов интерпретации политики существует способ радикального пре­восходства метода, в силу этого отказывающийся учитывать другие интерпретации. Конечно же, эта точка зрения не совпадает со всей политической наукой (поскольку последняя сама оказывается разде­ленной), но если рассматривать развитие этой дисциплины с 1945 г., то данная точка зрения предстает как господствующая. Она была бы неоспоримой, если бы новый метод — метод позитивистской науки, применимый к явлениям гуманитарной сферы, — на самом деле был бы таковым. Но как мы увидим, дело обстоит иначе. Впрочем, можно ли понять суть дела, не выслушав аргументы всех сторон? Следова­тельно, было бы правильным выложить все карты на стол и возобно­вить обсуждение, отказавшись от априорных предрассудков относи-

1 И действительно, целое течение современной эпистемологии подчиняет са­мою науку историческому релятивизму: Т.Кун, П.Фейерабенд, Д.Блур, К.Хюбнер... (см Boudon R. L'art de se persuader. P.: Fayard, 1990). Однако же влияние этоготече-ния не настолько велико, чтобы на самом деле Поставить под сомнение авторитет науки, даже в рамках гуманитарных наук. Добавим, что крайний релятивизм, как пренетавляется, наталкивается на самые элементарные возражения: являются ли ут­верждения типа «2 + 2 = 4», «Земля вращается вокруг Солнца», «отношение длины

исторического вре-


-гельно значимости того или иного способа интерпретации. Совре­менная политическая наука должна быть в свою очередь включена в историю способов интерпретации политики, которые следует сопо­ставить друг с другом. Итак, обсуждение открыто.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия