Студопедия — Метапсихология здоровья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метапсихология здоровья.






Здоровье. Основной темой, равно как и основной целью любой медицины является здоровье. Не смотря на чрезвычайную распространенность этого понятия, смысл его и по сей день представляется затемненным. На просьбу разъяснить, что такое норма, почтенные теоретики, да и практики тоже, либо разводят руками, либо пускаются в трудоемкие рассуждения, которые сами по себе требуют новых комментариев.

Особенно же насущно и актуально данная тема звучит в области, касающейся душевного состояния. Многие психиатры интуитивно обнаруживают тонкую грань между патологией и нормой, но определить последнюю, как таковую, все же затрудняются. Формулировки словарей выглядят столь же маловразумительными, сколь и абстрактными, отчужденными от насущной жизненности конкретной реальности. Как, например, воспринимать следующую дефиницию: здоровье – это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»? Если с «деятельностью» и «организмом» картина того, о чем идет речь, более менее, ясна, то понятия «правильная», «нормальная», «благополучие» вызывают чувство некоторой неопределенности. В чем и чем именно проявляются эти значения? Каковы их признаки, свойства, критерии?

Говоря о предзаданности и предназначенности человеческого существования св. Григорий Нисский пишет: «Создатель предназначил нам оставаться не в виде зародышей. Равным образом, целью нашей природы не служит младенческая жизнь, а также следующие за ней возрасты, в которые мы последовательно облекаемся, изменяя с течением времени свой вид, и, наконец, не происходящее по причине смерти разрушения тела; но все это и подобное – часть того пути, которым мы идем». (16).

В приведенном фрагменте сочинений святителя четко и явственно прослеживается мысль о состоянии человеческого существа-существования как поступательного процесса развития – эволюции.

Стало быть, понятия «здоровье» и «норма» вполне могут соотноситься с темой эволюции. В реальной жизни так и происходит. Когда тридцатилетний субъект ведет себя как пятилетний ребенок, даже не вооруженные психологическим взглядом окружающие, подмечают, что с ним не все в порядке. В то же время для ребенка подобное поведение представляется вполне естественным – соответствующим уровню его развития.

Вместе с тем, эволюция есть процесс целе-сообразный и целе-направленный. Наличие же цели выражает наличие разума. Разум всегда проявляет себя через цель (telos) и, возможно, в этом проявляется его основное свойство.

Выдающийся психиатр Эмиль Крепелин замечает: «Под именем вырождения мы разумеем выступление унаследованных свойств, затрудняющих или делающих невозможным достижение общих жизненных целей». (9).

Св. Григорий Нисский: «Что же касается цели и предела такого путешествия, то им является восстановление в первобытное состояние». Буквально у Нисского – archeion apokatastasis. (16).

В психоаналитической терминологии существует аналогичное обозначение – «архаические состояния» – archaic states (18), типичным примером которого является «океаническое чувство», описанное Фрейду Роменом Ролланом. Характерным для такого состояния является переживание бесконечной, безграничной, неразрывной связи со всем сущим, возврата чего-то старого, хорошо знакомого и близкого, подъема творческой активности, наличия мистического источника благотворно действующей энергии. Его основные ощущения – «слияние» и «безвременность».

Таким образом, здоровье можно интерпретировать как состояние индивида, осознанно участвующего в осуществлении эволюционного процесса, обусловленного воздействием интегрирующей цели, в свою очередь являющейся выражением активности непрерывающегося и непрерываемого разума.

Разбив приведенное определение на фрагменты, получим смыслы простые и элементарные.

А. Здоровье – это эволюция.

Б. Оно представляет развитие к той цели, которая это развитие и обусловливает.

В. Эта цель является выражением активного и креативного (творческого) разума.

Тогда получается, что уклонение от такого развития и есть патология.

· Патология – это извращенная эволюция.

· Извращенная эволюция – это инволюция, то есть распад, некроз - смерть.

Если сотворяющий и целеполагающий разум определить через понятие «бог», то теологическая парадигма как нельзя точно впишется в контекст исследуемой нами темы. И в этом случае формулировка св. Гр. Нисского «для разумной природы истинную жизнь составляет общение с Богом, а уклонение от Него имеет название смерти» (16) приобретает характер антропологической формулы.

«Это есть болезненное уклонение от первоначального типа». – Писал психиатр Бенедикт Морель (9).

А что получится, если пойти дальше и задуматься над морелевским «первоначальным типом»? В Традиции ответ однозначен. Ссылаясь на св. Гр. Нисского, получаем столь же точное, сколь и выразительное пояснение: «Мы были образованы в начале, будучи созданы по образу Первообраза» (archetipon genomenoi) (16). Под Первообразом святитель понимает Божество. «Первоначальный тип» на греческом языке звучит как «архетип», он же – Первообраз. Смыслы смыкаются.

 

… В общем, история поворачивается таким образом, что понятия вроде бы специфически очерченные – клинические, вдруг, начинают соприкасаться с категориями, хотя и насущными, но относящимися к запредельному.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия