Студопедия — Книга Самурая. Бусидо 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга Самурая. Бусидо 3 страница






мирное время не будет думать о доме как о своем постоянном обиталище и не

будет растрачивать усилия на изысканное его украшение. Кроме того, если дом

окажется охваченным огнем, он должен быть готов быстро построить новое

жилище. Поэтому того, кто не предвидит этого, тратит на строительство дома

слишком много денег и даже с охотой влезает в долги, можно считать только

лишенным здравого смысла и понимания вещей.

 

Оружие

 

Каждый самурай, находящийся на службе, должен иметь в достатке все

необходимое оружие. В каждом доме свои военные правила, поэтому необходимо

тщательно приготовить все, что требует господин: знамена, флаги и знаки

отличия на шлеме, подставки для копий и кресты на рукава, а также метки для

вьючных животных. Тот, кто все делает на бегу, проявляет беспечность и

вызовет презрение. Известны случаи, когда не побеспокоившиеся о знаках

отличия были атакованы и убиты своими же, поэтому такими вещами нельзя

пренебрегать. Некоторые думают, что их слугам не придется ни с кем сразиться

и потому могут дать им вместо настоящих мечей бамбуковые или деревянные. Они

также не обеспечивают их набедренными повязками, полагая, что тем не

придется подпоясываться. Такие из-за своей непредусмотрительности попадут в

беду. И самурай, который

является рыцарем, получает большое жалование и не знает, когда ему

суждено вступить в бой, во сто крат более заслуживает презрения, если у него

нет необходимого оружия, чем молодой слуга с деревянным мечом или без

набедренной повязки. Поэтому только из боязни подвергнуться

всеобщему осуждению он должен обеспечить себя всем необходимым. Вот

маленький

совет. Когда вассал низкого звания должен

добыть себе доспехи и у него, предположим, всего три золотых, две трети

этих денег ему лучше всего потратить на доспехи и шлем, а оставшиеся -- на

остальное, как то: нижнее белье, штаны, куртка, хакама, пояс, хлыст, веер,

сумка, плащ, фляга и т Д., так, чтобы у него было все необходимое, равно как

и полное боевое снаряжение. Затем, как бы он ни был молод и силен, лучше

отказаться от внушительных железных доспехов и тяжелых знамен и штандартов

по той простой причине, что, пока он молод и полон сил, они не тяжелы для

него, но с возрастом они могут стать для него неподъемными. Молодой воин

может заболеть или получить ранение, и тогда даже самые легкие железные

доспехи окажутся непосильной ношей. А если молодой воин становится известен

тем, что его знамена и штандарты тяжелы, ему будет трудно отказаться от них

даже тогда, когда он постареет и не сможет так легко управляться с ними.

 

Вооружение слуг

 

Вассал низкого ранга даже в исключительных случаях должен обходиться

без множества слуг, и тогда ему понадобится лишь одно копье. Если оно

окажется повреждено, некому будет нести копье перед ним. Поэтому он должен

иметь запас наконечников, к которым, при необходимости, можно присоединить

бамбуковые древка.

Если копье повреждено незначительно, следует дать слугам длинный и

тяжелый меч Пусть молодые оруженосцы облачатся в доспехи домару и железный

шлем, а прочие слуги -- в мунэкакэ и повяжут свои головы или железные

шапочки полотенцем, ибо низкий вассал должен легко вооружать своих людей.

Если предстоит схватка на мечах следует одеть доспехи и шлем: лезвие меча

может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч следует отдать

молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий

или конюху.

 

Самураи

 

Поскольку все самураи находятся на службе и их долг состоит в том,

чтобы уничтожать мятежников и разбойников, и обеспечивать спокойствие и

безопасность трех сословий, даже самый последний из носящих это имя не

должен совершать преступлений или несправедливости против этих трех

сословий. То есть, он не должен требовать от крестьян большего, чем обычно,

вознаграждения, и не должен силой заставлять их служить ему." Он не должен

заказывать ремесленникам вещи и потом отказываться платить за них, он не

должен забирать вещи у горожан и торговцев и заставлять их ждать своих

денег. Самое же непристойное -- одалживать им деньги и наживаться на этом,

подобно простому ростовщику. Следует всегда быть внимательным к этим людям,

сочувствовать крестьянам в своих владениях и не причинять вреда

ремесленникам. И даже если не можешь сразу вернуть долги горожанам я

торговцам, их следует время от времени выплачивать по частям, чтобы не

загонять эти сословия в нужду и лишения. Самурай, чей долг -- карать

разбойников и грабителей, не должен идти по пути этих преступников.

 

Чувство стыда

 

Пятьдесят-шестьдесят лет назад ренины, говоря о службе, сказали бы, что

человек едва ли может содержать лишнюю лошадь, если его доход лишь около

пятисот коку, или что он может позволить себе иметь лишь полуистощенное

животное, если его поход -- лишь около трехсот коку. Точно так же, если бы

встал вопрос о службе с жалованием в сто коку, они бы сказали, что тогда

человек сможет позволить себе иметь лишь ржавое копье. Ибо тогда еще были

живы древние самурайские правила, по которым воину не пристало упоминать

цифр и говорить, что у кого-то столько-то коку дохода. Поэтому их слова и

звучали так: "Даже умирая от голода, ястреб не притронется к зерну". "Даже

не съев ничего, самурай пользуется зубочисткой". В этих словах запечатлен

тот дух. Тогда молодые люди никогда не говорили о выгоде или потере, никогда

не упоминали о ценах и краснели, слыша разговоры о любовных делах. Я считаю,

что все самураи должны изучать древние идеалы и восхищаться ими, даже не

будучи способными их достигнуть. "Даже если у человека сломан нос, если он

может дышать им, все в порядке", -- вот как следует идти к этому.

 

Выбор друзей

 

Самое главное для самурая, находящегося на службе -- общаться и

заводить Друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны

долгу, умны и влиятельны. Но поскольку таких людей немного, следует среди

многих друзей выбрать одного, на которого в случае необходимости можно

полностью положиться. В целом, самураю желательно заводить близких друзей из

числа тех, кого он любит и с кем он предпочитает есть, пить и

путешествовать. Ибо если он проявит к одному из них расположение и сделает

своим другом, полагая, что тот будет веселым и хорошим спутником, они могут

легко повести себя непристойным для самурая образом: относиться друг к другу

без должных церемоний, вольно разваливаться друг напротив друга, распевать

по вечерам песни и баллады дзерурц, обращаться друг к другу слишком

фамильярно и ссориться из-за пустяков. А затем они могут помириться даже без

обычных в таком случае слов. Подобное предосудительное отсутствие

достоинства лишь показывает, что, хотя внешне некоторые выглядят как

самураи, сердца их как у нищих поденщиков.

 

Дружба

 

Надежность -- одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в

коем случае не желательно оказывать помощь без веских причин, ввязываться в

дела, которые не имеют значения или принимать на себя обязательства в том,

что не касается тебя самого, только ради того, чтобы сделать так-то или дать

совет. Даже если дело в какой-то степени касается тебя, лучше остаться в

стороне, если тебя никто не просит вмешаться. Ведь даже незначительные

вопросы, не говоря уже о больших, могут привести к тому, что ты не сможешь

устраниться, не подвергая риску свою драгоценную жизнь, которая должна

находиться только в распоряжении твоего господина, или родителей. Поэтому я

говорю, что самурай не должен без необходимости принимать на себя

обязательства.

Когда самурая прошлого просили о каком-нибудь одолжении, он первым

делом думал, стоит его делать или нет, в последнем случае он сразу же

отказывался. А если и откликался на просьбу, то делал это только после

тщательного размышления, когда он был готов выполнить ее. Дело вскоре

оказывалось решенным, а самурай заслуживал великую благодарность. Тот же,

кто без раздумий берет на себя какие-то обязательтва, не сможет выполнить их

должным образом, и, когда это обнаружится, приобретет репутацию

легкомысленного человека. Давать советы и высказывать суждения следует тоже

только после тщательных размышлений. Ибо если родители, учителя, старшие

братья, дядья могут дать неправильные советы своим детям, ученикам и

племянникам без большого вреда, все, исходящее из уст самурая, должно быть

обдумано и взвешено. И особенно рассудительным он должен быть по отношению к

своим друзьям и товарищам. Когда его выбирают и просят принять участие в

совете, он всегда может сказать, что не имеет мнения на этот счет и

отказаться обсуждать это. Но если как сопровождающее лицо он участвует в

разговоре, лучше всего говорить то, что он думает, прямо, ясно и кратко, без

оговорок и обращения внимания на возможное неудовольствие или возмущение

других. Ибо если, по своей слабости или из-за опасений обидеть людей или

оскорбить их, он бестактно колеблется, отворачиваясь от того, что верно, и

соглашаясь с тем, что неразумно; или же, желая избежать ссоры, он позволяет

себе говорить неприличные вещи, или перекладывает ответственность на других,

его, в конце концов, будут считать плохим советником и презирать. Точно так

же, тот, кто настолько глуп, что считает себя не нуждающимся в дружеском

разговоре, полагая, что в советах нет необходимости и желая все делать

по-своему, при этом совершая глупости одна за другой, будет не слишком любим

своими друзьями.

 

Разрыв отношений

 

У самурая, находящегося на службе вполне может оказаться среди знакомых

или товарищей тот, с кем он по каким-то причинам не желает иметь дела. Но

если господин прикажет ему служить вместе с таким человеком, он должен

немедленно сказать тому: "Мне приказано служить вместе с тобой, и хотя мы

отнюдь не близки я верю, что мы будем помогать друг другу, чтобы сообща

лучше исполнить свой долг". Если же человек старше его по службе, он сам

попросит у него наставления. Если на другой день он получит новое

назначение, им следует вернуться к прежним отношениям; но, пока они вместе,

сообща исполнять обязанности -- вот должное поведение самурая. Тем большим

должен быть дух сердечности и взаимопомощи между друзьями, у которых нет

претензий друг к другу, когда они служат вместе. Но те, кто всегда жаждут

власти, кто, когда в управу приходит новый человек, незнакомый со всеми

тонкостями службы, отказывают ему в сердечной доброте, поддержке и не

помогают хорошо служить, а когда он совершает ошибки, радуются этому, такие

показывают свой отвратительный и плохой характер и заслуживают осуждения.

Такой самурай способен на любую грязную подлость, например, повернуть против

своих, когда он окажется в трудной ситуации, потому такого следует избегать.

 

Репутация

 

Самурай должен постоянно читать древние летописи, дабы укреплять свой

характер. Ибо в сочинениях, известных повсюду, таких как "Коегункан",

"Нобунагаки" и "Тайкоки", подробно описываются сражения и рассказывается о

тех, кто совершал рыцарские поступки, а также о тех, кто погиб, Среди

последних, должно быть, было много великих вассалов, но они не кичились

своей доблестью, поэтому их имена не запечатлены Среди же низких вассалов

выбраны записаны для потомков имена только тех, чья доблесть была

выдающейся. Но и те погибшие, чьи имена не остались в памяти, и те чьи

подвиги прославились в веках, чувствовали одинаковую боль, когда им срубали

головы. Подумай об этом. Самурай должен умереть, поэтому цель его -- умереть

так, чтобы своей великой доблестью поразить и друга, и врага, чтобы о его

смерти пожалел и господин, и командующий, чтобы его славное имя осталось в

памяти будущих поколений. Иная участь ждет презренного труса, который

наступает последним и отступает первым, который, атакуя укрепления врага,

прячется за своих товарищей, чтобы уберечься от стрел. Сраженный случайной

стрелой, он падает и умирает как собака, а его товарищи могут даже втоптать

его в грязь. Это величайший позор для самурая. Об этом следует думать днем и

ночью, и никогда не забывать.

 

Хвастуны и клеветники

 

Эти два типа людей могут показаться схожими, на самом деле они

различаются. В прежние времена среди самураев было немало тех, кто слыли

хвастунами, например Мацудайра Кагаэмон и Окубо Хикодзаэмон, оба офицеры

сегунской стражи. В те годы у каждого дайме было несколько таких самураев.

Они совершали множество подвигов и неуклонно следовали Пути воина, но были

склонны к упрямству, и потому с ними трудно было вести переговоры. Когда же

их поджимала жизнь, или если их доход и должность казались им

несоответствующими их высокой репутации, они становились дерзкими и могли

прямо высказать то что они желают, не заботясь о других. Но если их

господин, его советники или старшие члены клана не обращали на это внимания,

они становились все более и более своенравными и могли сказать любому все

что они думают о его достоинствах или недостатках без всякой осторожности и

извинений, и так это продолжалось постоянно. Такими были хвастуны прошлого,

люди, прославившиеся великими деяниями. Сегодняшние же хвастуны даже никогда

не надевали кольчуги. Они проводят большую часть времени, сидя с друзьями и

знакомыми и обсуждая недостатки управления у своего господина, указывая на

ошибки советников и доверенных лиц и, конечно, не скрывая неправильных

действий своих товарищей, в то же самое время подчеркивая свое собственное

превосходство. Эти недалекие люди отличаются от славных хвастунов прошлого

как небо и земля, и их следует называть клеветниками и болтливыми дураками.

 

Путешествие

 

Самурай, находящийся на службе, должен путешествовать с багажом на

вьючной лошади. Он должен связать оба своих меча вместе, дабы они не

выскользнули из ножен при падении. Но не следует обвязывать рукоять длинного

меча полотенцем. Также не следует привязывать толстой веревкой футляр копья

для поддержки. Эти вещи нельзя оставлять без внимания. Если пометить багаж

знаками отличия и эмблемами типа: "Вассал господина такого-то", это могут

счесть неуважением к его дому. Когда, как стало принято в наши дни,

получаешь лошадь прямо от самого конюха, и если на ней еще сидит самурай,

следует не спешиваться со своей лошади и подождать, пока самурай не сойдет с

лошади по просьбе конюха. Ибо если спешишься по просьбе конюха и будешь

ожидать стоя, другому ничего не останется, как тоже слезть с лошади, хотя,

быть может, он и не имел кого намерения. Когда же спешишься, можешь

оказаться в неловком положении, если придется залезать на ту же лошадь

снова.

Когда в пути необходимо перебраться через реку, следует всегда

прибегать к помощи перевозчиков-кули, ибо если поскупишься на расходы, или

посчитаешь себя знатоком и поедешь самостоятельно, может случиться так, что

лошадь упадет, вещи промокнут, а слуга окажется раненым. Тогда будешь

выглядеть очень глупо.

Если, желая сократить путь, едешь через Ёгекайци или садишься в лодку в

Авадзу, поступаешь недальновидно. Ибо если едешь на обычной лодке из Кавана

и погода вдруг портится, это еще простительно. Но если, несмотря на

трудности, ты постоянно меняешь маршрут и попадаешь в беду, это необъяснимо.

Не случайно старые стихи говорят:

Воин думает

Что форт Ябасэ --

вот ближайший путь?

Он должен знать -- кратчайшая дорога

Идет кругом через мост Сэта.

Самый длинный путь оказывается самым коротким, это относится не только

к дорогам. Об этом стоит помнить всегда.

 

Клевета

 

Самурай, находящийся на службе у господина, никогда не должен

исподтишка осуждать ошибки своих товарищей, которые он видел или о которых

слышал. Ибо человеку не дано понять, насколько он может ошибаться в таких

вещах или не понимать

их. Более того, чиновники и особенно советники и старшие командиры

говорят от лица своего господина, поэтому их осуждение падет и на него

самого. К тому же может случиться так, что в один из дней придется

обратиться к ним с просьбой, прислушиваться к их настроению, пожимать руки,

преклонять колени и смиренно просить их милости. Менять же внезапно тон

после того, как только что за спиной человека злословил о нем, недостойно

самурая какой бы тяжелый проступок этот человек не совершил.

 

Воин, заменивший павшего

 

Во времена внутренних войн, когда сражения были нескончаемыми, если

самурай погибал в рыцарском поединке или умирал от ран, его господин или

командир позволяли, из уважения к заслугам павшего, унаследовать его место и

содержание сыну, каким бы молодым он ни был. Если же сын был еще ребенком и

не мог нести воинскую службу, на место отца назначался его младший брат,

если он не находился на службе, и господин назначал его попечителем. Такого

воина называли цзиндай, "воином, заменившим павшего". Таков древний обычай.

Занимая место старшего брата, младший обязан считать своего племянника

сыном, воспитывать и заботиться о нем соответственно. Заняв место главы

дома, он обязан собрать все доспехи, оружие и конские сбруи, имеющиеся в

нем, и вместе с одним-двумя членами семьи тщательно пересчитать их и занести

имущество в книгу. Когда ребенок достигнет пятнадцатилетнего возраста,

позволяющего ему поступить на службу к господину, следует отправить

господину прошение о приеме на службу с получением вознаграждения, которое

прежде получал его отец. Прошение может быть удовлетворено если молодого

воина сочтут достойным. Если же его сочтут еще слишком юным, попечителя

могут просить заботиться о нем еще несколько лет. Опекуну, однако, следует

отказаться, как бы настойчиво его ни уговаривали, а когда прошение будет

удовлеторено, он должен по составленной ранее описи передать все имущество

молодому воину. Все вещи, приобретенные за время опекунства, также следует

передать ему. Когда опекун встал во главе дома, господин может определить

ему часть содержания, например, двести коку из пятисот, оставшиеся триста

идут племяннику. Это может быть хорошо для самого опекуна, но не для дома,

чьи доходы уменьшаются, поэтому он должен просить о том, чтобы все деньги из

содержания старшего брата передавались наследнику. Так должен вести себя

самурай, заменивший павшего. Но есть и такие, которые не желают передавать

имущество наследнику, достигшему совершеннолетия, а если и делают это, то

передают имущество в плохом состоянии, а дом -- обветшалым, не предприняв

никаких усилий, чтобы восстановить его. Еще хуже те, которые возлагают на

наследника долги, которые его отец не делал, и беспокоят молодого человека

просьбами о выделении продуктов, денег и пр. Таких следует считать

бессовестными мошенниками.

 

Конец

 

Каждый самурай, большой или малый, высокого ранга или низкого, должен

прежде всего думать о том, как встретить неизбежную смерть. Как бы ни был он

умен и талантлив, если он беспечен и недостаточно хладнокровен, а потому,

оказавшись лицом к лицу со смертью, выглядит растерянным, все его предыдущие

добрые дела потеряют Вой смысл, а все порядочные люди будут презирать его, и

на него ляжет несмываемое пятно позора.

Ибо если самурай идет в битву, совершает отважные и величественные

поступки и покрывает славой свое имя, то это только потому, что он настроил

свое сердце на смерть. Если случается худшее, и ему суждено расстаться с

жизнью, то, когда его противник спрашивает его имя, он должен громко и четко

ответить и проститься с жизнью с улыбкой на губах, не выказывая ни малейшего

признака страха. Если же он тяжело ранен, так, что ни один лекарь уже не

может помочь ему, то, как и положено самураю, он должен, будучи еще в

сознании, ответить на вопросы командиров и товарищей и сообщить им, как он

получил ранение, после чего спокойно, без всяких церемоний, встретить

смерть.

Точно так же и в мирное время стойкий самурай, старый он, или молодой,

но пораженный болезнью, должен показывать свою твердость и решимость и

спокойно расставаться с жизнью. Занимает он высокий пост или низкий, он

обязан, пока еще может говорить, попросить прибыть к нему его старшего

начальника, поблагодарить его за оказанные внимание и милость, сообщить ему,

что он всегда делал все, что в его силах для выполнения обязанностей, но

сейчас поражен тяжелой болезнью, от которой нелегко избавиться, и потому не

может продолжать исполнять свой долг. Он также должен сказать, что перед

тем, как покинуть сей мир, желает поблагодарить его за доброту и надеется на

то, что старейшины его клана будут помнить о нем. Затем он должен

попрощаться со своей семьей и друзьями и объяснить им, что умирать от

болезни после стольких лет получаемых от господина милостей недостойно

самурая, но, увы, это неизбежно. Но молодые должны оставаться преданными

господину и стойко исполнять свой долг, отдавая этому все силы. Если же они

уронят честь самурая и отступят от верности и долга, то душа его даже из

царства теней отречется от них. Т к должен расставаться с жизнью настоящий

самурай.

Об этом же говорит и мудрец: перед смертью слова человека должны быть

правильными. Таковы должны быть последние минуты жизни самурая. Насколько же

жалок тот, кто отказывается считать свою болезнь неизлечимой и беспокоится о

смерти; кто радуется, когда люди говорят, что он выглядит лучше, и

печалится, когда они говорят, что ему стало хуже, при этом приставая к

врачам и взывая к бесполезным мольбам и услугам, пребывая в волнении и

смущении. Когда силы покидают его, он никому ничего не говорит и встречает

смерть, подобно собаке или кошке. Это происходит потому, что он отказывается

все время помнить о смерти, как я говорил в начале, но, наоборот, бежит от

нее и думает, что он будет жить вечно, жадно цепляясь за свое существование.

Тот, кто с подобным трусливым духом идет в битву, не умрет славной смертью,

увенчанной ореолом верности, и потому исполненный самурайского духа воин

должен уметь умирать и от болезни на циновке.

 

Глава II

 

Служба

 

Когда самурай находится на службе, может случиться так, что его

господин вынужден понести большие расходы и оказывается стесненным в

средствах, и потому в течение нескольких лет он вынужден удерживать часть

жалования своих вассалов. В этом случае самураю, вне зависимости от того,

удерживается большая сумма или малая, не подобает ни в кругу семьи, ни, тем

более, вне ее, даже намекать на то, что он оказался в затруднении или

растерянности. Ибо с древности вассалы помогали господину в трудные для него

времена точно так же, как и тот всегда был готов помочь им. Если господин

настолько связан личными обязательствами, что это не дает ему возможности в

полной мере исполнять свой общественный долг и делать то, что положено

дайме, в результате чего он вынужден примириться со многими неприятностями,

его вассалам должно быть больно видеть это. Однако, обычные дела еще могут

идти своим чередом, но если вдруг на границах провинции возникнут волнения и

вассалам будет отдан приказ выступать немедленно, первое, что понадобится --

это деньги. Но, каким бы умным ты ни был, деньги не появятся мгновенно.

Ничего нельзя будет сделать, как тому человеку, руку которого, как говорит

пословица, придавило камнем, и он не может двинуться ни туда, ни сюда. При

этом все остальные дайме готовы выступить в назначенный день, который нельзя

изменить, так что выступать придется, какими бы неподготовленными ни

оказались войска.

В мирное время военная процессия выглядит величественно, крестьяне

собирают могут считаться заслуживающими осуждения, если они не слишком умелы

в военном деле. Они -- лишь слуги, продающие свой труд, и ничего более. Но

буси, или самурай отличается от них, ибо он отдает и свою жизнь. Его

господин -- тоже вассал, хотя и другого уровня, ибо если в империи начнутся

беспорядки, он должен будет нести военную службу в соответствии со своим

положением. То есть, если у него удел с доходом в сто тысяч коку, он должен,

в соответствии с уставом сегуна, выставить 170 всадников, 60 лучников, 350

воинов с мушкетами, 150 копьеносцев и 20 знаменосцев. Дополнительно он может

выставить людей по своему желанию и в соответствии со способностями своего

командующего. Кроме этих воинов, которых он должен вести в битву, необходимо

еще оставить достаточно сил для защиты замка от нападения. Поэтому ему

приходится содержать множество самых разных воинов, хотя не все они нужны

ему постоянно. А среди них есть неспособные, рожденные калеками и трусливые,

недостатки которых великодушно не замечаются, так что они продолжают

получать наследственное жалование. Поэтому самурай должен всегда помнить,

сколько вассалов во всех замках и провинциях. Японцы связаны такими узами со

своими хозяевами и получают от них значительное содержание. Ведь даже

маленькое жалование в сто коку за десять лет превратится в тысячу коку, а

если оно платится нескольким поколениям семьи на протяжении многих

десятилетий, насколько же получается большая сумма? В обмен на столь высокую

милость вассал в мирное время выполняет обычные обязанности стражника, или

командира, или чиновника, что едва ли можно назвать выдающейся заслугой. Но

в любое время может прозвучать призыв взяться за оружие, и тогда он должен

будет занять первое место в строю копьеносцев, или, если атакуют замок, на

коне возглавить авангард, или, если войска отступают, прикрывать их в

арьергарде. Он даже может

занять место своего господина или командующего, если у него есть к тому

способности, и отдать за них свою жизнь, пав от вражеской стрелы и умерев

прекрасной

смертью, не отступив со своих позиций ни шаг. Высшая доблесть для

самурая -- когда он, показывая свою решимость, кричит: "Призываю вас в

свидетели, я исполню то, что никто не может совершить!" Чтобы постичь

вершины преданности, он не может называть своими собственными ни свое тело,

ни свою душу. Поскольку он не знает, когда ему будет суждено исполнить это

для своего господина, он не должен причинять вред своему здоровью

излишеством в еде и вине и увлечением женщинами; равно как и смерть на

домашних циновках он не должен считать достойным самурая концом. Еще более

должен он остерегаться споров и ссор с товарищами, которые могут привести к

стычке, дабы не рисковать понапрасну жизнью, как рискует ею тот, кто лишен

чувства верности и долга. Необходимо хорошо подумать, прежде чем говорить,

ибо слова приводят к спорам. Когда разгорается спор, за ним часто следуют

оскорбления, и если один самурай оскорбляет другого, дело вряд ли закончится

мирно. Поэтому, когда возникает опасность спора, всегда помни о том, что

твоя жизнь принадлежит не тебе, но твоему господину, и умеряй свой пыл, ибо







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия