Студопедия — КРУЖЕВА И ВЕЕРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРУЖЕВА И ВЕЕРА






Особое место среди объектов реставрации занимают разрушающиеся кружева, изготовленные часто из тончайшей пряжи.

Для избежания искажения рисунка и образования муара, вследствие наклейки на тюль, следует белые и кремовые кружева наклеивать на черный тюль, цветные кружева на белый тюль, для получения в обоих случаях контраста, а для дубляжа брать тюль с мелкими ячейками.

При соблюдении этих правил наклеенные кружева сохраняют всю прелесть тонкого рисунка, а при экспозиции белых кружев на темном фоне и цветных на светлом, дубляжный тюль не заметен (табл. 32—35).

32. Русская вышивка XVIII в. После реставрации в 1956 г. Правая сторона. До маскировочной штопки. Собр. Гос. Эрмитажа.

33. Русская вышивка XVIII в. После реставрации. Левая сторона. Тюль незаметен. До маскировочной штопки. Собр. Гос. Эрмитажа.

34. Русская вышивка XVIII в..Деталь маскировочной штопки. Собр. Гос. Эрмитажа.

35. Кружево XVIII в. После реставрации в 1955 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Наклейка кружев производится следующим образом: клейстер наносится только на тюль, наложенные поверх кружева разглаживаются косточкой и прокатываются валиком через тюль.

После сушки наклеенные кружева проклеиваются вторично с левой стороны обычным способом.

Наклейка производится 3-процентным клейстером.

В местах утрат может быть применена маскировочная штопка (рис. 34).

Разрушающиеся шелковые веера дублируются нами на мелкоячеистый тюль или газ третьим способом, сломанные косточки укрепляются наклейкой с левой стороны тонких бамбуковых пластинок (рис. 36, 37).

36. Шелковый веер XIX в. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

37. Шелковый веер XIX в. После реставрации в 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа.
Если у веера пластинки из слоновой кости со сложным ажурным рисунком сломаны и утрачены, то можно применить следующий реставрационный способ.

Отделив одну цельную косточку, кладут ее на фотографическую бумагу светло-кремового цвета («шамуа») и освещают. После проявления бумаги на ней получается контурное изображение белой косточки. Отпечаток вырезают и наклеивают на бамбуковую пластинку или картон и вклеивают в соответствующее место веера. При экспозиции веера на черном фоне вклеенную косточку трудно отличить от настоящей. Если черный фон нежелателен — темные места внутри рисунка нужно вырезать. Если косточки цветные — следует отпечаток окрасить в нужный цвет.

В заключение укажем еще, что тонкие кружева лучше дублировать на шелковом газе.

На газ можно наклеивать и очень тонкие ткани, особенно с вышивкой но при этом необходимо соблюдать следующее правило: при наклейке нити основы ткани по отношению к нитям основы газа должны быть расположены под углом около 45° во избежание образования у наклеенной ткани муара.

Муаровый эффект получается при параллельном расположении нитей основы ткани и газа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТКАНИ

Диаграмма: техника реставрации археологических тканей.
Наиболее сложной и ответственной работой является реставрация археологических тканей.

Волокно их настолько ветхо, что ткани требуют особой предварительной обработки и в сухом виде расправлены быть не могут.

Рассмотрим последовательный ход реставрации археологических тканей.

Раскопанную ткань, какой бы она ломкой не была, можно расправить в ванне смягчающего раствора (глицерина —10%, спирта ректификата — 80 и дистилированной воды—60%).

Для этого берется стекло или лучше плексиглас по величине ткани и покрывается куском тюля, смоченного в вышеуказанном растворе, края тюля подгибаются под стекло.

В кювету наливается смягчающий раствор и кладется стекло с тюлем.

После этого на него накладывается фрагмент ткани. Благодаря наличию в ванне спирта, снижающего поверхностное натяжение воды, фрагмент сразу намокает и становится мягким.

Если ткань очень грязная, в ванну добавляют 20—25% ацетона.

Через некоторое время содержимое ванны от растворяющихся загрязнителей начинает окрашиваться в коричневый цвет. Находящийся на стекле фрагмент осторожно расправляется косточкой и с его поверхности механически удаляются загрязнители. Кусок тюля, смоченный в том же растворе, расправляют и накладывают на лежащий в ванне на стекле фрагмент ткани и загибают края под стекло.

Теперь можно спокойно вынуть стекло с фрагментом, лежащим между двух кусков тюля, и промыть. Перевернув затем стекло с фрагментом, находящимся между двух слоев тюля, его кладут на реставрационный

 

стол. Приподняв один край стекла отделяют от него (с одного угла) оба куска тюля с фрагментом. Оба слоя тюля при этом легко отделяются от стекла и ложатся на стол.

Взяв за один угол верхний слой тюля (подкладочный) его снимают с фрагмента продольным движением и на столе остается нижний слой тюля (дублировочный) с фрагментом.

Манипулируя таким образом стеклом и двумя кусками тюля, можно безо всякого риска перевертывать самые ветхие мокрые фрагменты ткани.

Находящийся на тюле фрагмент оставляют лежать до полной просушки.

Не следует класть смягченный фрагмент непосредственно на стекло или на реставрационный стол, так как при сушке фрагмент может прилипнуть.

На подсохнувший фрагмент наносится закрепитель (см. IV. РЕЦЕПТУРА И МАТЕРИАЛЫ) и после новой сушки, если закрепление достаточно, фрагмент снимают с подкладочного тюля и наклеивают по III способу — с нанесением клея только на тюль (рис. 38—41).

38. Фрагмент шерстяной античной ткани I в. н. э. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

39. Фрагмент шерстяной античной ткани I в. н. э. После реставрации в 1954 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

40. Фрагмент очень тонкой шерстяной античной ткани из Семибратнего кургана, V в. до н. э. После реставрации в 1939 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

41. Фрагмент тонкой шерстяной античной ткани с тканым рисунком, I в. н. э. После реставрации в 1939 г. и окантовки. Собр. Гос. Эрмитажа.

Дублировку следует производить на мелкоячеистый тюль или на газ, во избежание пробивания на поверхность фрагмента структуры ячеек тюля.

Наклеенный фрагмент помещается между двух стекол следующим способом: на стекло, соотвествующей величины, накладывается фрагмент и тюль приклеивается к стеклу вдоль краев узкой полосой желатиновым клеем (желатины—15%, спирта—10%, воды—75%, бензойной кислоты—-0,2%).

На тюль, вдоль краев стекла, наклеиваются узкие полоски картона и окантовываются дермантином. Аналогичное по величине стекло кладется на стекло с фрагментом и один его край крепится к нижнему стеклу таким образом, что верхнее стекло можно поднимать и опускать как крышку шкатулки. При опущенном верхнем стекле фрагмент оказывается закрепленным между двумя стеклами, не касаясь ни одного из них. Такая система монтажа принята нами с 1940 г. как очень удобная и оправдавшая себя на практике.

Иногда фрагменты тканей бывают загрязнены органическими соединениями, отложившимися в тканях из почвы и придающими тканям темно-коричневый цвет. Подобные загрязнители не удаляются растворителями вроде четыреххлористого углерода, ацетоном и т. п.. и не поддаются действию слабых щелочей и кислот (крепкие растворы будут разрушать волокно).

В этих случаях хорошие результаты дает очистка (отбелка) с помощью марганцовокислого калия, являющегося эффективным окислителем органических соединений, с последующей обработкой щавелевой кислотой. Для этого фрагмент, подлежащий очистке, погружается на 10—15 минут в 0,2—0,5% водный раствор марганцовокислого калия. После промывки в воде фрагмент опускают в 1—2% водный раствор щавелевой кислоты для отбелки, до полного исчезновения коричневой окраски ткани, затем вновь промывают.

Обработка этим методом может производиться несколько раз до полной очистки ткани. Ткань после такой обработки, в зависимости от первоначального своего состояния, получается или белой., или принимает первоначальный цвет, если она была окрашена минеральными красками.

Природа волокна и ткани хорошо выявляется после такой обработки.( *Материалы по методике археологической технологии, вып. XII,1929.)Однако следует пользоваться этим способом осторожно, не форсируя его, пробуя сперва на небольших кусочках. Очень ветхие ткани при такой очистке могут.совершенно разрушиться.

В качестве практического примера очень сложной реставрации ткани, находившейся в предельной стадии разрушения, приводим описание реставрации женского халата и мужской рубашки из Кенкольского могильника в Монас-Супа (Киргизская ССР) III—I вв. до н. э.

В середине 1939 г. в Государственный Эрмитаж поступило погребение из раскопок Монас-Супа, содержащее два скелета: мужской и женский, на которых сохранились шелковые головные повязки, платки, закрывавшие лица, и верхняя одежда. Темно-коричневого цвета шелк одежд, красный шелк повязок и платков находился в предпоследней стадии разрушения — легко превращался в порошок. Определить покрои одежд не представлялось возможным, они были в складах, расправить которые было нельзя без риска полного разрушения ткани, но создавалось впечатление, что и на женском и мужском скелете сохранились довольно короткие рубашки (рис. 42).

42. Погребение III—II вв. до н. э. из Монас-Супа. На короткой доске женский костяк. Раскопка 1939 г.

43. Женский халат из погребения в Монас-Супа. Реставрирован в мастерской Гос. Эрмитажа.

После разборки костей скелетов, на досках (погребение открытое) остались ткани в виде сплюснутых цилиндров, которые можно было снять с досок с большой осторожностью.

При более подробном осмотре у одежд оказались почти совершенно разрушенными боковые наружные стороны (у женской одежды левая сторона и часть спины). Снятая ткань внешне была похожа на кору с дерева. После предварительной очистки приступили к реставрации тканей. Так как волокно было чрезвычайно хрупким, ткань пришлось дополнительно умягчать и дезинфецировать. Для этой цели ткань была положена в мешок из тюля и опущена в раствор (вода, спирт и глицерин). Осторожным подниманием и опусканием мешка происходила промывка ткани и умягчение волокна. Без тюлевого мешка намокшую расползающуюся ткань вообще нельзя было бы вынуть. После достаточной очистки и умягчения ткань в мешке была перенесена на реставрационный стол, покрытый тюлем. После некоторой подсушки ткани мешок был расшит, и ткань разложена на столе для окончательной просушки. Затем расправлена для осмотра и определения дальнейших путей работы. При осмотре оказалось, что женская одежда была одета левой стороной наружу, имела несколько заплаток; левый рукав совершенно истлел и держался у плеча на отдельных нитках; сильно разрушен левый бок и верхняя часть спины. На глубоко вырезанном воротнике, примерно на середине груди, имелся бантик, завязанный обычным образом. Ввиду большой ветхости ткани не представилось возможным наклеивать одежду целиком (не распоротую). Такой способ чрезвычайно затрудняет и замедляет работу, хотя и вполне возможен, если ткань одежды сохранила некоторую прочность.

Поэтому ткань была разложена вся в один слой и взят за начало наклейки совершенно разрушенный левый бок, едва держащийся у плеча. Одежда оказалась широким халатом, занявшим площадь около трех квадратных метров стола. От долгого лежания (около 2000 лет), ткань очень деформировалась и во многих местах куски кожи владелицы одежды пристали так прочно, что их нельзя было удалить. Сохраняя примерное расположение отдельных частей одежды, так как многих частей не сохранилось, ткань была проложена тонкой бумагой и развернута по окружности с центром в верхней части воротника. После предварительных опытов и проб выбран наиболее приемлемый клейстер и приступлено к наклейке ткани на тюль. Для этого после предварительной пропитки его 3% клейстером на просушенный тюль был снова разложен халат для дублировки по третьему способу.

За начало наклейки был взят левый край халата, предварительно пропитанный водно-спиртовым раствором желатина и затем разглаженный косточкой. Последовательной пропиткой и разглаживанием небольших участков халата и его фрагментов производилась вся дублировка на тюль. Направляющими для правильной укладки служили швы одежды и главным образом направление нитей ткани. Этот момент работы изображен на рис. 43, где видна часть ткани уже наклеенной, в то время как другая лежит еще бесформенной грудой. Таким образом, фрагмент за фрагментом накладывался на тюль, пропитывался и разглаживался косточкой и резиновым валиком через тюль. Когда этим методом вся одежда была наклеена, ее оставили на просушку.

После вторичной приклейки в тюле были вырезаны отверстия воротника и проймы рукавов. Левый рукав, разрушенный в сильной степени, наклеивался на тюль этим же методом. Правый же рукав, лучшей сохранности, клеился иначе: была изготовлена соответствующей величины дощечка и хорошо пропарафинирована. На эту дощечку был наложен тюль достаточной величины, смазан с одной стороны клеем и дощечка вдвинута в рукав до плеча и разглажена косточкой обычным способом.

Последовательным поворачиванием рукава и добавочным смачиванием был наклеен весь рукав. По окончании дублировки рукава и проймы были вклеены на место, т. е. тюль рукавов был наклеен на тюль пройм. После этого одежда была снята со стола и одета на манекен для удаления лишнего тюля и определения места склейки левого бока, так как в этом месте большая часть ткани была утрачена. На манекене стало ясно, что не хватает частей ткани с левой стороны спины и плеча, а остатки ее очень деформировались, почему невозможно было свести обе половины халата в одно целое. Пришлось поступить следующим образом: положить сложенную вдвое одежду на реставрационный стол, передней частью вверх, взять за основу правую, лучше сохранившуюся половину халата, и разрезать тюль на местах без ткани — спине и плече. Взяв за вертикальную ось линию, проходящую через середину ворота сверху вниз, была измерена ширина правой стороны халата у плеча, талии и подола и сделана симметричная ей левая сторона халата с добавлением частей из тюля.

После закрепления этих добавочных кусков тюля булавками удалось получить симметрию обеих половин халата.

Вторично проверив на манекене и определив линии стыка правой и левой половин халата, он был снят с манекена для окончательной монтировки. Подкладывая под выкроенные места и линию стыка пропарафиненные дощечки все части были вклеены на место.

В результате, вместо предполагавшейся короткой рубашки одежда оказалась широким халатом фасона «кимоно». Заключением работы было закрепление бантика, завязанного владелицей халата 2000 с лишним лет тому назад и приклейка его на место — на ворот (рис. 44).

44. Женский халат из погребения в Монас-Супа. Реставрирован в 1939 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

После окончания работы обнаружилась недостаточная мягкость халата, несмотря на прибавление в клей глицерина в количестве, обычном для шелковой ткани такой толщины. Для умягчения халат был одет на вешалку, обильно опрыскан из пульверизатора водно-спиртовым раствором глицерина. Такое опрыскивание пришлось повторить несколько раз. В общем было введено, по отношению к количеству клея, не менее 10% глицерина, т. е. почти в три раза более нормального количества.

Только после окончания всей этой работы стало возможным точно определить фасон халата и способ его пошивки. Таким же образом были дублированы на тюль повязка и платок. Работа оказалась очень кропотливой и трудоемкой. Реставрация 3 кв. м ткани заняла около 45 рабочих дней, но зато дала возможность из рассыпающегося в порошок шелка сделать экспозиционную вещь, доступную для изучения.

Наклейка мужского халата была произведена подобным же образом (рис. 45).

45. Мужская рубашка из погребения в Монас-Супа. Реставрирован в 1939 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Настоящая работа была первой в области восстановления такой ветхой археологической одежды.

Интересной работой явилась реставрация кафтана барона фон Ферзена XVII в. (рис. 46, 47, 48).

46. Погребение барона Фабиаиа фон-Ферзена. Конец XVII в. Таллин. Гос. истор. музей.

47. Шелковый с золотой вышивкой кафтан и колпак из погребения барона Ф. фон-Ферзена. Перёд. Реставрирован в 1956 г. мастерской Гос. Эрмитажа.

48. Шелковый с золотой вышивкой кафтан и колпак из погребения барона Ф. фон-Ферзена. Спина. После реставрации. Собр. Гос. Таллинского истор. музея.

Не менее интересна и показательна реставрация большого Пазырыкского ковра из раскопок Горно-алтайской экспедиции 1949 г.

Этот замечательный ковер был доставлен в Ленинград после предварительной очистки на месте, причем все крупные фрагменты были подшиты на холст несколько большей величины, чем ковер, а мелкие фрагменты разложены в отдельные коробки. При большом размере (4,5 x 6,5 = 29,25 кв. м) и большом весе (более 20 кг) этот ковер был необычайным реставрационным объектом среди археологических тканей. Если учесть еще, что уникальный ковер к тому же является древнейшим в мире, то станет понятно, какой интерес должна была представлять его реставрация. Она состояла из 2 этапов: 1) подготовительная работа (склейка дублировочного тюля и очистка ковра) и 2) наклейка на тюль и закрепление ковра.

Подготовительные работы. Вес ковра исключал возможность наклейки ткани на одинарный слой тюля. Необходим был тюль, склеенный в несколько слоев, способный выдержать укрепленный на нем ковер в вертикальном положении.

Размер ковра не позволял произвести дублировку целиком; пришлось производить эту работу по частям на специально сделанном столе размером 0,9 x 5 м.

Склейка тюля производилась следующим способом. Два куска, размером 5 x 7,2 м каждый, условно разбили по длине на 8 частей размером 5 x 0,81 м (0,81м x 8 = 6,5 м); сложив их вместе, последовательно накладывали «а реставрационный стол и склеивали. После этого приступили к фиксации на них дополнительных тюлевых полос — одной продольной и трех поперечных (двух узких и одной широкой).

Продольная полоса предназначалась для усиления верхнего края, а поперечные—для усиления середины двуслойного (основного) тюля, так как нижняя часть ковра, лучше сохранившаяся, была значительно тяжелее верхней.

В результате у дублировочного тюля получились двуслойные, трехслойные и четырехслойные участки (рис. 49).

49. Вверху: Большой Пазырыкский ковер V—III вв. до н. э. После реставрации в 1949 г. Внизу: схема наклейки большого Пазырыкского ковра.
I — тюль в 2 слоя; II — тюль в 3 слоя, III — тюль в 4 слоя; АБВГ — основной тюль в 2 слоя; мноп — верхняя продольная полоса тюля; абвг, дежз, икел — вертикальные полосы тюля; аг — кромка стола; 1—8 — секции ковра и тюля; стрелкой показано направление передвижки ковра при наклейке. Собр. Гос. Эрмитажа.

После фиксации усилительных полос тюль был перевернут и тем самым подготовлен к дублировке на него ковра.

Для очистки ковер разостлали на полу, наложили влажную марлевую тряпку и через нее выбивали пыль вручную. Запыленную марлю промывали, отжимали и снова накладывали. Таким образом, последовательно, небольшими участками была произведена окончательная очистка.

Наклейка ковра на тюль (дублировка). Одна из главных трудностей наклейки любой ткани большого размера заключается в правильной ориентировке первой поперечной полосы, которая дает направление всей остальной части. Иначе в дальнейшем получится перекос и ткань может выйти из границ новой основы — тюля.

Если ткань помещается целиком на столе, то вдоль ее кромок натягивают направляющие нити. В данном случае сделать это было невозможно, и способ ориентировки пришлось изменить.

Во избежание возникновения продольного перекоса ковра в процессе восьмикратной последовательной наклейки за основную направляющую линию была взята кромка стола, по ней укладывали нижний край ковра. Для того чтобы не было перекоса, наклейку ковра начали со второй секции (рис. 49); затем тюль сдвинули в обратную сторону и на реставрированный стол уложили первую секцию.

Когда последняя — восьмая — секция высохла, ковер разостлали на полу для проверки правильности сборки рисунка и для наклейки мелких фрагментов. После чрезвычайно кропотливой и трудоемкой работы — подбора фрагментов — одна часть их была наклеена непосредственно на дублировочный тюль, а другая, состоящая из наиболее мелких обрывков, предварительно на небольшие куски тюля, которые вклеивались в соответствующие места.

Таким образом, восстановлены совершенно разрушенные части ковра. Из наиболее ответственных деталей рисунка были собраны: голова всадника (пятая секция), лицо богини (шестая секция), орнамент верхнего, среднего и частично нижнего бордюров между черными полосками в секциях с пятой по восьмую, а в первой — лапа птицы и грифон (рис. 49).

После наклейки, производившейся 20% мучным клейстером, и повторной очистки приступили к закреплению войлока и повышению его гигроскопической влажности, которая при испытании оказалась равной 10,4%. Сравнительно малая потеря гигроскопической влажности ковра может быть объяснена тем, что он найден в вечной мерзлоте — в глыбе льда, благодаря чему волокно было защищено от соприкосновения с воздухом. Закрепление войлока производилось пульверизацией 0,25% водно-глицерино-спиртовым раствором желатина с добавлением 0,5% мучного клейстера для получения защитного слоя.

Таким же способом был реставрирован и бархатный ковер.

В заключение отметим, что для реставрации ковра времени потребовалось около года (рис. 50—52).

50. Большой Пазырыкский ковер на экспозиции. Собр. Гос. Эрмитажа.

51. Фрагменты войлока из раскопок Горно-Алтайской экспедиции 1949 г. Собр. Гос. Эрмитажа

52. Грифон, собранный из фрагментов войлока, из раскопок Горно-Алтайской экспедиции. Реставрирован в 1949 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

БИСЕР

Специфической областью реставрации текстильных изделий является реставрация экспонатов из бисера, причинами разрушения которых являются те же окислительные процессы, подробно изложенные в начале работы.

Поэтому рецептура и методика реставрации изделий из бисера аналогичны реставрации прочих текстильных изделий, но с применением особых приемов.(* В практической разработке метода реставрации бисера принимала участие ст. реставратор Гос. Эрмитажа В. А. Дудина.)

Для удобства описания реставрационных процессов все бисерные вещи распределим на две основные группы: плоские и объемные.

К первым мы отнесем: панно, бювары, ленты, закладки и т. п., ко вторым — шкатулки, чернильницы, подстаканники, кошельки, сумки, чубуки и др. Кроме того, в первой группе вещи могут быть непрозрачные, как панно, и прозрачные, например транспаранты. Учитывая вышеприведенную классификацию бисерных предметов, перейдем к описанию рабочих реставрационных приемов. Укажем еще на то, что изложенная ниже методика реставрации бисерных вещей является результатом многолетней экспериментальной и практической работы и потому проверена временем.

Методы и приемы работы изложены на конкретных примерах.

Интересным реставрационным объектом явилось большое бисерное панно XVIIIв. русской работы, изображающее помещичью усадьбу (2,2x2,5 = 5,5 кв. м). Панно ко времени поступления в реставрацию (1948 г.) пришло в очень ветхое состояние. Во многих местах бисер осыпался и утратился, из-за большого веса бисера текстильная основа обветшала и вытянулась, вследствие чего панно обвисло и, образовав складку, опустилось за пределы нижнего края деревянной рамы.

Реставрация панно была осуществлена следующим образом. После тщательной очистки бисера от грязи промывкой водно-спиртовым раствором панно наклеили (дублировали) на новую основу.

Для этого кусок тюля соответствующей величины был настлан на пропарафиненный реставрационный стол, равномерно растянут во все стороны, для избежания образования складок и приклейкой по краям на столе зафиксирован, затем еще такой же кусок тюля наложили поверх, но так чтобы нити основы верхнего куска оказались расположенными перпендикулярно нитям нижнего.(* Нити основы расположены параллельно кромки тюля.) Тщательно расправив верхний тюль на него широкой кистью обильно нанесли жидкий клейстер. После сушки оба слоя оказались прочно склеенными и зафиксированными на реставрационном столе. На эту двойную тюлевую основу разложили панно левой стороной вниз и расправили во все стороны. Приклейку провели в два приема. Перегнув панно пополам, на тюль и на половину левой стороны панно нанесли густой клейстер, а затем загнутую половину панно снова уложили на тюль.

Вторую половину панно обработали также.

Затем панно покрыли чистым тюлем и через него раскатали во всех направлениях резиновым валиком. Этим была достигнута прочная и равномерная приклейка панно к дублировочному тюлю.

На этом дублировка была закончена, но принимая во внимание большой вес панно, решили укрепить его еще на щите из толстой фанеры, что и осуществили при помощи густого клейстера.

Таким образом, перенос панно на новую основу, закрепленную на жесткой подкладке, создал наилучшие условия для вертикальной экспозиции его. После дублировки приступили к закреплению нитей, на которых нанизан бисер.

Для этой цели плоской кистью нити пропитали закрепителем. Эта пропитка, чередуясь с просушкой, повторялась четыре раза. Отдельные бисеренки, которые грозили выпаданием или уже выпали, но сохранились, были укреплены на месте желатиновым клеем (рис. 53).(* Желатина 15%, глицерина 5%.)

53. Бисерное панно XVIII в. После реставрации в 1947 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Другим примером может служить реставрация небольшой бисерной иконы. Сильно разрушенная икона «Благовещение», прибитая к дощечке, осыпалась. Реставрацию этой иконы произвели аналогично реставрации панно с той лишь разницей, что икону дублировали на один слой тюля, края которого приклеили к дощечке с левой стороны (рис. 54).

54. Бисерная икона „Благовещение". После реставрации в 1947 г. Собр. Гос. Эрмитажа.
Реставрация в обоих случаях прекратила процесс разрушения волокна, закрепила нити и перенесла бисер на новую прочную основу.

Прозрачные бисерные вещи — транспаранты еще более чувствительны по своей структуре к разрушающему действию окружающей среды. Кроме того, они во время своего бытования подвергались воздействию и световых и тепловых лучей источников искусственного света (свечей, масляных и керосиновых ламп).

Возьмем в качестве примера реставрацию транспаранта XIX в. «Кавалер с дамой». Транспарант, закрепленный в рамке, был сильно разрушен с утратой бисера в своей нижней части, с одной боковой стороны и в двух местах верха. Утрата бисера в этих местах продолжалась. Вынутый из рамки траспарант наложили на дублировочный тюль, предварительно обильно смазанный жидким клейстером. Покрыв чистым тюлем транспарант аккуратно разгладили резиновым валиком во все стороны.

После сушки транспарант сняли со стола, держа одновременно за края и транспаранта и дублировочного тюля. На столе был разложен и зафиксирован другой кусок чистого тюля и на него уложили транспарант лицевой (незаклеенной) стороной. После фиксации по краям транспаранта на левую его сторону (верхнюю) нанесли кистью жидкий клейстер.

После сушки транспарант сняли со стола вместе с подкладочным тюлем, перевернули лицевой стороной вверх, с которой легко сняли подкладочный тюль. После дублировки нити транспаранта закрепили обычным способом и после сушки он был снова вклеен в рамку. Несмотря на дублировку транспарант полностью сохранил свою прозрачность (рис. 55—58).

55. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой". Левая сторона. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

56. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой" После реставрации в 1956 г. Правая сторона. Собр. Гос. Эрмитажа.

57. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой". После реставрации. Левая сторона. Собр. Гос. Эрмитажа.

58. Способ окантовки после реставрации для экспозиции и хранения. Бисерный транспарант. Собр. Гос. Эрмитажа.

Реставрация объемных вещей значительно отличается от методики реставрации плоских.

Рассмотрим специфику приемов этой работы, взяв для примера реставрацию бисерного мешочка с изображением гондолы и цветочков (рис. 59).

59. Техника реставрации бисерного мешочка XIX в. с изображением гондолы. Реставрация 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа.
Мешочек очень обветшал и требовал незамедлительного реставрационного вмешательства.

После очистки мешочка по нему вырезали из папки шаблон и пропарафинили со всех сторон. На этом шаблоне склеили из серого тюля дублировочную основу. После склейки сняли с шаблона, расправили и снова надели, после чего мешочек, смазанный внутри густым клейстером, надели на шаблон с тюлевым мешочком — основой. Разложив мешочек на столе его разгладили резиновым валиком со всех сторон, для обеспечения хорошей и равномерной приклейки к тюлевой основе.

После сушки, слегка освободив основу от шаблона посредством тонкой косточки, сняли с него мешочек.

Для закрепления нитей мешочек снова надели на шаблон и в дальнейшем поступили обычным образом.

Несколько иначе обстояло дело при реставрации бисерного подстаканника.

В предыдущих случаях мы применяли плоский шаблон, в настоящем случае — объемный. Для шаблона взяли подходящий по размерам химический стаканчик, докрыв его снаружи парафином. На стаканчик натянули тюль и склеили основу для подстаканника. После просушки склеенную основу сняли с шаблона и расправили. Это снимание основы с шаблона необходимо для того, чтобы после наклейки реставрируемую вещь можно было бы легче снять с шаблона вместе с новой основой.

Надев затем вновь основу на шаблон, подстаканник внутри смазали густым клейстером, и надели на шаблон, поступив в дальнейшем, так же как и в предыдущем случае.

После просушки у подстаканника закрепили нити (рис. 60).

60. Техника реставрации бисерного подстаканника XIX в. Реставрация 1956 г.

При реставрации вещей с твердой основой отпадает необходимость в шаблонах, так как шаблоном может послужить каркас самого реставрируемого предмета предварительно снятый с этого каркаса. После изготовления новой тюлевой основы ее надевают на каркас, а поверх приклеивают бисерный экспонат, предварительно закрепив нити старой основы. Примером может служить реставрация деревянной шкатулки, на которой вследствие ветхости нитей не держалась бисерная обкладка.

В качестве шаблона использовали шкатулку, на которую наклеили новую основу. После сушки на смазанную густым клейстером основу одели бисерную обкладку, тщательно пригнав ее к шкатулке.

Просушив нити бисерной обкладки, прочно державшейся на новой основе, закрепили обычным способом (рис. 61).

61. Бисерная шкатулка. После реставрации в 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

В заключении укажем на то, что закрепление можно производить и при помощи пульверизатора.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия