Раскрытие вопросов социализации в трудах западных и отечественных ученыхСубъект-объектный подход имеет давнюю традицию и представлен целым рядом научных школ и концепций. Одним из его основоположников был французский социолог Э. Дюркгейм. Исследуя отношения человека и общества, он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающих поколений. Не разводя эти понятия, Э. Дюркгейм понимал под воспитанием «ежеминутно испытываемое ребенком... давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Каждое общество считал он, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже вфизическом плане до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от условий, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению Э. Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, — отмечал он, — может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным»1. Суть позиции Дюркгейма, таким образом, — в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации. В конце XIX в. в классической работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм (1858—1917) осуществил анализ причин усиления и (или) ослабления социальной солидарности в современном обществе. В основе его методологии два принципиальных положения: общество — особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями. Своеобразное понимание Homo duplex (человека двойственного), согласно которому импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и угрозой наказания. Так возникла концепция Дюркгейма о социализирующей роли общества, которое в процессе социализации включает все новые и новые поколения человеческих существ, асоциальных к моменту рождения, в сферу социальной жизни. В XX в. практически все социологические школы и направления в той или иной мере участвовали в создании теории социализации, выработав собственное понимание данной проблемы. Результаты теоретических построений Э.Дюркгейма во многом стали основанием развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему, разработанную американцем Т.Парсонсом. Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита (набора ) ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». В основе процесса социализации, как считал Т. Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков» как минимум чувство лояльности и как максимум чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Т.Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечал он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного З.Фрейдом принципа «удовольствия— страдания» и приводится в действие с помощью вознаграждения и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (перенос или смещение), а также процессы имитациии идентификации. В результате специального исследования Т.Парсонс сформулировал функции школьного класса в процессе социализации: эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье; интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье; дифференциация детей в свете их достижений и их оценки; селекция и распределение человеческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества. Согласно Т. Парсонсу, социализация в любой роли (мужчины, женщины, работника и т.д.) влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и половой, неизбежно подвергается неоднозначным оценкам окружающих, а, в конечном счете, и собственной самооценке, которая может оказаться весьма невысокой. Особенно распространено это чувство у людей, принадлежащих к культурам, для которых характерен явно выраженный и высоко оцениваемый комплекс достижения (например, в англосаксонских культурах). Чувство неполноценности находит выражение в различных формах: в индивидуально-отклоняющемся поведении; в создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в успехе (хиппи, кришнаиты и др.) или переориентирующих ее в непривычные для общества сферы (так называемая контркультура). З.Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конструируются в личности. По Фрейду, основным в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал, что социализация ограничивается первыми 5—6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследованиями. Действительно, сложно согласиться с тем, что мы усваиваем окружающую нас действительность лишь в детстве, когда во взрослой жизни нас окружают уже другие люди, мы живем совершенно в других условиях. Субъект-субъектный подход к феномену социализации предполагает, что активную роль в ней играет не только общество и составляющие его большие и малые социальные группы, но и сам человек, выступающий активным участником своей социализации. Основоположниками этого подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети XX в., У. И.Томаса и Ф.Знанецкого, Ч.Х. Кули и Дж. Г.Мида. У.И.Томас и Ф.Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. Ч.Х. Кули,автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное # приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Суть теории «зеркального Я» состоит в том, что становление Я человека объясняется Ч.Х. Кули как процесс суммирования «зеркальных Я». То есть для каждого человека другие люди — это зеркала, в которые он смотрится в процессе межличностного общения. Он строит свое Я, основываясь на восприятии мнений, оценок окружающих. Именно в общении с другими, воспринимая их оценки, человек решает, привлекательный он или некрасивый, умный или глупый, достойный или никчемный. По мере взросления человека происходит расширение его взаимодействия с различными малыми группами, каждая из которых — «социальное зеркало». Пересечение отражений и необходимость определиться по отношению к каждому из них, к их совпадениям и противоречиям приводят к тому, что образ Я становится все более дифференцированным, фиксированным и устойчивым. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума. «Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с изменением его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зеркалом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала, как правило, играют значимые другие и компетентные в конкретных вопросах специалисты. М. Мид (1901-1978) и Р. Бенедикт (1887—1948) исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития. Они указывали на значимость для индивида переходов от одной стадии жизненного цикла к другой, и от одного статуса к другому, в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и зрелость (родительство), старость и весь жизненный цикл. Дж. Г. Мид,разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал межиндивидуальное взаимодействие. Совокупность процессов взаимодействия, по Дж.Г.Миду, конституирует общество и социального индивида. Богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. В то же время социальный индивид является источником движения и развития общества. Дж. Мид разработал теорию, объясняющую процесс восприятия человека человеком. В этой теории предложена концепция «обобщенного другого», которая в некоторой степени перекликается с теорией «зеркального Я» Ч. Кули и дополняет ее. «Обобщенный другой» представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой группы формируется образ Я. Согласно Дж. Г. Миду, человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, как бы встает на их место, видит себя их глазами и оценивает себя в целом и отдельные свои свойства и поступает в соответствии с представляемыми оценками «обобщенного другого». Попутно заметим, что в дополнение к теории Дж. Мида другой американский ученый А.Халлер разработал концепцию «значимого другого». Согласно А.Халлеру, «значимый другой» — это тот человек, чье мнение и оценки наиболее важны, а потому они оказывают наиболее существенное влияние на формирование образа Я. На различных возрастных этапах состав «значимых других» меняется. Ими могут быть и родители, и соседи, и учителя, и тренеры, и сверстники и другие лица. Влияние «обобщенного другого» происходит благодаря стремлению человека к «принятию роли» и к «исполнению роли». «Исполнение роли» — реальное ролевое поведение, а «принятие роли» во многом происходит в процессе игры. Дж. Г. Мид считал, что естественным типом поведения, в результате которого человек овладевает системой значений данного общества и осознает себя, является ролевая игра. Дж. Г. Мид различал два этапа такой игры — «play» и «game», соответствующие двум основным этапам социализации ребенка и развития его самосознания. На первом этапе, когда сфера жизнедеятельности ребенка ограничена и он взаимодействует с узким кругом лиц непосредственного окружения, ребенок повторяет, имитирует действия окружающих (play). По выражению Дж. Г. Мида, он «берет роль» других людей. Попеременно принимая на себя роли других, он действует соответственно требованиям принятых ролей, овладевая тем самым социальными отношениями в определенной ситуации. На этом этапе Гребенка состоит из суммы образов других людей, которым он подражает. Причем сумма ролей других не представляет собой системы. Соответственно и Гребенка как устоявшаяся структура, как идентичность на этой стадии еще не существует. Переход от одной роли к другой может быть мотивирован и не мотивирован. Здесь отсутствует жесткая связь между ролями, которая объединяла бы их в целое. Такая связь появляется на втором этапе развития ребенка. Это — период игры по правилам (game). По мере расширения сферы деятельности и общения отношения, в которые ребенок вступает с окружающими, усложняются, приходят в систему. Теперь уже ребенок не беспорядочно принимает роли других и переходит от одной роли к другой, но делает это по системе, по правилам игры. Точность, эффективность действия в одной роли предполагает знание другой роли и знание отношений между всеми ролями участников игры, т. е. правил игры. Организация, «упорядоченность» правил игры отражается в системе представлений ребенка о себе, ребенок усваивает теперь не просто отношения частной ситуации, а организованные отношения групповой деятельности. Игра, в понимании Дж. Мида, — это не только механизм овладения отношениями игровой ситуации, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе. Игра по правилам в концентрированной форме воспроизводит процесс овладения отношениями социальной ситуации вообще, не обязательно игровой. Благодаря этому закладывается фундамент зрелого социального Я, складывается идентичность, целостность представлений о себе, которая отражает целостность и системность социальных отношений общества. «Устойчивость индивидуального Я предполагает равнение непросто на отдельных "значимых других" (родителей, друзей и т.д.), требования и отношения которых могут существенно расходиться, а на "генерализованного другого". Таковым может быть не только конкретный коллектив, члены которого непосредственно общаются друг с другом, но и более общие и абстрактные безличные социальные образования, например, общественные институты и ценности, в их деятельности воплощенные. Индивидуальное Я, заключает Дж. Г. Мид, есть по самой сути своей социальная структура, возникающая из социального опыта». Идеи Ч.Х.Кули, У.И.Томаса и Ф.Знанецкого, Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на разработку концепций социализации с точки зрения субъект-субъектного подхода. Возрастающая активность сторонников этого подхода отмечается авторами десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания: «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида». Один из типичных представителей этого подхода У. М.Уэнтворт отмечает, что процесс социализации, будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным. Ребенок от рождения становится его полноправным участником. Уэнтворт прямо предлагает рассматривать социализацию как интеракцию, которая есть диалог «активностей». По его мнению, социализация — это определяемая наличествующими структурами жизни активность «новых членов, направленная на их вхождение в существующий мир или его сектор». Концепция У. М.Уэнтворта базируется на двух положениях: а) общество не есть главенствующая детерминанта в процессе социализации человека; б) человек и общество «взаимопроникают». Из этого он делает следующие выводы. Социализация через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку» (ребенку). Социализация «конструирует» минимум мира, который всегда неполон, а потому проблематичен как с точки зрения взрослых, так и с точки зрения детей. Пытаясь свести к минимуму проблематичность мира, представляемого в процессе социализации, «взрослые» и «новички» устанавливают между собой определенный порядок, «договорную реальность». Таким образом, социализация не только представляет «мир взрослых», но также конструирует и новый мир, устанавливаемый договором в процессе интеракции. Следовательно, как «новичок», так и агенты социализации становятся субъектами социального контроля и социальной власти. Учение Ж. Пиаже (1896—1980), сохраняя идею различных стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского подхода. Он делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах социализации. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия». Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида (1863—1931) и Дж. Кули. По Миду, «я» состоит их двух компонентов — «я» (индивид, активное существо) и «меня» (представление индивида о себе). Единство «я» обеспечивает «генерализованный другой» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и генерализованного другого, основа процесса социализации. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в процессе его социализации и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Эти взгляды являются основой многих современных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап социализации. Так, теория непрерывности социализации, неизбежности кризисов идентификации на разных возрастных этапах жизни человека возникает у Эриксона на основе практики психоанализа. В отличие от Фрейда, Э. Эриксон сделал акцент на воздействии социальных отношений, культуры на личность. Он раскрывает противоречия, свойственные тому или иному возрасту и формулирует специфические задачи, которые могут решаться благоприятно или неблагоприятно с точки зрения будущего развития человека.
|