Студопедия — ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Проблема современной демократии (II)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Проблема современной демократии (II)






СОРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА

Проблема современной демократии (II)


Предварительные вопросы


XX век завершается беспрецедентным фактом современной эпохи: войне режимов положен — или почти положен — конец. Вопрос о ре­жиме — вопрос преимущественно политический — предстает как де- до решенное. Либеральная демократия стала господствующей, геге-стской в масштабах всей планеты. К всеобщему удивлению вели- Враг исчез с горизонта, подобно миражу или кошмарному виде- Непредвиденный поворот Истории — «саморазрушение социа- яизма» — положил конец режиму, видевшему себя в авангарде этой Йстории. Таким образом, у либеральной демократии нет настоящего Соперника. Отныне «в политической жизни людей господствует одна единственная модель демократической власти, современная пред­ставительная демократия, конституционная и светская, прочно уко- Ценившаяся в экономике, где она носит преимущественно рыночный Характер.»1 Люди остаются разделенными, но внешне они приходят к «Йгласию относительно совместного преодоления этих различий.

Следует ли из этого заключить, что политический вопрос действи­тельно решен? Что крупные политические цели уже позади? Что вы-I бор уже сделан? Что история закончилась? Это означает в очередной ^ раз дать исторической необходимости (новый вариант которой опи-

гл J. Dem
Hdes]ieux//LaPenseepolitique, i
ii 1993. P. i
i

рается на крах предыдущего) безмерный кредит доверия: будущее от­крыто, и «ни одному режиму нельзя обеспечить себе прочность толь­ко благодаря своему положению» (Р. Арон). Это означает также, что нынешний триумф демократии не означает конца альтернативности: политический вопрос сузился, но он по-прежнему касается фунда-f


286 Современная политика

ментальных целей, и выбор существует. Либерально-демократиче­ский режим может иметь различные интерпретации и различные воп­лощения. В самых главных чертах выбор пролегает между двумя вер­сиями либеральной демократии, как и между двумя версиями равен­ства. Попробуем обрисовать это различие.

Прежде всего нужно дать определение. Что следует понимать пол демократией и демократией либеральной?

Слово «демократия» сегодня перегружено в смысловом отношения и зачастую раздуто. Однако в политическом порядке есть «устойчивое ядро», производное от этимологии и закрепленное употреблением. В своем первоначальном смысле «демократия» (от demos — народ и kratos — власть) означает власть народа, она была воплощена в политической организации некоторых греческих полисов, в частности, Афин л V-VI вв. до н.э. В современном употреблении слово демократия оста­ется связанным с народной властью (а выражение «античная демокра­тия» является устоявшимся выражением), но его применяют главным образом к режимам, в которых власть не обязательно отправляете i всем народом. «Устойчивое ядро» в таком случае можно определил следующим образом: демократия подразумевает, что политическат власть имеет своим источником народ, — другими словами, демокрд тия подразумевает, что власть не только опирается на согласие нарол i (в противном случае всякий упрочившийся режим был бы демократ» ческим), но и что она проистекает из народной воли. Важность этоп положения соответствует устоявшемуся обычаю. В этом смысле дан ное утверждение, даже если оно со всей очевидностью и требует допол нений и уточнений, выступает в качестве необходимого и главной элемента всякого определения демократии. Иной выбор мог бы бы~ь оправданным только в том случае, если бы он требовал умопостигае мости реальности (а это, как нам кажется, не так), и у него были бы все шансы паразитировать на дискуссиях и рефлексии.

И вот здесь возникают трудности, и множатся интерпретации. Ее ли установлено, что в демократическом режиме народ выступает т. точником власти, то что следует понимать под народом и какова точ­ная природа отношений, связывающих народ и власть? Режимы, ко­торые в истории назвали или/и которые сами назвали себя «демокра тическими» — античные «демократии», современные западные «де мократии», «социалистические демократии» — все в основном ссыла­ются на народную волю, но в рамках различных концепций. Следует ли признать существование нескольких типов демократии?

Несомненно — того требует обычай — нужно различать демокра­тию античную и демократию современную. Античная демократия об­ладает специфическими чертами. В некоторых отношениях в глазах


___________________._______ Предварительные во просы 287

современных людей она предстает демократией ограниченной, де-_ лократией с оговорками: афинский demos не совпадает со всем взрос-

■ даш населением, из него были исключены женщины, чужестранцы,
В^абы (столь же многочисленные, как и свободные люди). Граждане
_Гяредставляли собой лишь меньшинство. В других отношениях афин-
1#кая демократия представляется в соответствии с часто используемой
| формулировкой как чистая демократия: «народ* непосредственно

участвует в отправлении власти, он собирается в рамках ekkksia от де-,сяти до сорока раз в год для обсуждения и принятия решений по делам полиса. Более того, обязанности судей или магистратов выполнялись самими гражданами, избранными по жребию; эти обязанности край­не многочисленны, время их исполнения коротко, переизбрание или совмещение обязанностей чаще всего были запрещены: речь идет именно о прямой демократии, не имеющей ни профессиональных по­литиков, ни профессиональных администраторов.

То, что называют современной демократией, совершенно очевид­но имеет другую природу. В современном смысле демократией приня- •■ to называть равенство политических прав, гражданство, распростра-':■ $яемое на всех людей, проживающих в данном государстве, достиг- \i ших определенного возраста (адо недавнего времени еще и принадле-?:жащих к одному полу). С другой стороны, современная демократия ■. ■ носит менее «чистый» характер, поскольку является представитель-г:<.ной. Воля народа выражается уже не непосредственным отправлени- %, ем власти, но выбором представителей. Другими словами, современ-я идея демократии носит оригинальный характер по сравнению с еей демократии античной, поскольку она ставит в центр организа- '■■ ции власти выборы, причем с использованием всеобщего избиратель- t «ого права. Современная демократия означает свободный и периоди­ческий выбор народом руководящего меньшинства.

Далее, следует ли различать два варианта современной демокра-

■ тии — демократию либеральную и демократию социалистическую?
$i Как мы видели, если такое различие когда-то и существовало, то в на-
"'£.'. стоящее время оно утратило всякое значение в силу известных при-

;, чин: «социалистическая демократия» была ложной демократией. щ- Наконец, зачем нужно характеризовать западные демократиче- Ш «сие режимы как либеральные? Почему не оставить за ними наиболее Ш распространенный термин и не говорить просто о демократиях? На W самом деле такому употреблению не хватает строгости: оно импли-цитно объединяет укорененность власти в народе, законность и сво­боду, оно подразумевает, что демократическое осуществление власти по природе своей означает осуществление власти в соответствии с за­коном и с уважением свобод. Однако дело обстоит не так. Если запад-


288 Современная политик!_____________________

ные режимы, по крайней мере, в существенных своих чертах предста­ют как режимы умеренные, то это не потому, что они просто демокра­тические. Их отличает именно либерально-демократический синтез, но синтез этот, очевидный на Западе, нигде более в таком виде не прояв­ляется. Западные режимы безусловно демократичны, но они также ус­танавливают границы и пределы демократической власти. Разделение властей или контроль за установлением законов, например, не явля­ются выражением демократического принципа. Эти границы и пре­делы обусловлены введением в практику законов либерального происхождения. Современные западные режимы умеренны лишь в той мере, в какой они остаются верными либеральным принципам, установленным при их зарождении. Иными словами, именно либе­ральная мысль определила принципы умеренности власти (и соответ­ствующие принципы организации последней), наследником которых и выступают современные демократии. Западные режимы не безуп­речны. Это нужно учитывать при использовании соответствующих терминов.


XIII. Элементы истории (картина первая)

'ервая характерная черта истории либеральной демократии на Западе наиболее очевидна: этот режим победил, он прочно укоре­нился в реальности. Его политический успех весьма примечателен: ральная демократия сочетает в себе равенство права, личные >ды и гражданский мир. Политика всегда разделяет людей, но

:итические разногласия разрешаются мирным образом благодаря ihv большинства, и никто более не рискует своей жизнью и сво­бодой из-за того, что он не нравится власти. Либерально-демократи­ческая современность приручила Минотавра (Бертран де Жувенель).

Какова же история этой победы? Каким образом сформировалась и установилась либеральная демократия, как она существует сегодня? Все это довольно сложный процесс из-за разнообразия национальных историй. Вот несколько примеров: в Англии новый режим развивался постепенно в ходе длительной истории, в которой король шаг за ша­гом утрачивал свои прерогативы. Англии XVIII века, вызывавшей восхищение у Монтескье, уже было известно парламентское предста­вительство, разделение властей, habeas corpus^, свобода слова и выра­жения. Режим был либеральным, в следующем веке он постепенно Превращался в демократический благодаря расширению права на го­лосование и развитию конституционной практики.


 


1


1 Habeas corpus (ла1 текста), принятого аш без решения хула не Прим. перев.


*'

290 Современная по литика_________________________

Американский опыт совсем иной: власть уже принадлежала наро­ду, когда в 1 787 г. законодатели собрались в Филадельфии. Перед аме­риканцами стояла задача не ослабить королевскую власть, как это бы­ло в Англии, но организовать власть народную. Американский режим уже родился современным — Соединенные Штаты представляют со­бой «the first new nation»1 (СМ. Липсет) — таковым он был замыслен и установлен. Founding Fathers (Вашингтон, Медисон, Гамильтон, Франклин...) размышляли над фундаментальными проблемами поли­тической философии и — какая редкость в истории! — они отчетливо осознавали, что делали. Если в Англии «всегда чтут традиции, но ни­когда не вводят ничего нового» (что затрудняет исследование), то и Соединенных Штатах основание нового порядка имеет точную дату как в плане утверждения принципов, так в том, что касается институ-ционализации. Спустя два века после своего рождения американское государственное устройство по-прежнему выглядит прочным.

Зато французский опыт более сложен и более труден для исследо­вания из-за такого грандиозного и специфического события, каким была Французская революция, чье великолепие способно исказить перспективу. Революция — несомненно явление современной эпохи, но она также представляет собой специфический случай. Конечно, значительное число ранних революционных текстов, к которым отно­сится и Декларация прав человека и гражданина 1789 г., должны быть отнесены (с некоторыми оговорками) к фундаментальным текстам современного западного режима,2 но революционное развитие собы­тий предстает в качестве оригинального феномена, чуждого длитель­ному историческому процессу, завершением которого выступает ли­беральная демократия. На наш взгляд, Революцию следует рассматри­вать в качестве первой идеологической революции в истории, и в этом

1 The first new nation — первая новая нация (англ.) — Прим. перев.

2 Интерпретация Декларации прав человека и гражданина — дело тонкое: I)
текст несет на себе отпечаток современных либеральных идей (равные неотчужда­
емые права, разделение властей..), но он также содержит в себе и утверждения ино­
го толка (суверенитет закона, «выражение общей воли»), внешне противоречащие
первым. Декларация, по крайней мере при ее буквальном прочтении, «соединяет
лед и пламень» (Эмиль Фагэ); 2) ее текст носит боевой характер, он интерпретиру­
ется, по крайней мере, частью основателей в рамках «патриотической» идеологии;
в таком случае смысл извращен идеологией, и внешние противоречия разрешают­
ся с.,.,....-,.---------------- о разделения ролей, установленного идеологией (см. гл.

•""-на, данного ей некоторыми действующими лицами

ди

л, данного ей некоторыми действующими лицами и несущего в зародыше революционное развитие событий, Декларация в своих ли­беральных формулировках устанавливает новые принципы, к которым послерево­люционная история уже не вернется, и следовательно, она тем самым играет роль основополагающего (а так
, м с о (а также в некоторой мере и справочного) т основании мы ее здесь и будем упоминать.

Х[). В результа и


Элеме нты истории ( картина первая) 291

смысле она требует особой интерпретации (как мы попытались это показать в главе Xi). Здесь мы лишь упомянем grosso modo1 «принципы S9-ro» в той мере, в какой они — помимо того извращенного смысла, '' ^аким их наделяют некоторые участники («патриоты») — историче-Оси сыграли роль основополагающих принципов.

Революция несомненно оказала огромное влияние на позднейшую политическую историю Франции и отчасти объясняет ее специфиче­ский характер. С одной стороны, Старый порядок не пережил револю­ционного взрыва, Реставрация (вопреки своему названию) и последу­ющие режимы предстают в основном как режимы современной эпохи; с другой стороны, Революция сыграла роль разделяющего принципа — gamma divisio XIX века — и противоречила наступлению либеральной демократии, осложняя развитие либеральной идеи (которую либералы старались вывести из революционного духа) и до крайности заостряя идею демократическую. В значительной степени именно унаследован­ные от революционных мук идеи и представления питали и разжигали споры о форме правления и препятствовали организации различных мнений в упорядоченное их соперничество. Либеральная демократия в законченной и установившейся форме воцарилась лишь позже, при Третьей Республике, и после многочисленных трений. Следует доба­вить, что в XX веке спор об институциональных формах в какой-то ме­ре отошел на задний план, и нужно было дождаться Пятой Республи­ки, когда произошло присоединение левых к новым институтам, что­бы современный режим обрел прочную институциональную форму. г Однако несмотря на это разнообразие — швейцарский, сканди­навский, немецкий и т. д. опыты также обладают своим своеобрази­ем — конечная точка в основном одна и та же. Рассмотренные с опре­деленного уровня абстракции эти различные истории имеют главные обшие черты: мы имеем дело с одними и теми же принципами и тра­екториями развития, которые в общем принесли успех режиму. Како­вы же эти принципы? Каковы траектории развития?







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия