Студопедия — Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности






Во времена процветания греческой и римской цивилизаций, приблизительно с 500 г. до нашей эры до 500 г. нашей эры, философы и врачи стали предлагать различные объяснения патологическо­го поведения. Гиппократ (460-377 до н. э.), кото­рого часто называют отцом современной медици­ны, считал, что все болезни имеют естественные причины. По его мнению, болезненная патология поведения вызывается внутренними физическими причинами. В частности, он считал, что виной па­тологии бывает какая-то форма заболевания мозга, а это заболевание — как, на его взгляд, и любая бо­лезнь — имеет своей причиной дисгармонию четы­рех животных гуморов (жидкостей), циркулирую­щих в человеческом теле: желтой желчи, черной желчи, крови и слизи (флегмы). Например, избыток желтой желчи вызывает безумную радость; избытокчерной желчи является источником постоянной пе­чали (меланхолия — черная желчь (тр.). — Прим. ред.). Уверенность Гиппократа в том, что патологи­ческое поведение объясняется причинами внутрен­него характера, разделяли и великие греческие фи­лософы Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), а также другие весьма авторитет­ные греческие и римские медики.

Гуморы — согласно античным воззрениям, это животные жидкости, которые влияют на умственные и физические функции человечес­кого организма.

В соответствии с этими взглядами античные врачи лечили психические отклонения, сочетая медицинские и психологические средства. Прежде чем прибегнуть к таким крайним мерам, как пустить больному кровь или ограничить свободу его передвижений, многие гречес­кие врачи вначале прописывали больному теплую и дружественную поддержку, музыку, массаж, физичес­кие упражнения и ванны. Римские врачи высказыва­лись даже более определенно, считая, что пациента с психическими нарушениями необходимо всячески ус­покаивать и морально поддерживать.

Европа в средние века: Демонология возвращается

Просвещенные взгляды античных ученых оказа­лись не способны поколебать веру обычных людей в демонов. С упадком Рима демонологические взгляды и лечебные практики стали вновь популярны. По Европе распространялось недоверие к науке.

В Европе времен 500-1350 г. н. э. — период Сред­них веков — очень выросла власть духовенства. Цер­ковь отрицала научные формы исследований и кон­тролировала образование. Религиозные верования, сами по себе изобилующие как суевериями, так и де­монологией, стали доминировать над всеми аспекта­ми жизни. Поведение человека обычно рассматрива­лось как борьба между добром и злом, Богом и дья­волом. Поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, в особенности психическая дисфункция, рас­сматривалось как свидетельство влияния Сатаны. Хотя некоторые ученые и врачи псе еще доказывали правильность медицинских объяснений и средств ле­чения, в этой атмосфере их взгляды не пользовались популярностью.

Средние века были напряженным и беспокой­ным временем, эпохой войн, восстаний городского населения и чудовищных эпидемий, таких болезней, как черная оспа и чума. Люди винили дьявола за тя­желые времена и боялись, как бы он не овладел ими. В этот период стало очень много случаев патологи­ческого поведения. Кроме того, случались всплески массового безумия, когда у многих людей одновре­менно были одни и те же видения и галлюцинации. При одном таком психическом нарушении, тарантизме (известном также как пляска св. Витта), груп­пы людей внезапно начинали скакать, делая круги, плясать и биться в конвульсиях (Sigerist,1943). Все были убеждены, что этих людей укусил «волчий паук» — тарантул. При другой форме массового бе­зумия, ликантропии, люди считали, что их душами овладели волки или другие звери. Так называемые оборотни вели себя как звери и воображали, что все их тело покрылось шерстью.

Тарантизм — психическое нарушение, рас­пространенное в Европе между 900 и 1800 г. н, э., при котором люди внезапно начинали прыгать, танцевать кругами и биться в конвульсиях. Это психическое нарушение известно также как пляска св. Витта.

Ликантропия — психическое нарушение, при котором люди верят, что они одержимы волками или другими зверями.

 

 

Гуморы в действии. Гиппократ считал, что дисбаланс четырех животных гуморов влияет на личность и вызывает психи­ческие нарушения. Иллюстрации наглядно показывают, как, согласно этой теории, действуют две из этих жидкостей — желтая желчь (слева) заставляет мужчину-холерика бить свою жену, а черная желчь (справа) вызывает у человека ме­ланхолию и укладывает его в постель.

Не удивительно, что во времена Средних веков вер­нулись некоторые из ранних демонологических прак­тик лечения психических аномалий. Снова стало счи­таться, что ключ к исцелению больного лежит в том, чтобы изгнать из тела овладевшего им дьявола. Экзорцизм возродился, и священники обращались к Госпо­ду или духу зла с мольбами, песнопениями и молит­вами. Они могли также давать больным пить святую воду или горькие жидкости. Если эти приемы не сра­батывали, экзорцисты попытались воздействовать на дьявола, оскорбляя или унижая его (непомерная гордость — это самое слабое место Сатаны), или же, в са­мых крайних случаях, больному не давали есть, сек­ли, ошпаривали кипятком или растягивали его.

Только когда Средневековье подошло к концу, ста­ли терять популярность и принятые в то время ме­тоды лечения психических аномалий. Европейские города становились все больше, правительственные чиновники забирали власть в свои руки, а церковни­ки теряли влияние. Среди прочих ответственных шагов светские власти начали строить больницы и взяли на себя заботу о больных, включая людей, страдающих психическими нарушениями. Взгляды медиков на патологию уже находили некоторое по­нимание, и многие пациенты с психическими нару­шениями стали лечиться в больницах, таких как больница Тринити (Trinity) в Англии.

 

Ренессанс и создание приютов

 

Демонологические взгляды на патологию продол­жали терять популярность в период раннего Возрож­дения, когда стали активно развиваться культура и наука (примерно 1400-1700). Немецкий врач Иоганн Вейер (Johann Weyer, 1515G1588). первый врач, специализирующийся на душевных заболева­ниях, полагал, что разум так же подвержен болезням, как тело. Теперь его считают первооткрывателем современной психопатологии или психической дис­функции.

Попытки достичь «высшего царства»

В 1997 году весь цивилизован­ный мир испытал шок, узнав о ве­рованиях, которых придержива­лись последователи секты Небес­ных Врат (Heaven's Gate), когда тридцать девять членов этой сек­ты покончили жизнь самоубий­ством в дорогом доме в одном из пригородов Сан-Диего. Благодаря оставленным ими видеолентам и сообщениям в Интернете, стало известно, что члены секты верили, что их тела являются всего лишь «контейнерами», т. е. вместилища­ми высших небесных духов, и что НЛО скрываются в хвосте кометы Хэйла-Боппа, чтобы прийти и заб­рать их домой, в «их мир». По сути дела, сектанты верили, что смерть освободит их для вхождения в не­кое «высшее царство».

Общественность была особен­но встревожена ключевой ролью, которую явно играли средства мас­совой информации и современные системы связи для популярности и распространении культа Небесных Врат. В 1993 году, стараясь вызвать интерес к группе своих последова­телей, лидер секты, Маршалл Херфф Эпллуайт (Marshall Hcrff Applewhite) (см. фото), дал в жур­нал «USA Today» публикацию рек­ламного характера, в которой опи­сывал философские связи культа с другими милленаристскими секта­ми, предсказывающими в 2000 году конец света. Кроме этой фор­мы публичной активности члены секты научились пользоваться ин­тернетом и использовали его, что­бы узнавать о НЛО и других сви­детельствах «высшей жизни». Вдо­бавок последователи этого культа в открытую привлекали новых чле­нов, распространяя через Интернет призывы, обращенные к людям, ко­торые думали о самоубийстве, му­чились от депрессии или злоупо­требляли психоактивными веще­ствами.

Вопросы для размышления

Что общего у верований, поведения и обстоятельств людей, связанных с культом Небесных Врат с распрост­раненными в прошлом фор­мами «массового безумия», такими как тарантизм или ликантропия? Представляет ли Интернет опасность как средство, рекламирующее новые формы массового безумия и способствующее его распространению?

Психологические заметки

У Вильяма Шекспира (1564-1616), творче­ство которого относится к эпохе Возрождения, можно найти размышления о природе и при­чинах патологического поведения в 20 из на­писанных им 38 пьес и во многих сонетах (Dalby, 1997).

В этой атмосфере продолжали совершенствовать­ся методы заботы о людях с психическими нарушени­ями. В Англии такие люди содержались дома, а их се­мьи получали на содержание больных средства от местного церковного прихода. В самых разных местах Европы находились устроенные церковью богадельни, предназначенные для лечения людей с психическими нарушениями. Возможно, наиболее известный из та­ких приютов находился в городе Гиле (Gheel) в Бель­гии. Начиная с XV века в Гиль со всех концов Европы стремились люди, надеющиеся на излечение своей психики. Местные жители дружелюбно принимали их, и из многочисленных пилигримов сформирова­лась первая в мире «колония» пациентов с душевны­ми заболеваниями. Гиль был первопроходцем современной системы психического здоровья общества, и

до сих пор показывает всему миру, что люди с психи­ческими проблемами с благодарностью реагируют на заботу и уважительное лечение (Aring, 1975,1974). И сегодня в своеобразных интернатах этого города оби­тает вплоть до своего выздоровления множество па­циентов, которые при этом свободно общаются с другими жителями Гиля.

К сожалению, эти улучшения в содержании боль­ных и заботе о них начали исчезать к середине XVI века. Городские чиновники обнаружили, что частные и общественные дома для содержания психически больных людей в состоянии вместить лишь неболь­шую часть людей с серьезными психическими нару­шениями, а больниц недостаточно и они слишком малы. Все чаще городские власти стали превращать больницы и монастыри в так называемые приюты (asylums), заведения, в которые можно было отпра­вить людей с психическими нарушениями. Совер­шенно очевидно, что эти заведения начинали свою деятельность с наилучшими намерениями — обеспе­чить пациентам лечение и уход. Однако по мере того как приюты переполнялись, они мало-помалу стали превращаться в своего рода тюрьмы, где пациентов содержали в грязных помещениях и обращались с ними с немыслимой жестокостью.

Например, в 1547 году лондонская Вифлеемская больница (Bethlehem Hospital) была отдана городу ко­ролем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней душевнобольных. В этом приюте пациентов дер-

жали в цепях, и они так кричали, что их вопли были слышны всей округе. Фактически эта больница пре­вратилась в популярный туристский аттракцион; люди с удовольствием платили за то, чтобы посмот­реть на завывающих и что-то невнятно бормочущих обитателей приюта. Название этой больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало оз­начать хаотический шум. Подобным же образом в «Башне лунатиков» в Вене пациентов содержали в узких проходах, через внешние стены которых за ними могли наблюдать туристы.

Приют — учреждение, которое в XVI веке предназначалось для оказания помощи людям с психическими нарушениями. Большая часть подобных заведений практически преврати­лась в настоящие тюрьмы.

Боязнь колдовства. Некоторые верования об одержимос­ти дьяволом продолжали существовать и в эпоху Возрож­дения. Панический страх перед ведьмами прокатился по Ев­ропе в XV-XVI веках.

Десятки тысяч людей, в основном женщин, были заподоз­рены в том, что они заключили договор с дьяволом. У неко­торых из обвиняемых отмечались психические нарушения, которые и были причиной странностей их поведения (Zilboorg & Henry, 1941). Таких женщин «макали» в воду до тех пор, пока они не признавались в том, что являются ведьмами.

Настоящий шок вызывают методы, которые использова­лись в приютах для душевнобольных,некоторые такие средство продолжали использоваться даже в период реформ XIX века. Многие пациенты, особенно буйные, неоднократ­но помещались в «детскую кроватку».

Девятнадцатый век: моральное лечение

К 1800 году в лечении людей с.психическими про­блемами снова стали появляться некоторые улучше­ния. Историки обычно указывают на парижский при­ют для душевнобольных мужчин Ла Бисетр (La Bicetre) как па первое место проведения реформ в по­добных больницах. В 1793 году, во время Французс­кой революции Филипп Пинель (Philippe Pinel) (1745-1826) стал там главным врачом. Он доказывал, что пациенты — это больные люди, а болезни скорее следует лечить с помощью моральной поддержки, а не цепями и побоями. Он предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения. Под­ход Пинеля принес ощутимые успехи. В самочувствии многих людей, просидевших десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были отпущены на волю. Позднее Пинель провел подобные реформы в парижской ооль-нице для женщин с психическими нарушениями Сальпетриср (La Salpetricre).

Примерно в это же время английский квакер по имени Вильям Тюк (William Tukc) провел подобные реформы на севере Англии. В 1796 году он основал Йоркское убежище (York Retreat), сельское имение, в котором около тридцати пациентов с психически­ми нарушениями жили, как гости, в тихих деревенс­ких домах и их лечили сочетанием отдыха, бесед, мо­литвы и ручного труда.

Методы Пинеля и Тюка называются моральным лечением, поскольку эти врачи уделяли большое внимание моральному влиянию и человечным, ува­жительным приемам лечения, которые стали приме­няться к пациентам с душевными заболеваниями в разных местах Европы и Соединенных Штатов. Лю­дей с психическими проблемами все больше стали рассматривать как потенциально полезных членов

общества, чья психика была подорвана стрессом. Стали признавать, что такие больные нуждаются в индивидуальном лечении, включая обсуждение с ними их проблем, полезную деятельность, работу, об­щение и покой.

Моральное лечение — принятый в XIX веке подход к лечению людей с психической дисфункцией, который делал упор па моральное воз­действие и человечное, уважительное лечение.

Больше всех для распространения морального лечения в Соединенных Штатах сделал Бенжамен Раш (Benjamcn Rush), выдающийся врач, работав­ший в больнице Пенсильвании. Ограничив свою практику душевными заболеваниями, Раш разви­вал новые, гуманные методы лечения. Например, он требовал, чтобы для непосредственной работы с пациентами в больницу брали умных и чутких со­трудников, которые читали бы больным, разговари­вали с ними и брали их на регулярные прогулки. Он также полагал, что для излечения пациентов полез­но, если время от времени врачи делают им какие-то маленькие подарки.

Деятельность Раша оказала определенное влияние на другие больницы, но не он, а школьная учитель­ница Дороти Дике (Dorothea Dix, 1801-1887) доби­лась того, что человечность в заботах о душевноболь­ных стала предметом внимания общества. С 1841 по1881 год Дике ездила из штата в штат, посещала законодательные собрания, дошла и до Конгресса, всюду рассказывая об ужасах, которые она наблюда­ла в лечебницах для душевнобольных и призывала к реформам. Деятельность Дике привела к реформам и к тому, что правительство стало тратить больше средств для улучшения лечения больных с психичес­кими нарушениями. Каждый штат нес ответствен­ность за развитие национальной системы больниц для душевнобольных. Дике лично помогала созда­нию двадцати двух государственных больниц, кото­рые предназначались для морального лечения (Bickman & Dokecki, 1989). Подобные больницы со­здавались в то же время и по всей Европе. Мораль-нос лечение на годы улучшило положение с лечени­ем людей с психическими отклонениями. К 1950-м в ряде больниц Европы и США отмечалось, что мно­гие пациенты излечились и были выписаны (Bockoven,1963).

Государственные больницы — медицин­ские заведения США, предназначенные для ле­чения душевнобольных, которые существова­ли на средства, предоставляемые государ­ством.

«Я хочу выступить в защиту беспомощных, за­бытых, больных, ненормальных мужчин и жен­щин... людей, которые очень несчастны в наших тюрьмах и еще более несчастны в наших домах призрения».

Дороти Дике рассказывает о своей миссии за­конодательному собранию штата Массачусетс (Dix, 1843)

В конце XIX века в результате отрицательного воздействия некоторых факторов движения за мо­ральное лечение ситуация снова изменилась к худ­шему (Bockovcn, 1963). Одним из этих факторов, как ни странно, была скорость, с которой движение ста­новилось популярным. По мере того как увеличива­лось количество больниц для пациентов с психичес­кими нарушениями, стало возникать все больше трудностей со средствами и с персоналом, показате­ли выздоровления больных снизились. Другим отри­цательным фактором была ошибочность предполо­жения, что все пациенты могут вылечиться, если с

ними гуманно обращаться и уважать их человеческое достоинство, Для некоторых пациентов этого было действительно достаточно. Другим, однако, требова­лось более эффективное лечение, чем средства, кото­рые были доступны в то время. Кроме того, успехам морального лечения нанесла большой вред новая волна предубеждений против людей с психическими нарушениями. По мере того как все больше пациен­тов исчезало в огромных, далеких от центров циви­лизации психиатрических больницах, обыватели приходили к мнению, что все психически больные это странные и опасные существа. В этой связи люди не испытывали большого желания давать средства на таких больных, когда речь заходила о благотвори­тельности или распределении правительственных фондов. Кроме того, многие пациенты государствен­ных психиатрических лечебниц в Соединенных Шта­тах конца XIX века были бедными иностранцами-иммигрантами, помогать которым у простых обыва­телей не было никакого желания.

В начале XX века движение за моральное лечение имело все основания прийти в упадок как в США, так и в Европе. Государственные психиатрические больницы могли обеспечить только скромное содер­жание пациентов и самое неэффективное лечение, при этом с каждым годом эти больницы все больше переполнялись. Длительная госпитализация вновь стала обычным явлением.

Вопросы для размышления

В нижеследующем отрывке Бенжамин Раш высказывает мнение, что врачи обязаны ле­чить пациентов — лечить даже насильственно. Какие опасности могут сопутствовать подоб­ной убежденности? Отражает ли это высказы­вание Раша взгляды современных клиницистов на данную проблему?

«Чем больше [пациенты] сопротивляются на­шим попыткам помочь им, тем больше они нуж­даются в нашей помощи».

Бенжамин Раш, создатель американской пси­хиатрии







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 285. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия