Студопедия — Измененные состояния и социализация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Измененные состояния и социализация






.ИСС тех типов, которые мы обсуждали, являются в значительной степени культурно смоделированными, и поэтому можно ожидать, что подходящие люди будут испытывать эти состояния, когда имеют определенные предписания для этого, но не в другое время и не в другом месте.

Поскольку эти состояния настолько сильно смоделированы, они влекут за собой несколько видов научения. Один вид — это приобретение соответствующих личностных диспозиций. Мы уже несколько раз упоминали различные виды социализации, навязываемые мальчикам и девочкам, и различия между обществами с различными типами жизнеобеспечения. Конечно, есть также и специфические характеристики социализации, применяемые в отдельных обществах. Например, Грегори Бейтсон [3] говорит о некоторых компонентах социализации ИСС в Бали, где существует много разных видов транса одержимости. Социализация в Бали высоко кинестетична: например, когда дети учатся танцевать, их конечностями управляют, в противоположность, например, западным танцевальным инструкциям, в которых от ребенка ожидают следования модели. Более того, здесь сильно заботятся о равновесии. Нарушение равновесия является основой для определенного вида дезориентации, отделения «Я» от тела, что лежит в основе вызывания измененных состояний. Другая крайность — это сообщение Харнера [21, 90] о том, что у хиваро непочтительному мальчику дают сильный галлюциноген, чтобы в своем трансе он «увидел сверхъестественный мир». Ожидается, что этот опыт научит его понимать то, что его отец имеет знание, и, следовательно, его надо уважать. Сискинд [31] о шаранауа и Карнейро [11] об амахуака говорят о научении видеть правильные вещи. С другой стороны, Lame Deer дал нам описание того, как пубертатный пост сиу представляет собой одновременно и опыт обучения, и опыт трансформации личности. Катц [23] показал, как у!Kung транс учреждает тип социализации. На Гаити дети играют в транс одержимости для развлечения старших, и первый опыт транса одержимости часто случается среди подростков в таких игровых ситуациях.

Тогда научение действует на нескольких уровнях. На первом уровне ребенок приобретает основные личностные диспозиции, такие как качества независимости и зависимости и установки по отношению к себе и своему телу. Далее, на втором уровне, ребенок узнает об основной структуре мира, на третьем — о существовании духов и их поведении и о тех способах, которыми можно воспринять их присутствие или вызвать их. Это предварительное научение необходимо для того, чтобы ритуальное ИСС было успешным. На четвертом уровне находится собственно ритуал, который, как мы ранее обсуждали, сам представляет собой тип процесса научения. На каждой стадии отношение и поведение других подтверждают и удостоверяют то, чему учат, считая происходящее желательным и вознаграждая за это или, напротив, считая его неуместным и обеспечивая ритуальными средствами взаимодействия с ситуацией. Последняя реакция возникает, когда личный символизм превосходит культурный. Наконец, само по себе переживание ИСС влияет на дальнейшее развитие человека, его место в обществе, его взгляд на мир, образующийся из опыта по меньшей мере некоторых членов общества и из экстраординарных событий в отношении себя и духов.

Поскольку ИСС дают средство выражения как социальным, так

и личностным стрессам, мы обращаемся к ним не только в обсуждении

психического здоровья и болезни, но также в нашем обсуждении психологических аспектов социальных и культурных изменений. (.)

Литература

1. Barry H, Bacon M. K., Child I. L. A Cross-Cultural Survey of Some Sex Differences in Socialization //Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957. — № 55. — P. 327-332.

2. Barry H, Child I. L, Bacon M. K. Relation of Child Training to Subsistence Economy // Am erican Anthropologist, 1959. — № 61. — P. 51-63.

3. Bateson G. Some Components of Socialization for Trance // Socialization as Cultural Co mm unication: Development of a Theme in the Work of Margaret Mead / T. Schwartz (Ed.). — Berkeley, 1976.

4. Bourguignon E. World Distribution and Patterns of Possession States // Trance and Possession States / R. Prince (Ed.). — Montreal, 1968.

5. Bourguignon E. A Cross-Cultural Study of Dissociational States: Final Reports. — Columbus (Ohio), 1968.

6. Bourguignon E. Dreams and Altered States of Consciousness in Anthropological research // Psychological Anthropology / F. L. K. Hsu (Ed.). — Cambridge (Mass.), 1972.

7. Bourguignon E. Introduction: A Framework for the Comparative Study of Altered States of Consciousness // Religion, Altered States of Consciousness and Social Change / E. Bourguignon (Ed.). — Columbus, 1973.

8. Bourguignon E. Possession. — Corte Madera (Calif.), 1976.

9. Bourguignon E., Evascu T. L. Altered States of Consciousness Within a General Evolutionary Perspective: A Holocultural Analisys // Behavior Science Research, 1977. — № 12. — P. 197-216.

10. Bourguignon E., Greenbaum L. S. Diversity and Homogeneity in World Societies. — New Haven, 1973.

11. Carneiro R. L. The Aamahuaca and the Spirit World // Ethnology, 1964. — № 3. — P. 6-11.

12. Crapanzano V. Mohammed and Dawia: Possession in Morocco // Case Studies in Spirit Possession / V. Crapanzano, V. Garrison (Eds.). — N. Y., 1977.

13. D’Andrade R. G. Anthropological Studies of Dreams // Psychological Anthropology / F. L. K. Hsu (Ed.). — Homewood (Ill.), 1961.

14. Evans-Pritchard E. E. Witchcraft, Oracles and Magic Among the Azande. — Oxford, 1937.

15. FernandezJ. W. Christian Acculturation and the Fang Witchcraft // Cahiers d’Etudes Africaines, 1961. — № 2. — P. 244-270.

16. Gladwin T. Personality Structure in the Plains // Anthropological Quarterly, 1957. — № 30. — P. 111-124.

17. Greenbaum L. Societal Correlates of Possession Trance in Sub-Saharan Africa // Religion, Altered States of Consciousness, and Social Change / Bourguignon E. (Ed.). — Columbus (Ohio), 1973.

18. Greenbaum L. Possession Trance in Sub-Saharan Africa: A Descriptive Analisys of Fourteen Societies // Religion, Altered States of Consciousness, and Social Change / Bourguignon E. (Ed.). — Columbus (Ohio), 1973.

19. Gussler J. Social Change, Ecology and Spirit Possession Among the South African Nguni // Religion, Altered States of Consciousness, and Social Change / Bourguignon E. (Ed.). — Columbus (Ohio), 1973.

20. Harner M. J. The Sound of Rushing Water // Hallucinogens and Shamanism / M. J. Harner (Ed.). — London; Oxford, 1973.

21. Harner M. J. Jivaro: People of the Sacred Waterfall. — N. Y., 1973.

22. Henney J. H. Spirit Possession Belief and Trance Behavior in Two Fundamentalist Groups in St. Vincent // Goodman F. D., Henney J. H, Pressel E. Trance Healing and Hallucination: Three Field Studies of Religious Experience. — N. Y., 1974.

23. Katz R. Education for Transcendence: Lessons from the!Kung Zhu/ Twassi // Journal of Transpersonal, 1973. — № 2. — P. 136-155.

24. Kessler C. Conflict and Sovereignty in Kelantanese Malay Spirit Seances // Case Studies in Spirit Possession / V. Crapanzano, V. Garrison (Eds.). — N. Y., 1977.

25. La Barre W. Hallucinogens and the Shamanic Origins of Religion // Flesh of the Gods / P. T. Furst (Ed.). — N. Y., 1972.

26. La Barre W. Anthropological Perspectives on Hallucination and Hallucinogens // Hallucinations: Behavior, Experience and Theory / R. K. Siegel, J. L. J. West (Eds.). — N. Y., 1975.

27. Lame Deer J., Erdrns R. Lame Deer, Seeker of Visions. — N. Y., 1972.

28. Lewis I. M. Ecstatic Religion: An Anthropological Study of Spirit Possession and Shamanism. — Baltimore, 1971.

29. Lienhardt G. The Shilluk of the Upper Nile // African Worlds / D. Forde (Ed.). — London; Oxford, 1954.

30. MacklinJ. A Connecticut Yankee in Summer Land // Case Studies in Spirit Possession / V. Crapanzano, V. Garrison (Ed.). — N. Y., 1977.

31. SiskindJ. To Hunt in the Morning. — N. Y., 1973.

32. Swanson G. E. The Search for a Guardian Spirit; A Process of Empowerment in Simpler Societies // Ethnology, 1973. — № 12. — P. 359-378.

33. Wallace A. F. C. Cultural Determinants of Response to Hallucinatory Expperiences // Archives of General Psychiatry, 1959. — V. 1. — P. 58-69.

34. Wallace A. F. C. Religion: An Anthropological View. — N. Y., 1966.

35. Witkin H. A. Cultural Influences in the Development of Cognitive Style // Cross-Cultural Studies in Mental Development. Symposium 36, 18th International Congress in Psychology. — Moscow, 1966.

Гордеева Ольга Владимировна (род. 02.01.1967, г. Москва) - кандидат психологических наук (1997), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист по психологии измененных состояний сознания. Более 15 лет преподает на кафедре общей психологии дисциплины в рамках курса общей психологии («Психология эмоций и мотивации», «Психология личности», «Мышление и речь»), «Историю психологии», читает спецкурс «Психология измененных состояний сознания» и ведет спец- практикум по диагностике измененных состояний сознания; читает курсы по общей психологии на других факультетах МГУ и в Институте психоанализа. Область научных интересов связана с изучением сознания — его структуры, природы, механизмов, методологических основ его исследования, с вопросами осознания эмоций. В настоящий момент исследования О. В. Гордеевой лежат в русле психологии измененных состояний сознания и посвящены методологии изучения данных состояний, проблемам их культурно-исторической обусловленности, влияния фактора установки, обстановки и опыта, методов диагностики измененных состояний сознания, специфики разных видов измененных состояний (таких как алкогольная интоксикация, вдохновение, сенсорная депривация, мистические и религиозные состояния, индуцированные наркотическими веществами состояния и др.).

Автор более двух десятков научных работ, опубликованных в журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ», «Journal of Russian and

Гордеева О. В.

East European Psychology» и ряде других; научный редактор книги О. К. Тихомирова «Психология: Учебник» (2006).

Сочинения: Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 137-149; The development of ideas about the ambivalence of emotions of children // Journal of Russian and East European Psychology, — 1996. № 2. — P. 35-53; Проблема бессознательного в трудах Л. С. Выготского // Мир психологии. — 1996. — № 4; О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии (на материале трудов С. Л. Рубинштейна) // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. — 1996. — № 3. — С. 26-34; 1997. — № 1. — C. 57-66; 1997 — № 3. — С. 12-21; Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 56-71; Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 2004. — № 1. — С. 70-87; № 2. — С. 66-83; Значение принципа предметности для понимания природы и механизмов измененных состояний сознания // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 2. — М., 2006. — С. 125-143; Аналитическая интроспекция и кратковременная сенсорная депривация как методы изменения состояния сознания // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С. 72-81 (совм. с Г. Н. Финиковой); Теория деятельности А. Н. Леонтьева как основа изучения измененных состояний сознания // Культурноисторическая психология. — 2007. — № 2 (совм. с Е. Ю. Четвертковой) и др.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (ИСС)[4]

Л. С. Выготский понимал сознание (с точки зрения его системного строения) как психологическую систему или, более широко, как способ

организации психической жизни, определенный синтез, совокупность связей между психическими функциями как ее элементами (а система — высший уровень развития этого синтеза). Представления о сознании как единой системе разрабатывались им, в основном, в работах 1930-1934 гг. — «О психологических системах» [6], «Педология подростка» [7], «Раннее детство» [8], «Кризис семи лет» [3], «Мышление и речь» [5], «Младенческий возраст» [4]. Подвергая критике прежнюю психологию, в которой постулировались неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания (из-за чего отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, а проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась вне поля внимания исследователей) [5, 10], Выготский превратил этот постулат в предмет исследования — поставил задачу проследить отношения функций в ходе развития такой психологической системы, как сознание [5, 217].

Уже в результате исследований в рамках инструментальной психологии он пришел к выводу о том, что психическое развитие ребенка состоит не столько в развитии каждой отдельной функции, сколько в изменении межфункциональных связей и отношений:

«Сознание развивается как целое... а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части зависит от изменения целого, а не наоборот» [5, 215].

В трудах по возрастной психологии периода 1930-1934 гг. Выготский дал развернутую картину системного строения сознания. В них он развивал идею различных «целостнообразующих» факторов на каждом этапе онтогенеза, воплощенную в представлении о существовании в разных возрастах своей доминирующей функции, вокруг которой выстраиваются и которой подчиняются все остальные. Следует отметить, что данная идея сменяющихся системных оснований представляет особый интерес благодаря своей оригинальности, поскольку, как пишет Е. Е. Соколова, ни в одной из школ целостной психологии не приходили к подобным выводам [18, 251].

Понимание сознания как синтеза позволяет исследователям включить в область психологического анализа феномены ИСС. Сам Выготский сделал, на наш взгляд, определенные шаги в этом направлении. Так, он неоднократно указывал на факт появляющихся в ходе развития так называемых «разрывов» в памяти:

«Ни одна эпоха нашей жизни... не забывается так, как годы полового созревания... Мы знаем, что память лежит в основе того, что психологи называют единством и тождеством личности. Память составляет основу самосознания. Разрыв в памяти указывает обычно на переход из одного состояния в другое, от одной структуры личности к другой. Характерно поэтому, что мы так плохо запоминаем свои болезненные состояния, сновидения» [7, 242].

Таким образом, эти факты Выготский объяснял переходом «к другой системе связей между отдельными функциями» [7, 242], иначе говоря, к другой структуре сознания.

Взгляд на сознание как способ организации нашей душевной жизни разделяют и многие современные исследователи проблемы ИСС. Примером этому может служить теория Чарльза Тарта, рассматривающего состояния сознания (то, что он обозначает как дискретные состояния сознания) как «сложные системные конструкции», выполняющие, кроме того, орудийные функции [26, 180] (и в этом второе интересное совпадение его взглядов с существующими в отечественной психологии).

По аналогии с традиционно рассматриваемыми в культурно-исторической психологии познавательными ВПФ как альтернативе естественно развивающимся психическим функциям можно выделить два вида ИСС.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия