Студопедия — Книга Самурая. Бусидо 16 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга Самурая. Бусидо 16 страница






сон.

Ниже я буду говорить о нигилизме в связи с другим изречением.

 

8. Объективность праведности

Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того,

если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого

усилия, ты совершишь много ошибок. Путь -- это нечто более возвышенное, чем

праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая, мудрость.

Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности

покажутся довольно мелкими. Если человек не понимает этого сам, понять это

нельзя вообще. Однако есть возможность стать на Путь, даже если ты не

понимаешь этого. Это можно сделать, советуясь с другими. Даже тот, кто не

постиг Пути, видит других со стороны. Это напоминает поговорку игроков в го:

"Тот, кто видит со стороны, смотрит восемью глазами". Изречение: "Мысль за

мыслью мы осознаем наши соо яенные ошибки" также сводится к тому что

высочайший Путь обретают, прислушиваясь к мнению других людей. Книги и

предания старины учат нас отказу от рациональных измышлений и пониманию

Мудрости древних.

(Книга Первая)

 

В этом отрывке об относительном характере праведности "Хагакурэ"

приближается к политическому учению демократии. Ведь основной принцип

демократии состоит в том, что для оценки правильности своих поступков

человек прибегает к суждениям другого человека. Проповедуя динамическую

философию действия, Дзете всегда высказывает сомнения в отношении

правильности поведения человека. Чистота действия -- это чистота

субъективности. Если же действие основывается на представлениях о

правильности, всегда должна быть возможность проверить эту правильность

как-то по-другому -- объективными средствами. Хотя о чистоте действия можно

судить по самому действию, Дзете утверждает, что о правильности своего

поведения человек может судить, прислушиваясь к советам других людей.

Принцип, который стоит за утверждением: "Правильное суждение -- в глазах

наблюдателя", может спасти людей, которые привязаны к одной крайности. Таким

образом, в выборе линии поведения "Хагакурэ" склоняется к относительности.

 

9. Как нужно поступать

Среди свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со

словами: "К важным делам следует относиться легко". Увидев этот свиток,

мастер Иттэй добавил: "К несущественным делам следует относиться серьезно".

Среди дел человека важными можно назвать не более одного или двух. Их можно

понять, если размышлятъ о них в течение дня. Речь идет том, чтобы заранее

обдумать свои дела а затем легко справиться с ними, когда приходит время.

Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не обдумал его потому что ты

никогда не можешь быть уверен в том, что добьешься успеха. Если же обдумать

все заранее, ты будешь руководствоваться принципом: "К важным делам следует

относиться легко".

(Книга Первая)

 

Вера -- это решимость. Решимость должна проверяться ежедневно в течение

многих лет. Очевидно, Дзете проводит различие между большой верой и малой

верой. Другими словами, человек должен глубоко прочувствовать основы своей

веры, чтобы в момент принятия решения действовать без усилий, спонтанно.

Малая вера -- это система воззрений на мелочи повседневного существования.

Проспер Мериме (французский писатель, историк и филолог XIX века)

однажды заметил: "В художественной литературе ни одна мелочь не появляется

случайно. Даже невзначай упомянутая перчатка играет важную роль". Это верно

не только в отношении романов. Когда мы живем и наслаждаемся жизнью, мы

присматриваемся к малейшим мелочам, рассуждаем и делаем выводы. В противном

случае основа нашей жизни будет разрушена и даже наша великая вера будет

поставлена под сомнение.

Так, когда англичане пьют чай, разливающий всегда спрашивает каждого

человека, что ему наливать первым, молоко или чай. Со стороны может

показаться, что это не имеет никакого значения, потому что в конце концов

все равно получается чай с молоком. Однако эта мелочь недвусмысленно

выявляет характер человека: одни англичане убеждены, что вначале нужно

наливать молоко, а потом чай, тогда как другие предпочитают наливать вначале

чай, а потом молоко. Поэтому, если разливающий не будет считаться с мнением

конкретного человека, тот может увидеть в этом нарушение своих глобальных

принципов.

Когда Дзете говорит: "К важным делам следует относиться легко", он

хочет сказать, что крошечная муравьиная норка может разрушить громадную

плотину. Поэтому человек должен уделять большое внимание своим повседневным

убеждениям, своей малой вере. Это хороший урок для наших беспокойных времен,

когда люди ценят только идеологию и не принимают во внимание мелочи

повседневной жизни.

 

10. Приготовление и решимость

Основной принцип, которому человек должен быть предан изо дня в день,

гласит, что умереть нужно в соответствии с Путем Самурая.

Путь Самурая -- это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может

случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать

каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от

мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно -- для

этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты

знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни

техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно

бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты

проспишься ото сна.

(Книга Первая)

Человек может быстро принять решение, потому что долго готовился к

этому. Он всегда может избрать образ действия но не может избрать время.

Момент решительных действий долго маячит вдали, а затем неожиданно

приближается. Разве жизнь таком случае, не является приготовлением к этим

решительным действиям, которые возможно, уготованы человеку судьбой? Дзете

подчеркивает важность действовать без промедления, когда пришло время.

 

11. Постоянная готовность к смерти

"Хагакурэ" подробно объясняет идеи, изложенные в пунктах 9 и 10:

Пятьдесят или шестьдесят лет тому назад каждое утро самураи мылись,

брили себе лоб, смазывали волосы лосьоном, стригли ногти на руках и на

ногах, терли руки и ноги пемзой, а затем кислицей, и вообще делали все,

чтобы иметь опрятный внешний вид. Само собой разумеется, что оружию они тоже

уделяли особое внимание: его протирали, начищали и хранили в образцовом

порядке.

Хотя может показаться, что тщательный уход за собой выдает в человеке

позерство и щегольство, это не так. Даже если ты знаешь, что тебя могут

сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть, а для

этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать

тебя, если ты, будешь выглядеть неаккуратно. Поэтому говорят, что постоянно

следить за собой должны и стар, и млад.

Хотя ты говоришь, что это трудно и отнимает много времени, призвание

самурая требует этой жертвы. На самом деле это нетрудно и не отнимает много

времени. Если ты каждый день укрепляешь свою решимость пасть в поединке и

житак, словно ты уже мертв, ты достигнешь успеха в делах и в бою, и никогда

опозоришь себя. Между тем каждый, кто не думает об этом днем и ночью,

кто живет, потакая своим желаниям и слабостям, рано или поздно

навлекает на себя позор. И если он живет в свое удовольствие и думает, что

этого никогда не случится, его распутные и невежественные действия доставят

немало хлопот.

Тот, кто заранее не решился принять неизбежную смерть, всячески

старается предотвратить ее. Но если он будет готов умереть, разве он не

станет безупречным? В этом деле нужно все обдумать и принять правильное

решение.

Более того, за последние тридцать лет обычаи сильно изменились. В наши

дни самураи собираются только для того, чтобы поговорить о деньгах, об

удачных покупках, о новых стилях в одежде и о своих любовных похождениях.

Старые традиции умирают на глазах. Можно сказать, что ранъгае, когда человек

достигал возраста двадцати или тридцати лет, он не носил в своем сердце

таких презренных мыслей и никогда не говорил на такие темы. Когда другой

случайно упоминал о чем-то подобном, он считал это оскорблением в свой

адрес. Этот новый обычай появился потому, что люди теперь уделяют слишком

много внимания своей репутации и ведению домашнего хозяйства. Чего только не

достиг бы человек, если бы он не стремился во всем подражать другим!

Очень жаль, что молодые люди в наше время так сильно увлечены

материальными приобретениями. Ведь у людей с материальными интересами в

сердце нет чувства долга. А те, у кого нет чувства долга, не дорожат своей

честью.

(Книга Первая)

 

12. Правильное поведение на вечеринке

Беспорядочность японских пирушек широко известна. Возможно, это

объясняется тем, что японцы легко поддаются воздействию алкоголя. Но в этом

деле также велика роль общественного мнения. На Западе считается что во

время застолья человек должен вести себя прилично и не должен напиваться. К

тому же, в западном обществе к алкоголикам относятся как к неудачникам и

аутсайдерам Их можно увидеть только в безлюдных переулках, где они стоят с

бутылками в руках и покачиваются, словно тени.

В Японии среди обычных людей существует традиция во время попойки

проявлять свои слабости, распахивать душу и рассказывать о себе неприличные

вещи. Что бы при этом ни говорилось, на что бы люди ни жаловались, все это

принято прощать лишь на том основании, что собеседник был пьян. Я не знаю,

как много в Синдзику питейных заведений, но в каждом из них ежедневно

напиваются тысячи "высокооплачиваемых сотрудников", рассказывая друг другу о

своих женах и начальниках. Таким образом, питейное заведение становится

жалким местом обнародования неприличных подробностей. А утром, по всеобщему

согласию, люди притворяются, что забыли низкие и трусливые истории,

рассказанные их друзьями накануне вечером.

Таким образом, пирушки в Японии -- это всеобщие сборища, где люди

находятся на виду, но разговаривают так, словно их никто не слышит. Хотя они

слушают, они притворяются, что не слышат; и хотя они говорят неприятные

вещи, слушатель делает вид, что его это не касается. Они прощают друг другу

все под воздействием алкоголя. Однако "Хагакурэ" предупреждает, что подобные

сборища происходят "на открытом воздухе" -- то есть, на глазах у публики.

Хотя самурай может присутствовать на вечеринке, где пьют алкогольные

напитки, он должен сдерживать себя. Это учение напоминает нам об английском

идеале "джентль-менства".

Много неудач связано с тем, что люди выпивают слишком много. Это

большое несчастъе. Человек должен знать, сколько он может выпить, и

желательно, чтобы он не выпивал больше. Даже в этом случае легко

просчитаться. Поэтому самурай всегда должен следить за тем, чтобы не

растеряться, если во время застолья случится что-то неожиданное. Пиршества с

алкогольными напитками подобны пребыванию на открытом воздухе, когда вокруг

много любопытных глаз. В этом отношении нужно быть осторожным.

(Книга Первая)

 

Из слов Дзете мы можем заключить, что в его времена, как и в наши,

действует золотое правило: за столом нужно вести себя благоразумно.

 

13. Мораль видимостей

Рут Бенедикт (американка, антрополог, 1887--1948) в своей известной

книге "Хризантема и меч" определяет японскую мораль как мораль стыда. Это

определение нельзя назвать удачным, но в том, что на Пути Самурая ценится

внешняя сторона жизни, нет ничего удивительного. Воин постоянно помнит своих

врагов. Чтобы защитить свою честь, самурай должен постоянно спрашивать себя:

"Не опозорю ли я себя перед врагами? Не будут ли враги презирать меня?".

Враг становится совестью самурая, которая никогда не спит. Так, глубинная

черта "Хагакурэ" -- это не интроспективная мораль, а мораль пристального

внимания к внешней стороне жизни.

История этической мысли не дает нам ответа на вопрос, какая из этих

двух моралей -- внешняя или внутренняя -- оказывается более эффективной.

Давайте посмотрим на христианство. Католики, которые позволяют церкви

диктовать им моральные нормы, находятся с психологической точки зрения в

относительной безопасности, тогда как для протестантов совесть играет очень

важную роль. Многие слабые люди пали под тяжестью этого невыносимого

морального бремени -- что можно видеть в Соединенных Штатах, где много

душевнобольных и людей страдающих от тяжелых неврозов.

Вот что говорит "Хагакурэ":

Когда у твоего друга большие неприятности, очень важно все, что ты

говоришь, чтобы поддержать его. Он сможет прочесть в твоих словах подлинные

намерения. Подлинный самурай никогда не должен расслабляться и падать духом.

Он должен смело идти вперед, словно ничто не может остановить его на пути к

цели. В противном случае он никогда не принесет пользы. Вот в чем секрет

поддержки друга, который столкнулся с неприятностями.

(Книга Первая)

 

"Подлинный самурай никогда не должен расслабляться и падать духом".

Отсюда делаем вывод, что неправильно казаться расслабленным или тщедушным.

Очень важно никогда не проявлять разочарования и усталости.

Человеку свойственно уставать и быть подавленным, и самурай в этом

смысле -- не исключение. Но мораль призывает нас делать невозможное.

Самурайская этика -- это политическая наука сердца, направленная на то,

чтобы преодолевать уныние и апатию, не показывать их другим. Считается, что

выглядеть здоровым важнее, чем быть здоровым. Казаться смелым и решительным

важнее, чем быть таким. Возможно, такое понимание морали оправдано тем, что

оно психологически основывается на особого рода тщеславии, присущем

мужчинам.

 

14. Философия экстремизма

В пункте 1 мы говорили о том, что если мы признаем уместность энергии

как движущего принципа действия, нам останется лишь следовать физическим

законам энергии. Лев может бежать только вперед до дальнего конца поля. Тем

самым лев доказывает, что он лев. Дзете считает, что впадание в крайность

может служить своеобразным духовным "трамплином". Это мнение ясно отразилось

в следующем отрывке:

Хотя Золотая Середина -- мера всех вещей, в воинских свершениях нужно

стремиться превзойти других. В соответствии с наставлениями о стрельбе из

лука, руки должны находиться на одном уровне, но на практике правая рука

зачастую оказывается выше левой. Они будут на одной высоте, если во время

стрельбы немного опустить правую руку. В преданиях об опытных самураях

говорится, что если на поле боя человек желает превзойти известных воинов,

он проявит большую отвагу. Если человек день и ночь ищет возможности сразить

могущественного врага, он не будет знать усталости и страха. Этот принцип

нужно использовать также и в повседневной жизни.

(Книга Первая)

 

15. Воспитание детей

Хотя и в Англии, и в Америке общество является англо-саксонским, дети

воспитываются в этих странах по-разному. Английские традиции воспитания не

позволяют Детям появляться в присутствии взрослых, а если и позволяют, то

дети при этом должны молчать. Считается, что своими разговорами дети могут

помешать взрослым. Общество требует от детей послушания, чтобы впоследствии

они могли вести себя как подобает джентльменам.

В соответствии с американским способ воспитания, дети должны принимать

участие в разговорах, и это является частью coцальных требований,

предъявляемых к ним Взрослые слушают разговоры детей, обсуждают с ними свои

дела и с малых лет призывают их иметь свое собственное мнение

Не мне решать, какой из этих подходов к воспитанию более правильный. Но

давайте посмотрим, что по этому поводу говорит "Хагакурэ":

Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества

нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь

если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот недостаток через

всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей бояться молнии,

запрещают им ходить в темноте или рассказывают, ужасы, чтобы те перестали

плакать. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.

Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая

привычка укоренилась, сколько ни упрекай ребенка, он не исправится. Что же

касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно приучать детей к

ним. Пусть ребенок не ведает о корыстолюбии. Если в этом отношении он будет

воспитан правильно, все остальное приложится само собой.

Ребенок, выросший в неблагополучной семье, будет непослушным. Это

естествен но. Даже птицы и звери подражают по ведению окружающих особей.

Кроме того, отношения между отцом и сыном могут ухудшиться вследствие

неправильного поведения матери. Мать любит свое дитя превыше всего на свете

и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ему замечания. Если

мать становится на сторону ребенка, между ним и отцом не будет согласия.

Часто мать заботится олъко о том, чтобы ребенок опекал ее в старости.

(Книга Первая)

 

Метод воспитания, предлагаемый Дзете, напоминает об идеале свободного

естественного образования, описанного Руссо в романе "Эмиль". Отметим также,

что Руссо родился в 1711 году, через год после начала составления

"Хагакурэ".

Дзете не просто проповедует спартанское воспитание. Он подчеркивает

важность такого отношения к мальчику, при котором тот вырастет бесстрашным

-- а для этого его не нужно ругать и запугивать. Если детям позволить

свободно расти и развиваться без наказаний со стороны родителей, они не

будут трусливыми и интравертными.

Интересно отметить, что "Хагакурэ" приводит конкретный пример, который

применим и в наше время. Так, мы часто видим, что матери слепо любят своих

детей и защищают их от отцов, в результате чего отношения отца и сына

утрачивают присущую им гармоничность. Особенно это верно в наши дни, когда

авторитет отцов уменьшается, и возрастает число "маминых любимчиков", а

также женщин, которых в Америке называют "господствующими матерями". Отец

при этом оказывается не у Дел. Но при этом матери забывают самурайское

предписание, согласно которому сына должен воспитывать отец. Однако, теперь

отцу нечего передавать своему сыну, и поэтому в глазах детей роль отца в

доме мало чем отличается от роли машины, которая производит деньги для

оплаты счетов. между отцом и сыном нет духовных уз. Это еще одно проявление

феминизации мужчин. Вот почему авторитет отца в семье снижается

катастрофически быстро.

 

16. Искренность в человеческих отношениях

Терпимость, о которой говорит "Хагакурэ", также учит нас, что

искренность важная составляющая часть человечески отношений. Это мнение

принимается без возражений даже сегодня.

Недаром говорится: "Если хочешь за глянуть в сердце человека, заболей".

Ведь когда ты болен или испытываешь затруднения, многие из тех, кто всегда

дружили с тобой, предадут тебя. Всякий раз, когда ты оказываешься в

неблагоприятных условиях, наблюдай за тем, кто из твоих друзей с готовностью

оказывает тебе помощь. Впоследствии никогда не забывай тех, кто поддержал

тебя в трудную минуту. Так можно многое узнать о своих знакомых. Ведь в этом

мире есть люди, которые полагаются на других, когда испытывают затруднения,

но впоследствии никогда даже не вспоминают о них.

(Книга Первая)

 

17. Когда нужно увольнять слугу

По вопросу обращения со слугами "Хагакурэ" дает нам немного

педантичный, но доброжелательный совет:

Однажды слуга Ямамото Дзинъэмона совершил проступок, но Дзинъэмон

продолжал содержать его на службе до конца года, словно ничего не

произошило, а затем спокойно уволил.

(Книга Первая)

 

18. Человек и зеркало

Как я уже говорил, если человек ставит во главу угла внешний аспект

морали, тогда этот аспект лучше всего отражают враг и зеркало. Ведь и враг,

и зеркало проверяют и оценивают наше поведение. Женщина день использует

зеркало для ухода собой, но для мужчины зеркало -- это средство для

инстроспекции.

Подчеркивая, как обычно, мораль, ориентированную на внешний мир, Дзете

говорит о зеркале:

Чтобы лучше выглядеть, самурай должен иметь обыкновение постоянно

смотреть на себя в зеркало. Когда мне исполнилось тринадцать лет, я завязал

волосы в традиционный узел на макушке головы, но после этого еще целый год

оставался дома, потому что мои родственники сказали мне: "У тебя очень умное

лицо, и поэтому ты никогда не добьешься успеха. Не случайно дайме очень не

любит слуг, которые кажутся умными". После этого я решил изменить свое

выражение лица и в течение дня много раз смотрел на себя в зеркало. Через

год все снова посмотрели на меня и сказали, что на этот раз я выгляжу

намного лучше. Тогда я понял, в чем подлинная служба самурая. Ведь хозяин

всегда сомневается, прежде чем доверить важное дело человеку с умным лицом.

Если в поведении слуги нет спокойного достоинства и бесстрастности, никто не

назовет его достойным. Идеальным следует считать почтительное, по строгое и

сосредоточенное выражение лица.

(Книга Первая)

 

Странный пример: юноша со слишком УМНЫМ лицом пытается изменить свой

внешний вид, долго глядя на себя в зеркало. Но то, что "Хагакурэ" здесь

говорит о человеческом, а точнее, мужском, идеале красоты -- "почтительное,

но строгое и сосредоточенное выражение лица" -- дает нам хороший критерий

для оценки внешнего вида мужчины. "Почтенное" означает смирение, Которое

внушает доверие другим, тогда как "строгое" создает впечатление аскетичности

и отстраненности. От самурая требует объединить эти два противоположных

элемента в спокойной сосредоточенности.

 

19. Об интеллектуалах

Расчетливые люди достойны презрения Это объясняется тем, что расчеты

всегда основываются на рассуждениях об удачах и неудачах, а эти рассуждения

не имеют конца. Смерть считается неудачей, а жизнь -- удачей. Такой человек

не готовит себя к смерти и поэтому достоин презрения. Более того, ученые и

подобные им люди за умствованиями и разговорами скрывают свое малодушие и

алчность. Люди часто не видят этого.

(Книга Первая)

 

В век "Хагакурэ", судя по всему, не было людей, которых сегодня принято

называть "интеллигенцией". Однако в мирное время их прототипы из числа

конфуцианцев, ученых и самих самураев уже тогда начали формировать это

сословие. Дзете просто называет таких людей "расчетливыми". Одним этим

словом он обозначает порок, который всегда скрывается под личиной

рационализма и гуманизма. В соответствии с логическими измышлениями, жизнь

-- приобретение, а смерть -- потеря. Если рассуждать рационально, разве

может смерть принести счастье?

Человек, исповедующий идеалы гуманизма, склонен считать очень важными

свои убеждения, под которыми зачастую скрываются недостатки его личности и

необоснованность его субъективной точки зрения. Дзете постоянно критикует

расхождение между своей субъективностью и гуманистической философией.

Философия основывается на расчетах, в которых жизнь считается приобретением,

а смерть -- потерей.

Поэтому тот, кто за разговорами и умствоаниями скрывает тщедушие и

алчность, обманывает не только других, но и себя.

Даже в соответствии с современным гуманизмом, герой -- это тот, кто

ставит на карту свою жизнь во имя других. Однако в своей дегенеративной

форме современный гуманизм используется для того, чтобы за сочувствием

ближнему скрыть глубинный страх перед смертью и корыстолюбие человека,

который намеревается использовать свои рассуждения для достижения

эгоистических целей. Вот что Дзете называет тщедушием.

 

20. Стремление к смерти

Противоположностью философского обмана, описанного в предыдущем пункте,

является открытость чистому действию и спонтанная деятельность без поддержки

абстрактных принципов преданности дайме, почитания родителей и так далее.

Дзете не просто исповедует фанатизм. Его идеалом является чистая форма

действия, которая изначально содержит в себе добродетели преданности хозяину

и почитания родителей. Самурай не может предсказать, будут ли его действия

преданными и почтительными, ведь поведение не всегда удается

спрогнозировать. Здесь будет уместным процитировать отрывок, называемый

"Путь Самурая -- это стремление к смерти".

Господин Наосигэ говорил: "Путь Самурая -- это стремление к смерти.

Десять врагов не совладают с одержимым человеком". Здравый смысл никогда не

совершит ничего подобного. Нужно стать безумным и одержимым. Ведь если на

Пути Самурая ты будешь благоразумным, ты быстро отстанешь от других. Но на

Пути не нужно ни преданности, ни почитания, а нужна только одержимость.

Преданность и почитание придут вместе с ней.

(Книга Первая)

 

У этого анти-идеализма, анти-интеллектуализма, если вы изволите так его

назвать есть свои слабые стороны. В то же время, у идеализма и

интеллектуализма также есть очень серьезный недостаток, который состоит в

том, что перед лицом опасности человек не проявляет смелости. Однако

действия человека будут идеальными, когда в них присутствует разум, когда

рассудок, подобно инстинкту, становится естественной движущей силой

поведения. В приведенном отрывке особенно важна строка: "Преданность и

почитание придут вместе с одержимостью". Ведь Дзете верит не в простой

фанатизм или анти-идеализм, а в спонтанную гармоничность чистого действия.

Согласно этой теории, Бог с самого начала сотворил мир совершенным.

 

21. Слова и дела преображают сердце

Распространенной ошибкой наших дней является вера в то, что слова и

дела являются проявлением совести и философии, которые в свою очередь

являются продуктами ума, или сердца. Однако мы заблуждаемся, когда верим в

существование сердца, совести, рассудка или абстрактных идей. Так, для людей

наподобие древних греков, которые верили только в то. что могли увидеть

своими собственными глазами, этот невидимый ум, или сердце, вообще не

существовали.

Таким образом, чтобы иметь дело со столь неопределенной сущностью, как

ум, или сердце, человек должен судить только по внешним проявлениям,

каковыми являются слова и действия. Только тогда он сможет понять, откуда

взялась эта сущность. Вот что говорит нам Дзете. Он также предостерегает нас

против того, чтобы делать тщедушные заявления даже в дружеских беседах.

Трусливые слова проникают в сердце и делают его малодушным. К тому же,

услыша эти слова от человека, ЛЮДИ могут подумать, что он -- трус, а это еще

хуже, чем быть трусом на самом деле. Любая незначительная оплошность в слове







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия