Студопедия — Симфония женского
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Симфония женского






Тема сегодняшней встречи - социализация. Социализация как способ поведения, пристрой­ки, включения женщины в социальную реаль­ность, в каждодневную жизнь. Тема большая и интересная, потому что она связана с реальной повседневной жизнью.

Каждая из вас может сказать, что есть раз­ные женщины, которые в одной и той же ситуа­ции ведут себя совершенно по-разному. И од­ним, как говорят, все сходит с рук, а другим по­чему-то непозволительно. Одни делают что-то легко, изящно, красиво, другие пытаются, ска­жем, делать это же, но с напряжением, и у них не получается. Но вот сменилась ситуация, и та, которая была легка, естественна и непосред­ственна - теряется, а вы вдруг выходите на пер­вый план, то есть как будто ваше время насту­пило. Это не значит, что она стала хуже, а вы лучше. На наш взгляд, это значит вот что.

Существует несколько вариантов социализа­ции, т. е. несколько способов взаимодействия женщины с социальным миром. Мы склонны выделить четыре основные формы социализации женщин и у мужчин. Для начала остановим­ся подробно на способах женской социализации. Опираясь на особенности содержания каждой из социализации, мы назвали их: хозяйка, воин, приз, муза.

Что же кроется за этими названиями? Конеч­но, каждая женщина на протяжении своей жиз­ни в большей или меньшей степени проявляется во всех четырех вариантах социализации. Но каждая имеет некоторую доминирующую мо­дель социального поведения, или, скажем, до­минирующую в какой-то определенный период жизни. Поэтому, я думаю, когда вы начнете (если вам идея наша отзовется) проверять эти формы на себе, то некоторые легко увидят себя в том или ином способе социализации, другие будут думать: Нет, я вроде и то, и то, и то... " Ну что ж, прекрасно! Женщина - пластична и должна иметь широкий диапазон. Итак, рассмотрим сначала, как выглядит в чистом виде каждая из четырех социализации.

Женщина-Хозяйка. Само понятие, контекст слова "хозяйка" вызывает ощущение теплой кухни, вкусного запаха в доме, чистых занавесок, прибранной квартиры. То есть не обязательно, что у нее всегда так.

Идея наша зак­лючается в том, что увидеть социализацию жен­щины можно через то, в какой деятельности она проявляет максимальное творчество. Сфера де­ятельности, вызывающая максимальный твор­ческий импульс, стиль деятельности и будет определять или отражать способ социализации той или иной женщины. Все женщины умеют вести хозяйство. Но одна как бы отрабатывает повинность, другая в этом отдыхает, для третьей это сущее мучение, четвертая находит способ кому-нибудь спихнуть хозяйственные заботы. Это не плохо, не хорошо. Это как раз и отража­ет особенности социализации.

Итак, предположим, что женщина - Хозяй­ка. Естественно, что дом - это место ее силы. Такая женщина будет стараться любое место, где она бывает, включая и рабочее, превратить в маленький дом. Кто из вас работает в "женских" коллективах, знает, что если в коллективе есть женщина-Хозяйка, то она обязательно то какую-нибудь салфеточку принесет, то цветочек поста­вит, то домашними пирожками угостит. Такая везде стремится создать уют. Женщина с такой социализацией совсем не обязательно домохо­зяйка. Она может включиться в любую со­циальную роль, от домохозяйки и многодетной матери до директора завода и премьер-мини­стра. Когда-то Екатерина Великая кокетливо писала Вольтеру: "Мое маленькое поместье - Россия в полном порядке". И нам подумалось, что только Хозяйке огромную Россию придет в голову назвать "маленьким поместьем". Вос­приятие всей территории, которая находится в сфере вашего влияния, как целого, за которое вы несете ответственность, - это все входит в образ хозяйской социализации. Следовательно, все, что связано с этой деятельностью, всегда будет носить творческий оттенок: невероятные рецепты, удивительные блюда, радость от того, что приходят гости, забота, прежде всего о ста­бильности и гарантии. Хозяек всегда очень при­ятно брать с собой в туристический поход, по­тому что они никогда ничего не забудут, будут обо всех заботиться, накормят, согреют. Иногда эти женщины фрустрируют, раздражаются: "Ну вот, опять все уходят в лес, а меня у костра ос­тавляют... " Но ведь сами же никого не пустят к этому костру. Каждый плюс имеет свой минус. И когда это разрастается до экспансии, то в сфе­ру влияния таких женщин вторгнуться очень трудно. Обратная сторона медали такой со­циализации - это бесконечные, с одной сторо­ны, упреки в том, что никто не помогает держать все это хозяйство, а с другой стороны - любая попытка помочь принимается как агрес­сия, посягательство на границы ее мира.

У нас есть подруга, которой мать до тридца­ти двух лет даже нижнее белье стирала, и лю­бая попытка взрослой дочери сообщить мате­ри, что она уже выросла и хочет некоторой са­мостоятельности, вызывала такой поток фруст­рации, такую трагедию и сердечные приступы, что дочь соглашалась на все что угодно. Эта мать, дойдя в реализации своей хозяйской со­циализации до патологии и не находя выхода своей энергии в миру (какое-нибудь большое хозяйство), терроризировала семью, пока дочь, наученная, скажем, умными людьми, не совер­шила революционный поступок - ушла из дома и уехала в другой город. Мать поплакала - по­горевала, но, в силу довлеющей социализации, стала искать место выхода для своей энергии и нашла себе кооператив, в котором она - Хозяй­ка - расцвела, похорошела. И обе счастливы. Вместо того, чтобы подвергаться взаимным об­винениям, нужно помочь человеку найти сферу деятельности, адекватную его возможностям, где он будет на месте.

Женщина-Воин. Основная характеристика этого типа - большая социальная активность.

Эти женщины обычно не склонны заниматься домашним хозяйством и предпочитают иметь кого-нибудь в тылу, чтобы на него переложить основные хозяйственные заботы. Дом жен­щины-Воина часто похож на блиндаж, на некое убежище, куда можно прийти передохнуть пос­ле тяжелых социальных битв. И хорошо, если там есть мама-Хозяйка.

Я не говорю, что в этом доме будет грязно, - в конце концов, нас всех учили мыть полы хотя бы в целях личной гигиены. Там, конечно, бу­дет прибрано, чтобы в блиндаже можно было тоже отдохнуть, но само звучание этого дома будет холодным, потому что основное место силы, основное место, где реализуется твор­ческий импульс этой женщины - "поле битвы". И не дай Бог, если полем этой битвы становит­ся ее собственный дом. Жить в доме вместе с женщиной-Воином, у которой нет другого спо­соба социальной реализации, кроме победы над собственными домашними, — ужасно. Женщи­ны с такой социализацией обычно прекрасно, творчески работают в общественных ор­ганизациях, идут в политику и бизнес, до тех пор, пока бизнес больше похож на поле битвы, чем на хозяйство. У них всегда найдутся силы и энергия идти и добиваться, требовать и просить

Они изобретательны и находят всякие способы, чтобы помочь другим. Женщины с такой со­циализацией, не забывающие, что они женщи­ны, и использующие в качестве средств для до­стижения своих целей и обаяние, и особенности женского стиля мышления, и внешний вид, ко­торый есть наше прекрасное оружие, и знание, как подойти к человеку в данной ситуации, что­бы добиться желаемого, — они, эти женщины, на своем месте. Они прекрасны и незаменимы. Один из ярчайших примеров такой женщины в наше время - это Ирина Хакамада. Естественно, у них всегда будут сложности с мужской час­тью мира, которая не любит "чужих" на своей территории.

Женщина-Приз. Мы называем Призом ту женщину, место творчества которой - пре­зентация, представительство того мира, того учреждения, того знания, которому она принад­лежит. Эта социализация имеет свою специфи­ку. Скажем, женщина-Приз в области науки выг­лядит иначе, чем женщина той же социализа­ции в области искусства, в этих женщинах все­гда наиболее ярко отражается стиль, манера поведения, образ мысли мира, к которому они принадлежат. Эти женщины самим фактом сво­его появления вызывают некоторый настрой, оценку того, что стоит за ними. Они несут фун­кцию "сообщения". Их функция достаточно в социуме как бы пассивна. Если женщина-Приз знает себе цену, она равно успешно представит свою семью, свою работу, учреждение, свою страну - все, что угодно. Или саму себя, что не менее интересно.

Посмотрим, как оперируют в социуме эти­ми тремя типами женщин. Хозяйка всегда у ко­стра, и все спокойны и знают, что она все сдела­ет, что ей поручили. Надо куда-то пойти до­говориться о чем-то важном, обратятся к жен­щине-Воину, зная заранее, что именно у нее по­лучится лучше всех. Женщину-Приз приглаша­ют с собой особенно тогда, когда идут встре­чаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любое дело, чем все ее коллеги.

Женщина-Муза. Этот способ социализации встречается очень редко. Мы назвали его Му­зой. Мы долго искали название, то слово, поня­тие, которое бы точно отразило нужный кон­текст. Дело в том, что такой способ проявления в миру, в социуме невероятно сложен. Такое вдохновительское поведение, вдохновительская функция - это невероятно тяжелая работа. Женщина, которая берет на себя такой способ пове­дения, которая вписывается в этот мир именно таким способом, обрекает себя на одиночество на тот период, пока будет так реализовываться. Замужней женщине быть Музой чрезвычайно сложно. Это понятно. Такая женщина должна быть свободна и социально, и внутри себя, то есть несколько неуловима... Такая появилась от­куда-то, пришла, побыла, ушла. "Меня сегодня Муза посетила, немного посидела и ушла". По­явилась, сказала что-то - мужчины сразу: "А-а-ах!" Она ушла - они выдохнули. И никто не зна­ет, когда она придет и куда потом исчезнет.

Помните книгу Ефремова "Таис Афинская", которую мы, честно говоря, воспринимаем чуть ли не как женскую Библию. Книга является ка­мертоном к тому знанию, которое в ней отра­жено, к истинному Знанию, которое за текстом. В этой книге, пожалуй, максимально точно опи­сано, что такое Муза. И там сказано, что моло­дая, здоровая, крепкая женщина даже физичес­ки не может это выдержать долго. Но каждая из нас имеет шанс стать Музой хоть один раз для одного своего мужчины, чтоб пережить это сча­стье. Но это не будет способ социализации, а только возможность реализовать некоторый импульс в определенной закрытой ситуации.

 

Теперь сделаем следующий круг. Вернемся опять к типам социализации и посмотрим, как женщины разных типов относятся к семье, дому, к женскому.

Женщина-Хозяйка - это идеальная жена для мужчины-Воина. Она прикроет тылы, создаст надежную опору, стену, на которую он сможет опереться и которая поможет ему быть спокой­ным и уверенным. Для Хозяйки муж обычно немного ребенок, часть хозяйства. Хозяйство может быть у всех разное: у кого квартирка, а у кого - царство. Так вот муж - это самое дорогое, самая ценная часть хозяйства. Он может быть в доме и "подручным средством", любимым ук­рашением. Хозяйка будет относиться к появле­нию мужчины в своем доме, в своем хозяйстве так... чтобы он хозяйство не поломал. Хозяйки в определенном смысле достаточно пассивны в создании ситуации взаимоотношений мужчины и женщины. Чем она может поддерживать эту ситуацию? Повкуснее покормить, дом еще теп­лей, еще уютней сделать. И прекрасно, если это совпадает с запросами мужчины. Но сладкое ведь тоже все время есть нельзя. Поэтому очень важно женщине понимать, что закрепляться намертво в одном стиле реализации поведения Убийственно для собственного семейного, домашнего и всякого прочего счастья. Наверное, некоторые из вас наблюдали, как иногда в рабо­чем коллективе привыкают к тому, что коллега-хозяйка обо всех по-матерински печется, чем-то вкусным кормит. И вот однажды этого не слу­чилось. Тут же начинается выяснение:

- Ты почему сегодня ничего вкусненького не принесла?

- А я вот... как-то сегодня...

- Ну вот, а мы на тебя понадеялись и ничего с собой не взяли!

И Хозяйка сразу чувствует себя безмерно виноватой или от слабости сразу начинает кри­чать: "Я вам что, прислуга?'' То есть с высокого понятия Хозяйки сама снижает себя до прислу­ги, удешевляет свою собственную ценность и сама же по этому поводу переживает. Поэтому, женщины, когда вам в момент усталости при­ходит в голову мысль о том, что вы никогда не мечтали быть прислугой, а вас в нее-то и пре­вратили, возведите это в следующую степень: "Кто из нас не мечтал быть хозяйкой?!" Мы опять вынуждены вспомнить о наполнении. Ведь одно и то же действие можно наполнить совершенно разным содержанием. Для одной приготовить, помыть, убрать - это от избытка, а для другой это унизительная процедура. А так как в нашей жизни от роли Хозяйки не спасена, не избавлена ни одна женщина, то найдите в этом творческий момент, заполните эту ситуа­цию сознанием того, что вы хозяйка, а не наем­ная прислуга, которая все время недовольна то хозяевами, то платой. Вы - Хозяйка и делаете это от избытка. Когда вы ждете желанных гос­тей и чувствуете себя Хозяйкой, разве вы буде­те жаловаться им на то, как сложно все это при­готовить, как трудно достать продукты, как они дорого стоят, как много сил потрачено на то, что они так быстро съели? Вы просто будете рады тому, что обед удался и все остались довольны. Разве будет время и желание вспоминать, что там было на кухне? Но всем знакомо женское раздражение на будничной кухне: вот каждый день готовлю-убираю, а они недооценивают... И такие мысли могут отравить жизнь, не толь­ко жизнь самой женщины, но и тех, кто рядом с ней. Как уберечься от отравы? Рецепт противо­ядия и прост и сложен. Самая большая радость - это сохранить на всю жизнь мысль о том, что вы готовите для самых дорогих вам людей. Не опостылевший, а замечательный ужин для самого дорогого вашего мужчины, для самого любимого ребенка, для своих родителей, для любимой подруги, для самого любимого человека - для себя самой. Потому что если себя не любишь, то кого ты вообще полюбишь? Конеч­но, это усилие. Осознанное осчастливливание собственной жизни. Есть вещи в жизни, от ко­торых избавиться невозможно при всем нашем желании: зима, например, лето, кастрюли и так далее. Как бы мы к ним ни относились, они все равно будут присутствовать и преследовать нас в нашей жизни. Поэтому лучше не воевать с ними, а обратить их в благо для нас. Находить благо в зиме, в лете, в кастрюлях: ведь то, что можно сделать зимой, нельзя сделать летом, и что можно сделать на кухне, нельзя сделать ни в каком другом месте. Мы миримся с какими-то жизненными явлениями, но мириться можно страдая, а можно торжествуя.

Еще один момент. Скажите мне, где вкуснее готовят: в самом шикарном ресторане или у мамы? У мамы. А почему? Дело в том, что, ког­да вы готовите для любимых людей, вы готови­те немножко с душой, вкладываете душу, вер­но? Тем самым вы заряжаете энергетически пищу добром, любовью. Семья поела ужин, и все вроде как и отдохнули... Заложите во время приготовления любого блюда программу-жела­ние, чтобы после еды все остались и поговори­ли, и ведь останутся и поговорят!.. Но если го товить пищу со злобой и досадой на тех, кто вас "заставляет'' это делать, на кого вы "работаете не покладал рук", то так и отравить можно! Ведь и в столовой, в нашем дорогом общепите, кото­рый мы все так "любим", но без которого мало кто обходится, мы травимся не из-за несвежих продуктов чаще всего, а из-за тех, кто готовит нам эту пишу, из-за того, что им все равно, для кого они это делают, потому что они бесконеч­но устали работать целый день за гроши на кух­не, оборудование которой не менялось сотни лет. Теперь посмотрим на женщину-Воина. Женщина-Воин всегда находится в активной позиции, и мужчин она в миру тоже завоевы­вает. И, естественно, муж для нее либо тот, кто обеспечивает тыл, либо товарищ по бою, еди­номышленник. Две боевые единицы. Оба вмес­те - в поход. Если они в этом органичны, то по­том и детей тоже с собой в поход берут. Это до­стойно восхищения, невероятное чудо, для меня это вершина мужества, когда родители всегда возят маленьких детей с собой, когда хозяй­ственные проблемы решаются просто, по доро­ге - это очень красиво. Когда у людей совпада­ет мировоззрение, возможен такой красивый, способ жизни. Или, скажем, когда один идет в поход, а другой ждет дома, тоже хорошо. 06ществу женщина-Воин будет предлагать свои достижения как социальный товар. Ее цена - в ее социальных возможностях. Но надо очень хорошо представлять себе: если ты хочешь стать доктором наук, то можешь быть уверена, что у тебя не будет налаженного хозяйства, теплого дома. И это естественно, что профессия захва­тывает человека целиком, если только он хочет быть профессионалом, а не дилетантом. Когда для женщины работа - это место творчества, то не может быть два места творчества, тогда вто­рое - это хобби, приятное, милое, не требую­щее ответственности за последствия занятие. И профессия, где она "вся там", - это место ее силы, ее творчества, самая большая ее ценность. Хозяйка и Воин по-разному проявляют себя и в воспитании детей. Своеобразие каждой осо­бенно хорошо видно в школе. Женщина в соци­ализации Хозяйки будет прежде всего мамой для своих учеников, она будет прежде всего воспи­тателем. Женщина-Воин будет предметником, преподавателем. Когда мы ведем в школу ма­ленького ребенка, нам хочется, чтоб ему попа­лась добрая, чуткая учительница, которая пусть не очень хорошо знает свой предмет, но не оби­дит, не накричит, пожалеет, посочувствует на­шему ребенку. Когда наши дети взрослеют, мы думаем уже о качестве знаний в связи с дальнейшей учебой. И нам кажется, что раньше мы ошибались в выборе учителя, потому что у той строгой, класс самый лучший по успеваемости' а нашим до них далеко. И мы мечтаем о такой замечательной учительнице, которая соединяет в себе заботу, доброту одной и требователь­ность, знания другой.

На самом деле это очень трудно совмещать. Я за много лет работы в школе пришла к выво­ду, что обязательно в школе должна существо­вать должность классного руководителя, класс­ного воспитателя, классной Дамы, если хотите. Сами дети, их домашние заботы, душевные пе­реживания, их воспитание - это забота вос­питателя, который все свои знания, творчество, мастерство отдает этим проблемам. И только тогда обучение в школе поднимется на необхо­димый уровень, когда преподаватели свое сво­бодное время не будут тратить на проверку днев­ников, долгие классные часы, хождение по до­мам и прочие заботы воспитателя, а будут по­вышать свое мастерство, готовиться к урокам, посещать семинары, читать дополнительную литературу и так далее. Это все очевидно и, по-моему, доказательств особых не требует. Я это аргументирую одним - профессионализацией.

 

Из Хозяйки получится прекрасная классная мама, а из Воина - отличный специалист-пред­метник. И тогда не будет конфликтов, не будет проблемы, кому же отдавать ребенка. Почему не подумать об этом в педагогических институ­тах? Скажем, провести психологическое иссле­дование среди студенток и выявить, в каком виде деятельности они лучше смогут реализовать свои возможности. Разный способ решения со­циальных проблем женщинами разной со­циализации социум может разумно использо­вать в наших общих интересах.

Трудно жить в мире с социумом, с его про­блемами, если нет достаточных для этого внут­ренних ресурсов. Женщине-Хозяйке трудно осу­ществлять социальную активность, воински бороться за справедливость, чаще всего они действительно проигрывают в этом. Социум жесток. Никто в отдельности не жесток. Но сама структура социальной организации общества беспощадна. Отбор идет очень жесткий. И если человек в чем-то не отвечает требованиям со­циальных структур, то ему приходится доволь­ствоваться минимальными благами этой струк­туры, лишь минимумом того, что она может предложить. Если же он попадает на волну, если его способ поведения, способ решения проблем совпадает с тем, что от него требует социальная ситуация, с тем, что считается хорошим, дозволенным, наиболее правильным в этой ситуации тогда достоинства и способности человека приносят ему социальные блага. Вроде как и не за что? Нет. За то, что он попал в струю. А это тоже не так-то просто - быть в струе.

Женщина-Приз. Как можно одним словом дать определение этим женщинам? Они всегда чуть-чуть над землей. Интересно посмотреть за реакцией детей, когда их мамы приходят в шко­лу на собрание. Они сразу заметят эту женщи­ну. Я до сих пор помню маму одного нашего одноклассника. Какой ослепительно прекрасной казалась она всем девочкам! У них даже мате­ринство выглядит эстетизированно. У женщин такой социализации эстетизирующий момент - самый главный. Они самим фактом своего по­явления в социуме вносят некую эстетскую нот­ку в окружающую среду. Женщины других со­циализации чаще всего относятся к этому типу женщин с недоверием, но я советую просто у них учиться. Очень полезно добавить к своим достоинствам умение подать себя, украсить сво­им присутствием любую жизненную ситуацию. Особенно част конфликт на уровне социально­го столкновения между женщинами-Хозяйками и женщинами-Призами. Им очень трудно най­ти точки соприкосновения. Хозяйка привязана к земле и цену свою, и оправдание работы сво­ей, и оправдание своим иногда не приведенным в порядок рукам находит в этом своем произве­дении - Хозяйстве. И поведение женщины, ко­торая решает свои проблемы через способ, ко­торый мы называем Приз, кажется ей легкомыс­ленным, ненадежным, угрожающим ее покою. Но ведь можно складывать достоинства, а не увеличивать сумму общих недостатков. Пред­ставьте такую ситуацию: женщины этих типов живут в одном доме, им сообщают, что вот-вот придут неожиданные гости и до их визита оста­ется мало времени. Хозяйка бросается приво­дить в порядок свой дом, а Приз в первую оче­редь приводит в порядок себя. Приз открывает гостям дверь и занимает их до тех пор, пока Хозяйка не будет готова, В каждом доме, где живут две сестры, мать с дочерью или свекровь с невесткой, надо использовать возможности каждой женщины для максимального облегче­ния способа жизни. Не нужно заставлять жен­щину делать то, что ей чуждо, если эту работу с удовольствием выполнит другая. Пусть каждая делает свое, и совместная жизнь будет приятна и радостна.

 

Конечно, все умеют готовить, стирать, гла­дить, убирать, но стол у женщины-Хозяйки бу­дет обильный и сытный, а у женщины-Приза - интересный и оригинальный. Иногда ведь дело не в количестве еды, а в изобретательстве. Трудно и одно, и другое. Трудно наварить холодец, напечь пироги, но также много труда за­трачивается и на то, чтобы приобрести неверо­ятные рецепты и приготовить неожиданные са­латики, пирожные, коктейли. Этим двум хозяй­кам не должно быть тесно в кухне. У каждой свои задачи: у одной - накормить, у другой - удивить. И им двоим так просто сделать жизнь интересной.

На практике мы чаще всего наблюдаем в этой ситуации взаимное непонимание и непри­ятие. "Она много себе позволяет, - говорит Хо­зяйка. - Я вечно дома, а она... " Так позволь же и ты себе отложить на время хозяйственные за­боты, присмотрись к миру другой женщины не с раздражением, а с удивлением; "Как ин­тересно, красиво! А я так не смогу?" Попробуй и ты. Научись у нее эстетизировать любую бы­товую мелочь, а она, в свою очередь, поучится у тебя чему-то другому. У вас появляется боль­ше надежды, что вы не надоедите своим парт­нерам, потому что вы научились быть разной. Не только Хозяйкой, и постоянно в доме у пли­ты, но еще немножечко Призом.

Вы знаете, как трудно угодить мужчине, уга­дать, чего он хочет. Для этого надо любить его, быть с ним в резонансе, слушать его. И быть пластичной, не придерживаться только одной выученной роли. Он привыкает к вам - Хозяй­ке, ему становится скучно от этого однообра­зия, которое вы возводите себе в достоинство. Нарушьте это однообразие, сделайте то, чего он от вас не ожидает. Вот он пришел однажды, а вы встречаете его в вечернем наряде: 'Ты зна­ешь, я билеты на концерт взяла!" Он ахнул от неожиданности и говорит: "А мне как-то не хо­чется". Ну не то у него сегодня настроение. И вы тогда немедленно ему навстречу: "Да? Ну хо­рошо. Вот ужин". Вы же любите! Значит, у вас есть чем. Будьте пластичней и разнообразней для мужа, для возлюбленного, для детей своих, для родителей. Расширяйте свой диапазон. Мы пространство. Мы же текучи. Мы вода. Знаете, как ужасна стоячая вода? Это старость. Как только мы фиксируемся в чем-то одном, в од­ном способе поведения, в узком диапазоне ре­акций - мы старухи вне зависимости от цвета лица, количества морщин и возраста в паспорте. Психологически состарились. Будьте внимательны к себе и окружающим, сохраняйте молодость души до самых преклонных лет.

Следующий и последний вариант - это женщина -Муза. Теоретически можно сказать об этом стиле поведения то, что это вдохновительница. В жизни своей я встречала только одну такую женщину. Ее профессия помогала ее социализации - она музыкант. В юности она с ужасом смотрела на женщин, которые привя­заны к жизни, к миру и сами ищут этой привяз­ки, осуждала их, не понимала. Ей было хорошо одной, свободной, но позже самой захотелось закрепиться в жизни. На протяжении довольно долгого времени она пыталась противостоять своей природе, проявить себя в других спосо­бах социализации, но все получалось как-то неуклюже, не удавалось, и она это принимала как наказание за то, что она в свое время осуж­дала других. Но потом успокоилась, приняла свою судьбу. И теперь, в свои сорок лет, это изу­мительно счастливая женщина, нашедшая свой, такой необычный способ реализации.

Эти женщины, честно говоря, всегда несут в себе некоторую опасность, напряжение для всех остальных. Это своего рода бродильные дрож­жи. Они вносят разлад в обычный, размеренный, привычный ход жизни. Вдохновляющий импульс тревожен тем, что никогда не известно, в какую сторону он реализуется. И мы с замира­нием сердца встречаем таких подруг и с трудом впускаем их в свой дом. Мужчины в их присут­ствии совершенно неконтролируемы и вдруг начинают делать то, что мы обычно называем "распускать перья": вспоминают давно забытые свои творческие идеи, вытаскивают на поверх­ность запыленные планы перестройки жизни. И мы вдруг ревниво начинаем сравнивать ее с собой, стоящей у плиты или в ванной у таза с бельем, и это сравнение, которое, нам кажется, не в нашу пользу, немножечко нас насторажи­вает. Но это хорошо, что она нас напрягает. Она должна прежде всего нам давать творческий импульс, так воспользуемся им и поднимем свою планочку чуть выше, и стояние у плиты обратим в творческий процесс. И вот мы уже не отмучиваемся, не несем свой крест, а творим чудо, да и сами выглядим как волшебница.

Сейчас это все легко воспринимать, когда вам об этом рассказывают, но как сумеете вы использовать знание в повседневной жизни? Самое трудное в жизни - это вспомнить необ­ходимое в нужный момент. Можно для памяти узелок завязать, картинку нарисовать, чтобы потом посмотреть на нее и подумать: о чем таком замечательном мне сейчас надо обязатель­но вспомнить? Но частью нашего миросознания должно стать радостное восприятие того, что мы такие разные. Значит, вместе многое сможем сделать в жизни.

Теперь давайте поговорим о мужчинах, как они социализируются и как взаимодействуют с нами. Мы нашли четыре способа социализации мужчин, которые выделяем почти сходными по­нятиями: хозяин, воин, подарок и авантюрист. Хозяин сходен по своей социализации с Хо­зяйкой. Он тоже ко всей своей деятельности, ко всей своей территории будет относиться как хозяин. И когда в паре Хозяин и Хозяйка, то воз­никает "их дом - их крепость". Это люди, вни­мание которых будет направлено на собствен­ный хутор, на собственное поместье, на стрем­ление, желание обустроить свой дом своими руками. Обычно эти люди все умеют делать по дому сами. Не могут же Хозяин и Хозяйка кому-то передоверить свой дом, свои дела. Если это люди открытые, добрые, сердечные, то в их дом всегда приятно залететь, передохнуть. Накор­мят, напоят, обогреют, пожалеют, посочувству­ют. У них в доме обычно полно друзей, кто-ни­будь ночует, всех принимают от души, всем го­стям рады. Но существует опасность превращения дома двух Хозяев в копилку. Это случается, когда у людей сильно актуализирован страх ко­нечного, когда они боятся, что чего-нибудь вдруг не хватит, запасаются на "черный день". Полу­чается такое закрытое само в себе существова­ние для себя, и весь окружающий мир воспри­нимается как враг, который хочет разрушить их крепость.

Если у мужчины-Хозяина женщина-Воин, то это выглядит несколько странно для нашего со­циума. В такой паре женщина должна бы актив­но заниматься социальными делами, а мужчи­на фактически был бы занят прикрытием тыла. Но в нашем социуме такая расстановка счита­ется не престижной. Как это так: она где-то там на службе, а он хозяйством занимается? И очень часто люди поддаются давлению социума ("Что люди скажут?"). И он, который с радостью, с умением, с творческим подходом занимался бы домом, хозяйством, пытается чего-то достичь в социальной карьере, а она воюет на территории собственной квартиры... И оба несчастливы, оба раздражены, потому что все время переживают состояние недореализации, чувствуют, что все время занимаются не тем, чем хочется, не тем, что им доступно. Очень трудно преодолеть дав­ление общественного мнения. Это дается только благодаря большой взаимной любви и доверию. Единственное место силы пары в противостоянии давлению мира - это степень внутреннего доверия друг к другу. Он доверяет ей реализовываться так, как она хочет, и любое ее достижение - это плюс их обоих, и любое его достижение - это плюс их обоих. Вот такой под­ход даст людям возможность противостоять давлению окружающего мира. Мы все знаем, как трудно его выдержать. И вера друг в друга, пожалуй, единственная опора. Именно вера.

Предположим, мужчина - Хозяин, а женщи­на - Приз. В идеале - она самая большая драго­ценность в его хозяйстве. Женщина-Приз в от­ношении с мужчинами никакой активности не проявляет, она ждет... кто ее завоюет. Эти жен­щины всегда создают вокруг себя ситуацию не­кой конкуренции. Нам это не всегда понятно: вроде в ней ничего особенного нет, а вокруг мужчины так и крутятся... Никто не знает, поче­му так происходит. Механизм так работает. Воп­рос только в уровне Приза. Бывает Приз дворо­вых соревнований, а бывает Олимпийский Приз. Поэтому женщины, которые чувствуют, что их реализация происходит таким способом, долж­ны помнить, что их ценность в уровне приза, и стараться повысить этот уровень. Если мужчина-Хозяин добился согласия женщины-Приза и они заключили эту социальную конвенцию, то женщина должна помнить, что хозяйство может разрастаться, и если она была Призом на уров­не маленького хутора, то существует опасность, что она может перестать быть им на уровне цар­ства. Следовательно, и тут женщине необходи­мо развитие, расширение своего диапазона. Должна присутствовать адекватность внутрен­него самоощущения, того, что вы представляе­те, той цене, которую вы запрашиваете за это. Может случиться и наоборот. Он завоевал Приз, а потом хозяйство его разорилось. И она ничего делать для восстановления не будет. А вскоре найдется другой "шкаф" для этого Приза.

Возможен ли союз Музы с Хозяином? Если Муза вообще идет на какой-то союз, то, скорее всего, это будет возлюбленная: появилась, ос­частливила, ушла - все без каких-либо обяза­тельств. Это трудный вариант, для обоих труд­ный, но, наверное, возможный. Здесь, наверное, будут играть роль не социализации, а люди, ко­торые за ними стоят. Я хочу еще раз напомнить, что я говорю только о способах социализации, это далеко не отражает всей сложности жизни человеческой, а лишь некоторые аспекты ее, помогает снять конфликты и напряжение, чтобы уделить больше внимания вещам гораздо более значимым, более важным: внутренним душевным, духовным и интеллектуальным. Освоение механизмов - очень удобная штука. Легче, когда знаешь, как работает: можно настроить, исправить... Это трудно только в период освоения. Как машину водить научиться: сна­чала кажется невероятно сложным, а потом вро­де оказывается, что очень легко.

Мужчина-Воин. Это некоторый соци­альный идеал. Борец. Жить с таким мужчиной престижно, если его идея совпала с социаль­ными потребностями. То есть если он Воин-победитель - это одно, а если он проигравший битву Воин - это другое. Женщины ведь без­жалостны, особенно к проигравшим. Мы не прощаем, когда те, которых мы выбрали в на­дежде на их победу, - проигрывают. Часто пре­красные человеческие союзы разрушались из-за того, что социум клеймил мужчину: "Ты не­удачник". Женщина в искаженном мире, став отражением этого искажения, вместо милосер­дия присоединяется к тем, кто опускает палец вниз. Женщина-Хозяйка реже это сделает, все-таки это входит в способ ее реализации: пожа­леть, утешить, успокоить. Женщина-Воин та­кого мужчину, конечно, оставит. Ей надо идти дальше, это входит в социальную конвенцию. Вместе начинали, такие планы были, такие идеи... Не успел, проиграл, не попал. Как в спорте на стометровке: только что были все рав­ны, одиннадцать секунд прошло - и остался один победитель. И здесь не имеет значения, проиграли вы одну сотую секунды или вообще пешком дошли. Все! Победитель все равно один. Это место значимо социально. Вообще игра в победителя очень значима. Победители в одном очень часто и потом выигрывают у дру­гих за счет своих прошлых побед.

Но если мужчина-Воин нормально, полнок­ровно, полноценно реализуется в миру, то ситу­ация мужчина-Воин - женщина-Хозяйка орга­нична и кажется наиболее правильной в социу­ме: он воюет, она сохраняет для него уют и по­кой в доме, растит детей, обласкает его после боя, залечит раны и снова выпустит в бой. Ти­хая классика. Классика нашего общества, кста­ти говоря. Такой "социальный идеал" довольно часто навязывается людям, но среди нынешней молодежи все меньше можно встретить сторон­ников такого образа жизни, и вовсе не потому, что женщины не хотят быть хозяйками, а пото­му, что любой навязанный идеал всегда вы­зывает сопротивление. К сожалению, сейчас такое время, когда отторгаются любые навязанные ранее вещи, несмотря на их безусловные плюсы. Старая песня: сначала откажемся, потом разберемся. И хотя формула взаимоотношений мужчина-Воин - женщина-Хозяйка достаточно непопулярна во многих слоях теперешнего социального мира, но она понятна, привычна, и все знают, как она реализуется. Если женщина осознала, что ее мужчина - Воин, то это значительно облегчает взаимоотношения Она понимает, что его нельзя привязать к хо­зяйству, он не будет им заниматься. В лучшем случае он заработает много денег, принесет и скажет: "Вызови мастера, пусть он тебе это сде­лает!" Мы считаем, что это правильно. Если вы любите человека, дайте ему максимально реа­лизоваться там, где он может это сделать. Гор­дитесь им и пользуйтесь плодами его достиже­ний разумно. Если ваш мужчина - министр, про­фессор, самый лучший рабочий на фабрике, са­мый умный студент на курсе, не заставляйте его быть еще и самым лучшим огородником или самым лучшим забивальщиком гвоздей. Не уме­ет он этого - ну и не надо, Бог с ним, разве в этом счастье? Посмотрите на себя, мы же очень жадные, хотим иметь сразу все или хотя бы то, что есть у соседей. Придумали себе идеал и подгоняем под него нашего любимого, а когда с нами так поступают, мы же отчаянно сопротив­ляемся. У мужчин и женщин на уровне социу­ма механизмы очень схожи - они хотят всего сразу. Поэтому нужно быть очень внимательной и посмотреть, в чем этот человек наиболее твор­ческий, в чем его сила? И дать ему возможность реализоваться.

Очень часты заблуждения насчет мужчины-Подарка. Он душа всех компаний, умеет всех развеселить, создать хорошее настроение, и женщины, конечно, вокруг него так и вьются (как мужчины вокруг женщины-Приза). И вот одна добилась его расположения, приносит этот







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 307. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия