Студопедия — М.А. Федулова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М.А. Федулова

СУДЕБНАЯ РИТОРИКА КАК СОСТАВНАЯ

ЧАСТЬ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2009. № 4. С. 81-85.

 

http://www.mggu-sh.ru/sites/default/files/4-2009_fil.pdf

 

В статье описывается место языка в профессиональной де-

ятельности юриста. Автор подчеркивает, что умение говорить

публично является необходимым профессиональным качеством

юриста.

Ключевые слова: язык, коммуникации, профессиональная речь

юриста.

Законодатель формирует нормы права при помощи языка. Под

языком мы, вслед за Т.Г. Поповой [2, 77 ] понимаем систему объек-

тивно существующих и социально закрепленных фонетических,

лексических, грамматических единиц, соотносящих понятийное

содержание и типовое звучание, а также систему правил их упо-

требления и сочетаемости.

Мастерство публичного выступления определяется ясно сфор-

мулированной идей, убедительной аргументацией, соразмерным

сочетанием рациональных и эмоциональных элементов, хорошим

контактом с аудиторией и, конечно же, живой и образной речью.

Говоря иными словами, красноречие – это мастерство, искусство

Л И Н Г В И С Т И К А

речи, способность говорить интересно, живо, убедительно, на вы-

соком уровне культуры. Оно достигается в результате длительно-

го совершенствования, специального обучения, а также умелого

владения языком.

Риторика также оперирует понятием «слово», которое пред-

ставляет собой основной инструмент профессиональной деятель-

ности юриста. Именно от того, насколько юрист владеет словом,

во многом зависит результат его работы. Действительно, чтобы

испортить впечатление от речи и мнение об ораторе, иногда быва-

ет достаточно одного неточно употребленного слова, неудачного

оборота или неправильного ударения.

Система классической риторики охватывала процесс от момен-

та начала подготовки публичной речи до ее исполнения и состо-

яла из пяти частей (инвенции, диспозиции, элокуции, меморио и

акцио), что прослеживается и в современной риторике. Инвенция

(от латинского «нахождение», «изобретение») включает выбор

темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического мате-

риала.

Диспозиция (от латинского «расположение») включает выбор

жанра публичного выступления, составление плана, а также ком-

позицию текста. Третья часть риторики как прикладной лингвис-

тической науки – элокуция (от латинского «словесное выраже-

ние»). Она рассматривает учение о выборе слов, их сочетаний, о

тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании

изобразительных средств языка.

Четвертая часть риторики – это меморио (от латинского слова

«запоминание»), учение о памяти оратора, приемах запоминания.

Пятая часть риторики – акцио (от латинского «произнесение»,

«исполнение») является заключительным разделом, включающим

учение о владении средствами выразительной устной речи, реко-

мендации по установлению контакта с аудиторией, манерой пове-

дения оратора в аудитории.

Авторитет юриста не в последнюю очередь зависит от его ора-

торских способностей, от культуры его речи. Под культурой речи

мы понимаем такой выбор и организацию языковых средств, ко-

торые в определенной ситуации общения при соблюдении совре-

менных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший

эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Проведем небольшой экскурс в судебную риторику. На разви-

тие судебного красноречия в Древней Греции во многом повлияли

Л И Н Г В И С Т И К А

законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по

которым вводился состязательный судебный процесс. В то время

в роли обвинителя мог выступать каждый человек, поскольку ин-

ститута прокуроров не существовало. Что касается обвиняемого,

то он должен был защищаться сам. Судебное заседание в Афинах

назначалось на вечернее время, и лиц говорящих не было видно.

Это делалось для того, чтобы создать впечатление объективности

и каким-то образом нейтрализовать психологическое воздействие.

Условия судебной процедуры в Афинах были сложными: не все

обладали даром красноречия, чтобы расположить к себе слуша-

телей. Следовательно, было необходимо учиться выступать перед

аудиторией, говорить красиво и убедительно или искать тех, кто

мог бы составить выступление, чтобы заучить его наизусть и про-

изнести на суде. Таких сочинителей называли логографами.

Именно подобным образом стали появляться ораторы, чей

публичный опыт изучается и ныне. Создателями искусства крас-

норечия считаются мыслители древности: Платон (V–IV вв. до

н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.), Горий (V в. до н.э.), Демосфен (IV

в. до н.э.) и т.д.

В области судебного красноречия выдающимся оратором был

Лисий (459 – 380 гг. до н.э.), который заложил основы судебной

речи и создал эталон стиля, композиции и аргументации.

В Древнем Риме во II веке до нашей эры знаменитыми судебны-

ми ораторами были Марк Порций Катон Старший – автор трудов

по юриспруденции, Гай Скрибоний Курион, который, по мнению

Цицерона, представлял собой блистательного оратора, Гай Папи-

рий Карбон, принимавший участие во многих процессах по уго-

ловным и гражданским делам, Красс и Квинт Гортензий Гортал.

Одним из самых известных ораторов был Марк Тулий Цицерон

(106 – 43 гг. до н.э.), который являлся главой римского сената, ав-

тором трактатов «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Из сочинений

Цицерона сохранилось 58 судебных и политических речей, более

800 писем, 19 трактатов по риторике, философии, политике.

Франция также знаменита своими ораторами. Это – архиепис-

коп Фенелон, философы Мирабо, Вольтер, Дидро, Патрю, Комен,

Жюль Фавр и др. В России ценный вклад в науку о красноречии

внес М.В. Ломоносов.

Развитию ораторского искусства в России во многом способс-

твовали юристы-ораторы. Многие писатели, поэты и художники

по образованию были юристами. Это А.Н. Радищев, А.С. Грибо-

Л И Н Г В И С Т И К А

едов, Л.Н.Андреев, А.Н. Апухтин, А.Н. Майков, Я.П. Полонский,

Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа.

И.Я. Билибин, М.В. Добужинский.

В 1864 г. в России ввели суд присяжных. Стали публиковаться

труды по судебной риторике, написанные известными юристами

П.С. Пороховщиковым и А.Ф. Кони, которые обладали огромным

запасом знаний, острым, наблюдательным умом, строгой логикой

мышления, незаурядным литературным мастерством, а также

тонким пониманием человеческой души и умением дать правиль-

ный анализ человеческим поступкам [1, 37 ].

Как полагал П.С. Пороховщиков [1, 37 ], речь судебного оратора

представляет собой художественное произведение. Следователь-

но, в речи судебного оратора должны присутствовать три части.

Во-первых, это – объяснение дела. Во-вторых, это – нравствен-

ная и законная оценка преступления. В-третьих, в речи судебного

оратора должно присутствовать решение вопроса о виновности/

невиновности подсудимого. Для того, чтобы в речи имелись все

три части, необходимо, чтобы судебный оратор владел точным

слогом, а также знанием функционирования языка.

Ф.Н. Плевако также являлся выдающимся оратором. Его харак-

терная особенность – способность словесно воссоздать на суде

картину преступления.

Говоря об известных юристах России, нельзя не упомянуть

имя В.Д. Спасовича, который был блестящим лектором, одарен-

ным юристом, а также литератором, публицистом и критиком.

В.Д. Спасович – оратор огромной эрудиции, большой художник,

глубокий знаток истории и литературы. Его речи отработаны в

мельчайших подробностях. Они поражают силой чеканного сло-

ва, богатством языка и глубиной мысли, умелым использований

сравнений. В речи В.Д. Спасовича нет усложненных фраз, стиль

речи прост и доходчив, высказывание строится в строгом логи-

ческом порядке.

Касаясь ораторского творчества В.Д. Спасовича, следует также

отметить вслед за известным сборником судебных речей извест-

ных юристов [3, 6 ], что «из замечательной плеяды дореволюци-

онных адвокатов никто так умело и широко не пользовался науч-

ными знаниями, как Спасович. Глубокие, поистине энциклопеди-

ческие знания были его могучим оружием в судебном поединке».

Как оратор известен и К.Ф. Хартулари. Для его речи характерна

уравновешенность, внимание к фактам, доказательствам и ули-

Л И Н Г В И С Т И К А

кам. Выступления К.Ф. Хартулари в суде отличаются обстоятель-

ным и глубоким разбором доказательств, умением найти в деле

основные моменты и дать им правильное освещение. Характер-

ной особенностью его речей является тщательная отделка, сораз-

мерность их частей, глубоко продуманная подача материала.

«Речи К.Ф. Хартулари не блещут драгоценными эффектами вы-

водов, как у Спасовича, – пишет о нем Б. Глинский, – они лишены

глубокого научного антуража последнего, но производят подчас

такое сильное впечатление совершенно иными достоинствами –

простотой, безыскусственностью, спокойствием, детальной раз-

работкой улик и стремлением оратора к нравственно-педагоги-

ческим выводам, долженствующим воздействовать благотворно

на весь социальный строй общества» [3, 310 ].

Поскольку умение говорить публично издавна считается необ-

ходимым профессиональным качеством юриста, мы можем сде-

лать вывод о важной роли риторического образования юристов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванова А.П. О языке законов. М., 2007.

2. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно- социком-

муникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков).

М., 2003.

3. Судебные речи известных русских юристов: Часть 1. М., 2009.__




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оборонно-спортивный профиль | 

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия