Студопедия — Коммуникативный аспект.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коммуникативный аспект.






Одно из значений слова коммуникация - «сообщение информации однимлицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие

адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в

получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: • логичность, • точность• понятность• богатство, • разнообразие речи• чистота• выразительность, • уместность.

Точност ь определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и

законов русского языка

Понятность речи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить

употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих

качеством коммуникативной общезначимости.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте.

Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и

четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они

становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да,так и др.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает

воздействие на разум, чувства, воображение слушателей

Сделать речь образной,эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительныеи выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора,

метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

К средствам речевой выразительности относятся фигуры и тропы. Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность(греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи).

Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость: * сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);

* восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;

* нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен);

* антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;

* оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи - это особое стилистически значимое построение(синтаксическая форма) словосочетания, предложения или группы предложений в тексте:

 

фигуры ДОБАВЛЕНИЯ

# повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли;

# анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский);

# пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий/

фигуры УБАВЛЕНИЯ

# эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский);

# апосиопеза - умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда…;

# просиопеза - опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества;

# апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет.

Другие фигуры -инверсия, риторический вопрос, параллелизм,хиазм,анафора,эпифора,антитеза.

ТРОП — (от греч. tropos — оборот) — слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; сложные — метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз.

 

 

II Лексические средства (тропы)

1. Эпитет - образное, художественное определение предмета, действия

(чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические (красная девица); индивидуально-авторские (мармеладное настроение.- Чехов):

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания

художественного описания первого (имеются слова как, как будто, словно, будто и др.):

И берёзы стоят, как большие свечки. Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.

Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа). Храбрый как лев. (речевой штамп).

5. Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н.3абол.)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор). Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает. Ситец неба голубой. Поля шляпы (стёртая метафора)

4. Олицетворение - явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами: Звезда с звездою говорит. Спит черёмуха в белой накидке. Время бежит.

5. Метонимия — слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:

Я три тарелки съел. Медь не померкла (доспехи). Молчалины блаженствуют на свете (Гр.).

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот): Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах):

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

8. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К.Т.).

9. Литота- преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда. Ваш шпиц не более напёрстка (Г

10. Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? (Твард.). - (это эвфемизм - средство для создания юмора).

11. Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для её тряпок - я не в состоянии (П.).

Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12. Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом. Потоки патоки. Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.)-

13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий:

Убогая роскошь наряда. Звонкая тишина. «Горячий снег». Страшно смешно. Ужасно весело.

14. Синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы).

Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.

15. Устаревшие слова — архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

 

16. Неологизмы - новые слова - общеязыковые или авторские - для создания художественного эффекта:

Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.)- Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).

17. Просторечная и диалектная лексика - придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:

А вчерась мне была выволочка (Ч.).

Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас (Е

18. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придают ему шутливую окраску; средство речевой характеристики персонажа:

Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч.).

Дело не в новой метле, а в том, как она метёт,

19. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:

Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.)- Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный,

длинный (П.).

20. Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство: Как белка в колесе (Кр.).

Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

21. Пословицы, поговорки:

Что написано пером, не вырубишь топором. Нет худа без добра.

22. Ирония - вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:

- Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).

- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (К

23. Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:

- Тише едешь — дальше будешь.

III Синтаксические средства (стилистические фигуры)

1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.). Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).

3. Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).

4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:

Что же такое эта сигнализация? Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу? Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).

6. Риторическое обращение - выделение важных смысловых позиций, идей:

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога (Ее).

-Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).

7. Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

О времена, о нравы! (Цицерон). Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.)-

8. Период- синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:

-Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение:

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел. Книга - хранилище знаний. Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических раздумий.

10.Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

Не жалею, не зову, не плачу,... Звериный, чужой, неприглядный мир.

 

11.Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противо­поставление противоположных понятий:

Глупый осудит, а умный рассудит. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда

мы медлим.

12. Анафора - повтор, повторение начальных слов:

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём(Л.)

Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).

13. Эпифора - повтор, повторение конечных слов:

-Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный стык - повтор слова в середине фразы или на стыке

двух предложений:

-О весна без конца и без края, без конца и без края мечта. (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления — изолированный номинатив, называет

тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:

-Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени...

17. Разговорные синтаксические конструкции — особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

-С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).

А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду (Непомн.)

18. Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости?- спросил офицер.

- Хорошие!

19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:

Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее). Фёкла, за доктором! (М.Г.).

За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).

К нашему счастью, взошло, наконец, прекрасное солнце (Пришв.)

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 927. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия