Развитие русской стилистики с древности до XVII в.Традиционно древнерусский литературный язык разделялся на два вида – книжнославянский и народно-литературный (народный в литературной обработке). Эти типы противопоставлялись друг другу и никак не связывались внутренним единством своей структуры. Со 2-ой половины XVI в. на Руси начался активный процесс разработки вопроса о стилистике речи. В это время русский литературный язык был разделён на три стиля – низкий (или смиренный), средний и высокий. (Виноградов, с.214) Это привело к формированию общего структурного ядра русского литературного языка. Однако до 30-40-х годов XVIII в. стилистическая дифференциация языка не носила чётко регламентированного и упорядоченного характера. В XVII в. увеличилась интенсивность развития «среднего» стиля, затем получившего очень широкое распространение. Переход от двух типов литературного языка к выделению трёх стилей стал ключевым процессом истории русского литературного языка, во время которого произошло заложение базы сложных изменений литературной речи, связанных с тем, что постепенно начали складываться нормы русского национального литературного языка.
1.2 Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». М.В. Ломоносов считается основоположником стилистики русского языка. В качестве обоснования своей стилистической дифференциации он приводил два аспекта: первый – диахронический анализ развития русского литературного языка, второй – всесторонний и глубокий анализ фонетического, грамматического и лексико-фразеологического уровней современного ему языка в существующих стилях. Ломоносов задался вопросом о том, каким должно быть соотношение книжных (церковнославянских) и русских слов в языке и речи. Отталкиваясь от этого, он разделил русский язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Это разделение, относящееся преимущественно к произношению, получило название «теории трёх штилей». В качестве критерия выделения данных стилей Ломоносов пользовался не только соотношением в них церковной и общеупотребительной лексики, но также и различием тем, для раскрытия которых служит тот или иной стиль. Темы и средства их выражения, зависящие от степени значительности темы, он также делил на высокие, посредственные (средние) и низкие. Таким образов, критериями для выделения стилей стали важность затронутой темы и соответствующие ей средства выражения. Высокий штиль, по мнению Ломоносова, включал в себя церковно-славянскую лексику и был предназначен для описания каких-либо героических деяний, рассуждения о высоких материях. Литературными жанрами высокого стиля им были признаны поэмы, оды, мадригалы. Относительно среднего стиля действовал принцип смешения: он должен был состоять из более употребительных в русском языке слов, понятным большинству населения, но также нём разрешалось использовать и церковно-славянские слова в количестве, не делающем восприятие текста слишком сложным. В среднем штиле допускались также слова низкого штиля при условии, что они не будут составлять основное содержание, присутствуя только в качестве незначительной примеси. Жанрами этого стиля Ломоносов считал элегии, дружеские письма в стихотворной форме, сатирические произведения, эклоги и исторические сочинения. Основой низкого штиля была общеупотребительная лексика с примесью просторечий и слов среднего стиля. Этот стиль был предназначен для комедий, песен, прозаических дружеских писем, описания каких-либо повседневных событий и т.д. Стилистическая классификация Ломоносова просуществовало до конца XVIII в. и затем потеряла свою актуальность ввиду постепенного исчезновения противоречий между церковнославянскими и русскими словами.
|