Студопедия — Тема 8. Современная западная философия.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 8. Современная западная философия.






 

Первым неклассическим течением западной философии является иррационализм, возникший как идейная оппозиция Гегелевскому рационализму и детерминизму. Иррационализм представлен учениями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, а также учениями представителей «философии жизни» – Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона и др.

А. Шопенгауэр (1788 – 1860) в своем сочинении «Мир как воля и представление» утверждает, что в основе мирового процесса лежит действие слепой, иррациональной силы – воли к жизни. Именно воля к жизни забросила нас в чуждый, враждебный нам мир, соблазнив обманчивыми приманками (первая из них – сексуальное наслаждение, инстинкт продолжения рода). Воля к жизни бессмысленна, как бессмысленна и сама жизнь, в особенности человеческая; она бессмысленна потому, что каждый обречен на смерть, а многие на старость, болезнь, страдание. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни, принять ту истину, которую узрели еще древние индусы, выразившие ее в религиозно-философском учении буддизма о "нирване" – постепенном угасании жизненной воли, свободному выбору небытия.

С. Кьеркегора (1813 – 1855), датского мыслителя и теолога, предтечу и предшественника современного экзистенциализма, современники назвали «Анти-Гегелем». Кьеркегор не может принять гегелевского спокойного и рассудительного «объективизма», его «научности» в таких вопросах, которые требуют абсолютно иного способа и языка для своего выражения – в вопросах сущности смерти, страдания, в исследовании внутреннего мира человека. Для него совершенно неприемлемой была попытка Гегеля рационализировать религию: Бог не предмет мысли, а предмет переживания. Несостоятельность рационализма Кьеркегор видел в том, что для него истинно только общее – то, что можно выразить с помощью понятий и силлогизмов; в подавлении единичного общим Кьеркегор видел деградацию (со времен Реформации) и христианской религии, и всей культуры.

Ф. Ницше (1844 – 1900) также видел в рационализме регресс общества, его «декаданс». Как и Шопенгауэр, он говорил о мировой воле – основе всего сущего, – но это уже не воля жизни, а воля к власти. Свою философию Ницше рассматривал как переоценку ценностей, касающуюся всех сторон европейской культуры и, прежде всего, идеологии и морали христианства, которую философ отвергал как идеологию и мораль «рабов». В своих многочисленных работах Ницше решительно отвергал науку, мораль, рациональное сознание – все, что, по его мнению, омертвляет и ослабляет жизненный порыв, искажает его первозданную сущность. Своим антиподом он считает Сократа («теоретического человека»), союзниками – древних и новых миротворцев, которые поиску отвлеченной истины предпочитали желанную иллюзию.

Выступая против давней западной традиции принятия в качестве уникальной ценности какой-то одной системы понятий и верований (религиозных, научных, или философских), Ницше выдвинул радикальное положение о субъективности человеческих взглядов. Существует множество точек зрения, способов истолкования мира и нет ни одного авторитетного и независимого критерия, который помог бы установить, что одна система обладает большей ценностью, в сравнении с другими.

Неопределенный мир приобретает форму в героическом акте воли, стремящейся к жизнеутверждению и приближению победоносных жизненных свершений: высшая истина, как пророчествовал Ницше, зарождается внутри человека благодаря самосозидающей воле. Смысл существования человечества – рождение нового существа, для которого человеку необходимо преодолеть свою ограниченную сущность и заново создать себя, заново вживить в бытие. Тогда Бог, которого люди так долго проецировали вовне, родится внутри человеческой души, и человек закружится в богоподобном танце в вечном потоке жизни, свободный от любых оснований, сбросив груз всех метафизических оков.

Прагматизм – (прагма – действие) – философское течение, возникшее в конце XIX в. в США, и считающееся типичным выражением американского духа (хотя и имевшее последователей в странах Европы). Для представителей прагматизма характерно рассмотрение мышления как средства приспособления организма к среде, понимание истины как утверждения, соответствующего достижению жизненного успеха.

Создателем прагматизма является Ч. Пирс (1839 – 1914), по мнению которого, основу человеческого действия составляет вера в достижимость желаемого результата. Если результат не достигается, то человек начинает сомневаться в тех идеях, которые лежали в основе действий. Научное исследование направленно на преодоление сомнений и его целью является достижение устойчивого верования, разделяемого каким-либо коллективом. То, что называют истиной, является общезначимым принудительным верованием, к которому пришло бы беспредельное сообщество исследователей. Существует, по Пирсу, четыре основных метода закрепления верований: упорство, авторитет, априорный метод и метод науки. И только научный метод оказывается пригодным для того, чтобы закреплять наши верования.

У. Джеймс (1842 – 1910) называет истинными те идеи и теории которые, направляя наши действия, ведут к желанным результатам. Отсюда следует, что какая-нибудь мысль «истинна» потому, что вера в нее выгодна для нашей жизни, что существует не «истина», а «истины», соответствующие множеству индивидов, добывающих эти истины для практических целей.

Идеи современного прагматизма представлены в философских исследованиях Р. Рорти (род. 1931). С точки зрения Рорти, философия не может претендовать на ведущую роль в современной культуре, так как ее «инструментарий» (категориальный аппарат) не более совершенен и удобен для образовательных целей, чем аппарат других «жанров» культуры, таких как поэзия или литературная критика. Рорти видит свою задачу в том, чтобы радикальным образом деконструировать и преодолеть восходящую к Декарту и Локку традицию, в которой философия представлена в качестве дисциплины, обеспечивающей точную репрезентацию бытия. Познание не отражает реальность, а только взаимодействует, справляется с ней – взаимодействует на манер инструмента с податливым материалом. Понимание означает «извлечение пользы» и умение «справляться с объектом», это способ держать ситуацию под контролем. Отвергая корреспондентную теорию истины (истина как соответствие реальности) как «реалистическую догму», Рорти предлагает заменить эту изжившую себя эпистемологическую доктрину, концепцией «согласованности» (когерентности) как соответствия знания принципам и требованиям той или иной языковой игры, действующей в том или ином конкретном историческом сообществе индивидов.

Феноменология – одно из основных направлений в западной философии и культуре ХХ века, оказавшее значительное воздействие на многие направления современной мысли: экзистенциализм, герменевтику и др. Основателем феноменологии по праву считается немецкий философ Э. Гуссерль (1859 – 1938), главным достижением и новшеством философии которого является учение о сознании, его феноменах.

По мнению Гуссерля, сознание обладает следующими сущностными свойствами:

– сознание есть бесконечный и необратимый поток переживаний и при исследовании сознания следует научиться как бы «плыть» вместе с потоком;

– сознание заключает в себе хорошо различимые формообразования, имеющие вид целостностей – феномены, или единицы сознания, доступные вычленению и относительно самостоятельному изучению;

– сознание характеризуется интенциональностью, или направленностью на предмет – сознание всегда есть «сознание о…»;

– интенциональность сознания определяет возможность смыслонаделения – всякое языковое выражение обретает смысл только благодаря тому, что оно «полагает», «мнит» какой-либо предмет;

– сознание обладает способностью осознавать и мыслить бытие.

Сознание как предмет исследования должно быть «чистым сознанием» и способом достижения «чистоты» сознания является феноменологическая редукция – сумма особых методологических процедур, помогающих «заключить в скобки» все аспекты, не относящиеся к анализу «чистого сознания» и его феноменов. Фактически речь идет о том, что необходимо воздерживаться от любых суждений сначала о мире и перенести все внимание на «мир сознания», на содержащиеся в нем структуры, определяющие истинное знание.

Экзистенциализм – современной мысли, возникшее в начале 20-х годов в Германии (Ясперс, Хайдеггер), во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю), в работах русских философов (Н. Бердяев, Л. Шестов).

М. Хайдеггер (1889 – 1976) считал, что современная философия утратила понимание сущности и смысл бытия, тогда как вопрос о бытии – главный вопрос философии, решение которого требует понимания смысла человеческого существования. Познавать необходимо не столько природу и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность. Человеческое бытие характеризуется временностью, историчностью и заботой о себе, все человеческое существование есть «бытие для смерти». Смысл человеческой жизни открывается не в социальной жизни, но только в сфере свободы, свободного риска и ответственности за свои поступки.

К. Ясперс (1883 – 1969) полагал, что истинная философия – это сам процесс философствования, который, в отличие от научного познания, нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода. Философия дает ориентиры для поведения человека в мире, она способна «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, совершить «скачок к безусловному бытию». Это бытие непознаваемо научными методами, предметным сознанием вообще, оно имманентно сознанию как таковому. Для достижения «безусловного бытия» необходимо пройти три этапа трансцендирования: ориентацию в мире, прояснение экзистенции, чтение шифров трансценденции.

Результатом философствования является философская вера, которая, в отличие от религиозной веры, основана на размышлении. Философская вера невозможна без полной готовности к коммуникации, так как истину, которую человек теряет в одиночестве и своеволии, можно найти, установив связь между людьми, осуществив «подлинные отношения», или «экзистенциальную коммуникацию», основанную на взаимной любви и безграничном доверии.

С позиции Ж.-П. Сартра(1905-1980), человек обречен на свободу, он стоит перед необходимостью выбора и поэтому неизбежно несет бремя заблуждений. Человек не имеет определенной сущности: ему дано лишь существование, поглощенное неизбежностью смерти, риском, страхом, скукой, противоречием, неопределенностью. Человек заброшен в конечное существование, у границ которого стоит ничто, и бесконечность устремлений сдается перед конечностью возможностей. Нет трансцендентного Абсолюта, высшей причины существования вещей, вечного замысла или провиденциальной цели. Человек сам делает себя, постепенно обретая свою сущность, изначально уже обладая существованием, подлинное существование человека есть признание неотчуждаемой свободы другого наряду с собственной свободой.

А.Камю(1913 – 1960) в книге «Бунтующий человек» несколько иначе определяет подлинное существование – как непрерывную «аскезу отрицания», абсолютный нонконформизм, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует.

Философская герменевтика – исторические корни философской герменевтики, построенной вокруг категорий «истолкование», «понимание», «интерпретация», уходят в глубь веков. В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое имя этот вид интеллектуального труда получил от греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Идеи истолкования восходят еще к сочинениям Аристотеля, Августина, к толкованиям Библии и других древнейших текстов.

В философию герменевтический метод входит с работами Ф. Шлейермахера (1768 – 1834), в представлении которого герменевтика является искусством понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. Предложенная Шлейермахером методика понимания целого через часть и части через целое получила название «герменевтического круга».

В. Дильтеем (1833 – 1911) герменевтика формируется как метод исторической интерпретации для разработки метода гуманитарных наук. Психологической основой герменевтики для него служат зафиксированные в тексте жизненные проявления, выражение которых гуманитарные науки и должны различать выражение жизненных проявлений в исторических текстах.

Г. Гадамер (род. 1900) рассматривает герменевтику, в первую очередь, как практику и большое внимание уделяет языку. Язык в герменевтическом истолковании не просто медиум в мире людей и текстов, артикулирующий всю совокупность человеческого опыта язык есть потенциальная общность разума и универсальная предпосылка познания мира.

Гадамер существенно модифицирует герменевтический подход, настаивая на непреодолимой уникальности бытийной исторической ситуации, в которой создан текст, и ситуации его интерпретатора. Им отстаивается тезис об определенной самостоятельности смысла текста по отношению к его творцу, в силу которой текст начинает жить самостоятельной жизнью и его трактовка во многом будет зависеть от тех стереотипов культуры в которых он осмысливается.

П. Рикёр (род 1913), в отличие от основных представителей герменевтической традиции в философии, отказывается от разработки герменевтики как метода познания и занимается исследованием герменевтики как способа бытия. Герменевтика есть этап в работе по присвоению смысла, на котором должна быть дистанция между минувшей культурной эпохой, которой принадлежит тот или иной текст, и самим интерпретатором. Герменевтика есть ни что иное, как последовательное осуществление многообразных интерпретаций до их конфликта. Рикер различает понятия «интерпретация» и «понимание»: понимание – это искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы и особенно речь); а интерпретация – это понимание, направленное на зафиксированные в письменной форме знаки. Сравнивая повествовательное понимание, свойственное художнику, и объяснение, характерное для научной деятельности, Рикёр утверждает, что понимание без объяснения слепо, а объяснение без понимания пусто, так что «чем больше объяснено, тем лучше рассказано».

Становление психоаналитической философии было связано с попыткой найти выход из философских тупиков, обусловленных крайностями позитивизма, ориентированного исключительно на естественнонаучное знание с его объясняющими функциями, и иррационализма, апеллирующего к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия с его описательными и истолковательными приемами.

Первоначально психоанализом назывался метод, разработанный З. Фрейдом (1856 – 1939) для лечения психических заболеваний, в последствии термином «психоанализ» стали обозначать теорию, объясняющую роль бессознательного в жизни человека и общества (а также совокупность теорий последователей Фрейда – А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма и др.).

В основе психоанализа тезис о доминирующей роли бессознательного в жизни человека. Бессознательное – это сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений, оно состоит из сексуальных инстинктов (либидо), позволяющего компенсировать чувство неполноценности инстинкта превосходства над другими людьми (Адлер), выработанных «архетипов» образов коллективного бессознательного (К. Юнг) и т. д. Весь этот сложный пласт бессознательного вытесняется за порог сознания и обусловливает большинство психических действий человека, придавая им иррационалистическую «окраску». С точки зрения психоанализа, не только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления зависят от глубинных подсознательных влечений, которые «сублимируются», преобразуются в духовной деятельности – в сферах религии, искусства, философии.

В теоретической модели Фрейда, структурными элементами психики являются три слоя, или три инстанции – «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное Оно есть совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний, которые человек испытал в своей жизни, а также комплексов, доставшихся в наследство от животного и первобытного состояния. Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я – собственно сознание, пытающееся подчинить себе Оно и, в случае неудачи, попадающее под власть бессознательного, создающего видимость превосходства Я над собой. Сверх-Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь «несчастным», подверженным угрозе со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я. Разрешение внутренних конфликтов достигается только путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией.

К. Юнг(1875 – 1961), в отличие от Фрейда, исходил из того, что существует коллективное бессознательное, общее для всех людей и выстраивающееся на основе архетипических принципов. Эти архетипы неизменно существуют как основные и априорные символические формы, выступая в жизни каждого индивидуума и каждой культурной эпохи в подобающей конкретному историческому моменту форме, пронизывая собой любой опыт, любое познание и любое мировоззрение.

Аналитическая философия – понятие, охватывающее многообразные теории западной философии ХХ в., сложившиеся в рамках аналитической традиции. Аналитическую философию характеризует «лингвистический поворот», перевод философских проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и выражений.

Основоположником аналитической философии является Б. Рассел (1872 – 1970). Рассел рассматривал высказывания естественного языка как исходные единицы анализа, форма которых скрывает их подлинное значение. Задача анализа состоит в том, чтобы переформулировать их так, чтобы эти знания стали явными, для чего везде, где это возможно, следует подставлять логические конструкции, основанные на известных объектах вместо упоминания неизвестных. Анализировать – значит переводить высказывание в лучшее словесное выражение. Философы не всегда четко проясняют для себя существующие типы отношения языка к реальности, знаков к объекту, следствием чего оказывается формулировка «псевдопроблем» и затрата усилий на их решение. В этой связи Рассел выделил два разных типа отношения знаков к объекту: имена и другие слова, применяющиеся для описания.

Реальное отношение к действительности имеют только имена единичных вещей, а общие понятия обретают смысл лишь в составе высказывания. Язык маскирует псевдообозначающую функцию описаний и вводит человека в соблазн объективировать их содержание, приписывать объективное существование абстрактным сущностям. Любое абстрактное понятие является словом, которому в действительности ничего не соответствует, а потому все операции с подобного рода словами превращаются в символические функции. Эта позиция Рассела есть позиция крайнего номинализма, требующего отказаться от постановки и решения «вечных» философских проблем и заняться логическим анализом языка с целью прояснения смысла высказывания. Отсюда и главная идея аналитической философии – идея использования логики для построения и обоснования философского знания.

Л. Витгенштейн (1889 – 1951) вслед за Расселом полагал, что используемый философами обычный язык, затемняет логическую форму, смешивая логически правильные, нелогические и бессмысленные высказывания, тем самым, являясь источником философских псевдопроблем. Задача анализа состоит в том, чтобы сделать каждое предложение адекватной картиной реальности, которую оно описывает, для чего необходимо все сложные предложения перевести в простые.

В «Философских исследованиях» Витгенштейн вводит концепцию «языковых игр» и рассматривает язык как некоторую деятельность, систему коммуникации, в процессе которой создаются значения терминов и выражений. В основу теории языковых игр положена аналогия между поведением людей в играх (карты, шахматы, футбол и др.) и в разных жизненных практиках, в которые вплетен язык. Под языковыми играми понимаются модели работы языка и методики анализа его в действии (упрощение сложного, выявление элементарных образцов, нахождение выхода из разного рода концептуальных ловушек, которыми изобилуют отвлеченные, особенно философские, размышления). Результатом применения этих методик оказывается выявление многочисленных связей понятий (категорий), связывающих и организующих все человеческое разумение. Философ не должен пытаться выявить единство, сущность языка, его задача – прояснение употребления слов и выражений, описание и разграничение различных языковых игр.

Постмодернизм как культурный феномен, представляет собой своего рода реакцию на традиционные ценности, определяющие самосознание европейской культуры. Сам термин спорадически употреблялся с 1917 г., его широкое хождение начинается с конца 60-х годов, когда он все чаще стал применяться для характеристики новаций в литературе и искусстве. Статус понятия постмодернизм получает в 80-е г. благодаря работам Лиотара, который стал говорить об определенной ситуации постмодернизма в философии. Несмотря на разночтения в понимании термина «постмодернизм», все мыслители, которых можно в той или иной степени причислить к постмодернизму (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Ю. Кристева, Ф. Гваттари и др.), согласны с тем, что он представляет собой реакцию на «модернизм»

Решающая черта постмодернистской философии – разрыв с любой идеологией Нового времени, с духовно-историческими основаниями культуры, отождествляемыми с идеями прогресса, свободы и науки. Прописным истинам относительно «человека», «разума», «цивилизации» и «прогресса» предъявляется обвинение в интеллектуальной и нравственной несостоятельности. Постмодернизм – это антиномичное движение, задавшееся целью разложить западное мышление на части, взяв на вооружение деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение и т.д.

Так, Ж. Деррида (род. в 1930 г.) подчеркивает, что классическая философия ставила во главу угла понятия тождества, единства, целостности, тотальности (страдала «онто-тео-теле-логоцентризмом)», тогда как подлинное философствование должно сконцентрироваться на теме различий. Внутри «философии различения» Деррида на первое место выдвигает понятие «письма», особым образом исследуемое в грамматологии, которая на полемике с традиционной знаковой теорией письма. Он утверждает, что письмо – это след, указывающий на присутствие какого-либо содержания, требующего дальнейшего раскрытия. Деррида стремится пробиться сквозь толщи традиционного понятия письма как письменности в глубины некоего первичного «архиписьма».

В процессе обоснования грамматологии Деррида пришел к резкому размежеванию с традиционной философией, с ее метафизикой, и осуществил «деконструкцию», или критическое преобразование метафизического мышления. Деконструируется все – и системы, и методы, и философская критика, а особое внимание уделяется тем сторонам метафизики, которые ранее считались маловажными, маргинальными, периферийными.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия