Студопедия — Синтетическая модель личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Синтетическая модель личности






А сейчас, в заключение нашего курса, я хочу вкратце рассказать о трехуровневой модели личности, которая имеет элегантное астрологическое наполнение и, по моему мнению, принципиально важна для понимания человека.

Личность — это самое главное, что есть в человеке. Это самый центр его бытия. Можно, конечно, делать самому себе вид, что у меня, дескать, никакой личности нет. Но я не советовал бы на эту тему заблуждаться. Личность есть у любого человека, как и система ценностей. Осознает он их или нет — это другой вопрос, но это именно то, что является основой его психологического и жизненного бытия. И сейчас у нас идет третий подход к теме личности. В первом цикле лекций (часть1, «Психологи: первые шаги») у нас была вводная лекция на эту тему. Затем я посвятил цикл лекций теме развития личности и осознания человеком самого себя (часть 2, «Эволюция личности»). А сейчас у нас будет еще одна, завершающая этот цикл лекций, но открывающая новые исследовательские горизонты модель личности.

 

У человека есть внутренний мир и есть внешний мир. И я, помните, говорил, что личность — это не то же самое, что внутренний мир. И поскольку по существенным вопросам все мы судим по себе, то, чтобы преодолеть эту тенденцию, я предлагаю вам следующую классификацию. Как может выглядеть личность или «я» человека во внутреннем мире и во внешнем мире?

Личность во внутреннем мире. Во внутреннем мире есть четыре наиболее распространенных варианта расположения «я».

Вариант 1: «я» тождественно внутреннему миру — это наиболее, надо сказать, распространенная позиция. Этот человек считает так: «Все, что происходит у меня внутри — это и есть мое «я», это и есть моя личность, и она себя проявляет и в моих внутренних монологах, и в диалогах с самим собой, и во внутренних образах, которые я рисую, и в фантастических пространствах, которые я конструирую, и в том образе внешней реальности, который у меня есть внутри. Все это без исключения и есть я». Это самое распространенное и самое инфантильное представление о личности, когда для человека нет разницы между внешним выражением и самовыражением. Любое внешнее выражение внутреннего потенциала, внутреннего пространства есть самовыражение.

Вариант 2: «я» — один из объектов внутреннего мира. Это тоже довольно распространенный взгляд на личность, который человек может выразить так: «У меня во внутреннем мире есть разные воспоминания, конструкции, образы, объекты. Что-то из них я сам придумал, что-то мне со стороны воздухом навеяло, из ноосферы залетело, из ее культурных сфер вдруг само по себе появилось. У меня во внутреннем мире есть разные желания, но на самом деле не все они мои — они могут быть наведены извне. То же относится и к потребностям: они не все мои личные. Например, потребность в пище я отношу к своей физиологической природе, но не к своей личности». А другой человек, наоборот, может не воспринимать иначе свои потребностей как личные, но глубоко лично относиться к процессам поедания и усвоения пищи. Вкушая и переваривая особенно удачные блюда, он ощущает себя как личность.

Этот человек воспринимает свое «я» как один из объектов внутреннего мира, который существует там наряду с другими объектами. Этот человек уже не отождествляет свою личность со своим внутренним миром, и это более точный взгляд человека на самого себя.

Вариант 3: отрицание «я». В принципе этот вариант есть разновидность второго. Здесь человек занимается самоуничижением: он говорит: «Мое «я» — это самой ничтожный объект в моем внутреннем мире», — и всячески себя внутри преследует и презирает. Это очень типично для христиан средних веков и Востока. Например, выпуская книгу, автор в предисловии к ней обязательно уточнит: «Автор сего трактата — ничтожный червь, ни на что не способный, но который, тем не менее, решился написать и выпустить эту книгу. Однако все, что в ней есть плохого — это мое, а все хорошее — это от Бога».

Вариант 4: личность как окраска внутреннего мира. Этот взгляд, по-видимому, методически самый правильный. Он заключается в том, что человек воспринимает свое «я» как всегда находящееся за кадром, вне прямой видимости, но способное окрашивать собой его внутренний мир — где-то больше, а где-то меньше. Это означает, что человек четко различает области своего внутреннего мира по тому, какое отношение они имеют к его «я»: прямое, косвенное или никакое. Он считает, что в одних его внутренних обстоятельствах «я» проявляется более ярко, более отчетливо и выпукло, чем в других обстоятельствах. Но он себя не отождествляет ни с каким своим внутренним проявлением, то есть никогда не говорит по поводу фрагментов своего внутреннего мира в таком стиле: «Это я, а все остальное — не я».

Личность во внешнем мире. А теперь посмотрим, как человек воспринимает свое «я», находясь во внешних обстоятельствах.

Вариант 1: «в центре событий». Этот человек всегда ставит свою личность в центр происходящего. Это — демонстративный тип психической организации. Для этого человека главное, что происходит во внешнем мире — это то, что он говорит, то, что он делает. Средоточие интереса внешнего мира находится в его персоне и в том, как она себя проявляет, как она влияет на события. В таком стиле часто пишутся автобиографии, в таком ключе ведут себя многие невоспитанные люди. Чаще всего это свидетельствует о том, что человек психологически очень уязвим и у него низкая подсознательная самооценка — и в порядке компенсации он воспринимает себя как центр внешнего мира.

Вариант 2: «ограниченная значимость». Этот человек находится на «разумной» с точки зрения окружающих позиции; он говорит примерно так: «Моя личность значима, но ограниченно значима. В каких-то ситуациях я нужен, я необходим и я должен личностно проявиться. В каких-то ситуациях мне лучше этого совсем не делать, а в каких-то следует принять незначительное личное участие». Здесь человек ищет баланс между внешними проявлениями своей личности и социумом.

Вариант 3: «минимальное участие». Этот человек считает приблизительно так: «Чем меньше моей личности в любой внешней ситуации, тем лучше». Это тоже очень распространенная позиция. Такой человек считает, что чем скромнее он себя ведет, тем лучше; его мнение заключается в том, что любое подчеркивание своей личности, любое его личностное вмешательство во внешние события нежелательно, и лучше, чтобы оно было безличным. При этом он считает, что личный акцент — это не только плохие манеры, но и объективное зло, и всегда лучше, если его не заметно или вовсе нет. Но, тем не менее, в каких-то ситуациях, если на него обстоятельства нажимают, этот человек свою личность проявляет и выставляет, но об этом сожалеет.

Вариант 4: «подчеркнутое ничтожество». Этот человек воспринимает себя в любых внешних ситуациях как полную никчемность. «Кто я такой, чтобы вообще что-либо делать?» Чаще всего это социальная ролевая позиция. но иногда — реальное ощущение, которое бывает у сильно неординарных людей с очень яркой личностью. В поздних стихах Иосифа Бродского, например, в сборнике «Жизнь в рассеянном свете» позиция, что лирического героя в мире нет, представлена очень выразительно: мир вокруг меня есть, а меня самого нет. А в своих воспоминаниях он рассказывает, что он попал один раз в очень неловкое положение, когда читал лекции и вел семинары по русской поэзии в Америке. Его спросили: «А что бы вы посоветовали молодым начинающим американским поэтам?» Он страшно удивился и спросил в ответ: «А кто я вообще такой, чтобы им что-то советовать?» И чувствуется, что это говорится искренне: поэт действительно не ставит себя в позицию мэтра, в позицию человека, который знает.

 

Итак, у нас есть четыре позиции «я» во внутреннем мире и четыре позиции «я» во внешнем мире, и они могут сочетаться довольно причудливым образом, то есть совсем не обязательно, что первая сочетается с первой, вторая со второй и т. д.; сочетания бывают самые причудливые. Подумайте о себе и о ваших знакомых: как они воспринимают свое «я» во внутреннем и внешнем мире? Какие позиции вы считаете правильными для себя? Для других? Встречались ли вам позиции, отличные от описанных мною?







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия