Студопедия — УАЪТУРА. иДЕОЛОГиЯ 11 СУБЪЕКТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УАЪТУРА. иДЕОЛОГиЯ 11 СУБЪЕКТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ






 

Напомнив читателю о серьезных причинах того, почему куль­туру необходимо рассматривать как следствие объективных ситуа- I ционных давлений и ограничений, мы теперь перенесем акцент на второго «кита» социально-психологической триады. Настало' время рассмотреть предположение, что культурные ценности и' верования могут определять то, как люди интерпретируют свойз опыт и обстоятельства, в которых находятся. (За последнее время' прекрасные обсуждения этого положения можно было найти у,


Социальная психология культуры 289

Д'Андреде (D'Andrade, 1981), Шведера (Shweder, 1991), Шведера и ЛеВайна (Shweder & LeVine, 1984), Стиглера, Шведера и Хёрд-та (Stigler, Shweder & Herdt, 1990).) Мы не имеем в виду, конеч­но, что культурные ценности и верования возникают независимо от объективных ситуационных сил. Единственное, что мы хотим сказать, так это то, что ценности, верования и способы интерпре­тации событий, делающиеся характерными для той или иной куль­туры или субкультуры, каково бы ни было их происхождение, живут собственной жизнью, независимо от ситуаций, их породивших, и могут существовать еще долгое время после того, как эти ситуа­ции перестают быть актуальными. И действительно, как мы уви­дим далее, в определенные моменты истории именно групповые убеждения и идеология, а не непосредственные особенности объек­тивной обстановки могут содержать в себе ключ к дальнейшему развитию социальной группы.

Tipffmecmamntkffe Видение и.ирй и развитие lionumuiWJua

Крупнейшей фигурой, связанной с представлением о том, что разделяемые людьми культурные убеждения становятся иногда главнейшими движущими силами истории, был великий социо­лог конца XIX—начала XX вв. Макс Вебер, который открыто про­тивопоставил свою теорию развития капитализма материализму Карла Маркса. По утверждению Маркса, меркантилизм позднего средневековья привел к возникновению избытка капитала, сво­бодного для инвестиций, и этот избыток создавал возможности для развития новых средств производства, что в свою очередь с неизбежностью дало толчок развитию капитализма.

Вебер, выступая в противоположность объективному эконо­мисту Марксу с позиций субъективного социального психолога, с этим не согласился. Для того чтобы стать причиной возникновения новой экономической формации, утверждал он, имевшиеся объек­тивные обстоятельства должны были быть интерпретированы в духе определенного мировоззрения, а именно — «протестантской эти­ки», придававшей беспрецедентно большое значение мирским достижениям.

Вебер приступает к изложению своих аргументов, обращая внимание на успех предпринимателей-протестантов в конкурен­ции с предпринимателями-католиками и на очевидную бережли­вость и дисциплинированность молодых работниц-протестанток. Он замечает также, что капитализм развился в странах Северной, а не

19-658


290 Глава 7

Южной Европы, хотя последние были в какой-то момент богаче Цитируя наблюдение Монтескье о том, что англичане «ушли дальцц всех народов мира в трех важных отношениях: благочестии, ком мерции и свободе» (Weber, 1905/1984, с. 45), Вебер задается воод росом: «не могло ли быть так, что превосходство англичан в коммерции и их приспособление к свободным политическим инсти-Д тутам были каким-либо образом связаны с тем благочестием' которое приписывает им Монтескье?»

Ответ Вебера состоял в том, что именно та форма, которую приняло благочестие в XV в. и сохранило ее вплоть до XIX в. сильно благоприятствовала прилежанию работников, активности предпринимателей и концентрации богатства, характерных дли преуспевающего капитализма. Он утверждал, что благочестие под питывалось желанием продемонстрировать свою принадлежност к кругу «избранных», т.е. тех, кого Бог избрал и кому «предопре! делил» быть в числе обретших спасение, а не тех, кому Он пре допределил быть проклятыми. И хотя никто и никогда не мог быт уверен, что находится в числе избранных, свидетельства божеч ственной милости могли усматриваться в достойной жизни челе века, т.е. в отказе от комфорта, роскоши, плотских удовольств» ' а также в исполненном веры, энергичном и успешном следован мирскому «призванию».

Избранный христианин пребывает в миру лишь для того, чтобы умно жить славу Господню, выполняя Его волю в меру своих способностей. ОД< нако Бог требует от христианина социальных достижений, поскольку:

лает, чтобы жизнь общества была устроена в соответствии с Его пред чертанием... Все это делает служащий безличной общественной полезно труд умножающим славу Господа, а следовательно, угодным ему (Web 1905/1984, с. 10809).

Одного лишь труда во славу Господню было, однако, недоста точно. Стремление к общему благу должно было быть энергичны1 и чистосердечным, с тем чтобы уничтожить все сомнения относи тельно собственной избранности.

С одной стороны, полагалось абсолютным долгом считать себя избра ным и сокрушать все сомнения как дьявольские искушения, посколь недостаток уверенности в себе является результатом недостаточной верь а отсюда и несовершенной милости Господней... С другой стороны, в каче стве наиболее подходящего средства, для того чтобы достичь необходимо;

уверенности, рекомендовалась интенсивная мирская деятельность. Она;

только она развеивает сомнения верующего и дает уверенность в милое Божьей (Weber, 1905/1984, с. 11112).


Социальная психология культуры 291

Однако одной неустанной деятельности было бы, наверное, недостаточно, чтобы внедрить новые средства производства, со­ставляющие основу капитализма. Новая система включала разде­ление труда и создание массовых рынков путем повышения про­изводительности труда и снижения вследствие этого цен. Кроме того, крайнюю важность имел не слишком доброжелательный прием, который был оказан кальвинистским «нон-конформистам» большей частью тогдашнего общества. Лишенные доступа в тради­ционные англиканские школы, протестанты-кальвинисты, при­надлежащие к среднему классу, учреждают свои образовательные институты, в которых, что неудивительно, акцент делается на прак­тические естественно-научные и технические дисциплины. Благо­даря этому были сделаны новые изобретения и разработаны про­изводственные технологии, начавшие затем распространяться не­виданными ранее темпами.

Однако подобные нововведения натолкнулись на оппозицию со стороны рабочих, относившихся к ним с подозрительностью и сопротивлявшихся введению нового для них порядка, которому они должны были подчиняться, а также со стороны враждебно настроенных конкурентов, владевших традиционными производ­ствами, боявшихся потерять свое дело. Согласно Веберу, подоб­ным инноваторам было очень трудно добиваться успеха, поэтому и в данном случае все решала идеология.

...лишь благодаря очень четким и высокоразвитым этическим каче­ствам стало для предпринимателя возможным завоевать абсолютно необ­ходимое ему доверие клиентов и рабочих. Ничто иное не могло дать ему сил для преодоления неисчислимых препятствий... (Weber, 1905/1984, с. 69).

Новая, рациональная, экономическая формация требовала столь же рациональной формации политической — с этим согласны даже марксисты. Для того чтобы стать эффективным, капитализм дол­жен был освободиться от произвольного налогообложения и вся­ческих капризов со стороны правительства. Вдобавок благосостояние нового среднего класса придавало его членам сил требовать разделе­ния власти. Таким образом, законы и система правления стали во все большей степени уважать порядок и свободу, необходимые но­вому классу для максимальной реализации своих возможностей.

Итак, согласно Веберу, все три добродетели англичан (равно как и других жителей Северной Европы) действительно были тес­но связаны друг с другом вполне удовлетворительным образом. Благочестие находит объяснение в новой теологии, коммерческое


292 Глава 7

превосходство — в энергичности и моральных устоях, продю ванных благочестием, а свободные политические институты • реформах системы правления, продиктованных соображения» экономической рациональности. Тем самым анализ Маркса 6i поставлен с ног на голову. Новый материальный этап истории чв ловечества был вызван к жизни не неумолимым изменением объек тивной ситуации, определяющей возможности для экономиче" кого развития, а субъективными воззрениями на причины и еле ствия мирского преуспевания.

Дискуссия по поводу культурных ценностей и их экономически! значимости была продолжена Дэвидом Мак-Клелландом, Джон® Аткинсоном и их коллегами (McClelland, Atkinson et al., 1953) одной из самых захватывающих и оригинальных работ 50-х годо] Прежде всего они показали, что в 50-е годы нашего века, cnyci несколько сот лет после Реформации, между протестантскими;

католическими странами как Старого, так и Нового Света наблк дались четкие различия в уровне производства продукции на дуи населения. Далее они попытались показать, что дети подвержен опосредованному влиянию идеологии через родительские ценном ти, методы воспитания и культурный фольклор. Наиболее эффек ная демонстрация такого влияния состояла в том, что период экономического развития для данной культуры (в том числе и щ христианской) могут быть предсказаны на основе данных о рос* насыщенности детской литературы предыдущего поколения тем тикой достижения. Им удалось также показать значимые коррел ции (хотя в целом довольно низкие) между воображаемыми дс тижениями, находящими выражение в написанных людьми тек стах и в их ответах на проективные тесты, с одной стороны,, методами, которыми их воспитывали, а также их реальными дс' тижениями в различных областях — с другой.

Тем не менее в результатах упоминаемых исследований ик лось одно слабое звено. Исследователи оказались не в состоян установить, что воображение американских протестантов болы] ориентировано на достижения, чем воображение американок! католиков (Veroff, Feld & Gurin, 1962). Роджер Браун в своем кла сическом учебнике социальной психологии, написанном в 1965:

посчитал это достаточно серьезным недостатком, способным пос1 вить под сомнение всю эту затею в целом. Действительно ли отс ствие данного различия между протестантами и католиками став под сомнение тезис Вебера? К этому вопросу мы вернемся поэ"" и рассмотрим его в свете некоторых дополнительных фактов.


Социальная психология культуры 293

Образование социальных объединений (ассоцианиз) и skoHOJuneckoe разбитие

Дискуссия между марксистами и веберианцами о возникнове­нии капитализма весьма горячо продолжается и по сей день — почти через сто лет после брошенного Вебером вызова. Может возникнуть подозрение, что этот спор не может быть разрешен эмпирически, но в своей недавней работе Патнэм и его коллеги (Putnam, 1987;

Putnam, Leonardi, Nanetti & Pavoncello, 1983) показали, что можно по крайней мере продемонстрировать, что существующие культурные различия предсказывают последующее экономическое развитие.

Патнэм начинает с цитирования Токвиля, отмечавшего важ­ность добровольных ассоциаций в деле создания необходимой для хорошего правления психологической инфраструктуры, а также с цитирования Эсмана и Апхоффа (Esman & Uphoff, 1984), гово­ривших о большой значимости общественных объединений для создания предпосылок богатства. Затем он переходит к утвержде­нию, что коль скоро подобные ассоциации вносят независимый вклад в развитие благосостояния, то их существование в опреде­ленный момент времени может предсказывать рост богатства в не­кий последующий момент, даже если объективные экономичес­кие условия при этом не изменятся.

Для проверки этого тезиса Патнэм собрал данные о степени развития общественных объединений в 15 административных об­ластях Италии за период с 1860 по 1920 г. Показатели были самы­ми разными, включая членство в обществах взаимопомощи, под­держку опирающихся на массы политических партий, число пред­выборных собраний и долю образовавшихся до 1860 г. культурных и оздоровительных объединений, сохранившихся к наблюдаемому моменту. Состояние экономического развития измерялось в пер­вую очередь по соотношению уровней занятости в аграрном и про­мышленном секторах экономики. Более высокий уровень занятос­ти в промышленности считался свидетельством более высокого экономического развития. В итоге оказалось, что современное эко­номическое развитие лучше предсказывалось на основании инфор­мации о развитии социальных объединений, существовавших сто­летие назад, чем на основании данных о существовавшем в то же время уровне индустриализации.

Данные о традициях создания общественных объединений в XIX в. яв­ляются столь мощным инструментом предсказания уровня индустриализа­ции в XX в., что если исключить влияние этого фактора, то корреляция


294 Глава 7

между занятостью в промышленности по состоянию на 1911 и 1977 гг. i дет попросту отсутствовать... Например, в 1900 г. из двух областей Ит лии, одна из которых имела традицию участия людей в социальных объ динениях, но при этом она была относительно отсталой, а вторая облас была более развитой по сравнению с первой (т.е. более здоровой, богат интеллектуальной и индустриальной), но не имела культуры участия на ления в подобных объединениях, именно первая область развивалась ] протяжении нашего столетия гораздо быстрее в социально-экономиче ком отношении... Короче говоря, существующая в настоящий момент ко реляция между культурой и структурой отражает влияние культуры на < туру, а не наоборот (Putnam, 1987, с. 189, курсив оригинала).

Аналогичную демонстрацию роли опыта участия в социальш объединениях дает работа Усима и его коллег (Useem, Setti Kanchanabucha, 1988), рассмотревших показатели успешности npoj граммы по развитию общественных объединений в различных тай ских деревнях. Они обнаружили, что успех различного рода про грамм по социальной самоорганизации, которые они пыталиС осуществить в разных деревнях, в высокой степени зависел от до жителей, уже состоявших членами хотя бы одной из деревенс» группировок и участвовавших ранее в мероприятиях по решеь проблем деревни.

Эти научные результаты существенным образом укрепл;

позиции культурного детерминизма в противовес детерминизм экономическому, поскольку представляется малоправдоподобны! что различиями в культуре общественных объединений как в ел:

чае с областями Италии, так и в случае с тайскими деревням управляют структурные силы сугубо экономического порядка. В те мере, в какой данные факты окажутся правилом, а не исключен!) ем, они могут способствовать пересмотру положений характерно го в настоящее время для социальных наук экономического дете минизма. По меньшей мере они позволяют утверждать, что кул турные факторы имеют значение для формирования структурн1 экономических явлений, к чему мы еще вернемся в контексте да нейшего рассмотрения социальных изменений.

КлдлеЪпивиз В сравнении с индивидуализируй.

Обсуждение нами вопросов идеологии, мотивации дост ний и традиций общественных объединений побуждает нас ра смотреть еще один очень важный показатель, на основании кс рого мировые культуры и этнические субкультуры мира, по-ви мому, разнятся между собой, — показатель коллективизма я сравнении с индивидуализмом. Этот показатель был предмете


Социальная психология культуры 295

интенсивного исследования Харри Трайэндиса и его коллег (Triandis, 1987; Triandis, Bontempo, Villareal, Asai & Lucca, 1988;

а также: Boykin, 1986; Deutsch, 1982; Hofstede, 1980; Hui, 1984;

J.M. Jones, 1983; Markus & Kitayama, 1991; Spence, 1985). Он явля­ется ключевым для понимания аттитюдов и поведенческих прояв­лений самого широкого спектра. Коллективистские общества, к которым следует отнести большинство традиционных доиндуст-риальных обществ, а также преимущественно католические стра­ны Южной Европы и Латинской Америки, равно как и большин­ство азиатских и африканских культур, характеризуются повышен­ным вниманием к семейным и общинным отношениям и ценностям. Люди из первичной социальной группы, к которой принадлежит тот или иной человек, т.е. его родственники, соседи, а в случае современных индустриальных обществ — еще и производствен­ный коллектив, являются первейшим источником социальных тре­бований и поощрений, а также главнейшими арбитрами в отно­шении того, что желательно, что допустимо, а что немыслимо. Таким образом, в коллективистских обществах именно внутригруп-повые нормы и внутригрупповые ролевые отношения являются и мотивирующей силой, побуждающей индивида к действию, и свое­образным компасом, определяющим направление его действий.

Индивидуалистические культуры, которые отнюдь не случай­но преобладают в странах Западной Европы, породивших протес­тантскую Реформацию, и в Северной Америке, демонстрируют противоположные ориентации. Для них характерен акцент на лич­ных целях, интересах и предпочтениях. Социальные взаимоотно­шения диктуются общностью индивидуальных интересов и притя­заний и поэтому подлежат изменению по мере изменения с тече­нием времени соответствующих интересов и притязаний. В подобных обществах выбор индивидом стиля одежды, друзей, занятий или супруга относительно свободен от диктата со стороны семьи, со­седей или еще кого-либо, с кем его могут связывать традицион­ные ролевые отношения.

Как подтверждает долгая история цитируемых в главе 2 ис­следований социального влияния в Америке, речь, конечно же, не идет о том, что люди в таких обществах не испытывают влия­ния со стороны окружающих. Скорее это означает, что степень социального влияния в индивидуалистических обществах не пред­ставляет собой всецело продукт возникающих на ранних этапах жизни индивида и основанных на традициях внутригрупповых уз. Так, представители относительно коллективистских по характеру


296 Глава 7

культур могут при определенных обстоятельствах проявляв меньшую конформность, чем люди, принадлежащие к более ин-<;

дивидуализированным культурам. Например, данные одного, исследования(Ргавег, 1970) говорят о том, что японцы могут быть, в меньшей степени, чем американцы, склонны проявлять кон-формность в исследованиях, построенных по схеме, подобной па-;

радигме Эша. Предположительно это происходит потому, что в данной парадигме испытуемых не ставят в условия социального давления, исходящего со стороны значимой для них социальной группы, концентрирующейся на традиционной, важной для груп­пы теме. По этой же причине испытуемые-японцы проявили мень­шую склонность придавать значение пожеланиям незнакомых людей или иностранцев, чем испытуемые-американцы из штата Илли->1 нойс (Triandis et al., 1988). Однако те же самые испытуемые-япон­цы проявили большую реактивность на пожелания своих коллег по работе.

В традиционных коллективистских обществах индивид склоней идентифицировать себя с единственной и тотально значимой груп» пой — одной и той же на протяжении всей его жизни. Члены груп" пы связаны друг с другом посредством сложнейшей паутины вза-i имных обязательств и ожиданий, во многом не подлежащих об' суждению, а достижения и проступки каждого члена подобно группы представляют собой важный источник гордости или стыд для группы в целом. Напротив, в более индивидуалистических of ществах люди находят сравнительно простым и желательным пс стоянно присоединяться к новым социальным группам, заводи новые знакомства. При этом разрывание предыдущих социальм связей также воспринимается ими как нечто достаточно легкое приемлемое. В индивидуалистических обществах социальные связ сопряжены с менее значительными привилегиями и обязател! ствами, а благополучие индивида (психическое, равно как и мат риальное) в меньшей степени зависит от судьбы или одобрен! со стороны родственников или местного сообщества.

Отчасти индивидуалистская ориентация представляет собс наследие протестантской этики и капитализма. Принадлежноск индивида к традиционной общине или гильдии со временем был заменена отношениями, основанными на рациональном удобств и объединениями, образуемыми исходя из представляющихся boss можностей и личного интереса. Подобная ориентация находит 01 ражение также в приемах и методах воспитания детей. Принадлв


Социальная психология культуры 297

жащие к индивидуалистическим культурам родители более склон­ны требовать и поощрять в своих детях независимость и стремле­ние к личным достижениям и менее склонны подчеркивать необ­ходимость сотрудничества и одобрения со стороны окружающих (Barry, Child & Bacon, 1959; Hess, 1970; Laosa, 1981; Rosen, 1959).

Индивидуалистическая ориентация связана не только с эконо­мическими ценностями и. потребностями в достижении, благо­приятствующими современному капитализму, но и со свойствен­ным ему эгалитаризмом. Коллективистские общества спокойно воспринимают неравенство, основанное на наследственных пре­рогативах или социальном положении. В высшей степени традици-оналистская кастовая система, все еще сохраняющаяся в совре­менной Индии (а также подкрепляющая ее вера в перевоплоще­ние души, в соответствии с которой относительные преимущества или лишения воспринимаются как следствия деяний, совершен­ных в предыдущих жизнях), представляет собой крайнее проявле­ние этой свойственной коллективизму особенности. Менее экст­ремальный пример являет нам почтение, с которым относятся к врачам, учителям или аристократам в небольших деревнях Южной Италии. По имеющимся у нас данным, традиционные нормы ос­таются там в силе, и стоящие в очереди в мясную лавку отцы семейств всегда готовы посторониться при появлении человека, имеющего более высокий социальный статус, и даже настаивать, чтобы «господина» обслужили первым. Сравните эти обычаи с нор­мами, существующими в крайне индивидуалистической и эгали­тарной субкультуре студенческого городка, где только что нанятая на работу секретарша или младший научный сотрудник пользуют­ся теми же правами в отношении удобных мест для парковки, что и заслуженный профессор (и, конечно же, они должны будут уп­латить столь же солидный штраф за парковку в неположенном месте из своей гораздо более низкой зарплаты).

Как правило, индивидуалистические культуры в среднем бо­лее богаты и более производительны, чем коллективистские, хотя то, что с недавнего времени в роли ведущей промышленной дер­жавы выступает Япония, делает эту зависимость не такой убеди­тельной, как раньше. [Маркус и Китаяма (Markus, Kitayama, 1991) утверждают, что мотивация достижения, лежащая в основе эко­номических успехов Японии, может быть связана не с индивиду­алистическими ценностями, как на Западе, а с коллективистски­ми устоями, такими, как семья, честь и лояльность по отношению к коллективу.]


298 Глава 7

Другое дело, являются ли индивидуалистические общества более здоровыми или мудрыми (Bellah et al., 1985)? Некоторые ин- тересные данные об издержках индивидуализма недавно поступи­ли из области психологии здоровья. В соответствии с материалами специально организованных опросов и текущей статистики убийств,! самоубийств и смертности от заболеваний, связанных со стрес- сом, анонимность и одиночество, характерные для индивидуали-;

стических обществ, вынуждают живущих в них людей платить за это очень высокую цену (Triandis et al., 1988). В одной из двух особен- I но убедительных подборок статистических показателей речь идет об уровне инфарктов. Во-первых, уровень инфарктов среди белых аме- риканцев, проживающих в Соединенных Штатах Америки, почти j в пять раз выше уровня аналогичного заболевания среди японцев,! живущих в Японии. Во-вторых, живущие в Америке культурно адап- i тированные японцы (т.е. говорящие дома по-английски, относя-] щиеся к своим детям скорее на американский, чем на японский? манер) в большей степени подвержены сердечным приступам, ко­торые случаются у них примерно в пять раз чаще, чем у их сохранив-, ших культурную самобытность соотечественников, также прожива ющих в Америке — даже после исключения влияния переменных, 1 связанных с образом жизни, — таких, как диета, курение и физи-Ц ческие упражнения (Marmet & Syme, 1976). Все эти факты означай ют, что характерная для коллективистских обществ социальная под- \ держка выступает в роли буфера, смягчающего стресс.

Говоря в целом, коллективисты платят свою цену в виде эко­номических и социальных ограничений, пожиная взамен плоды в' виде социальной поддержки. Индивидуалисты обладают большими правами в отношении своих визави и большим выбором в отноше­нии того, с кем из них иметь дело, но в случае, если у членов' индивидуалистической культуры возникают проблемы, то они не, могут с легкостью обратиться за помощью к окружающим. Функции, выполняемые в коллективистских обществах родственника­ми, знакомыми и коллегами, в индивидуалистических обществах" берут на себя психотерапевты. Юристы играют в индивидуалисти­ческих обществах роль посредников в конфликтах, которые обыч­но носят затяжной и открытый характер, а решение их затягивает-* ся. В коллективистских обществах те же функции осуществляются i приватно более старшими по возрасту членами или семейными кланами, или начальниками на работе, зачастую более оператив но и менее болезненно.


Социальная психология культуры 299

Авторы этой книги, будучи безнадежно индивидуалистичес­кими американцами, тем не менее получают удовольствие, обна­руживая глубокие различия в культурном багаже друг друга. Росс вырос в нерелигиозной еврейской рабочей семье, в то время как Нисбетт — в протестантской семье, принадлежавшей к среднему классу. Многие различия между евреями и неевреями в отноше­нии роли и влияния семьи настолько общеизвестны благодаря современным телевизионным программам, литературе и комик­сам, что давно сделались культурными клише. Однако они все еще способны нас удивлять.

Однажды Росс вскользь обратил внимание Нисбетта на то, что вырос в семье, где от него постоянно ожидали проявления озабо­ченности мнением о нем многочисленных двоюродных дедов, на каждого из которых семья могла в случае нужды рассчитывать и к каждому из которых он регулярно заходил в гости. Нисбетт пока­чал головой и поведал, что он вырос, так и не зная, кем были большинство из его двоюродных дедов, и ничего от них не ждал;

им самим вряд ли захотелось бы знать о каких-либо его достиже­ниях или неприятностях, даже если бы они и узнали вдруг о них, то не проявили бы никакого участия, и даже если бы они его и проявили, ему было бы наплевать.

Возможно, этот жизненный пример поможет объяснить, по­чему выдающийся психолог личности и клиницист Джордж Кел-ли (George Kelly, 1955), подчеркивавший важность рассмотрения социальных феноменов с точки зрения самого индивида, указы­вал также и на необходимость учитывать этническую принадлеж­ность клиента, определяя, является ли та или иная его реакция свидетельством патологии. Он заметил, например, что излишняя озабоченность клиентов-евреев семейными вопросами может быть ошибочно истолкована как патологическая личностная зависи­мость, если терапевт не будет знать о данном коллективистском аспекте жизни евреев.

Социальный }iownekcm и процесс атрибуции на Востоке и Западе

На протяжении последних двух десятилетий североамериканс­кие социальные психологи были активно заняты описанием стра­тегий и тенденциозностей, имеющих место в процессе формиро­вания умозаключений о чертах личности и атрибуциях поведения.


300 Глава 7

Новейшие межкультурные исследования показывают, что в своих;

усилиях мы грешили некоторым этноцентризмом или по крайней, мере неспособностью учитывать различия между культурами и суб культурами. Для начала очень поучительно было бы обратить вни мание на контраст между испытуемыми, чье поведение отражает! принадлежность к какой-либо из двух культур — к индивидуалис-" тической или к коллективистской.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 286. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия