Студопедия — О новом и неравном равенстве Современности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О новом и неравном равенстве Современности






Токвиль и Маркс были почти современниками. Они видели один мир, они судили о нем совершенно с противоположных позиций. По сути, говорил Маркс, ничего не изменилось, — социальные разделе­ния продолжают существовать, — новому миру еще предстоит поя­виться на свет. По сути, говорит Токвиль, изменилось все: люди вош­ли в новый мир, мир равенства. Следует ли подчеркивать удивитель­ную проницательность автора «Демократии в Америке»? Токвиль «за­ключил пари, которое выиграл: он утверждал, что мир равенства и присущий ему тип поведения представляют собой явления устойчи­вые, необратимые, имеющие решающее значение для будущего. Именно с этой точки зрения он и анализирует уже мир, в котором мы все еще живем.»1 Он сделал большее — он показал специфику совре­менного понятия равенства.

Каково же значение его творчества и в чем его ограниченность? Начнем с двух оговорок: 1) главная слабость Токвиля, несомненно, состоит в его попытке осмыслить современный мир как монолитный. Из-за этого на протяжении всей своей жизни он постоянно натыкал­ся на феномен, который невозможно объяснить одной только дина­микой равенства, — феномен революции. Иными словами, он недоо­ценивал влияние идеологии на современную политику; 2) как нам ка­жется, Токвиль стремится чрезмерно обобщить американский опыт. Как он сам отмечает, возникновение в лоне Нового Мира американ­ского общества — явление оригинальное, поскольку американцы бы­ли рождены свободными, тогда как европейцам предстояло устано­вить равенство на руинах аристократии. Несомненно, в Европе следу­ет большее значение придавать следствиям, характерным для собст­венно политического режима. Сделав эти оговорки, можно выделить следующие основные темы, требующие своего обсуждения: природа нового типа равенства, динамика этого равенства и его основные уча­стники.

О новом равенстве. Что по сути говорит Токвиль? Он не говорит, что в современном мире неравенство и, в частности, неравенство иерархическое должно исчезнуть, он показывает, что это неравенство меняет смысл. Внешне мало что меняется: по-прежнему существуют управляющие и управляемые, директора и рабочие, профессора и уче-


___ Элементы истории (ка ртина вторая) 351

НИКИ, родители и дети. На самом же деле изменение очень существен­но: изменяют свою природу отношения между неравными людьми. В силу того, что люди мыслят и ощущают себя в равной степени незави­симыми, неравенство приобретает главным образом договорной и функциональный характер. Никто не обязан подавать пример, никто ие обязан следовать примеру. Авторитет, понимаемый как моральная ответственность, уступает место простой иерархии компетенций. В том, что касается образа жизни, каждый старается быть независимым й сам составить свое собственное мнение.

Что означает это исследование? Токвиль показывает утверждение суверенного индивида и, следовательно, разрыв между современным равенством и равенством естественного права. Последующая история подтвердила: современное равенство все отчетливей и отчетливей ус­танавливалось как равенство совершенно нового вида, основанное не на идее общей природы, но на стремлении к независимости и осво­бождению. Превратности истории во многом способствовали такой эволюции или радикализации, моральной революции 1960-х. С этого момента современное равенство приобрело черты чисто формального равенства или равенства через несовершенство.

Как нам кажется, существует два способа понимать равенство лю­дей: люди равны либо потому, что они сообща чем-то владеют, либо потому, что они сообща ничего не имеют, кроме свободы ничем не владеть сообща. В первом случае равенство носит субстанциональный характер, оно основано на признании того, что свойственно собствен­но человеку; во втором же случае равенство носит формальный харак­тер, это равенство в неимении, оно означает, что человеческое в чело­веке полностью пребывает в состоянии недетерминированной свобо­ды.1 При субстанциональном равенстве другой равен мне, поскольку самой нашей конституцией мы разделяем нечто существенное. Вне зависимости от существования многочисленных форм проявления ес­тественного неравенства существует изначальное и основополагаю­щее равенство, связанное с тем, что мы есть, и не зависящее от нас. Таково сверхъестественное равенство в христианстве, таково и равен­ство естественного права. Субстанциональное равенство говорит: ве­сти себя подобно человеку имеет смысл. Не все способы жизни равно­значны, не все действия человека суть действия человеческие (св. Фо­ма Аквинский). При равенстве в неимении другой равен мне, потому что он разделяет со мной ту же безусловную свободу, потому что раз­личия не составляют отличия, поскольку все способы жизни равно-


 


1 FuretF. Le Systeme con hiver, 1980-1981.P.613.


eptuel de la «Democratie en Amerique» // Coi


и в следующей глад ■ «Be legaliti par defaul


P.: Criterion, 1997.


352 Современная политика


Элементы истории (картина вторая) 353


 


значны. Всем людям сообща принадлежит только их независимость они лишены всяких естественных детерминаций. В своей чистой и за­конченной форме равенство Современности лишено всякой субстан­циональности. Это равенство освобожденных людей, которые господ­ствуют над своей человечностью, поскольку человечность совпадает со свободой. Жить по-человечески имеет лишь один смысл: задавать самому себе свой собственный закон.

О динамике равенства и ее участниках. Токвиль превращает com­mon man1 в главное действующее лицо социальной эволюция. Он предлагает в некотором роде демократическую интерпретацию дви­жения, охватившего демократические общества. Нельзя ли сказать, что он недооценивает роль различных меньшинств или элит? В твор­честве Токвиля отсутствует важный участник — передовой человек.

Здесь мы предложим лишь короткие заметки на эту тему. Возьмем в качестве примера период 1960-1980 гг. Во всех западных обществах в те годы ускорилось эгалитарное движение. Равенство одновременно вы­ступало и принципом государственной опеки над рынком, образовани­ем, распределением доходов и т. д., и отступлением общественного ре­гулирования в области нравов. Обе линии эволюции внешне противо­речат друг другу, но они связаны с одной основополагающей теорией — радикальной версией демократического духа. Схематично логику этой теории можно представить в следующей форме: если люди равны, если они обладают равными способностями и равной независимостью, то это означает, что экономическое и социальное неравенство произволь­но и незаконно, а различные способы частного поведения равнознач­ны. Равенство подразумевает «права» гомосексуалистов и единообраз­ное образование, laissez-faire1, с одной стороны, и государственное вме­шательство — с другой. Эта идея имела обширное законодательное воп­лощение, но законодательство было далеко от наиболее полного выра­жения пожеланий большинства. Нужно различать общее мнение и мне­ние господствующее, что иллюстрирует, в частности, знаменитый аме­риканский пример: в 1960-е годы, пишет Уолтер Берне, «какое-то вре­мя можно было думать, что американская политическая система оказа­лась в руках нью-йоркских интеллектуалов и гошисгских бунтовщиков, царивших в студенческих кампусах... Были некоторые основания пола­гать, что вся страна решила отрицать собственное прошлое и встать на совершенно новый путь развития. Эта идея, казалось, находила гюд-

1 Common man — обы'1 1 Lassez-faire — не ме ьства. — Прим. перев.

к (англ.) — Прим. перев.

гь (франц.), принцип свободы предпр!


*


тверждение в многочисленных постановлениях Верховного суда, под­держивавших некоторые требования экстремистов или, по крайней ме­ре, их вдохновлявших... Молчаливое большинство не высказывало охотно свое мнение в прессе, и точно также оно не выходило на улицу с демонстрациями; но оно дало возможность ощутить свою весомость в целой серии голосований, однозначно высказываясь против «ценно­стей 60-х». Оно считало, что великие принципы демократии были пре­даны. Свобода выбора означает отныне провал общей воли; равенство прав, провозглашенное Women's Lib, переворачивает роли, традицион­но отведенные мужчинам и женщинам... Что же касается Affirmative Action,1 устанавливающей преимущества при приеме на работу в уни­верситеты высшего уровня и на рынке труда для женщин и некоторых меньшинств, то молчаливое большинство осуждало ее, поскольку она вредставала в качестве оборотной стороны дискриминации.»^

Если, как полагает Токвиль, определяющее мнение царит в демок­ратическом обществе, то нужно добавить, что в некоторых случаях мне­ние это принадлежит прежде всего профессионалам слова и действую­щих меньшинств, а не всем гражданам в целом. Как это ни парадок­сально, демократические ценности сами по себе в некоторой степени тяготеют к публичному успеху мнений, которые вовсе не являются пуб­личными мнениями. Эгалитарный дискурс, утверждающий равенство в неимении, опирается на эгалитарный принцип, развивает его, ссылает­ся на него. Оспаривать неумеренное равенство означает опасность по­казаться оспаривающим само равенство. Эгалитарный дискурс в его ра­дикальной версии не обязательно подразумевает убеждения, но, по­скольку он связан с бесспорными ценностями, он блокирует, пугает, побуждает к сдержанности. Разве Университет никогда не был — в час­тности, во Франции — жертвой эгалитарного дискурса? Утверждение «нужно демократизировать Университет» кажется бесспорным, как же можно противиться «демократии»? А между тем одна из задач Универ­ситета — отбор и формирование наиболее способных к умственной ра­боте, он должен не подчиняться власти мнения, а вести независимое

т — прощ

дура утверждения (англ.) — Прим. перев.

_ W. Le conservatisme americain. Un ргоШ. // Dialogue, № 2, 1982. P. 22-23.

Многочисленные опросы и исследования подтверждают этот анализ, они показы­
вают также приверженность большинства американцев демократическому идеалу в
обход «перераспределительной этике», господствовавшей в 60-е и 70-е годы. См., в
частности: InkelessA. Continuity and Change in the American National Character // La
Revue TocqueviUe. II (2-3) printemps - etc 1980. P. 20-51; HochschihU.L, What's fair?
Americain beliefs about Distributive Justice. Harvard University Press, 1981.0 расхожде­
нии между общественностью и «элитами» в вопросах морали см.: Public Opinion,
oct.-nov. 1981. Р: 30-31. -.... „...,..„..,.,............ „....


354 Современная политика

исследование истины. Не является ли он в этом смысле аристократиче­ским институтом и рамках демократического режима?

Если данные замечания верны, то люди демократического общества играют неравные роли в процессе выравнивания условий. Не является ли демократический человек в большей степени продуктом этого разви­тия, нежели его создателем? Демократическое движение опирается на демократические идеи и чувства common man, но, как нам кажется, глав­ной его движущей силой выступает действие лишь некоторых, «борцов» демократии. Среди этих воинствующих демократов нужно выделить, в частности, на современном этапе, тех, кто до предела заостряет дух ра­венства и кого можно назвать «чрезмерными друзьями демократии») (Пьер Манан). Их влияние обусловлено тем, что в лоне демократическо­го общества они в некотором роде чувствуют себя как рыбы в воде. Они не только ссылаются на демократическую идею, но и способны играть на демократических чувствах, подталкивать людей к такому состоянию, когда они высвобождают чувства зависти и ревности (чувства, по мне­нию Стендаля, присущие современным людям) и сбрасывают с себя чувство долга перед государством. Токвиль несомненно переоценил «ес­тественную» страсть к равенству, свойственную простому человеку де­мократических обществ, и он недостаточно учел оружие, которым рас­полагают в этих обществах те, кто — сознательно или нет — играют роль искусителей. Искушение равенством — это не только искушение низве­сти герцога Бэкингема до собственного уровня или вообще всех урав­нять, это также еще и искушение освободиться от своих моральных обя­зательств. В мире равенства, основанного на неимении, отношения лю­дей друг к другу носят чисто договорной характер: профессор, обращаю­щийся с учеником или со студентом как с равным, может передать ему лишь только технические знания, он не обязан уважать формы обще­ния, вызывать почтение; отец семейства, рассматривающих своих под­росших детей как взрослых, освобождается от моральной ноши отцовст­ва; «демократичный» пользователь автобуса вовсе не должен уступать место пожилому человеку или беременной женщине...

Не следует ли в таком случае из всех страстей, присущих демокра­тическим обществам, выделять страсти чрезмерных друзей демокра­тии, поощряющих или разжигающих демократические чувства com­mon man? Каковы же они, эти страсти? Исследование этих передовых людей еще предстоит провести.

Наконец, нужно задать классический вопрос о тесных отношениях между властью и равенством (их взаимодействие не сводится единст­венно только к этому аспекту). Данный вопрос многогранен: с одной стороны, демократический режим создает систему стимулов, благопри­ятную для расширения власти, с другой, — власть извлекает выгоду из


Элементы истории (картина вторая) 355

того, что можно назвать железным законом неравенства: выравнивание (экономическое и социальное) сопровождается возрастающим нера­венством в пользу тех, кто пытается выравнять отношения. Цена равен­ства — концентрация власти или, иными словами, усиление власти есть ха выгода, которую ее носители извлекают из эгалитарной политики. Йе скрывается ли в таком случае порой под маской любви к демократии '"классическая любовь к власти? Токвиль замечал, что среди особых при­чин концентрации власти достаточно любить равенство или заставить в это поверить. Таким образом, некогда столь сложная наука деспотизма упрощается. С еще более общей точки зрения и используя слова Паска­ля, можно сказать, что отрицание «естественных величин* благоприят­ствует «величинам устанавливающим», оно позволяет увеличить в их пользу связанные с властью неравенства и в тоже время освобождает их от моральных обязательств, наделяя эти неравенства чисто функцио­нальным характером. В этом смысле времена чрезмерного равенства — благословенное время для демократических властителей (народных представителей, администраторов, профсоюзных деятелей), имеющих в своем распоряжении сильные рычаги управления и при этом осво­божденных от обязанности подавать пример.

Если принять все вышесказанное, то следует различать несколько типов участников демократического движения. Процесс выравнива­ния условий в действительности несомненно менее демократичен, чем предполагал Токвиль, но даже в таком измененном виде он разви­вается в очень «токвилевском» духе: именно идеи и страсти главным образом и движут делами человеческими. «Только в глубинах челове­ческого духа можно обнаружить отпечаток фактов, которые произой­дут впоследствии в действительности.»1

Каковым бы ни было относительное участие каждого из действую­щих лиц, итог таков: мир, в котором царит несубстанциональное равен­ство и, следовательно, несубстанциональная либеральная демократия. Радикализация современного равенства изменила концепцию или пред­ставление о режиме. Отныне вопрос о поведении более не поднимается или не поднимается вовсе, все зависит от процедуры. Идея «развращен­ного народа» (идея, обычная для классической политической филосо­фии) или идея решения, которое одновременно является демократиче­ским и несправедливым, предстает в качестве проявления антидемокра­тического отклонения. Источника власти вполне достаточно для гаран­тий ее правильного использования. Система заботится обо всем.

-. II. Р.:


XVII. Две версии либеральной демократии

Из двух версий равенства вытекают и две версии режима: сущест­вует версия либеральной демократии, выводимая из субстанциональ­ного равенства, и версия либеральной демократии, основанная на ра­венстве в неимении. Первая представляет собой субстанциональную версию, базирующуюся на политическом признании человеческого достоинства, общей для всех природы, оправдывающей, но вместе с тем и обусловливающей равенство и свободу. Вторая версия есть вер­сия процессуальная: демократия смешивается с правилами игры, с процедурами, которые должны позволить лишенным общей субстан­ции и естественных целей людям решать свои частные задачи.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия