Студопедия — Идеология здравого смысла и человечности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеология здравого смысла и человечности






(вместо введения)

 

Термин «инновационно-правовое обеспечение государственного и муниципального управления» – новый для отечественной научной литературы, хотя его содержание, как может показаться на первый взгляд, носит традиционный характер. В последние несколько десятилетий человеческий фактор в праве стал объектом пристального внимания ученых-юристов. Однако в большинстве своем настоящий фактов рассматривался в политическом, демографическом, психологическом, научно-техническом и других аспектах, где человек предстает в разных ипостасях, в том числе субъектом и объектом управления, элементом рабочей силы, генератором научно-технического прогресса, потребителем и т. п. Так или иначе человеческий фактор выступает как часть правового механизма, как средство достижения социальных, политических и правовых целей. Толкований, самых противоречивых, на этот счет много[1]. И редко или вовсе (в словарях, монографиях, учебниках и даже в гимне России) не употребляется при этом, казалось бы, самое близкое, родное и величественное – РОССИЯНЕ, здравый смысл и человечность их управленческих действий.

В данной книге авторское видение таких действий народов, властей, служащих в России исходит из правовых идей и философских установок, признающих прежде всего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и полномерное проявление своих способностей, считающих здравый смысл управления, благо человека критерием оценки инновационно-правовых институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой правоотношений между людьми и органами управления. Рассматриваемая в книге идеология, т. е. система воззрений, определяется как здравомыслие и человечность. Таким образом, аспекты права, управления, относящиеся к ней и учитывающие ее, определены как гуманистические. «Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств», и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России»[2].

Идеи гуманизма имеют длительную историю: они зарождались и формировались еще в глубокой древности, сложившись в эпоху Возрождения, т. е. в XV веке. Развиваясь, они вбирали в себя идеи «естественных прав» человека. Гуманисты пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса.

Оперируя понятиями справедливости, юридического и нравственного законов, долга и воли, здравого смысла и человечности, гуманизм вошел в противоречие с концепциями капитализации общественных отношений, особенно с ее либеральными ответвлениями, в соответствии с которыми человек превращается в средство производства, подчиняется господству стихийных рыночных сил, капиталистического разделения труда, уродующих личность, делающих ее порой античеловечной и односторонней.

Как не вспомнить при этом замечательные слова Люка де Клапье де Вовенарга (1715-1747), знаменитого французского моралиста, утверждавшего: «Справедливым может быть лишь тот, кто человечен», «Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать».

И сегодня наша действительность доказывают, что в современных условиях принципы гуманизма, человечности с огромными трудностями, но становятся идеологическими основами, правовыми нормами отношений между людьми.

Однако слова «здравый смысл», «человечность», «долг», «народное счастье» все еще остаются расхожими терминами в устах многих руководителей и политических деятелей, которые, как правило, употребляют их в своекорыстных целях. Более всего эти слова любят повторять лидеры разного рода партий, групп, кланов и тоталитарных режимов, для которых издевательство над здравым смыслом и злоупотребление доверием народа стали нормой поведения.

На самом деле, настало время говорить и ставить вопрос об ответственности перед народами и властями носителей такой античеловечной идеологии.

Жизненные интересы обеспечения здравомыслия и человечности должны править миром инноваций. В условиях безусловного соблюдения этих двух институтов человек, государство, общество могут и имеют право стремиться к чему угодно: к богатству, знаниям, долгой жизни и даже наслаждениям. Они (институты) могут колебаться, входить в противоречия. Важно одно: здравый смысл, человечность всегда остановят перерастание противоречий в антагонистические. Эти правила должны царить и в праве, и в управлении. Все исходит из здравого смысла и человечности. Свидетельство тому – выход из кризисного положения России в конце ХХ века, ее достоинство, с которым она стала преодолевать последствия грузино-югоосетинского конфликта, газового конфликта с Украиной, мирового финансово-экономического кризиса в конце первого десятилетия текущего века.

И накануне ХХI века ситуация в России была крайне тяжелая: страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан, террористы развязали масштабную гражданскую войну. Но у российского народа, у россиянина не было и нет ни отчаяния, ни страха. Сохранился здравый смысл в поисках выхода из кризисных ситуаций, были собранность и сплоченность самого общества. Очевидно искреннее стремление россиян укрепить государство, изменить положение дел в стране к лучшему. Именно воля людей, их прямое участие в судьбе России стали решающей силой, позволяющей добиться всего, что сделано в текущем веке.

Кажется, совсем недавно в большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Отдельные территории определялись как «суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией». Подводилась база под территориальные претензии одних субъектов Российской Федерации к другим. Государственное управление было малоэффективно. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом. Отечественные СМИ нередко действовали в интересах отдельных корпоративных групп, по их экономическому и политическому заказу.

Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство. Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счете, привело не только к дефолту 1998 года, но и к бедственному положению большинства россиян, разорению многих предприятий, росту нищеты и безработицы. Все это усилило социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострялся и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла.

По выражению В.В. Путина «богатая Россия превратилась в страну бедных людей»[3].

В этих условиях начался формироваться и реализовываться стратегический план вывода России из системного кризиса на основе здравого смысла в политике, праве, управлении. Органы государственного управления прежде всего приступили к наведению конституционного порядка, восстановлению элементарных социальных гарантий граждан, укреплению государственных и муниципальных институтов.

Руководство страной придерживалось главного принципа: восстановление России нельзя вести за счет ослабления человечности как непреходящей ценности людей, ценой дальнейшего ухудшения условий их жизни. Ведь в трудные 90-е годы на их долю выпало слишком много бед и испытаний, а главное – уровень здравого осмысления жизни и человечности опускался все ниже и ниже.

Ценой немалых усилий удалось предотвратить распад страны. Сепаратизм отступил, а терроризму и бесчеловечности нанесены сокрушительные удары. Восстановлено единое правовое и экономическое пространство страны. Региональная правовая база приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое в свою очередь получило серьезное развитие – включая систематизацию законодательства и принятие целого ряда кодексов.

Россия стала не только единой страной, но все эти годы ведет целенаправленную работу по развитию федеративных отношений на здравой политико-правовой основе. Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления – с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.

Страна избавляется от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов, когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались.

Россия вернулась на мировую арену как сильное государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. Могучая воля россиян выдержала испытание на прочность и силу. Накоплен серьезный внешнеполитический капитал, работающий на развитие страны, защиту интересов граждан и национального бизнеса с «человеческим лицом».

Начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном и дорожном строительстве.

Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.

Страна добивается стабильности, которая позволяет строить планы, работать над претворением в жизнь новой стратегии развития России. Вернулась уверенность, что жизнь будет меняться к лучшему на основе стратегии инновационного развития страны, опирающейся на одно из главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения государственного управления, технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Безусловно, темпы инновационного развития и правового обеспечения государственного и муниципального управления (в дальнейшем – управления) должны быть кардинально выше тех, что имеет Россия сегодня.

Переход на здраво осмысленный инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека, укрепление здравомыслия и человечности, обеспечение законопослушания – это и основная цель, и необходимое условие стратегии здравого смысла, человечности и прогресса в правовом обеспечении управления государством и современным обществом. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе является абсолютным национальным приоритетом.

От мотивации к человечности, к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее страны.

Надо добиться, чтобы граждане страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, – право, управление, помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы. То есть иметь уровень жизни, определяющий интерес граждан к своему конституционному участию в управлении делами государства.

Право, обеспечивая высокие жизненные стандарты человека, направляет систему управления на укрепление личной безопасности граждан, надежную защиту их жизненных интересов.

Развивая человеческий капитал на основе здравого смысла жизни, право, управление опираются на братский вековой союз россиян, на все богатство российской культуры, на ее уникальные достижения и традиции.

Правовая идеология здравого смысла и человечности и есть в целом та самая система взглядов и идей о правовом обеспечении управления государством и обществе реальных и равных возможностей, которое устремлено к созданию общества без бедности, гарантирующего безопасность каждого человека.

Как отмечал В.В. Путин, «при решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей»[4].

Не случайно Русская православная церковь предлагает строить хозяйствование в России на основе нравственных принципов и правил, поставив во главу угла духовный смысл жизни и заботу о благе ближнего. Церковь поддерживает предложения направлять богатство на созидание достойной жизни человека, повышать культуру деловых отношений; содействовать творческому развитию человека и заботиться о его здоровье; разделить политическую и хозяйственную деятельность; препятствовать хищениям, коррупции, несправедливому распределению продуктов общего труда; уважать институт собственности; пренебрегать завистью, ложью, использованием пороков и инстинктов.

Или взять обеспечение партийного строительства в России. Так, из Манифеста «Единой России» следует, что ее идеология – плод практического опыта, здравого смысла и научного предвидения, ибо исходит из непреложной ценности человеческого и государственного достоинства, опирается на прошлое и устремлена в будущее[5].

Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный сможет принести пользу себе, своим ближним и своему народу.

В предлагаемой книге именно с этих позиций автор исследует современные проблемы права и управления.

Полнота пространства для обсуждения темы развития здравомыслия и че­ловечности россиян требует включения тех «пределов» инновационно-правового обеспечения управления, которые отражают специфичность сферы, исследуемой в книге. Право – важнейшее культурное и социально-цивилизационное завоевание, обеспечивающее жизнь общества, совместное мирное сосуществование разных народов. Но, как и всякую область дея­тельности, право пытаются «присвоить» идеологически устаревшие профессионалы, что приведет к разрыву ме­жду «правом вчерашних юристов» и современными представлениями о справедливости и человечности в праве. Возникают вопросы: право – это предмет для юридических занятий или форма ор­ганизации жизни человека? Не этот ли разрыв во многом определяет направления развития здравомыслия?

Предложенная в книге точка зрения автора, взгляды на вопросы правового участия граждан в обеспечении человечности государственного и муниципального управления, взаимодействия гражданского общества и юстиции находятся в русле современных правовых теорий.

Здравомыслие в правовом обеспечении государственного и муниципального управления есть также способность мыслить, опираясь на жизненный практический опыт, на общепринятые правовые и моральные принципы. Здравый смысл помогает властям и служащим ориентироваться в окружающей реальности, однако он не всегда поднимается до уровня научного понимания действительности. В то же время здравомыслие противостоит надуманным идеологическим схемам, помогает управленцам-руководителям сбрасывать пропагандистские штампы.

В целом же верная по существу идеология здравого смысла и человечности часто не всегда проникает в существо управленческо-правовых явлений, ограничиваясь суждениями, создающими иллюзию безусловной истинности и справедливости правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Здравый смысл является общим, присущим в той или иной мере каждому гражданину, органу, служащему, должностному лицу чувство истины, справедливости, правды, приобретаемое с управленческим и жизненным опытом. Здравомыслие – это способ отбора нужного знания, то общее освещение правового обеспечения управления, благодаря которому в знании об этом обеспечении различаются главное и второстепенное, обрисовываются крайности. Здесь аргументация в пользу здравого смысла представляет собой обращение к праву с целью поддержки выдвигаемого положения, подкрепленное чувством здравомыслия, несомненно, имеющемуся у всех, кто причастен к правовому обеспечению государственного и муниципального управления.

Здравый смысл, например, по Дж. Вико, – это чувство правильности и общего блага, которое живет во всех людях, но в еще большей степени это чувство, получаемое благодаря общности жизни, ее уклада и целей[6].

А. Шефтсбери истолковывал здравый смысл как понимание общего блага и одновременно как приверженность обществу, как естественные чувства, гуманность, как добродетель сердца[7].

А. Бергсон в понятии здравого смысла выделял моральные мотивы. Здравомыслие связано с чувствами, утверждал он, однако реализуется на социальном уровне и руководит отношениями с людьми[8].

Здравомыслие – способность здраво, толково мыслить, рассуждать[9].

Здравый смысл – одно из ведущих начал человеческой жизнедеятельности, которая разворачивается не только под действием науки или каких-то общих принципов, но под решающим воздействием человечности, человеческих ценностей. Именно поэтому здравый смысл необходим в гуманитарных и социальных науках, исследующих моральное, правовое и историческое существование человечности и человека, его роли в управлении делами государства.

Здравый смысл также – совокупность взглядов, навыков, форм мышления, используемых органами управления, их руководителями и служащими в повседневной практической деятельности.

Здравый смысл определяет своеобразие исследования в юридических науках. Их предмет – моральное, правовое и историческое существование человека, обнаруживающееся в его трудах и деяниях. Само это существование решающим образом определяется здравым смыслом правового обеспечения управления.

Д.А. Медведев, выступая на церемонии вступления в должность Президента России, подчеркнул: «Особое внимание придаю фундаментальной роли права, на котором основывается и наше государство, и наше гражданское общество. Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию»[10].

Действенность управленческо-правовой системы является важным условием развития экономики и социальной сферы, поддержки предпринимательства и борьбы с коррупцией, укрепления роли России в мировом сообществе и ее открытости миру.

Здравомыслие – то, с чем большинство людей согласятся, то, что большинством людей принято за истину в повседневной жизни. Употребляется этот термин в настоящем исследовании в том смысле, что речь идет о юридических проблемах, которые все знают – критерий оценки события, явления, процесса на основании базы правовых знаний, накопленных человечеством за время существования системы управления. Если события, факты не укладываются в рамки правовой базы управления, считается, что они противоречат здравому смыслу и такова оценка будет до тех пор, пока база знаний не пополнится дополнительной информацией, подтверждающей истинность управления и управленческих процессов.

Таким образом, здравый смысл в правовом обеспечении государственного и муниципального управления целенаправлен на поиск истины.

Правовая идеология здравого смысла и человечности народов, властей (органов управления), служащих в конкретной ситуации будет определяться объемом необходимых для данной ситуации правовых и управленческих знаний, которыми они владеют, умением их анализировать и делать правильные выводы из практики управления.

В правовом обеспечении государственного и муниципального управления речь идет о здравом смысле в законах, подзаконных актах и правилах. Здесь важнейшим пунктом является также судебный прецедент.

В правовом обеспечении управления здравомыслие проявляется в суждениях о правильном и неправильном, годном и непригодном в новых исторических условиях. Здесь обладатель здравого суждения не просто способен определять особенное с точки зрения общего, но знает, к чему оно действительно относится, т. е. видит явления и процессы с правильной, справедливой точки зрения.

Однако под предлогом утверждения идеологии здравого смысла порой проповедуется безграничный критицизм, в силу которого «пирог критики» преподносится властям. Пожалуй, что-то подобное можно усмотреть, когда читаешь: «Пусть власть постоянно твердит о неуклонном улучшении жизни простых граждан, сами-то граждане умеют сравнивать содержимое своих кошельков ценников на прилавках. Здесь одними «Временем» и «Вестями» не обойдешься, тут нужен какой-нибудь Кашпировский с Чумаком в при­дачу, да и то вряд ли поможет» (Петров В. Россия. Идеология здравого смысла. – Псков, 2007. С. 3-4).

Естественно, нужно больше заниматься вопросами объективизации здравого смысла в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. В противном случае споры о мнениях не прекратятся, и возрастающее число нерешенных проблем ослабит здравомыслие и в государственном, и в муниципальном управлении. Быть подлинно здравомыслящим управленцем означает способность не только критиковать, но и много знать и копить новые знания, их научно анализировать во имя утверждения и расширения человечности в современном мире.

О здравом смысле в праве, управлении приходится пространно говорить в силу серьезного обстоятельства: профессиональный ум многих управленцев остается ограниченным, недостаточно гибким, ведущим к ослаблению человечности в отношениях с гражданами.

Речь идет не об обывательском здравом смысле – он плохой судья. Суть дела заключается в важных переменах, выраженных в стратегии развития России до 2020 года, которую по праву можно назвать стратегией, подчиненной интересам обеспечения здравомыслия и человечности в общественных отношениях.

Концепция, на основе которой гуманность в управлении и праве здраво укрепляется, есть верный знак того, что уровень человечности возрастает. Ведь здравый смысл правового обеспечения государственного и муниципального управления является реализованным управленческим опытом и весьма существенным спутником в борьбе за развитие человеческих качеств управления.

Здравомыслие означает нормальное правовое состояние и правильное действие сил управленцев, т. е. управление в интересах обеспечения человечности и ее полномасштабности. Нормальны вообще те суждения и взгляды управленцев, менеджеров, которые соответствуют здравому смыслу правового регулирования государственного и муниципального управления, к тому же логически выводимому из достоверных данных.

К сожалению, злоупотребление здравым смыслом нередко встречается в сфере государственного и муниципального управления. Конечно, управление не застраховано от рутины посредственности.

От вышеизложенного понятия здравого смысла зависит, насколько здравомыслие используется в общественных, практических делах. Ведь с его помощью судят, опираясь не на общие предписания разума, а скорее на право, справедливость, гуманизм. Поэтому решающее значение для него имеют практика и опыт управления. С правовыми и тем более инновационными изменениями жизнедеятельности органов государственного и муниципального управления меняется и его здравый смысл, который служит своей эпохе, человеческим ценностям. И значимость здравых идей, суждений не выходит за ее пределы.

Хотя здравомыслие касается, в первую очередь, социальной жизни, по своей природе оно более универсально, т. к. способно судить о любой деятельности и ее итогах, включая теоретическую деятельность в сфере правового обеспечения государственного и муниципального управления, ее результаты – сменяющие друг друга теории, концепции, нормы и нормативы.

Обращение к здравому смыслу неизбежно и в гуманитарных, и в социальных, и в естественных науках, включенных в историческую традицию благодаря правопониманию, правореализации. Но обращение к здравому смыслу в юриспруденции является более частым, чем в естественных науках, стремящихся абстрагироваться от своей истории и вынести ее за скобки.

Действие права, правовое обеспечение управления на основе здравомыслия более чем необходимо в единстве с человечностью, ибо правовая идеология в управления – это великое средоточие человечности[11].

Как не вспомнить призыв Жана Жака Руссо[12]: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими по отношению ко всякому состоянию, ко всякому возрасту, во всем! Разве есть какая-нибудь мудрость для вас вне человечности?»

Переходя от классического понимания человечности, к проявлению ее качеств в правовом обеспечении государственного и муниципального управления, т. е. применительно к повседневным взаимоотношениям людей, надо включить в это понятие ряд более частных качеств – благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, а также скромность, честность, искренность.

Человечность воспитывается в людях и способна проявляться в практических взаимоотношениях управленцев, менеджеров с людьми в зависимости от характера общественных отношений.

Подлинное нравственное и правовое содержание человечности возникает и развивается в процессе борьбы с социальной несправедливостью и антигуманными условиями жизни. Впервые объективные предпосылки для того, чтобы человечность стала непременным моральным требованием, относящимся ко всем областям жизни человека, создаются лишь в демократическом, гуманном обществе. Здесь бесчеловечные поступки выступают как пережитки прошлого и осуждаются общественным мнением, а злостные проявления в бесчеловечности (насилие, хулиганство) караются законом.

Итак, здравомыслие, человечность и гуманизм (лат. humanitas – человечность) в праве, правовом обеспечении государственного и муниципального управления неотделимы друг от друга.

Человечность в правовом обеспечении государственного и муниципального управления – совокупность правовых идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности, провозглашающих жизнь человека высочайшей ценностью в управлении.

Во-первых, как и здравый смысл в управлении, человечность означает придание главного значения идеалам и ценностям человека; убеждение в благости (предрасположенности к добру) человеческой природы, признание ее одной и той же, какой бы культурой, эпохой, нацией или религией ни был сформирован человек, доверие к ней. Гуманизм защищает достоинство человека, его естественные права в управлении делами государства, в социальной жизни и призывает к творческой самореализации, в частности, и на этапе инновационно-правового развития управления.

Во-вторых, человечность – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы, т. е. идея о праве человека на счастье. А так же и о том, что удовлетворение потребностей и интересов человека должно быть главной целью общества, права, управления.

В-третьих, человечность – не только принцип, но и полное мировоззрение, в центре которого находятся идеи человека о благе, здравомыслии как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей гражданского общества. Таким образом, человечность, гуманизм – это осмысленная и действенная гуманность человека, народа, которая вместе с тем является образом человеческой жизнедеятельности.

Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому всё наше познание по своим мотивам, так же как по своему объёму и целям, является всегда человеческим. Гуманизм не может выйти за пределы человека, он порожден и обусловлен человеческими потребностями.

Инновационно-правовое обеспечение государственного и муниципального управления, как и жизнедеятельность народов, общества и государства в целом, ждет ответов на вопросы, поставленные жизнью человека. Слишком долго теоретико-управленческие построения игнорировали, а порой и сегодня игнорируют, естественные законы развития права. «Живая природа, частью коей мы являемся, – это «правовое государство», и человек не может в ней по своей прихоти отменить ни одно из вековечных предписаний» (Л.Н. Гумилев)[13].

Однако укреплению человечности в правовом обеспечении государственного и муниципального управления все еще мешают последствия тоталитаризма, серости в мышлении и действиях, которые расцветают в застойные времена, когда у начальства интерес один: нужны только капиталы.

Вместо человека, вместо народа в этом случае видят лишь административную команду, административные ресурсы, их монопольное право на прирост серости, граничащей с бесчеловечностью, в огромных размерах. Именно она, бесчеловечность в виде ничем не обоснованного административного ресурса, помноженного на правовой нигилизм, сдерживает поток новой информации, тормозит реализацию нужных человечеству и человеку новых, прогрессивных идей, препятствует прохождению научных результатов в практику, порождает неправедные судебные решения.

Требование общества «человечность – превыше всего» должно найти адекватное отражение в правовом обеспечении государственного и муниципального управления.

Часто плохое в государственном и муниципальном управлении происходит из эгоизма и бесчеловечности. Единственное действенное средство против этого – материализованная человечность, выраженная в праве, законе. Для успешного использования этого средства необходимо, чтобы народ хорошо знал, что же такое человечность и бесчеловечность в их сути, происхождении, как ограничить объем нарастающей бесчеловечности.

Человечность прежде всего необходимо отличать от простого альтруизма (способности бескорыстно действовать для другого существа). Альтруизм не всегда способен противостоять бесчеловечности. Человечность исходит из жизненных потребностей другого существа, причем предвидит последствия своих действий для него, – она разумна.

Человечный поступок – всегда волевой поступок, в своем первоисточнике исходит из высших – нравственных чувств: чувства долга, справедливости, равенства, верности, чести и т. д.

Нравственные чувства и человечность в управлении легче всего проявляются и выявляются в преследовании общественных интересов и целей государственного и муниципального управления. Ибо проявляются тем легче и чаще, чем насущнее интересы всего сообщества, чем более требовательны борцы за эти интересы. Это бывает, в частности, при необходимости защиты сообщества от стихийных бедствий или от других угроз.

Приобретенная человеком способность подавлять свои эгоистические потребности посредством воли ради общих интересов, способность к нравственным поступкам проявляется в своём дальнейшем развитии не только в отношении к коллективу, ко всему сообществу, но и к отдельным людям. Так появляется человечность в личных отношениях, появляется, коротко говоря, человечная Личность.

На пути от инстинктов к волевым поступкам, от природно-биологического к социально обусловленному управлению возникают и противоестественные, не существовавшие ранее в природе и чуждые ей чудовищные, общественно опасные и омерзительные явления типа преступлений против человечности (например, грузино-югоосетинский конфликт 2008 г.), глумление над личностью, бесчеловечность в самых различных формах. Эти явления на всем протяжении истории уничтожали и продолжают уничтожать и людей, и человечность. Они настолько опасны, что могут уничтожить любые проявления, «ростки» человечности.

Бесчеловечность, в сочетании с низменными, эгоистическими интересами, – это причина массового уничтожения людей, целых народов и государств. Исторически бесчеловечность возникает из эгоизма, уничтожающего все человеческое в зародыше, причем как в себе, так и в окружающих, ради удовлетворения низменного эгоизма.

Борьба против организованной бесчеловечности происходила на всем протяжении человеческой истории: восстания рабов в Древнем мире, крестьянские восстания в Средние века, революционное рабочее движение в Новой истории и т. д.

Однако все до сих пор существовавшие формы организации борьбы против бесчеловечности оказывались уязвимыми для эгоизма – он всегда проникал в такие организации, особенно в их «верхушки», в управление, во власть. Власть, управление всегда особенно привлекательны для эгоизма, поскольку они дают возможности паразитировать на людях. В результате этого человечные объединения людей либо распадаются, либо, что происходит чаще всего, вырождаются в свою противоположность – в эгоистические организации.

Необходимы принципиально новые формы и методы противостояния бесчеловечности в управлении, способные успешно преодолевать безрассудство, эгоизм и бесчеловечность, а также в достаточной мере защищенные от проникновения в них эгоизма. Такая организация, основанная на принципах объединения в интересах обеспечения здравомыслия и человечности, существует и действует реально в правовом государстве и гражданском обществе. Право, его здравый смысл приглашает всех людей, готовых приложить свои силы к достижению великой цели – достижения Человечности в жизни народа, – к сотрудничеству всех звеньев системы государственного и муниципального управления, всех ее органов, должностных лиц, занятых в сфере управления.

Терпимость, компромисс, консенсус, в том числе и в праве, управлении – чуть ли не синонимы человечности. Они суть прямое требование совести: по возможности оставлять за каждым сферу его неприкосновенного личного дела и учитывать запросы каждого, как и свои собственные. Человечность – добрососедство; подлинное братство – торжество последнего, доброе отношение к ближнему, как бы он от тебя ни отличался. Согласие – тот самый «общественный договор», к которому все чаще приравнивают демократическую Конституцию государства и основанные на ней фундаментальные ценности – здравый смысл и человечность россиянина.








Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 716. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия