Студопедия — Проблематика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблематика






Джек Лондон в «Северных рассказах» представляет читателю частную историю в контексте событий эпохального характера, через историю жизни персонажей можно проследить судьбу не только страны, но и человеческой цивилизации. Это обстоятельство позволяет говорить о стремлении писателя к созданию особенного подтекста, который раскрывает мировоззрение писателя и позволяет читателю понять проблемы, которые ставит в художественном тексте Лондон: «Я находил завязку-тезис, а мой рассказ бывал с подтекстом. На поверхности – про­стая история, понятная ребёнку, полная дей­ствия, движения, цвета, а под ней – настоя­щая история, философская, сложная, полная значения. Один читатель получает увлека­тельный рассказ, другой – мою философию жизни» [[15]; 118]. Возможность выявления темы (завязка-тезис) позволяет увидеть проблему (подтекстовый уровень) на котором и реализуется проблематика в цикле рассказов.

Важнейшим условием формирования цикла [16] «Северных рассказов» является, как характеризует цикл рассказов в своем исследовании посвященном русской литературе В. Гурылева: «…единство проблематики; тематического комплекса; наличие сюжетной организации, которая функционирует на основе межтекстовых взаимодействий и характеризуется определенной динамикой; и наконец, смысловое наполнение всего текста, складывающееся из совокупности значений отдельных текстов»[17], что справедливо и по отношению к циклу рассказов Джека Лондона.

Центральную проблему в «Северных рассказах» можно определить как столкновение двух миров: мира аборигенов и мира буржуазной цивилизации. Эту проблему, в цикле «Северных рассказов», он рассматривает в контексте таких важных аспектов, как то: что есть цивилизация в принципе, и что есть цивилизация в частности; межрасовая и этническая проблема развития цивилизаций во время освоения северных районов континента и факторы, которые сопровождают этот процесс; развитие новых форм цивилизации на фоне разрушения устоявшихся и роль человека в данном процессе. Как лейтмотив во всех рассказах звучит проблема становления человека в условиях Севера.

Человек был главным объектом наблюдений писателя во время пребывания на Клондайке. Писатель старался изобразить человека с двух противоположных точек зрения: белый человек, который пришел на Север и абориген, который исконно проживал на этой земле. Именно человек позволил Джеку Лондону увидеть в проблеме золотоискательства, как пишет И.Е. Лунина «метафору развития цивилизации, нового, «северного», «экзотического» фронтира» [И.Е.Лунина; 166]. Постичь суть авторского замысла – тему, проблему, идею – возможно лишь при прочтении всего цикла полностью. Проблемы в рассказах, объединенных в цикл, общие, но пути раскрытия, художественного воплощения могут разными. Рассказы во всех сборниках основаны на реальных событиях, свидетелем которых стал Лондон во время своего путешествия на Север. С одной стороны, они достоверно представляют жизни старателей и коренных жителях Аляски, с другой, в этих рассказах поднимаются глубокие размышления о пути развития цивилизации в целом, и цивилизации Америки, в частности.

В сборнике, каждый рассказ представляет собой фрагмент-зарисовку отдельной сцены, которые в сумме составляют историю жизни человека ставшего частью и свидетелем событий эпохального характера. На примере частной жизни каждого из героев показано преломление, которое происходило тогда в истории развития страны и цивилизации, в целом. Джек Лондон не только описал ситуацию стыка двух культур, двух локальных цивилизаций, но и процесс образования «новой цивилизационной формации» [170; там же], в котором не имеет принципиального значения ни возраст цивилизации, ни ее история, ни сила столкновения – при встрече одного мира с другими претерпевают изменения оба. Северный цикл объединяется также и общностью нравственно-этического идеала, он – в симпатиях автора к человеку честному, смелому, в том, чо красота личности для Лондона – в ее готовности и способности противостоять враждебным обстоятельствам. Север у Лондона как бы оказывается проверкой подлинной ценности человека, который, попав в этот край, должен забыть прежние привычки и приобрести новые, отвечающие этим изменившимся условиям.

Через тематику в цикле «Северных рассказов» Джека Лондона раскрывается проблематика произведений. Социально-культурная проблематика (проблема столкновения двух миров, проблема противостояния двух миров, проблема формирования новой локальной цивилизации в условиях встречи двух миров и проблема формирования новых законов жизни белых и индейцев) раскрывается автором через следующие темы: тему военного противостояния, тему «американской мечты», тему морали и дружбы. Герои Лондона уходят из цивилизованного мира, но не могут избавится от цивилизации, принося ее с собой. Именно там, в стране «Белого Безмолвия», основываясь на иные, более гуманные и справедливые законы Природы, они формируют новый тип цивилизационных отношений.

Нравственная проблематика и проблема выбора человека в экстремальных условиях Севера раскрывается через такие темы, как мораль, также через тему любви, дружбы, тему человека и Природы. Мир цивилизации предстает в «Северных рассказах» не только как противопоставление миру природы сурового края фронтира, но и как фактор, сформировавший пришедших на Север. Этот мир Больших Городов продолжает жить в воспоминаниях героев – они делают свой выбор: преодолеть эту связь или жить, оглядываясь на прошлую жизнь, - делая выбор нравственный и социальный, в пользу тех или иных законов жизни.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2315. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.054 сек.) русская версия | украинская версия