Студопедия — Меры длины.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Меры длины.






Письменные источники изучаемого периода зафиксировали следующую номенклатуру мер длины – пядь, локоть, сажень, верста и поприще. Эти единицы представляли собой более или менее определенные величины. Установление их истинных размеров является одной из важных задач метрологии. Помимо названных единиц, известны еще и весьма приближенные величины, также употреблявшиеся в качестве мер при измерении расстояний. Например, дни пешего или конного переходов, полет стрелы, вержение (бросок) камня.

Нетрудно заметить, что некоторые из указанных единиц связаны с частями человеческого тела и являются, вероятно, древнейшими – пядь, локоть.

Пядь являлась самой мелкой единицей измерения длины. Она определялась расстоянием между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Пядь упоминается с XII в., но указания на ее размер встречаются в более поздних источниках. Этот термин имел общеславянское распространение. Использовалась пядь двух видов. Один из них уже назван. Другая пядь была равна расстоянию между концами вытянутого большого и среднего (или мизинца) пальцев. Это так называемая большая пядь.

Этот же термин иногда обозначал меру, равную ширине ладони. Исключительное удобство измерения пядью способствовало большой живучести этой меры.

Игумен Даниил в описании своего путешествия употребляет пядь, но не дает достаточных данных для определения ее размера. Метрическое значение пяди было выяснено путем сравнительного анализа данных ряда паломников в Палестину в XII – XVI вв., описавших так называемый гроб Господень, например дьякона Игнатия (1391), дьякона Троицкого монастыря Зосимы (1420). Установлено, что размер древнерусской пяди колебался в пределах 19-23 см. Академик Б.А. Рыбаков, специально изучавший меры длины XI – XV вв., выяснил, что малая пядь равнялась 19 см, а большая - 22-23 см. В Древней Руси употребляли еще одну пядь, называвшуюся «пядь с кутыркой». Б.А. Рыбаков подтвердил ее существование изучением размеров древнерусских кирпичей. Эта пядь была равна малой пяди плюс два (по В.И. Далю) или три сустава указательного или среднего пальца. Таким образом, эта пядь была равной 27 или 31 см.

Пядь в качестве народной меры употреблялась очень долго, ею измеряли, например, иконы или толщину снежного покрова еще в XVII в. Ее название сохранилось до наших дней в поговорке «семь пядей во лбу».

О пяди как официальной мере с четко установленным соотношением ее с другими единицами (1/8 сажени, ½ локтя) можно говорить только с XVI в. Впоследствии в официальной метрологии пядь уступила свое место четверти, но продолжала употребляться в качестве народно-бытовой меры вплоть до ХХ в.

В настоящее время этот термин стал обозначать в переносном смысле слова небольшую часть площади, земли. Отсюда такие выражения, как «ни пяди врагу!» или слова известной песни кануна Великой Отечественной войны: «Чужой земли мы не хотим ни пяди…»

Другой древнейшей единицей измерения длины был локоть, равный расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Как мера локоть известен у многих народов мира и в древности был широко распространен у славян, германцев и финноугров. Аналогично пяди он имел несколько значений – неполный локоть, двухладонный локоть, большой локоть. Большой локоть (почти в два раза больше локтя), равный длине руки от плеча, вытеснил первоначальный обычный локоть. И в этом случае название измерителя (части тела) стало обозначением меры. Современное значение термина «локоть» - локтевой изгиб, сустав – прослеживается в письменных источниках только с середины XV в.

Так же как и пядь, локоть употреблялся в качестве официальной торговой меры и народно-бытовой. Хорошо известна новгородская официальная мера – иванский локоть. Фрагмент натуральной меры был найден в Великом Новгороде во время археологических работ в 1955 г. Это был стержень их можжевельника с круглым сечением и ровно обрезанными концами. Характерно, что его поверхность была заполирована до блеска в результате долгого употребления. Длина стержня 54,7 см, дата – рубеж XI – XII вв. Фрагмент «Иванского локтя» обнаружен в 1948 г. при археологических раскопках на Ярославовом Дворище в том же Новгороде. На нем была даже вырезана надпись: «сватогоиванос». Длина фрагмента 15 см (локоть был сломан еще в древности), дата по палеографическим признакам – XIV в.

Подтверждением метрологического значения находки 1955 г. являются измерительные линейки (фрагменты) из раскопок в Старой Ладоге в слоях XIII – XIV вв., имевшие деления, равные 3,4 см. Деление 54,7 на 3,4 дает 16 (остатком 0,3 см в данном случае вполне можно пренебречь), что абсолютно совпадает с числом вершков в позднем аршине.

Локоть в 54 см был равен 3 падям по 18 см. Небольшие отклонения от средних размеров меры вполне естественны; принимая во внимание безусловную приблизительность ранних единиц измерение, их можно не учитывать. С другой стороны, этот локоть содержит ровно две «пяди с кувырком», равные 27 см.

На рубеже XV – XVI вв. локоть постепенно вытесняется более крупной единицей – аршином.

Очень употребительную единицу измерения длины представляет собой древнерусская сажень. Первое ее упоминание содержит «Слово о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора. Здесь сажень как мера упоминается в рассказе о том, что около 1017 г. инок Илларион «ископа себе печерку малу – дву сажен».

Эта мера длины, не изменив своего названия, дожила в нашей стране вплоть до введения метрической системы. Позднейшая сажень равнялась 2 м. 13,36 см, а древнейшая была значительно меньше. Определить ее размер помогает надпись на знаменитом «Тмутараканском камне», рассказывающая о том, что в 1068 г. князь Глеб «мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». Исходя из данных этой надписи, размер сажени был определен в 142 см, т.е. содержавшей 3 локтя по 46 см. С убедительной критикой такого определения размера сажени выступил академик Б.А. Рыбаков. Суть его возражений сводится к следующему: ширина пролива могла за девять веков значительно измениться, в древности более мелкие единицы длины получали путем деления крупных пополам и, наконец, сажень в 142 см не может определяться размерами частей человеческого тела. Б.А. Рыбаков, привлекая данные о ширине Керченского пролива, содержащиеся в сочинении Константина Багрянородного, определяет размер сажени приблизительно в 152 см. Эта величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека. Эта сажень, называвшаяся простой или прямой саженью, содержала 4 локтя в 38 см или 8 пядей в 19 см.

Измерения древнерусских памятников архитектуры позволяют говорить о существовании сажени в 176 см, названной позднее мерной или маховой. Последнее название свидетельствует о том, что в быту она определялась размахом рук человека в стороны.

Самой большой из саженей была так называемая косая, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца вытянутой вверх по диагонали руки. Интересно отметить, что косая сажень в 216 см равна диагонали квадрата со стороной 152 см (прямая сажень). Известна еще сажень 248 см. Обратим внимание на то, что последняя величина практически равна диагонали квадрата со стороной 176 см.

При переводах греческих письменных памятников на русский язык термином «сажень» обозначалась греческая единица длины «оргия», что свидетельствует о близости их размеров.

У многих народов, в том числе и у славян, сажень равнялась трем локтям, однако существование трехлокотной сажени в Древней Руси остается недоказанным.

Название «сажень» восходит к слову «шаг - сяг» или к глагольному корню славянских языков: ceg – протянуть руку вперед, дотянуться до чего-либо. Длина вытянутой руки приблизительно равна длине большого шага. В Киевской Руси основной мерой служила сажень, равная двум шагам, известная в литературе как тмутараканская. Этимология термина, позволяющая связывать его именно с шагом, подкрепляется аналогиями. Например, древнеримская мера пасс равнялась двум шагам (от pas - шаг). Истинное значение древнейшей русской сажени остается еще невыясненным, так как позднейшие источники XVI – XVII вв., указывающие на существование различных видов саженей, не позволяют соотнести их с малой саженью Киевского государства. Б.А.Рыбаков предполагает, что эта малая сажень (148-152) употреблялась вплоть до XVII в. Необходимо оговорить, что до XVI в. этот термин употреблялся без какого-либо определения. В XVI – XVII вв. им обозначались уже самые различные меры – дворовая сажень, городовая сажень, печатная сажень, таможенная сажень. Последняя была очень употребительной мерой и равнялась двум с половиной аршинам. В XVII в. становится известной трубная сажень.

Самой крупной единицей измерения длины в Древней Руси служила верста, или поприще. Она также не имела строго определенной длины. В позднейшее время верста заключала в себе 500 саженей. В древности же, как можно судить по имеющимся в нашем распоряжении источникам, верста складывалась из 750 саженей. Некоторые исследователи доказывали первоначальное равенство версты 1000 саженям, считая, что именно такой верстой пользовался игумен Даниил, измерявший отдельные расстояния в «великих верстах».

Происхождение термина «верста» связывают с корнем глагола «вьртъти», который мог обозначать «поворот плуга» или «борозду пашни от поворота до поворота плуга». Вполне возможно, что первоначально этот термин обозначал единицу измерения площади. В ранней переводной литературе «верста» соответствует греческим единицам «стадии» и «миле», т.е. очень различным мерам – 185 м, 136 м и 1, 388 км. Итак, реальное содержание древнерусской версты не может считаться выясненным. Определенное метрологическое содержание этот термин получил в более позднее время.

Поприще этимологически связывается с глаголом «переть» - «идти». Некоторые лингвисты первоначальным значением этого термина считают «место бега», другие, исходя из глагола «попирать» - «топтать», «давить», - «место, где ходят». Однако эти догадки не подтверждаются источниками. Над лингвистами довлеет семантика древнегреческого слова «стадион», однако в древнейших памятниках «поприщу» соответствует как раз не «стадион», а «миллион» - миля.

Наиболее убедительной выглядит точка зрения тех лингвистов, которые предполагают искусственное образование этого термина при первых переводах греческих богослужебных книг на старославянский язык для передачи общего значения расстояния, длины.

Источники позволяют сделать вывод о равенстве поприща 6 или 8 греческим стадиям. Последние в различных метрологических системах имели разные величины, и только позднее в Греции утвердилась римская миля, равная 1480 м и содержавшая 8 греческих олимпийских стадий в 185 м.

Необходимо отметить, что в ряде случаев о терминах «верста» и «поприще» нельзя говорить как о синонимах.

В настоящее время принято считать, что в отличие от сажени размер версты не изменился на всем протяжении ее истории, и она первоначально равнялась 750, а затем 500 саженям.

Для древнерусского периода истории Руси характерны определения расстояний описательными выражениями – «вержение камня», «перестрел», «день пути». Не раз уже упоминавшийся игумен Даниил пользовался ими сравнительно часто. Очевидно, что определенные такими выражениями расстояния не могут быть точно установленными. Некоторые исследователи пытались определить средние размеры таких мер. Например, С.К.Кузнецов считал «вержение камня» приблизительно равным 20 саженям, т.е. около 42,5 м. Однако при этом не учитывался ни размер и вес камня, ни физическая сила бросающего. Другие исследователи определяют «вержение камня» более осторожно – от 40 до 60 м. Средний размер «перестрела» выводится, как правило, из практика народов, пользующихся луком. Приблизительно он равен 60-70 м.

Для «дня пути» условно применяется расстояние 25 (или 35 - 40) км, а для «конного дня пути» - 50-70 км.

Следует подчеркнуть, что эти приблизительные, «средние» величины можно использовать лишь очень осторожно, проверяя их по возможности анализом конкретного указания источника.

Из подобных народно-бытовых мер расстояний можно назвать еще «днище» (от «день»), «стрелище», «метавище» (от «метать»). В Латгалии, например, очень долго определяли расстояние по дальности распространения звука – ржания лошади, мычания быка.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 578. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия