Студопедия — Второго мая исполняется шестьдесят лет со дня рождения Сергея Сысоева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Второго мая исполняется шестьдесят лет со дня рождения Сергея Сысоева

 

 

Вот к микрофону вышел вновь

Мой друг Серега,

Мой друг Петрович,

Сергей Сысоев.

 

Подобным образом, перефразируя песенные визборовские строчки, о Сереже Сысоеве могут сказать многие. И очевидно у каждого из нас, близко его знавших, крепко с ним друживших, свой Петрович. Он любил, чтобы его звали именно так, да и величание по отчеству ему действительно шло, прекрасно гармонируя с, хоть и во многом брутальной, но все-таки несказанно обаятельной внешностью. Да, он мог быть разным, как легким, так и обременительным в общении, мог нравиться и не нравиться конкретным людям в те или иные моменты жизни, но не об этом сейчас речь. Это все сиюминутно, суетно и в памяти практически не откладывается. Нам остается совсем иное, вечное: его песни, мелодии его жизни, искренний юношеский оптимизм, душевная щедрость и доброта…

Лет шесть уже тому назад, сидя у костра с Сашей Софроновым и беседуя о том, о сем (дело было в окрестностях Полярных Зорь, на берегу Пин-озера, во время очередного фестиваля «Возрождение»), я вдруг услышал от него такую фразу:

- А ты знаешь, песни-то Серегины поют. Я этой весной покатался по разным российским площадкам, и везде слышал знакомые до боли мелодии Петровича. То «Поросят» кто-нибудь сбацает, то «Тропиночку» шарахнут, то «Все впереди», да мало ли что еще… Здорово, не забывают, хоть он сам давно в средней полосе не появляется.

Саша произнес это, задумчиво глядя на огонь костра, и надолго умолк. И казалось, что не мне, а себе самому и адресовал он внезапное собственное же откровение, прозвучавшее, как доказательство в неведомом каком-то споре. А сказал ли он нечто подобное Петровичу, чей трубный глас оживлял в те минуты фестивальную ночь у соседнего костра? Не знаю. Но сие и вовсе было необязательно. «Золотая коллекция» песен, созданных творческим тандемом двух Сергеев – Сысоева и Каплана, была, есть и будет востребована и зрителями, и исполнителями. Говоря сухим, несколько даже казенным, профессиональным языком, уж больно материал качественный, не ржавеет, не стареет, не вянет.

Мне тоже посчастливилось быть Сережиным соавтором, написав в содружестве с ним прежде всего «Марш поискового отряда». Помню, как он забежал минут на десять ко мне домой, и в двух словах, не вдаваясь в особые подробности, объяснил, что нашим мончегорским поисковикам нужна такая песня, чтобы с ней не стыдно было идти в строю и, вместе с тем, можно было бы петь её у костра. Он дал мне неделю для набросков первого куплета, дабы ему начать работать над музыкой с вполне конкретными строчками. Мы как-то недооценили самих себя, и через неделю стихи были написаны полностью, а следом, за два-три дня, родилась и мелодия. Еще немного времени на окончательную доводку и все, пожалуйте в студию. Исполнять «Марш» решили дуэтом, и результат превзошел ожидания: мы выиграли фестиваль солдатской песни в Оленегорске, записали вариант с аранжировкой для альбома, выпущенного «Композиторами Заполярья», затем получили предложение из Москвы, дабы войти в состав авторов и исполнителей двойного альбома «Наши песни войны и победы» (этот альбом издавался три года подряд), причем отзыв отборочной комиссии о песне, и в частности о музыке «Марша» был просто восторженным, Сергей – великолепный мелодист, обладал уникальным, тончайшим чутьем на ритмику стиха и заключенную в ней мелодию. Он не уставал повторять, что музыка в стихотворных строках уже присутствует, и композитору нужно только её ощутить и правильно записать. И эта песня стала крылатой, в конце 2013 года поисковики из мурманского Центра гражданско - правового воспитания молодежи завоевали гран-при в конкурсе видеоклипов на международном фестивале поисковых общественных объединений «Народная память о защитниках отечества», и в представленном мурманчанами клипе звучал опять-таки «Марш…», а наш с Сережей дуэт был признан победителем международного многожанрового творческого конкурса в рамках вышеупомянутого фестиваля. И тут вовсе не в регалиях дело, я рассказал о них лишь с целью подчеркнуть, что в пику любым жизненным трудностям, вздорным обстоятельствам и расхожим частным мнениям, Сергей Сысоев и с годами держал свою творческую планку очень и очень высоко. А «Марш» в конце концов стал официальным гимном поисковиков Кольского края, его поют теперь и за пределами России, и вот оно, истинное признание, вот он – профессиональный уровень, в частности, композитора. И никак иначе. Однажды, на заданный полушутя - полусерьезно вопрос, мол, что это ты, Петрович, стал новые песни выпускать не часто, Сережа чуть раздраженно, но с положенным в таких случаях апломбом, заявил буквально следующее: «А я теперь если и пишу, то только хиты!». Ну, что же, по -крайней мере в отношении «Марша» он был абсолютно прав.

Помнится, любил Сергей Петрович рассказывать один эпизод, приключившийся с ним еще, как принято образно уточнять, на заре туманной юности. Лет в шестнадцать довелось ему участвовать в областном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты». Мои ровесники и люди постарше наверняка помнят эту телепередачу, весьма популярную на рубеже шестидесятых – семидесятых годов прошлого века. Сергей исполнял одну из песен опять-таки Юрия Визбора, точно уж не скажу, какую именно, аккомпанируя себе на баяне. После завершения выступления, юный конкурсант уже собрался было восвояси, но немного заплутал в коридорах и на этажах незнакомого здания, и, когда увидел приоткрытую дверь одного из кабинетов, и услышал раздающиеся из-за двери мужские голоса, решил заглянуть туда, дабы уточнить, как ему, собственно, выбраться на улицу? В небольшой комнате за столом сидели двое мужчин, и, о чудо, в одном из них Сережа узнал самого Визбора, вернувшегося, как выяснилось позднее, в Мурманск из очередного своего похода с караваном судов по Северному морскому пути. Юный талант слегка оторопел, а потом все-таки сбивчиво объяснил присутствующим, что заблудился и не может найти выход. Собеседник известного барда и журналиста растолковал юноше, как и куда ему нужно проследовать, Сергей выдавил из себя спасибо, потом помялся…и вдруг выпалил, обращаясь к Визбору: «Юрий Иосифович, я вот только что на конкурсе вашу песню спел, правда под баян, но хорошо получилось! А можно я и другие ваши песни тоже петь буду?». Визбор с интересом глянул на него, потом широко улыбнулся, одобрительно махнул рукой и коротко ответил, давая абсолютное свое согласие: «Да пой!». И юный исполнитель, ног под собой от счастья не чуя, выпорхнул из комнаты с такой легкостью, словно не оттягивал ему руку кофр с баяном, словно не висела в другой руке довольно увесистая дорожная сумка с концертной одеждой и прочими, необходимыми артисту, вещами.

Вот это «Да, пой!» он оставил себе не только на память, но и в качестве некоего руководства к действию, ибо со временем и у Петровича стали спрашивать разрешения на исполнение теперь уже им сотворенных песен. Ну, тогда они с Капланом уже ходили, как минимум, в гениях, писали джаз-оперу, устраивали вечера КВН, организовали реально действующее мончегорское литобъединение, придумали и стали регулярно проводить, и поныне идущие ежегодно «Дни Владимира Высоцкого на Кольской земле», активно участвуя в фестивальной жизни области, региона, и даже страны. Ни больше, ни меньше, поскольку не стоит забывать, что Кольский бугорок на Грушинском фестивале, что проходит доселе на Мастрюковских озерах, основала именно эта пара неразлучных тогда друзей, а Сысоев был вдобавок и первым комендантом нового бардовского стойбища, также имеющего место быть и пользующегося популярностью до сей поры. И абсолютно правильно, что имена основателей занесены на скрижали Грушинки и остались в её истории. Упоминаю об этом не из каких-либо тщеславных побуждений, но желая напомнить, кто именно жил рядом с нами совсем еще недавно. Мы вообще весьма расточительно относимся к людям, и знакомым, и не очень,, не замечая истинных достоинств и дарований ближних своих, тех же земляков, но готовы, ни с того, ни с сего, в ноги кланяться порой заезжим дутым знаменитостям. Нужно научится внимательнее смотреть по сторонам: талантливые и достойные живут поблизости, просто не каждый умеет их разглядеть.

А Серега это воистину умел. Ну, разве не удивительно, что они нашли друг друга конечно же прежде всего с Капланом?! Ведь общеизвестные и любимые многими «Лапландия», «Рождение города», «Все впереди» - лишь вершина айсберга, а всего ими совместно создано более ста песен. Понятно, что все они не были, да и не могли быть шедевральными, но оцените интенсивность совместного творчества! Редкий случай, поверьте. (В этой связи многим будет очень полезно вспомнить эпизод из популярной в свое время кинодрамы Владимира Меньшова «Розыгрыш», где пожилой педагог, которого играет Зиновий Гердт, спрашивает у собеседницы: «Вы полагаете, что на гитаре играть проще, чем лопатой работать?»). А еще оба Сергея обладали уникальным даром помогать начинающим, делающим первые шаги на поприще поэзии и авторской песни, почти безошибочно распознавая в молодых ребятах и девчонках истинные к тому способности. Были серьезные и подолгу занятия, подбор репертуара, правка собственных сочинений молодых авторов, обретение ими исполнительских навыков, потом обязательная сцена уже упоминавшегося фестиваля в Полярных Зорях – непременное условие для дебютантов, и, если не пропадало желание и хватало пороха, - дальнейший путь, по дороге побед и поражений, достижений и разочарований, по сценическим площадкам более представительных бардовских форумов. И не беда, что для большинства эта дорога не стала в конечном итоге определяющей и судьбоносной. Дело совсем не в этом. Просто настоящая поэзия и песня навсегда вошли и их жизнь, делая её светлее и чище, помогая находить силы для преодоления себя самих и предлагаемых жизнью обстоятельств, становясь тем необходимым морально – нравственным, духовным капиталом, о дефиците коего не разглагольствует сегодня с телеэкрана наверное только ленивый. А тот же Сысоев использовал на деле самую малейшую возможность поделиться не только своими знаниями и профессиональным умением, но и возможностью помочь человеку обрести столь необходимый для творческого роста круг общения, дабы иметь возможность быть оцененным в самой, что ни на есть, искушенной среде опытных авторов и музыкантов. Далеко за примерами ходить не стоит, мне, например, не кто иной, как Сергей Петрович, помог войти в профессиональный литературный круг и начать публиковаться сначала в областной периодике, год за годом осваивая новые и новые горизонты, и будет совершенно справедливо с огромной благодарностью сказать, что во всех моих последующих достижениях в поэзии, публицистике и авторской песне во многом «виновен» именно он, прекрасный друг и нередко - учитель. А поучиться у Сережи, уж будьте уверены, было чему. Причем самым неожиданным подчас фокусам. Например, умению выйти с честью из положения, когда вдруг во время исполнения песни напрочь забываешь несколько строк, а то и целый куплет. Такое может произойти, и происходит, с кем угодно и когда угодно, вне зависимости от того, знаешь ли ты текст не очень твердо или же воспроизводил его уже десятки раз. В подобных случаях, учил Петрович, не следует терять самообладания, молоти уверенно, что в голову придет, оттеняя смысл голосовыми инспирациями, и ни в коем случае не останавливайся, не бросай играть, в восьми, по крайней мере, случаях из десяти публика ничего не заметит. Ну, и такие премудрости отнюдь не лишние для выступающих со сцены, я сам не раз и не два имел возможность в этом убедиться. Вообще в отношениях с ближними в своей жизни Сережа руководствовался твердым принципом, сформулированном им самим в следующих стихотворных строках:

 

В стремленье жить под небесами

(Давай, мой друг, себе не лгать!),

Бездарности пробьются сами.

Таланту нужно помогать.

 

Что он с успехом и делал, помогая всегда щедро, без утайки, без остатка, иногда, как часто случается, даже в ущерб себе, принимая неудачи, осечки и отступничество учеников и товарищей слишком близко к сердцу.

Имелись у Сергея несколько заветных желаний: возобновить работу детско – юношеской студии авторской песни, которую он вел некоторое время в одной из мончегорских школ, организовать во чтобы то ни стало бардовский и создать наконец-то Фонд Фестивалей, для поддержки организации и проведения не только «Дней Владимира Высоцкого на Кольской земле», но и других областных песенных и поэтических слетов, испытывающих и поныне немалые финансовые трудности. И если первые два желания имели вполне реальные шансы на реализацию, то создание целого фонда… в обозримом будущем и в масштабе, хоть и вполне продвинутого, но все же провинциального, небольшого города, едва ли представлялось возможным. А Петрович, как нарочно, все технические решения связывал с учреждением упомянутого фонда, что и считал основополагающим. В наших разговорах и нередких спорах я не стеснялся откровенно говорить ему, что такая постановка вопроса – искреннее заблуждение, что ни поэзия, ни авторская песня, никогда не были и не могут быть самоокупаемыми, они не имеют ничего общего с шоу-бизнесом, действительно интересующим инвесторов, и вообще с массовой культурой. На чьи деньги будет создаваться сей утопический фонд? Кто станет расходовать капитал на столь рискованную затею? Сергей все отлично понимал, даже согласно кивал головой в ответ на мою эмоциональную и обширную аргументацию, но в итоге желал продолжать заблуждаться и далее. Ну, что же, подобная твердая позиция волей-неволей вызывала уважение. И не следует забывать, что это было поистине высокое заблуждение, и далеко не каждый, как бы сие парадоксально не звучало, способен найти в себе веру и силы, дабы заблуждаться подобным образом. Как в песне поется - «поверь в мечту», а мечта всегда – сверхзадача. И потом, светлые и чистые мысли, эмоции, мечты, в той или иной степени, но все-таки способствуют созданию тончайшего эфира, именуемого в обиходе духовной атмосферой, морально-нравственным климатом, так же частенько служащих предметами умных, пространных разговоров, не идущих, впрочем, далее пустого, хоть и высокоумного с виду, теоретизирования. А Сережа и принадлежал к числу тех, кто мог и умел означенную атмосферу, этот самый климат, создавать, формировать и способствовать её распространению.

А еще был Петрович байкером. И очень любил себя так называть. Нет, на мотоцикле он не гонял, он писал байки – легкие, но отнюдь не легковесные, ироничные, смешные и грустные истории, которых в его бурной жизни более, чем хватало. Рассказывать Сережа умел, весело, с юмором, с известной долей актерского мастерства, абсолютно ему не чуждого. Он выпустил два компьютерных сборника, назвав их просто «Байки от Петровича», а третий лишь успел приготовить для печати, многое исправив, переработав и дополнив. Он пока так и существуют, в электронном виде, ожидая своего часа. И этот час непременно наступит, я уверен. Речь конечно же идет об официальном полиграфическом издании в виде традиционной книги. А для желающих обладать электронным вариантом сборника препятствий и сегодня нет никаких. Там найдется, что почитать, над чем посмеяться, а в итоге – задуматься всерьез и трезво поразмыслить. Одним из любимейших авторов Сергея был Михаил Жванецкий. Петрович совершенно справедливо считал его живым классиком философской миниатюры, да, без сомнения, начиненной искрометным юмором, но все-таки очень глубокой и серьезной. А у классиков, как известно, грех не поучиться. Мне думается, что и форма, и манера повествования, избраны Сережей именно под влиянием творчества Жванецкого, без слепого копирования и кальки намеренного, настырного остроумия. Напротив, рассказ Петровича всегда ироничен, мягок и абсолютно неагрессивен. Да он и сам, по глубинной своей сути, по характеру, был таким. Многих вводила в заблуждение его, якобы перехлестывавшая через край, энергетика, но она являла лишь способом не поддаваться унынию и противостоять должным образом жизненным, порой весьма удручающим, коллизиям, да и попросту ежедневному житейскому стереотипу, такому иногда спасительному, лишающему нас возможности глубокого анализа происходящего вокруг, а, следовательно, малейших намеков на изматывающую, пустопорожнюю, рефлексию и, одновременно, загоняющему любого в колею циклических усилий, со временем рождающих желание порвать с устоявшимся образом существования окончательно и бесповоротно. Каждый в подобных обстоятельствах сам ищет спасение от опасных взбрыков настроения и всевозможных поведенческих флуктуаций, «каждый выбирает по себе». У Сергея же очень часто ситуация складывалась точно в соответствии со строками Глеба Горбовского:

 

Тебя спасет помада,

Его спасет работа…

Меня спасать не надо.

Мне что-то неохота.

 

 

Никакой гордыни или бравады тут нет. Просто глубоко личная, даже сокровенная жизненная позиция, по гамбургскому, если угодно, счету. Сергей Сысоев не считал нужным спасаться от своего истинного предназначения – писать музыку, писать и исполнять песни, радовать окружающих своим творчеством, и не мог предать во имя сиюминутных резонов и выгод дело всей своей жизни. Петрович все для себя выбрал и решил однажды, и навсегда. Не зря, даже свой компакт-диск, выпущенный в 2005-м году он назвал словами своей же песни «Пьём за выбор, господа…» А такое поведение часто не только не поощряемо, но, более того, осуждаемо и наказуемо. И никем -то конкретно, но всей сутью и механикой объективной повседневности. «Совместить истерику творца с повседневными потребностями социума» никому еще не удавалось в полной мере. Однако ничего не прошло даром и не кануло бесследно. «Цех Изящной Словесности» к созданию коего Петрович имел самое непосредственное отношение, объявленный нами правопреемником прежнего, знаменитого когда-то ЛИТО, отметил прошлой осенью свое десятилетие, в январе уже этого года прошел очередной, двадцать шестой, фестиваль «Дни Владимира Высоцкого на Кольской земле», и на сцене гала-концерта соседствовало три больших портрета: знаменитого поэта, актера и барда, а также двух Сергеев, основателей этого действа, и звучат и звучать будут песни, прекрасные песни, созданные настоящим композитором Сергеем Сысоевым, а это означает только одно – он по прежнему с нами, «ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии». Очередное повторение строчки классика в данном случае более, чем уместно.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Читать или говорить? — Эмоциональный подсказ. — На дистанции доверия. — Малая ложь. 6 страница | Либерально-демократические ценности Америки.

Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия