Формирование морали в процессе социализации.
Большая часть социального опыта закладывается еще в детстве. Лоренс Кольберг (1963), придавал большое значение нравственному развитию детей и предложил теорию морального развития личности. Кольберг выделил стадии нравственного развития личности, но не связывал их с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Доморальный уровень относится к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом и руководствуются эгоистическими побуждениями. Ребенок слушается, стремясь избежать наказания, и руководствуется соображениями взаимной выгоды, то есть послушание в обмен на поощрение. Следующий этап – это так называемая модель «хорошего» ребенка, когда человек отчетливо осознает мнение других и стремится действовать так, чтобы завоевать одобрение значимых для него людей и испытывает стыд перед их осуждением. Стыд (по Эриксону) предполагает, что некто выставлен на «всеобщее обозрение» и сознает, что на него смотрят и ему неловко. Стыд выражается в стремление спрятать лицо или тут же «провалиться под землю». Такая ситуация порождает желание выкрутиться, ускользнуть. Люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение, таким образом, происходит ориентация на заданные извне моральные нормы. Следом идет этап автономной морали, когда подросток осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования, формируя собственные суждения о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И только затем происходит признание высшего внутреннего закона, соответствующего интересам большинства и формируются устойчивые моральные принципы, уже существующие вне зависимости от внешних воздействий. Следует отметить, что абстрактное мышление у ребенка развивается намного активнее, чем моральное созревание, что достаточно часто приводит к неверной оценке ситуации и является одной из причин девиантного поведения.
|