Студопедия — в развитых странах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

в развитых странах

Системы средств массовой информации

В настоящее время сложилось устойчивое представление о системе СМИ как совокупности изданий и передач, определяемой, с одной стороны, политикой государства, а с другой, - потребностями общества на каждом историческом отрезке времени. Другими словами, изучение вопроса о специфике системы СМИ предполагает характеристику политики государства в отношении СМИ, о чем мы с вами уже говорили, а также типологических признаков, которые во многом обусловлены и зависят от потребностей аудитории.

СМИ можно рассматривать как экономический институт, в этом смысле - это своеобразный бизнес, совокупность предприятий, индустрия, способная приносить прибыль.

Со второй половины 1990-х годов в США и Западной Европе активно обсуждается вопрос о роли СМИ как общественного института. В научной литературе также появился термин "public journalism" - "общественная журналистика". Британский исследователь Дж.Розен полагает, что "общественная журналистика" отличается рядом признаков. Это, во-первых, обращение к зрителям и читателям как потенциальным участникам общественных процессов, а не пассивным наблюдателям, во-вторых, оказание реальной помощи в разрешении общественных проблем, а не их констатация, в-третьих, благоприятное воздействие на ведение общественного диалога, а не подогревание страстей и, в-четвертых, оказание содействия в улучшении жизни общества.

И, наконец, СМИ обладают признаками политического института. Так профессор Гарвардской школы управления имени Джона Кеннеди Т.Паттерсон в своих ключевых работах начала 1990-х годов отмечает, что политики активно используют СМИ в качестве трибуны для изложения своих взглядов и политических интересов, и вместе с тем высоко оценивает возможности самих СМИ влиять на "высокую" политику и участвовать в формировании последней. Это означает, что СМИ выступают либо в качестве самостоятельного субъекта политических отношений, либо инструмента, который используют определенные группы, институты для реализации тех или иных интересов.

Средства массовой информации как сложно организованный объект отвечают требованиям системного подхода:

 во-первых, сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

 во-вторых, располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

 в-третьих, иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

 в-четвертых, структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ радио, телепередач, которые могут способствовать выполнению этих функций;

 в-пятых, СМИ как организованная система должны действовать в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ.

Преобразования в экономической, политической и духовной сферах жизни общества ведут к существенным переменам в СМИ. Эти перемены носят системный характер, так как затрагивают все основные составляющие СМИ как системного объекта (компоненты, функции, структуру, организационную подсистему) и приводят к качественно иному результату функционирования системы массовой информации.

Речь идет, прежде всего, о технологическом и экономическом факторах, о механизме их взаимодействия.

Под воздействием современных технологий в структуре СМИ резко увеличивается доля электронных коммуникаций, прежде всего цифрового, спутникового, кабельного телевидения, а также Интернета. При этом остающиеся в информационном пространстве газеты, журналы, телевизионные программы, радиостанции и другие СМИ для того, чтобы выжить, быть эффективным звеном механизма социальных коммуникаций, подвергают себя типологической модификации, существенно меняют свое лицо.

Что касается форм собственности, то типологическое разнообразие СМИ, дифференцируемых по этому признаку, неуклонно расширяется. Заметно возрастает доля коммерческих СМИ.

Аудиторные потребности оказывают все более возрастающее влияние на типологичесую структуру СМИ.

В основе целостности системы СМИ лежит тип отношений между субъектами массовой информационной деятельности. Они могут быть субъектно-объектными, когда информирующие стремятся подчинить себе интересы информируемых, даже если эти интересы не совпадают или противоречат друг другу. Такие отношения игнорируют информационные потребности личности, различных информационных групп. В демократических обществах отношения становятся субъектно-субъектными, то есть равноправного сотрудничества, партнерства, диалога, совместного обсуждения проблем, дающими возможность каждому участнику социальных действий получать и передавать интересующую его и общество информацию, согласовывать тем самым свою деятельность с процессами общественных действий и влиять на них.

Сосуществование одновременно двух принципиально разных типов отношений - характерная черта современных массовых коммуникаций. Это сказывается на характере структуры СМИ.

Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. Скажем, глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM.

Существенные изменения происходят и в типологии мирового телевидения. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным и кабельным ТВ. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют, прежде всего, развлекательные программы, которые делятся на специализированные каналы, посвященные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Эфирное вещание чаще всего - федеральное, общенациональное, которое рассчитано на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, как в России, например.

В европейских странах, в отличие от России и США, сложилась иная сеть вещания. Во Франции и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение - общественно-правовое, а кабельное и спутниковое - преимущественно частное.

В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало разнообразных телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом наиболее важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что взамодействие всех этих факторов рождает разнообразные модели СМИ, каждая из которых имеет национальные особенности функционирования.

Прежде чем мы будем характеризовать эти модели, сложившиеся сегодня в мире, обратим внимание на одну важную и широко дискутируемую в разных странах, особенно в США, проблему доступа к источникам информации и упорядочению информационных потоков. Государства стремятся достигнуть такого положения на информационном рынке, при котором удавалось бы в значительной степени нейтрализовать распространение той информации, которая противоречит принципам государственной политики и национальной безопасности. При этом предупреждается возможное негативное влияние СМИ на общественное мнение, что могло бы привести к нарушению общественных и государственных устоев. Как ни парадоксально, но в этом более всего заинтересованы США, активно вмешивающиеся в формирование общественного мнения во всем мире. До самого последнего времени американское государство финансировало лишь те СМИ, которые работали на аудиторию зарубежных стран - "Голос Америки", "Радио Свобода". Сегодня наметилась тенденция к изменению ситуации: государственные структуры начинают участвовать в финансировании СМИ, ориентированных на внутренний американский рынок. Связано это, прежде всего, с активным утверждением в последние годы в США "общественной журналистики". В Америке широкое распространение получает идея о том, что СМИ должны взять на себя миссию налаживания диалога между обществом и властью в целях заботы о здоровье американской демократии. Коммерческие газеты и радиотелевизионные станции, как правило, в этом не заинтересованы, - участвуя в производстве программ с заведомо невысоким рейтингом, они будут убыточными. Государство вмешивается в этот процесс, и появляются СМИ с долей участия государственного капитала. Примером тому может служить нью-йоркский телеканал "13", руководители которого заявляют о приверженности принципам "общественной журналистики".

Примером СМИ, финансирование работы которого полностью осуществляется из государственного бюджета, точнее из средств Госдепартамента, является всемирная спутниковая сеть "Wordnet". Хотя ее программы предназначаются, в основном, для зарубежной аудитории (канал используется Госдепартаментом США для разъяснения мировому сообществу основных принципов американской политики), потенциально программы телеканала со спутника могут приниматься и на территории Соединенных Штатов. События 11 сентября 2001 года, когда уязвимость Америки стала очевидна всему миру, привели к тому, что при оценке сегодняшней ситуации в США многие американские исследователи используют термин "мы провалились", оценивая положение своего государства как настоящий глубокий кризис. Результатом стала отмена в начале ноября 2001 года Президентом США Д.Бушем-младшим законов почти двадцатилетней давности, которые предусматривали невозможность ЦРУ США совершать тайные политические убийства, финансировать государственные перевороты, инициированные правительством Америки, задерживать эмигрантов в США более, чем на семьдесят два часа без предъявления обвинения и так далее. Сегодня, после подписания Указа Президентом США, любой эмигрант может быть посажен за решетку сроком до шести месяцев, а основанием для этого может послужить одно лишь подозрение властных структур. Сразу же после принятия Указа было арестовано 800 человек. Таким образом, Америка уже изменилась за время после 11 сентября и, может быть, кардинально. Анализируя произошедшее, профессор Питтсбургского университета Г.Хэмфрис подчеркивает, что эти события назревали уже давно, и сейчас американцы вынуждены просить о помощи весь мир. Сегодня, как утверждает он, вместо того чтобы говорить, например, о мусульманских проблемах в США, американские СМИ говорят о терроризме. Впрочем, это новейшие тенденции, которые могут определить системы СМИ наступившего века.

Итак, рассмотрим на примере аудиовизуальных СМИ две модели национального вещания, которые уже сложились в мировом информационном пространстве: общественно-правовое как западно-европейскую модель и коммерческое как американскую модель.

Начнем мы разговор с характеристики зарубежных систем радиовещания. Дело в том, что уже на рубеже 20-30-х годов прошлого века радиовещание осуществлялось в более чем семидесяти странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составляла тогда около ста сорока миллионов человек. Дальнейшее организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций - коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основные модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная коммерческая, государственная и общественная.

Частная коммерческая модель радиовещания в ее "классическом" виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930 и 1938 годами количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70% - сельских. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 году, когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.

За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом. Рост финансовых поступлений рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. Большинство радиостанций в силу их коммерческого характера оказалось привязано к определенному региону или, вернее, к региональному или локальному рекламному рынку. Наличие крупных сетевых радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Вашингтоне, Нью-Йорке и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.

Схемы коммерческого вещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В последнее десятилетие, под влиянием конкуренции с телевидением, на которое переключилась значительная часть рекламодателей, коммерческое радиовещание эволюционировало от полнопрограммного вещания, предлагающего слушателям широкий набор разножанровых передач, к более специализированному по содержанию и аудиторной направленности. В коммерческом вещании сегодня превалирует наиболее востребованный аудиторией музыкально-информационно-развлекательный формат. Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM) и внедрение стереозвука позволило предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей. При этом делается упор преимущественно на использование тех продуктов индустрии звукозаписи, которые хорошо известны аудитории и способны привлечь максимальное количество радиослушателей. В связи с развитием целевой рекламы во все большей степени делается упор на адресное вещание. Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные категории радиослушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений разных слоев населения.

В ряде стран мира радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государственной бюрократии, который распространялся и на редакционную программную политику. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов. Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости.

Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается в Африке ведущим средством массовой информации. В то время как периодические издания выходят большей частью на языке бывших колонизаторов, которым владеют лишь наиболее образованные африканцы, а телепередачи адресованы преимущественно населению крупных городских центров, радиовещание на множестве местных языков, охватывающее как города, так и сельские районы, является наиболее демократичным и доступным средством массовой информации в Африке. Кроме того, оно наиболее органично вписывается в культуру африканцев, для которой характерна богатая устная традиция. Наконец, это СМИ требует наименьших материально-финансовых затрат.

В большинстве стран африканского континента осуществляемое под контролем госструктур централизованное радиовещание воспринимается населением в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Радио играет большую роль в политической и общественной жизни африканских стран, фактически выступая в качестве своеобразного межобщинного посредника, консолидирующего национального института. Оно выполняет в рамках единого государства функции интеграции этнически разнообразных, разноязычных групп населения. Не удивительно, что многочисленные государственные перевороты, происходившие в африканских странах, как правило, начинались с захвата радиоцентра.

В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством, как и телевидение. В связи с тем что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности, вещание обычно отличается высокой степенью политизации.

Вседоступность радио и возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Будущее радиовещания виделось как альтернатива коммерческой прессе, средство образования и распространения знаний, удовлетворение многообразных общественных информационных потребностей.

Примером общественной вещательной радиостанции обычно называют "BBC" - Британскую вещательную корпорацию, которая возникла в 1920-е годы как самоуправляющаяся общественная служба вещания. Вещательная политика "BBC" предусматривала создание широкого спектра качественных образовательных, научно-популярных, публицистических и культурных программ, призванных обеспечить развитие массовой аудитории. Наличие этих программ в сетке вещания "BBC" выгодно отличало эту британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей.

Одним из ключевых принципов деятельности "BBC" является редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, доказывая этим свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Вместе с тем, существовали многочисленные формы взаимосвязи "BBC" с государственными и парламентскими структурами. Финансирование вещательной деятельности осуществлялось за счет абонентской платы, взимаемой государством с пользователей приемниками. Являясь корпорацией Британской империи, "BBC" представляло собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как Лондонские службы, так и местные станции.

Создаваемые, как правило, по решению правительств, общественные вещательные корпорации имеют различную степень автономности от государственных структур в осуществлении своей деятельности: от значительной ("BBC", Земельные вещательные службы Германии) до весьма ограниченной (Зимбабвийская вещательная корпорация "ZBC", вещательная корпорация Шри-Ланки "SLBC"). В странах с развитыми парламентскими системами общественные службы подотчетны парламентам.

Современное международное радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и характеру программной политики. Основными типами организации международного радиовещания являются: государственные службы иновещания с официальным статусом; службы иновещания с общественным статусом; "суррогатные" ("замещающие") радиостанции иновещания; религиозные; коммерческие музыкально-информационные.

К государственным службам иновещания с официальным статусом относятся радиостанции "Голос Америки", передачи которой осуществляются под эгидой государственного информационного ведомства США и отражают точку зрения правительства Американских Штатов, "Немецкая волна", французское иновещание "RFI" и другие. В свою очередь они подразделяются на службы, адресующие свои передачи на иностранных языках широкой зарубежной аудитории, и радиостанции, вещающие на родном языке и обращенные к проживающим за рубежом соотечественникам. Среди последних - службы иновещания, созданные в Армении, Грузии, Литве, на Украине после распада СССР и образования на его месте новых государств.

Развитые системы государственного иновещания имеет ряд государств Азии - Япония, Китай, Индия и Иран, - а также некоторые арабские страны, - Каирское радио ведет ежедневные передачи на тридцати языках для всех стран арабского мира и многих других государств, преимущественно афроазиатских.

Примером организации служб иновещания с общественным статусом являются "Всемирная служба BBC" и "Радио Японии" - иновещательное подразделение "NHK". По схеме управления и финансирования они близки к официальным государственным учреждениям, осуществляющим передачи на зарубежную аудиторию. Так "Всемирная служба BBC" финансируется из средств министерства иностранных дел, а не за счет средств абонентской платы пользователей приемной аппаратуры и других доходов корпорации. Размер ежегодного бюджета службы утверждается парламентом. Вещательная политика осуществляется в тесной координации с министерством иностранных дел и следует внешнеполитическим ориентирам британского государства.

"Суррогатные" радиостанции иновещания - службы, которые призваны выполнять функции "информационного замещения", переключения внимания местной аудитории с передач национальных станций на альтернативные зарубежные службы иновещания. Таковы радиостанции "Свободная Европа/Свобода", финансируемые по решению Конгресса США из государственного бюджета, а также вещающая с 1985 года на кубинскую аудиторию станция "Radio Marti", являющаяся подразделением правительственного информационного агентства США. В 1998 году Конгресс США принял решение об открытой и официальной поддержке созданной ранее "суррогатной" радиостанции "Свободный Ирак", ставившей, в конечном счете, своей целью свержение режима Саддама Хуссейна. Как видим, эта цель была достигнута: возглавляемая США военная коалиция свергла тоталитарный режим иракского лидера в апреле 2003 года.

К числу религиозных относится "Радио Ватикана" и подобные ему службы международного иновещания, направляемые клерикальными кругами.

Коммерческие музыкально-информационные - это радиостанции, строящие свою вещательную политику по формуле "музыка+новости+реклама" и финансируемые за счет рекламных доходов. Ввиду существенных различий в культуре и музыкальных предпочтениях различных народов мира, наличия специфических характеристик у каждого национального и регионального рекламного рынка, по сей день не удалось организовать глобальное музыкально-информационное радиовещание, несмотря на наличие соответствующих технических предпосылок.

Созданные международные музыкально-информационные вещательные организации, как правило, ориентированы на охват определенного региона планеты. Так коммерческое "Радио Люксембург" ведет передачи на страны западной и центральной Европы.

В начале 1980-х годов на территории Габона была создана при участии Франции первая на африканском континенте крупная коммерческая радиостанция "Africa-1", финансируемая за счет средств, поступающих от рекламодателей. Эта франко-габонская служба с мощными передатчиками с первых дней своей деятельности вела передачи на африканизированном французском языке, охватывая вещанием как "франкофонные" страны Африки, так и территории континента, где более распространены английский и португальский языки, а также государства Европы, Ближнего Востока и Южной Америки. Избранный радиостанцией "Africa-1" музыкально-информационный формат и использование африканских ритмов и мировых поп-хитов быстро превратили ее в одну из наиболее популярных на континенте радиостанций и, соответственно, важное средство рекламы и продвижения товаров и услуг французских и транснациональных корпораций на рынке сбыта в Африке.

Особой разновидностью коммерческих радиостанций, ведущих международные трансграничные передачи, являются так называемые "пиратские" радиостанции, вещание которых осуществляется, как правило, с кораблей и морских платформ, находящихся в нейтральных водах. Экс-территориальность таких коммерческих станций позволяет им пользоваться разного рода выгодами, - например, избегать уплаты налогов за рекламную деятельность в эфире.

Что же касается телевидения, то в настоящее время в мире существуют три основные модели его организации и финансирования: частная коммерческая, общественная и государственная. Они сформировались еще в 1950-е годы.

Первая модель - частное коммерческое телевидение. В США, где телевидение прогрессировало наиболее быстрыми темпами, приоритетными стали три коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения: "NDC", "CDS" и "FDC". Они настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до середины 1980-х годов полностью доминировали в ней в качестве национальных телесетей. Именно эти корпорации внесли решающий вклад в формирование коммерческого телевидения в США, представленного тремя организационными вариантами

Первый, национальные телесети, - это группы телестанций, принадлежащие ведущим телекомпаниям и управляемые ими. В 1980-х годах к тройке основных эфирных телесетей - "NBC", "ABC" и "CBS" - вплотную приблизилась крупная сеть "Fox", образованная в 1986 году медиа-магнатом Р.Мэрдоком. В первые десятилетия развития телевидения действовали введенные государством ограничения, в соответствии с которыми телесети могли иметь в собственности не более шести эфирных станций. Это ограничение неоднократно пересматривалось в сторону увеличения количества станций, контролируемых одним собственником. При этом ограничение собственности не распространялось на кабельные телесети, поэтому в тех же США в первой половине 1990-х годов их насчитывалось, к примеру, более шестидесяти.

Второй, филиалы сетей (телестанции, "ассоциированные" с сетями), - отдельные телестанции, не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями. Как правило, это местные станции, не располагающие собственной мощной производственной базой. Сети обеспечивают филиалы на коммерческой основе набором программ вещания, оговаривая право включать в них свою коммерческую рекламу. Это избавляет филиалы от необходимости формировать своими силами всю сетку вещания, однако они обязаны предоставлять лучшее время для демонстрации рекламы национальных сетей. Каждая из трех упоминавшихся ведущих национальных телесетей в 1990-е годы имела отношения партнерства с примерно двумястами телестанциями.

И, наконец, третий вариант - независимые станции. Они не связаны с телесетями и формируют вещательные программы собственными силами или закупают их у других телекомпаний (иногда - обмениваются программами). Как правило, уровень прибыльности независимой местной станции ниже доходов сетевых структур, пользующихся преимуществами партнерства. Их выживание и прибыльность обеспечивается главным образом близостью к локальному рекламному рынку и хорошим знанием его специфики.

Используя доходы от рекламной деятельности в качестве основного источника финансирования, коммерческие телекомпании заинтересованы в максимальных денежных поступлениях от рекламодателей. Расценки на публикуемую в телеэфире рекламу непосредственно зависят от рейтинга - результата промеров численности аудиторных групп той или иной телекомпании или конкретной телепередачи. Наличие высокого рейтинга является основанием для установления высокого рекламного тарифа. В связи с этим борьба за благоприятные рейтинговые показатели является главной заботой руководства телекомпаний, ориентированных на прибыль.

Стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу развлекательных программ, гарантированно собирающих массовую аудиторию. А в программах новостей стремление к высокому рейтингу оборачивается тенденцией драматизировать отображаемые события, предпочитать сенсационные телесюжеты.

Аналогичными чертами обладает вещание почти всех коммерческих телекомпаний - например, британской группы частных вещательных организаций "ITV", начавшей регулярные передачи в 1955 году, люксембургско-германской "RTL", группы частных каналов С.Берлускони, возникших после реформы системы государственного телевидения Италии в 1975 году, и ряда других.

В 80-90-е годы XX века под влиянием дальнейшего углубления коммерциализации телевещания элементы развлекательности проникли в "серьезные" жанры тележурналистики, деформировав их. В новостных программах наблюдается явление инфотейнмента. Это понятие, сконструированное из английских слов "информация" и "развлечение", обозначает род материалов СМИ, в которых аудитории под видом новостей предлагаются чисто развлекательные сюжеты, не имеющие реальной информационно-новостной значимости. Инфотейнмент - это также информационно-развлекательные передачи в жанре шоу и ток-шоу, содержательность которых является минимальной ввиду дефицита в них действительно общественно-значимой информации.

С бурным ростом кабельного телевидения, широко распространившегося за последние четверть века и предлагающего телезрителю десятки специализированных по содержанию каналов, увеличились возможности адресной доставки коммерческой рекламы. В связи с этим получили распространение так называемые инфомершиалс (производное от английских слов "информация" и "рекламные объявления") - платная реклама под видом телевизионного шоу, тщательно "вписанная" в параметры той аудиторной группы, которой предназначена передача.

В последние годы на западном коммерческом телевидении получила распространение жанровая форма, именуемая докудрама. Показ реальных событий, документированных видеокадрами и фотоснимками, сочетается в докудраме с драматическими реконструкциями событий. При создании такого рода передач могут использоваться актеры, игра которых должна способствовать наглядному воссозданию незадокументированных сцен. Воссозданные ситуации, вымышленные диалоги персонажей докудрам призваны наглядно продемонстрировать, как развивались события. Однако в докудрамах отсутствует четко обозначенная граница между фактом и вымыслом. Зрителю остается лишь догадываться, что же из увиденного им в докудраме происходило в действительности, а что было рождено воображением создателей передачи. Одновременно оформился жанр так называемого докумыла - фильмов и передач сентиментального содержания, в которых целенаправленно отобранные и соответствующим образом смонтированные и прокомментированные документальные видеокадры используются в качестве "строительного материала" для создания драматизированных душещипательных историй в стиле "мыльных опер". В основу сюжета в докумыле положены любовные отношения реальных персонажей. Примером такого рода жанра является британский телевизионный сериал "Знаменитые романы ХХ века", дважды демонстрировавшийся в России телекомпанией НТВ. Кадры кинохроники эпохи использованы в нем преимущественно для того, чтобы создать живописный фон для "документального" повествования о перипетиях отношений известных исторических личностей с их супругами, любовниками и любовницами. Героями сериала становились, например, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, К.Гейбл, М.Монро, М.Каллас…

В силу того, что кабельные сети существенно уступают эфирным по объему рекламных сборов, одним из путей решения проблемы их экономической эффективности является введение платных форм доступа к передачам, так называемая подписка.

Организационные и программные образцы североамериканского и европейского коммерческого телевидения воспроизводятся в деятельности частных телекомпаний стран Латинской Америки, где с 1950-х годов преобладает коммерческая модель организации и финансирования телевещания. В отличие от США и ряда западноевропейских стран, где основным получателем средств от рекламной деятельности по сей день остаются газеты, многие латиноамериканские телекомпании являются главными партнерами рекламодателей, получая львиную долю доходов от публикации рекламы. Так, в Бразилии телевидение поглощает свыше 60% всех средств, затрачиваемых в стране на рекламу. Это объясняется как относительной узостью аудитории периодической печати в условиях неграмотности значительной части населения, так и достаточно широким распространением телевидения в этих странах.

Крупнейшие латиноамериканские телесети - мексиканская "Televisa" и бразильская "Globo" и другие - создали производственно-технологический и финансовый потенциал, который позволил им не только насыщать программами собственного производства 75-80% внутреннего вещания, но и вести экспорт телепродукции в другие латиноамериканские страны, а также в некоторые европейские государства - Испанию, Португалию, Италию, Россию.

Вторая модель организации и финансирования телевидения - общественное телевидение.

Развлекательно-рекламный уклон коммерческого телевидения вызывает резкую критику значительной части общественности. Прежде всего, частных вещателей обвиняют в забвении одной из задач СМИ - просвещение аудитории (или так называемая образовательная функция). В США в начале 1950-х годов даже было принято решение зарезервировать ряд частот вещания для специального образовательного общественного телевидения. Первая такая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 году. И все же вплоть до конца 1960-х годов этот вид телевидения был слабо развит в этой стране из-за дефицита финансирования. Только в 1967 году была учреждена "PBS", объединившая разные некоммерческие телестанции Америки. Ее главной задачей стало улучшение производства культурно-образовательных программ и налаживание более эффективного обмена ими. Кстати, именно эта служба одной из первых в США применила возможности спутникового телевидения для регулярной доставки культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по всей территории страны.

Но все же содержание вещания некоммерческого телевидения в США свидетельствует об относительности его характеристики как "образовательного" или "общественного". В нем представлены передачи трех основных категорий:

 передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе (включении в структуру занятия в классе, аудит




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Энергетическая ценность мяса сельди атлантической ЭЦ, кДж/100 г рассчитывается по формуле

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия