Студопедия — Принципы организации занятий по логопедической ритмике
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы организации занятий по логопедической ритмике






Занятия по логопедической ритмике строятся на общеди­дактических и специфических принципах.

Поскольку важным для занятий является принцип систе­матичности, элементы логопедической ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика дает устойчивый результат: в организме ребенка и его психомото­рике происходит положительная перестройка различных сис­тем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Учитывайте, что только при систематических по­вторениях формируются и закрепляются здоровые двигатель­ные динамические стереотипы, и включайте новые раздражи­тели в выработанный динамический стереотип без резких из­менений, с постепенной дозировкой уровня сложности. Одни и те же упражнения и игры повторяйте. Постепенное услож­нение двигательных, речевых и музыкальных заданий дости­гается правильным распределением материала на занятиях в течение всего года. Побудительные мотивации на занятиях по логопедической ритмике строятся на отношении ребенка к своей деятельности. По мнению Г. А. Волковой, сознательная, активная деятельность ребенка зависит от возникающего ин­тереса к предполагаемому заданию, сознательного его воспри­ятия, понимания цели и способа выполнения. Активность де­тей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, играми и упражнениями. На занятиях стоит широко использовать принцип наглядности. При разучивании новых Движений безукоризненный практический показ движений педагогом создает объективную предпосылку для успешного их освоения. Педагог — это образец для детей.

Следует отметить, что часто приходится занижать требования. С детьми речевой старшей группы занятия строятся по материалу массовой средней группы. Предварительное обсле­дование каждого ребенка помогает выяснить степень наруше­ния, темперамент, двигательный статус. На основании обоб­щения и практического учета результатов обследования легче осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Принцип всестороннего воздействия предполагает обеспе­чение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные ме­ханизмы регуляции и способствуют комплексности корректи­рующих воздействий.

Этиопатогенетический принцип требует дифференцирован­ного построения занятий в зависимости от причины и патогене­за речевого расстройства. Так, у детей с логопедическим заклю­чением «ФФНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» на заня­тиях по логопедической ритмике в первую очередь необходимо развивать координацию движений, певческий диапазон голоса, воспитывать просодику речи, нормализовывать речевую функ­цию, корректировать эмоционально-личностную сферу. При ра­боте с детьми, у которых выявлено общее недоразвитие речи, внимание акцентируется на развитии неречевых психических функций, фонематическом восприятии, общей, тонкой и рече­вой моторике. Для детей с тяжелым нарушением речи («Общее недоразвитие речи (соответствующего уровня речевого разви­тия). Стертая псевдобульбарная дизартрия») проводимые лого-ритмические занятия должны быть направлены на коррекцию моторных нарушений, развитие неречевых и речевых функций, восстановление связи между речевой и общей моторикой и т. д.

Принцип учета симптоматики позволяет соотнести физи­ческие возможности детей с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъеме, с быстрой сменой дея­тельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Необходимо осуществлять связь занятий по логопедической ритмике с другими медико-психолого-педагогическими воздей­ствиями и основными видами музыкальной деятельности (слу­шанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движе­ниями, праздниками, танцевальным творчеством). На данных занятиях делайте упор на те установки, которые дети получили на логопедических, познавательных, физкультурных, музыкаль­ных занятиях. Учитывайте приближающееся к норме состояние мышечного тонуса у детей с речевыми нарушениями после фи­зиотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

Для повышения эффективности работы большое внимание следует уделять обеспечению взаимосвязи всех специалистов и родителей. На основании выявленной симптоматики специ­алистами назначается и проводится индивидуальная програм­ма, включающая медикаментозное лечение, логопедические и физические занятия и упражнения. Работа идет в тесной вза­имосвязи с родителями. Они регулярно приглашаются на ло-горитмические занятия. Это позволяет им видеть успехи ре­бенка и то, над чем еще предстоит работать дома.

С целью достижения наибольшего эффекта должен также учитываться принципэтапности, определяющий логическую последовательность приобретения, закрепления и совершен­ствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному». В соответ­ствии с этим работа с детьми на занятиях по логопедической ритмике делится на 3 этапа.

Первый этап — подготовительный. Он включает:

создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его дви­гательных и музыкальных способностей;

формирование устойчивого слухового и зрительного вни­мания;

воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основ­ных движений;

развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха;

развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пе­нии, певческого диапазона;

развитие чувства ритма;

развитие общей, тонкой моторики, мимики;

развитие артикуляционного аппарата;

формирование у детей подражательности движениям педагога;

обучение детей навыкам релаксации;

обогащение пассивного и активного словаря;

коррекцию эмоционально-личностной сферы;

формирование способности отражать лексическую тему в
изобразительной деятельности.

Второй этап — этап формирования первичных произноси­тельных умений и навыков. Он включает в себя:

продолжение развития неречевых функций, указанных в
подготовительном этапе;

развитие мышления;

совершенствование речевой моторики для формирования
артикуляционной базы звуков;

развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха;

развитие фонематического восприятия;

формирование связной речи, расширение понимания
грамматических форм слов;

закрепление навыков релаксации;

обогащение пассивного и активного словаря;

коррекцию эмоционально-личностной сферы;

развитие умения отражать лексическую тему в изобрази­
тельной деятельности.

Третий этап — этап формирования коммуникативных уме­ний и навыков. Он включает:

закрепление двигательных умений общей и мелкой мото­рики;

дальнейшее развитие музыкального слуха;

развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантоми­мики, просодики речи, фонематического восприятия;

развитие речевой моторики;

формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;

накопление пассивного и активного словаря ребенка;

дальнейшую коррекцию эмоционально-личностной сферы;

закрепление навыков отражать лексическую тему в изобра­зительной деятельности.

Методы и приемы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Построение логоритмических занятий базируется на сово­купности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Они подбираются в процессе обуче­ния с учетом степени усвоения двигательного материала, об­щего развития ребенка, его физического состояния.

Так, при обучении движению используются:

наглядно-зрительные приемы, такие как показ педаго­гом движения; подражание образам окружающей жизни; ис­пользование зрительных ориентиров и наглядных пособий
(карточки, фотографии и т.д.);

приемы для обеспечения тактильно-мышечной нагляд­ности с применением различного инвентаря: обручей, куби­ков, гимнастических палок, скакалок и т. д.

наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции дви­жения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и другие музыкальные инструменты; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приемы:

• краткое одновременное описание и объяснение новых дви­жений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

пояснение и показ движения;

указания при самостоятельном воспроизведении детьми
показанного педагогом движения;

разъяснение смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

команды для акцентирования внимания и одновременно­сти действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народного творчества образный сюжетный рассказ для развития выразительных
движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (он длится 1—2 минуты);

словесную инструкцию, которая позволяет оживить следы
прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать
новые знания и умения.

Кроме наглядных и словесных методов, используются также практические. Они обеспечивают на игровых занятиях проверку правильности восприятия детьми заданий. Практи­ческие методы могут реализовываться в игровой или соревно­вательной формах.

Игровая форма активизирует элементы наглядно-образно­го и наглядно-действенного мышления, помогает совершен­ствовать разнообразные двигательные навыки, развивает само­стоятельность движений, быстроту ответной реакции на изме­няющиеся условия и творческую инициативу.

Соревновательная форма практического метода применя­ется как средство совершенствования уже отработанных дви­гательных навыков, воспитания чувства коллективизма. Она используется как воспитательное средство, содействующее со­вершенствованию двигательных навыков и воспитанию мо­рально-волевых качеств личности.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Каждое занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Дан­ное время необходимо для подготовки организма ребенка к ос­новным моторной и речевой нагрузкам. В подготовительной части используются такие упражнения, как повороты и накло­ны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями ру­ками, с изменением направления и темпа движения, с пере­строениями. Широко используются вводные упражнения, на­пример «Тропинка», «В парке», «Сугробы», «Ритмическая разминка», «Пойдем в огород», «На дачу» и т. д. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- и левостороннем направлениях движения, в марши­ровке спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают уста­новку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для трениров­ки устойчивости широко используются упражнения с переша­гиванием через гимнастические палки, кубики,обручи. Музы­кально-ритмические упражнения, например «Едем к бабушке в деревню», «Танцуйте сидя», подготовительной части направле­ны на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движений, мышечного тонуса.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

на развитие основных сторон внимания;

регулирующие мышечный тонус;

счетные упражнения;

формирующие чувство музыкального размера;

на развитие чувства темпа и ритма;

на развитие координации движения;

на координацию речи с движением;

на координацию пения с движением;

слушание музыки для снятия эмоционального и мышеч­ного напряжения;

пение;

игра на музыкальных инструментах;

на развитие тонких движений пальцев рук;

на развитие речевых и мимических движений;

игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход должен быть ло­гичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности. Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В нее входят Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокой­ную музыку.

После проведения занятия по логопедической ритмике ор­ганизуется изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование) под руководством логопеда, педагога для передачи впечатлений, полученных на занятии, воспитания способности отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.

Данные занятия проводятся один раз в неделю. На них закрепляются и отрабатываются умения, навыки, знания, по­лученные на предшествующих логопедических занятиях, на которых использовались элементы логопедической ритмики.

Рассмотрим подробнее каждый из видов упражнений, ре­комендованных для включения в занятия по логопедической ритмике.

Упражнения на развитие у детей дыхания, голоса и арти­куляции целесообразно проводить на подготовительном этапе. По мере успешного устранения речевого нарушения количе­ство этих упражнений сокращается, но не исключаются, так как в использовании логоритмического и логопедического ма­териалов должна быть преемственность. Эти упражнения про­водятся для нормализации деятельности периферических от­делов речевого аппарата детей.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность вы­доха, его силу и постепенность. В упражнения включается ре­чевой материал, произносимый на выдохе. Сначала отдельно согласные: [с], [х], [т], [щ], затем отдельно гласные звуки, затем — согласные в сочетании с гласными звуками. Далее дети обучаются произносить на выдохе слова с открытыми и закрытыми слогами, затем двух- и трехсложные слова, а также фразы (для детей средней группы из 3 слов, для старшей — из 4, для подготовительной — из 5 слов).

Примерами упражнений на развитие дыхания являются упражнения «Что это?», «Летят листочки», «Узнай фрукт», «Соль на ладошке», «Вьюга», «Пильщики», «Капитаны». Упражнения на развитие голоса — «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета», «Пароходы» и т.д. Для развития артикуляции служат упражнения «Трубочка», «Заборчик», «Лягушки улыбаются», «Рупор» и др.

В упражнениях «Ау!», «Самолеты», «Летит ракета» разви­ваются сила голоса, высота, длительность звучания и вырази­тельность. Эти упражнения сочетаются с движениями рук, ту­ловища, головы.

Упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее. Гласные звуки дети поют с изменением высоты голоса. Длительность звучания зависит от продолжительности выдоха. Для формирования выразительности голоса используется мело­декламация: чтение стихотворения с вопросительной, воскли­цательной, побудительной интонациями под соответствующую музыку. Дополнительно проводятся артикуляторные упражне­ния для развития четкой дикции. Сначала под счет педагога или ритмичную музыку гласные обозначаются немой артикуля­цией, затем произносятся шепотом и громко изолированно, а затем в ряду из 2—3—4 гласных и всего ряда. Затем на выдохе произносятся слоги, слова со звуками [п], [т], [к], [ш] шепотом и громко, четверостишия со сменой ударения и темпа речи.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматиза­ции, в ходьбу с замедлением, в упражнения с пением. В за­нятия по развитию дыхания, голоса и артикуляции включают­ся пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: Ах!, Ох!, Ух!, Ой!

На занятиях по логопедической ритмике также проводятся упражнения, регулирующие мышечный тонус. (Например: «Птички», «Веселые ножки», «На парад», «Лужи» и т.д.) Они помогают детям почувствовать свои мышцы, учат управлять Движениями. Дети знакомятся с громким и тихим звучаниями музыкального инструмента, стоя или сидя около него и вы­полняя во время тихого звучания слабые движения, а во время громкого — сильные. Затем упражнения усложняются, и дети выполняют их при ходьбе, беге, подскоках с предметами Выделяются общеразвивающие и коррекционные упраж­нения. Общеразвивающие упражнения могут быть с предме­тами (например, с мячом) и без них. В движениях с мячом чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применя­ются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия. Чувство равновесия развивается у детей в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания. Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку.

Неотъемлемой составляющей логоритмических занятий являются упражнения, активизирующие внимание. Например, «Жуки», «Дятел», «Прогулка», «Марш» и т. д. Они формируют быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздра­жители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; умение воспроизводить ряд последовательных дей­ствий, способность переключаться с одного движения на дру­гое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Для сопровождения упражнений на развитие внимания широ­ко используются слово, музыка, жесты.

Для коррекции поведения детей при выполнении заданий используются счетные упражнения. Они помогают детям встать парами или по трое, построиться в две шеренги. Во время счет­ных упражнений педагог произносит цифры, слова, стихи. Дети повторяют за ним текст и одновременно выполняют движения, как, например, в игре «Моем, чистим зубы» О. С. Боромыковой:

Моем шею, моем уши, Вытираем их посуше. Чистота всего дороже! Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком. Один, два, три, Зубы щеткой чище три.

На счет «один, два, три» дети должны трижды хлопнуть в ладоши.

В занятия по логопедической ритмике включаются рече­вые упражнения с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения. Примером могут служить уп­ражнения «Грибочки», «Повар» и т.д. Подбирается материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения у детей с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная диз­артрия». Следует помнить, что дети с подобным диагнозом не могут одновременно выполнять действия и произносить стихи из-за расстройства дыхания. Их необходимо разделить на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет движения, а другая произносит стихотворение.

На занятиях по логопедической ритмике детям дается пер­воначальное понятие об акценте как ударном моменте в зву­чании. Они должны научиться прислушиваться и различать отдельные моменты на фоне равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением, например таким образом. Музыкальный руководитель выделяет аккордом ак­цент в любом регистре музыкального инструмента. Дети, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги, передачей, ловлей мяча. Такие уп­ражнения подготавливают детей к работе над акцентом — мет­рическим и переходным. При выполнении заданий на метри­ческий акцент необходимо точное совпадение движения с ак­центом, чередующимся через определенные промежутки времени. Сначала условное движение выполняется только ру­ками или ногами, позже движения становятся комбинирован­ными, например на акцент — шаг вперед, на последующие, слабые части звучания — хлопки. Эти упражнения могут про­водиться как индивидуально, так и со всей группой, но необ­ходимо следить, чтобы каждый выполнял задание индивиду­ально, не нарушая своей ошибкой общего фона.

Также используются упражнения на восприятие переход­ного акцента. Переходный акцент не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», «четыре». Переход акцента важен в ритмичных Упражнениях с речью. Например:

Потапка топает в тапках (1, 2, 3);

Потапка топает в тапках (1, 2, 3);

Потапка топает в тапках (1, 2, 3).

Или:

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3);

Проворонила ворона вороненка (1, 2, 3).

Логопед выписывает на доске цифры и объясняет, что вы­деленные цифры означают акцент. Дети считывают цифры, сопровождая ударные моменты хлопками и усилением голоса. Затем переходный акцент закрепляется в ходьбе: на ударный счет делается шаг вперед, а на безударный — шаг назад. Эти упражнения помогают усвоить логическое ударение в речи.

Нормализация темпа общих движений содействует форми­рованию правильного речевого темпа. Для этого в занятия должны включаться соответствующие упражнения. Зная темп движения каждого ребенка, можно скорректировать темп того, у кого слишком быстрое или замедленное движение. У детей с речевыми нарушениями отработка темпа движений проис­ходит во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами. Примером могут служить упражнения «Едем к бабушке в деревню», «Самолеты», «Жигули» и др.

Ритмические упражнения служат средством формирования и развития у детей с речевой патологией чувства ритма и выразительности в движении и в речи. Известно, что дети с диагнозом «ОНР. Стертая псевдобульбарная дизартрия» справляются не со всеми ритмическими заданиями. Напри­мер, они не могут простучать несложный ритмический рису­нок. Обучение детей воспроизведению ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне, игрой на дудочке ведется с помощью несложных в ритмическом отношении музыкальных произведений, русских народных мелодий, знакомых детям мелодий из мультфиль­мов. Если ребенок не может воспроизвести показанный в мед­ленном темпе или по частям ритмический рисунок, то педагог берет его руки в свои и действует ими, а затем просит ребенка повторить то же действие.

При разучивании сложных композиций сначала осваива­ется движение, состоящее из небольшого числа элементов, затем их количество постепенно увеличивается. Когда дети осваивают технологию повторения действия по подражанию, число элементов перестает влиять на результат. В ходе заня­тий используются упражнения на угадывание животного по его характерным движениям, имитацию действий и движений людей (мести дорожки, играть в снежки, варить суп, кататься на лыжах, коньках и т. д.). Движения выполняются ритмично, под музыку.

Кроме того, на занятиях дети обучаются правильному вос­приятию изображений по картинке. Сначала им демонстриру­ется действие, а дети повторяют его. Затем одна группа детей называет действие, а другая группа его выполняет. Постепенно в работу включаются картинки с изображением различных действий, например: человек копает землю, делает сквореч­ник, прыгает через лужи и др.

Важное место занимает формирование чувства коллектив­ного ритма. Наибольший эффект достигается при использо­вании плясок, танцев, хороводов. В занятия можно включать, например, хороводы: «Урожайная», «Блины», «Масленица», «Тает снег, тает лед» и т.д., танец с ложками, «Пляска», дви­жение под музыку и пение «Мы — маленькие зайки» и т. д.

На занятиях широко используется пение. Пение — слож­ный процесс звукообразования, где важны координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выяснить певческий диапазон голоса детей. Пев­ческий диапазон — это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Учитываются возраст­ные возможности детей. Для детей средней группы 4—5 лет диапазон составляет «ре — си» первой октавы, для детей стар­шей группы 5—6 лет «ре — си» первой октавы, иногда «до» второй октавы. Для детей подготовительной к школе группы 6—7 лет «ре» первой октавы — «до» второй октавы.

Важно сформировать правильную позу. Необходимо напо­минать детям, что во время пения нужно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки на колени или опус­тив вдоль туловища.

В ходе занятий по логопедической ритмике у детей воспи­тываются вокальные навыки, дети учатся петь звонко, легко, напевно, без крика, не делая вдох в середине слова или му­зыкальной фразы. Во время пения вдох должен быть быстрым, глубоким, а выдох — медленным, дикция — четкая и ясная. Для развития правильного звукообразования и певческого ды­хания используются мелодии с короткими и длинными то­нальностями, на которых воспитываются постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. На таких за­нятиях формируются хоровые навыки — взаимодействие ан­самбля и строя. Ансамбль означает слитность, т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование. В начале коррекционного курса подбираются песни с короткими предложениями, а позднее — с длинными. Темп — медленный и средний. Предпочтение отдается пес­ням, в тексте которых много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные мешают правильному звукообра­зованию и певческой дикции. Детям легче усвоить интонацию мелодии, если ее строение имеет ясную ладовую основу, т. е. если в ней часто встречаются звуки технического трезву­чия. При выборе песни необходимо выполнять следующие ус­ловия:

соответствие возрасту;

коррекционная направленность;

содержательность;

простота и запоминаемость мелодии;

возможность инсценирования текста песни.

При обучении пению можно использовать следующие при­емы. Перед слушанием песни провести беседу о ее содержа­нии, раскрыть настроение, чувства, выраженные в песне. Затем педагог выразительно исполняет песню, показывает от­дельные певческие моменты, обращает внимание детей на ар­тикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. В занятиях по логопедической ритмике используется песенный репертуар, рекомендованный программой воспитания и обучения в дет­ском саду под редакцией М. А. Васильевой.

С помощью музыкальных игрушек и детских инструмен­тов развиваются творческие и музыкально-сенсорные способ­ности детей. На занятиях по логопедической ритмике можно использовать:

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высо­ты — бубны, треугольники, погремушки, деревянные ложки;

игрушки-инструменты, издающие звуки только одной вы­
соты, — дудки, свирели;

игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим
звукорядами — металлофоны, колокольчики.
Колокольчики используются для развития звуковысотного

слуха. Они звучат различно по высоте, и дети узнают, какой ко­локольчик поет выше, а какой ниже. Для формирования разли­чения направления звукоряда используется металлофон, постав­ленный наклонно. Для развития ритмического чувства хорошо использовать деревянные ложки, маракасы, треугольники, по­гремушки, бубны. Педагог показывает детям ритмический рису­нок, а они его повторяют. Для развития тембрового слуха дети учатся сравнивать звучание не только струнных, но и духовых или ударных инструментов, а также сходных по тембру и харак­теру звучания, например металлофона и треугольника. Для раз­вития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут усиливать или ослаблять звучание в зависи­мости от игровой ситуации (игра «Близко — далеко»). Игры на музыкальных инструментах способствуют развитию мелкой мо­торики, дыхания (во время игры на дудочках), голоса и артику­ляции (при исполнении песен), слуха (при подборе знакомых песен, считалок).

На логоритмических занятиях используется самостоятельная музыкальная деятельность. Она тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, испол­няют пляски. Применяются также и статические игры, где дви­жения ограничены по количеству, а главным действующим эле­ментом является эмоциональный фактор (игры «Сладкое варе­нье и лимон», «Солнышко и туча», «Кислая и сладкая ягоды» и т. д.)- Находят применение малоподвижные и полуподвижные игры, где есть элементы статики и движения. В этих играх физи­ческая и нервная нагрузки умеренные, они содержат больше эмоциональности (игры «Что сделать, чтобы вырос красивый цветок?»,«Море волнуется», этюд «Ой, ой, живот болит»). Про­водимые с детьми подвижные игры («У медведя во бору», «Вес­нянка», «Звездочет» и другие) характеризуются большой эмо­циональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, кото­рые требуют быстроты реакции, силы, ловкости. Применяются также сюжетные подвижные игры, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный образ («Вот идет лиса», «Лиса и утка», «Хитрый кот»). Кроме того, используются несюжетные подвижные игры, которые содержат двигательные задания с эле­ментами соревнования («Кто самый меткий?», «Кто быстрее по­строит гнездо?»). Игры-драматизации стихотворного и прозаи­ческого текстов на разные темы и сюжеты проводятся с музыкой и без нее. Содержание игры и образов дети передают движения­ми, мимикой, пантомимикой, выразительной речью («Гриб-гри­бочек», «Сидела кошка на окошке»).

Для развития орального праксиса необходимо добиться ди­намичности, экономичности и скорости выполнения движе­ний туловища, рук, ног, головы, развить моторную, сенсомоторную координации, доведя выполнение движений до авто­матизма. Этому способствуют упражнения «Кулачки», «Уточка», «Парикмахерская». Широко используются специ­альные упражнения для мышц лица, губ, языка, нижней че­люсти, мягкого нёба. С их помощью дети учатся мимикой показывать веселого, грустного человека, человека, пробу­ющего кислый лимон и сладкое варенье. В упражнения по звукоподражанию включаются восклицания Ох!, Ух!, Ах! Все артикуляционные упражнения выполняются детьми под счет, ритмичную музыку, метроном, речевое сопровождение. При­мерами таких упражнений служат: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Чищу зубы», «Качели» и т.д. Особое место в системе занятий по логопедической ритмике занимают упраж­нения для развития фонематического восприятия. Отмечено, что на первом этапе обучения дети правильно употребляют звуки в отработанных словах и фразах, выделяют звук в словах, анализируют слоги и слова, но при практическом приме­нении полученных знаний они должны правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и сочетаний. Как раз этих практических навыков свободного, произвольного владе­ния речевыми средствами детям не хватает. На логопедиче­ских занятиях и занятиях по логопедической ритмике работа начинается с простых слоговых упражнений, с помощью ко­торых отрабатывается произношение поставленных звуков в слогах, развивается способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду. Такие упражнения развивают чувство ритма, концентрируют внимание детей на изменении звукового состава слова, под­готавливают к самостоятельному выделению ударного слога.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихами. Стихи помогают детям легче преодолеть трудности произно­шения. Используются считалки, в которых каждый ритмиче­ский акцент сопровождается движением руки. Например:

Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком — Получилась полка.

Детям с речевой патологией трудно в нужных темпе и ритме произнести сочетание звуков и слогов, совместить чтение вслух считалки и поочередное указание на стоящих в кругу детей. Для тренировки детям предлагается повторить текст, сохранив его слоговую и ритмическую структуры. Например:

На сосне сидит сова, Под сосной стоит лиса. На сосне сова осталась, Под сосной лисы не стало. Вот со звуком «С» считалка: Сани, сад, сова, скакалка.

После заучивания считалки дети уже сами отмечают удар­ный слог движением руки и голосом. Затем стихотворение используется в качестве считалки. Один ребенок указывает на стоящих в кругу детей одновременно с произнесением слов, например:

Начинается считалка: На березу сели галка, Две сороки, воробей, Три вороны, соловей.

Для обучения детей делению слов на слоги используются игры, например приведенные в книге И. С. Лопухиной. Целе­сообразно проводить эти упражнения и игры с мячом. Напри­мер, в игре «Договори слово» логопед произносит первый слог и передает мяч ребенку, ребенок произносит второй слог, затем слово полностью. Например: ро-са, ро-за, ро-ща и т. д. Для автоматизации произношения звуков в занятии часто включаются народные пословицы, поговорки, загадки, скоро­говорки, потешки. Напевность, краткость и глубина мысли, мелодичность, четко выраженный ритм фольклорных произ­ведений воспитывают у детей эстетическое чувство, будят во­ображение. На занятиях материалом являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты, стихи, которые произ­носятся в сочетании с разнообразными движениями, музыкой и пением. Их подбор должен осуществляться с учетом состо­яния уровня развития речи и степени сформированности про­износительных навыков у детей, речевой материал должен не только отвечать произносительным задачам, но и быть доступ­ным, понятным детям, нужным им в общении. Произноси­тельные возможности детей в одной группе различны, поэтому одним детям предлагается для произнесения более сложный материал, другим — более легкий. На каждом занятии в про­цессе работы по автоматизации и дифференциации звуков проводится работа над долготой, слитностью, темпом, рит­мом, силой и высотой голоса, интонацией. Целенаправленное воздействие на детей позволяет успешно решить проблему ис­правления недоразвития речи и стертой дизартрии у детей.

С целью развития мелкой моторики на логоритмических занятиях широко применяются игры с пальчиками Н. В. Нищевой, сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук.

Основной принцип применения на занятиях по логопеди­ческой ритмике всех перечисленных средств — это тесная связь движения с музыкой и включение тщательно подобранного ре­чевого материала. Если музыка с ее огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности дает возмож­ность разнообразить движения и характер упражнений, то при помощи слова можно создать целый ряд упражнений, выпол­няемых не в музыкальном ритме, а в стихотворной форме и позволяющих сохранять принцип ритмичности в движениях.

В ходе работы также широко используются графики дви­жений, магнитофонные записи музыкальных произведений, песен, дидактические пособия, строительный материал, спор­тивный инвентарь, предметные и сюжетные картинки.

Важно, чтобы в детском возрасте нормализация двигатель­ной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществ­лялись ненавязчиво, естественно. Это способствует расслабле­нию и предупреждает возникновение эмоционального и мы­шечного напряжения. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения помо­гает воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных нерече­вых процессов и речевых функций. Динамика в развитии пси­хомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболе







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия