Влияние расширения группы на степень дифференциации и развитие индивидуальностиКак уже говорилось в предыдущей главе, когда человек входит в большую группу или малая группа расширяется, то он может себя всё больше и больше проявлять как индивидуальность. Зиммель считает, что индивидуальность становится выше ещё тем, чем больше распространён интерес индивида на группу. Развитие группы, интереса и так далее должно вызывать всё более и более возрастающую дифференциацию. Вместе с ростом дифференциации социальной группы «будет расти необходимость и склонность выходить за пределы ее первоначальных границ в пространственном, экономическом и духовном отношении» [1, с. 350]. Зиммель приводит, на мой взгляд, пример, удачно показывающий пространственное расширение группы и в связи с этим рост «индивидуализирующей дифференциации» [1, с. 351]. Первоначально в цехах на производстве было недифференцированное состояние, то есть поддерживалось строгое равенство. Но наступал момент, когда какой-нибудь мастер богател и больше не хотел подчиняться существующим правилам. С изменением правил члены цеха, которыми руководил этот мастер, разделялись на богатых и бедных. Вследствие этого одни получали право распоряжаться другими, и, таким образом, расширялась специализация. Теперь производитель отделился от торговца, а последний получил большую свободу выбирать себе покупателей. С развитием культуры и ростом дифференциации у индивида усиливается связь с другими, неродными ему, людьми. Я уже писала о том, что чем теснее круг, в котором находится человек, тем меньше он имеет индивидуальной свободы. Зиммель ещё прибавляет к этому одну особенность: «зато этот круг сам представляет собой нечто индивидуальное, и именно потому, что он невелик, отделяет себя от других резкими границами» [1, с. 353]. Зиммель утверждал, что человек находится в центре социальных интересов, которые расположены вокруг него как концентрические круги. Чем меньше группа, в которой человек находится, тем меньше социальных интересов в ней; чем больше группа – увеличивается число социальных интересов индивида. Нельзя сказать, что человек – существо сугубо коллективное или сугубо индивидуальное. Переход из одной группы в другую вызывает «переход от перевеса индивидуального над коллективным к перевесу коллективного над индивидуальным» [1, с. 355]. Первой стадией этого перехода является семья. Она в какой-то мере создаёт своему члену предварительную дифференциацию и подготавливает его к ней как индивидуальность и, чтобы индивидуальность могла развиваться, защищает своего члена. Малая группа является средним между индивидуальностью и большой группой или обществом в целом. Космополитический образ мысли[17], как выявляет немецкий социолог, оказывает значительное влияние на развитие индивидуальности и уважения к ней. Например, в древней Греции люди создали совершенную индивидуальность. Вместе с тем образ мыслей того периода и нравственности, который распространялся не только на Грецию, но и на другие государства. Получается, что человек может проявить себя как индивидуальность или с помощью семейной подготовки, или благодаря коллективному участию, или с помощью космополитического образа мыслей, или при условии и одного, другого и третьего. Таким образом, мы имеем существование корреляции, «когда развитие идёт не одновременно в обоих направлениях, но подводит к альтернативе: либо то, либо другое». «Корреляция между индивидуалистской и коллективистской тенденциями … принимает … форму: расширение круга связано с развитием личности, но не членов самого круга, а с идеей высшей личности, которой как бы передается индивидуальная воля и которая … берет на себя представительство». [1, с. 359] Хоть не существует в обществе равенства как такового, но существует формальное равенство. Оно заключается, по Зиммелю, в том, что каждый индивид имеет свои особенности, присущие только ему. Не зависимо от них каждый человек является индивидуальностью и имеет свою ценность для общества. Таким образом, каждый человек есть нечто особенное. По этому признаку все люди равны друг другу. В большом кругу людей человек является эгоистом. Поскольку он плохо знает окружающих его людей, он будет делать всё, чтобы доставить удовольствие только себе и удовлетворить в большей степени лишь свои интересы, желания и потребности. То есть внимание человека настраивается на самого себя. У человека существует долг, но не важно, по отношению к семье или к обществу. Зиммель считает, что этот долг является, прежде всего, долгом к самому себе. Я бы это, например, объяснила тем, что если у человека есть обязанности перед другими, то у него они есть прежде всего обязанности перед собой. То есть получается так, что человек должен для себя исполнить свой долг. Почему для себя – он должен быть удовлетворён тем, что он выполнил обязанности. По своему происхождению долг является «внешним предписанием» [1, с. 366]. Человек будет чувствовать долг по отношению к себе в большей степени, если этот долг будет для большой общности. Помимо чувства долга человек обладает чувством личности. Зиммель его объясняет тем, что в смене отдельных чувств, мыслей, деятельностей человек обнаруживает себя как личность. Чувство личности может проявляться в большей и меньшей степени. Если жизнь человека неравномерна и неспокойна, если человек ведёт бурный, то есть не умеренный, образ жизни, если во внутреннем мире он переходит от крайности к крайности, тем чувства личности проявляются больше. Если же наоборот, то есть когда жизнь человека равномерна и спокойна, когда он не переходит от крайности к крайности, его чувство личности проявляется в меньшей степени. Чувство личности проявляется в большей степени, по мнению Зиммеля, в пределах большого круга людей, чем малого. Этому способствует дифференциация и специализация. Если «отдельный человек сильно дифференцирован и окружен другими, также в высокой степени дифференцированными индивидами, … поэтому сравнения, трения, специализированные отношения вызывают к жизни множество реакций, которые остаются скрытыми в узком недифференцированном кругу, а здесь, именно вследствие своей многочисленности и разнообразия, усиливают чувство собственной личности или, быть может, впервые его вызывают» [1, с. 369-370]. Георг Зиммель утверждает, что дифференциация в обществе необходима. Если существует или образуется большое общество, то в нём существует или появляется много различных тенденций, интересов, желаний. Общество не может быть единым, если в нём между людьми существуют какие-либо враждебные притязания на один и тот же объект. Другими словами, если существует недифференцированность членов в обществе. Зиммель считает, что оно может быть единым только в том случае, если в нём будет существовать дифференциация. Дифференциация как бы разъединяет индивидов и распределяет между ними то, что различно, и в то же время объединяет их, так как каждый может удовлетворить свои интересы без враждебного притязания на один и тот же объект. Почему Зиммель говорит о большом обществе: потому что для существования дифференциации необходимы «широкие общие рамки». Зиммель не отрицает, что при дифференциации происходят враждебные столкновения, споры между индивидами. Такие «взаимные трения» приводят, по его мнению, к существованию противоположностей. Такая ситуация бесспорно может привести к распаду общества. Объединение людей в большое общество «является средством» для индивидуализации и её осознанию. [1, с. 371] Получается, что расширение группы или увеличение общества приводит к индивидуализации. Зиммель выявил, что стремление к объединению и к дифференциации поддерживает идея всеобщего единства. Подведём итоги: · Чем теснее круг, в котором находится человек, тем меньше он имеет индивидуальной свободы. · Чем больше расширяется группа, тем больше возрастает в ней дифференциация и тем больше проявляется индивидуальность. · Семья помогает развить индивидуальность и оказывает всяческую поддержку и защиту своему члену. · В обществе существует формальное равенство. · При расширении группы человек всё больше становится эгоистом. · У любого человека есть свой долг, обязанности. При расширении группы он всё больше чувствует данный долг по отношению к самому себе. · Человек обладает чувством личности. В большой группе это чувство ощущается сильнее. · Дифференциация в обществе необходима. Иначе общество не могло бы существовать как единое целое.
|