Студопедия — НАКЛЕЙКА (ДУБЛИРОВКА) ВЕТХОЙ ТКАНИ НА ТЮЛЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАКЛЕЙКА (ДУБЛИРОВКА) ВЕТХОЙ ТКАНИ НА ТЮЛЬ






Обычно только одного закрепления недостаточно для тканей, которые должны быть экспонированы вертикально, так как при закреплении не соединяются порванные нити и не заполняются утраченные части, а только приостанавливается разрушение и закрепляется волокно.

Третьим элементом эффективной реставрации является перенос ветхой ткани или ее фрагментов на тюль, который освобождает дряхлые нити основы ткани от нагрузки и соединяет отдельные фрагменты в одно целое, заполняя лакуны, возникшие вследствие утраты или разрушения частей реставрируемого объекта.

Наклейку (дублировку) ветхой ткани производят мучным клейстером на новую прочную основу из хлопчатобумажного тюля. Небеленый или подкрашенный тюль, изготовленный из пряжи возможно более высокого номера, минимально маскирует заклеенную сторону реставрированной ткани и сохраняет примерно одинаковые условия воздействия внешней среды как на заклеенную, так и незаклеенную стороны, а сама наклейка мучным клейстером не меняет фактуры и рисунка ткани.

Этим свойством мучного и крахмального клейстера издавна пользуются в текстильной промышленности, применяя их в качестве отличной аппретуры тканей. В то время как желатиновый закрепитель в молекулярно-дисперсном состоянии(*Дисперсностью называется состояние раздробления какого-либо вещества в жидкой среде (в виде частичек). Если они находятся в молекулярно-дисперсном состоянии (т. е. распавшимися до величины молекул), то мы имеем истинный раствор; если же частички более крупные, то получим коллоидальный раствор (высокодисперсное состояние) или суспензию (частички в низкодисперсном состоянии, иногда видные даже невооруженным глазом).) является истинным раствором и проникает в структуру волокна, мучной клейстер—это коллоидальный раствор (т. е. высокодисперсный); осаждаясь на поверхности нитей, он образует поверхностный слой на ткани и тюле и при высыхании склеивает их. Наклейку можно осуществлять четырьмя способами:

1. Наносить клейстер только на тюль, на него раскладывать ткань, разглаживать косточкой и раскатывать резиновым валиком через наложенный на реставрируемую ткань сухой тюль.

2. Наносить клейстер и на тюль и на ткань, поступая далее как при первом способе.

3. Наносить клейстер на тюль и после просушки ткань приклеивать посредством пропитки закрепителем.

4. Наносить клейстер только на ткань, поступая далее, как при первом способе.

Какой способ и когда можно применять?

При первом способе может быть использован только клейстер, находящийся в ячейках тюля.

Второй способ применим для всех тканей средней толщины и прочности.

Третий способ применим для очень тонких или ветхих археологических тканей.

Четвертый способ применяется для наклейки толстых и ворсованных тканей, войлока, шпалер и т. д.

Нанесение клейстера практически осуществляется смазыванием разложенного на столе тюля и левой стороны ткани широкой кистью с последующей раскаткой через тюль резиновым валиком с лицевой стороны, что уподобляется нанесению аппрета на ткань в текстильной промышленности посредством трехвальной крахмальной машины. В этой машине аппрет наносится на левую сторону ткани, а валы как бы продавливают его через ткань. Аппретированная лицевая сторона остается чистой, не замазывается аппретом, краски и ткань сохраняют свой вид. В настоящее время рекомендуется еще способ нанесения клеевых составов методом распыления, улучшающий результаты распределения клея.

Наклейка производится на специальном столе, конструкция которого чрезвычайно проста. Из толстой фанеры на прочном каркасе собирается щит. На фанеру наклеивают линолеум с гладкой поверхностью, без швов, что важно при наклейке шелковых тонких тканей. Линолеум натирается химически чистым (нейтральным) парафином, посыпается в разных местах мелкими кусками парафина и проглаживается горячим утюгом до получения гладкой поверхности. В процессе проглаживания, если нужно, подсыпаются под утюг еще куски парафина.

После остывания стол обметают мягкой щеткой с длинным волосом и полируют чистой полотерной щеткой до блеска. После полировки стол снова обметают мягкой щеткой.

Нанесение парафина необходимо для того, чтобы тюль и ткань в процессе реставрации не приклеились к линолеуму. Кроме того, парафиновая поверхность не впитывает влаги. Ширина стола должна быть не более 2,1—2,2 м, чтобы с обеих продольных сторон реставратор мог согнувшись над столом, достать пальцами рук середину.

Длина лимитируется величиной помещения; чем длиннее стол, тем он удобнее для работы.

Практичными являются следующие размеры: ширина 2,1—2,2 м, длина 4—5 м. Для переноски и установки стола щит не прикрепляют к ножкам, а делают три козелка высотою 0,75 м, два подставляются по торцовым краям и один под середину, во избежание прогиба стола.

Если делать раму щита толщиной 0,05 м, то общая высота стола равняется 0,8 м, высота удобная для работы реставратора среднего роста. В мастерской реставрации тканей желательно иметь два таких стола по следующим соображениям: при наклейке тканей длиной до 4 м один стол используется для сушки ранее наклеенной, второй для наклейки другой ткани; для реставрации ткани длиннее или шире 4 м столы можно сдвинуть.

На подготовленный реставрационный стол настилают кусок тюля такой величины, чтобы он свешивался со всех сторон стола на 10—15 см. Нити основы тюля должны лежать параллельно нитям основы реставрируемой ткани. Если тюль в целом куске, то нити основы идут параллельно его кромке; если кромки отрезаны, то при растяжке тюль в одном направлении растягивается значительно, в другом почти совсем не растягивается, что и показывает направление нитей основы.

Для фиксации тюль смазывают клейстером вдоль краев стола узкой полосой, шириной в 3—4 см, и тщательно растягивают за края равномерно со всех сторон, чтобы не оставались складки и деформированные ячейки. После натяжки клейстер должен подсохнуть для прочной фиксации тюля в приданном ему положении. Потом на тюль накладывают подлежащую дублированию ткань, левой стороной вниз, выравнивают и выбирают поперечный, более цельный край для начала наклейки.

Во избежание перекоса вдоль и поперек стола протягивают направляющие нити. Разметив ширину и длину ткани, прибивают в соответствующих местах кромки стола гвоздики, к которым крепят направляющие нити, с одного конца петлей, для удобства снятия в процессе работы, с другой стороны — наглухо. Вбивать гвоздики в линолеум не следует.

Диаграмма: схема технологического процесса реставрации.

Определив точное положение ткани, приступают к наклейке. Наиболее часто применяют второй способ наклейки, когда клейстер наносится и на тюль, и на ткань.

Наклейка начинается с фиксации намеченного поперечного края ткани на тюль на расстоянии 5 см от торцового края стола, согласно протянутой направляющей поперечной нити.

Намеченный край ткани шириной 0,1—0,2 м загибают левой стороной вверх; на тюль и на левую сторону загнутого края, под который можно ничего не подкладывать, широкой плоской кистью обильно наносят клейстер. После этого проклеенный край ткани накладывают на проклеенный участок тюля, тщательно расправляют руками, следя за тем, чтобы края рваных мест возможно плотнее сошлись, а затем разглаживают косточкой до получения гладкой поверхности.

После фиксации остальную часть скатывают в рулон в сторону наклеенного края и укладывают на него. На освободившуюся площадьтюля и на левую сторону сложенной ткани наносят клейстер полосой в 40—50 см; рулон полностью разворачивают, укладывают согласно направляющей продольной нити на тюль и поступают дальше как уже было указано.

После этого ненаклеенную часть ткани снова свертывают рулоном и на часть тюля и рулона наносят клейстер.

Действуя таким образом, ткань наклеивают постепенно небольшими площадями до фиксации конечного поперечного края.

Когда вся ткань наклеена, разглажена и края рваных мест соединены, на нее накладывают кусок сухого чистого тюля и расправляют, чтобы он лежал совершенно гладко.

Резиновым валиком (применяемым в фотографическом деле) тщательно раскатывают ткань через наложенный тюль; один раз от середины к краям и два-три раза по всей поверхности вдоль и поперек. При раскатке тюль намокает и впитывает грязь, а излишний клейстер и воздушные пузыри, образовавшиеся в процессе наклейки, выпрессовываются вместе с загрязнителями. Намокший и загрязненный тюль надо снимать аккуратно, чтобы не отделить ткань. Вначале берут за один угол верхнего тюля, лучше у начального края ткани, поднимают и тянут в сторону конечного края, до тех пор пока не поднимется второй угол. Тогда, взяв оба угла вместе, стягивают тюль вдоль наклеенной ткани. После снятия тюля ткань кажется приглаженной утюгом и покрыта мелкими воздушными пузырьками, которые постепенно исчезают.

При прокатке резиновым валиком клейстер не фильтруется, а только продавливается через переплетение нитей ткани в количестве, недостаточном для сцепления с сухим тюлем; мокрая ткань удерживается на дублировочном тюле силами сцепления и собственного возросшего от клейстера веса. Прожатый клейстер образует на лицевой стороне аппретурный слой.

Когда ткань состоит из фрагментов, то их подбирают по рисунку, оставляя пустые места утраченных участков; смазывают клейстером и последовательно накладывают на тюль, смазанный клейстером. Потом расправляют руками до должного положения, разглаживают плоской косточкой и поступают дальше, как уже было указано.

В таком положении ткань оставляют на реставрационном столе 8—12 часов до полной просушки при нормальной комнатной температуре. Если после этого срока ткань будет еще влажной, то нужно ставить переносный вентилятор попеременно с разных сторон.

Для продуктивной работы помещение реставрационной мастерской должно иметь хорошую вентиляцию, учитывая, однако, что для получения наклейки и пленки хорошего качества сушка должна протекать медленно и при нормальной комнатной температуре.

По окончании сушки ткань снимают со стола: берут одновременно с дублировочным тюлем за один угол и продольным движением отделяют от стола. Нельзя брать один тюль, так как он вытянется и оторвется от наклеенной ткани.

После наклейки на левой стороне ткани обычно обнаруживаются блестящие места, заклеенные ячейки тюля, неприклеившиеся части и другие недостатки. Для устранения этих дефектов производится вторичная клейка.

Реставрационный стол застилают новым сухим тюлем, на который кладут реставрируемую ткань заклеенной стороной вверх. На нее кистью наносят клейстер. При этом процессе исчезают все дефекты, заклеенная сторона становится лучше видимой за счет уменьшения маскировочного эффекта тюля. Предварительно ткань и тюль закрепляют по краям.

Ткань просушивают, снимают вместе с подложенным тюлем и кладут лицевой стороной вверх. В этом положении тюлевая подложка легко снимается; если она не отходит, ее немного пульверизируют раствором воды со спиртом.

При вторичной проклейке жидкие компоненты клейстера проходят насквозь, а крахмал и клейковина задерживаются, вследствие чего лицевая сторона ткани не приклеивается к подложке, заклеенные ячейки прочищаются и отставшие места приклеиваются к плотно прилегающему сырому тюлю.

После вторичной клейки приступают к отделочным операциям: отрезают с краев излишний тюль, тщательно чистят лицевую сторону мягкой щеткой, а левую (заклеенную) — более жесткой. Ткань становится живее, мягче, рисунок с левой стороны более ясный. Если от реставрированного объекта требуется особая мягкость, то его следует еще механически умягчить.

Для умягчения аппретированных тканей в текстильной промышленности применяются мягчильные машины — винтовые или пуговичные, в которых ткань изгибается в направлении основы и утка, вследствие чего нити приобретают некоторую возможность перемещаться относительно друг друга, ткань несколько разрыхляется, становится мягче и пышнее.

В музейной практике механическое умягчение достигается свертыванием ткани в рулон с четырех сторон, вначале с лицевой стороны, а затем с левой с углов по диагонали. Проделав два-три раза такую операцию, можно получить значительное умягчение.
Натирание наклеенной ткани с левой стороны мягкими щетками также способствует умягчению реставрированной ткани. На этом заканчивается процесс наклейки и ткань может поступить на хранение или экспозицию (рис. 8—16).

8. Фрагмент шелковой рисунчатой ткани XVIII в. с металлической нитью. Собр. Гос. Эрмитажа.

9. Рентгеновский снимок фрагмента шелковой рисунчатой ткани XVIII в. с металлической нитью. Увеличение.

10. Шведское знамя 1620 г. До реставрации в 1930 г. Арт. ист. музей.

11. Шведское знамя 1620 г. После реставрации в 1936 г. Арт. ист. музей.

12. Фрагмент полкового знамени русского солдатского полка конца XVII в. с изображением юного Петра I. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

13. Деталь фрагмента полкового знамени русского солдатского полка конца XVII в. с изображением юного Петра I. После наклейки в 1948 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

14. Фрагмент ротного знамени русского солдатского полка конца XVII в с изображением Петра I. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

15. Деталь фрагмента ротного знамени русского солдатского полка конца XVII с изображением Петра I. После наклейки в 1948 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

16. Рентгеновский снимок детали фрагмента шелковой рисунчатой ткани XVIII в., наклеенной на тюль с металлической нитью. Увеличение.

Когда ткань оказывается по своей ширине или длине больше реставрационного стола, ее можно наклеить только по частям.

Наклеенную часть ткани свертывают в рулон и действуют как было уже указано ранее. Приступать к такой наклейке следующей части можно только после просушки наклеенного участка и свертывания в рулон (см. схему).

Схема наклейки ткани в несколько приемов.

Передвигая последовательно ткань по частям, соответствующим размеру стола, можно наклеить ткань любых размеров.

При частичной наклейке у светлых, не особенно чистых тканей образуются после сушки видимые границы стыков склеек в виде разводов. Они удаляются вышеуказанным способом вторичной проклейки, но по частям. При вторичной клейке нужно несколько сдвинуть в сторону стыки на старых границах и ликвидировать их повторной смазкой вдоль и поперек.

Если стыки все же останутся видимы, то их удаляют повторным смазыванием во всех направлениях разбавленным клейстером с добавкой спирта (клейстер 1,5—2 %, спирт 20—25 %).

В качестве наглядного примера такой наклейки по частям можно привести наклейку войлочного ковра из Пазырыка.

Этот ковер шириною 4,5 м и длиною 6,5 м был наклеен на тюль на столе шириной 0,9 м, длиною 5 м, причем в процессе работы ковер пришлось передвигать на столе восемь раз.

Перейдем теперь к рассмотрению других способов наклейки тканей.

Первый способ отличается от второго тем, что клейстер наносят только на тюль. В остальном все процессы аналогичны второму способу.

Третий способ: клейстер наносят на тюль и дают высохнуть. На него кладут закрепленный сухой фрагмент, расправляют и посредством пульверизатора или мягкой кисточки пропитывают вновь закрепителем и разглаживают косточкой. Вода закрепителя, проходя через ткань, смачивает тюль и находящийся на нем клейстер, что необходимо для приклейки фрагмента к тюлю.

После высыхания тюль с фрагментом снимают со стола, переворачивают и кладут лицевой стороной на подкладочный тюль.

Склеив выступающие за пределы ткани края дублировочного и подкладочного тюля, на него наносят кисточкой жидкий клейстер (№ 1) для вторичной проклейки. После просушки дублировочный тюль отделяют от подкладочного и, если ткань оказывается несколько жестковатой, ее пропитывают умягчителем № 6.

Четвертый способ значительно отличается от остальных.

На реставрационном столе укрепляют подкладочный тюль, а на нем дублировочный тюль, на котором раскладывают ткань лицевой стороной вверх, согласно направляющим нитям, во избежании перекоса.

Край лучшей сохранности и прилегающую часть ткани длиной 30— 40 см загибают левой стороной вверх. Для изоляции лицевой стороны от загнутой между ними прокладывают бумагу. На загнутую часть узкой кисточкой равномерно наносят густой клейстер и раскатывают резиновым валиком для получения тонкого клеевого слоя.

В порванных местах клейстер проходит насквозь, но не пачкает лицевой стороны, так как проложена бумага. После раскатки проклеенную часть кладут на сухой дублировочный тюль и расправляют руками, косточкой и вновь тщательно раскатывают резиновым валиком через наложенный сухой тюль. Таким образом последовательно наклеиваются и остальные части.

При наклейке применяется густой клейстер, он не проходит на лицевую сторону, не склеивает ворс и не меняет фактуры.

После просушки получается прочно наклеенная ткань, но совершенно не закрепленная с лицевой стороны и без защитного слоя, поэтому закрепление и нанесение защитного слоя являются особой операцией. Для этой цели лицевая сторона после просушки пульверизуется водно-спиртовым раствором закрепителя — аппрета; он проникает в волокно нити и ворса, закрепляет их, а клейстер, осаждаясь невидимой для глаз пленкой, образует необходимый защитный слой. Пульверизация производится несколько раз (после просушки), причем степень проклейки определяется на ощупь — ткань должна стать немного грубее и жестче. Излишняя пульверизация может изменить фактуру ткани, этого нужно избегать. Закрепитель — аппрет применяется при нормальной комнатной температуре, без подогрева. Во избежание заклейки трубочки пульверизатора после работы ее необходимо промыть, и на всякий случай вставить в нее нержавеющую проволоку—прочищалку.

После закрепления ткань поворачивают левой стороной вверх и, взяв за один из углов подкладочного тюля, отделяют его от дублировочного. Если подкладочный тюль будет отделяться с трудом, то его следует предварительно слегка увлажнить из пульверизатора водно-спиртовым раствором. У дублировочного тюля получается матовая поверхность вследствие выступившего при прокатке и затем высохшего излишка клейстера; его соскабливают косточкой вдоль и поперек. Наклеенная ткань становится значительно мягче, а поверхность тюля чище. В остальном поступают так же, как и в трех предыдущих способах наклейки.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия