Студопедия — Заповедь 4. «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». (Исх. 20, 8-10).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Заповедь 4. «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». (Исх. 20, 8-10).






Суббота, как символ, а не календарный день означает остановку, покой, паузу, фокусировку сознания на собственной глубине, его сокровенной, трансцендентной сути. Таким образом, Суббота становится востребованным памятованием души о себе самой, которое реализуется через потребность индивида в самопознании.

Исходя из текста заповеди, мы можем раскрыть ее композиционную структуру в виде трехчастного разделения.

1. «Помни день субботний, чтобы свято хранить его». Данное выражение открыто указывает на необходимость осознанного самовосприятия через расширение собственной идентичности с Божественным образцом, архетипом, концентрирующим в себе надличные, трансперсональные качества. Употребление таких слов как «помни» и «вято храни» вряд ли ассоциируется с субботним днем как днем праздности и безделья, которые никакого отношения ни к «памятованию», ни к «святости» не имеют. Следовательно, «день субботний» есть не день бездействия, но день самопознания и самопостижения, некая мистическая стоянка на жизненном пути.

2. «Шесть дней работай и делай в них все свои дела». Подобное наставление однозначно предписывает практические самоосуществления и самореализации через принятие ответственности за выполнение и исполнение своих дел, что вполне соотносится с хорошо известным фрейдовским определением душевно здоровой, зрелой личности – «arbeiten und lieben», «работать и любить». Психически полноценного индивида от невротика отличает чувство ответствености, у второго оно отсутствует, либо находится в дефицитарном состоянии, что и дает нам повод говорить об инфантильной подоплеке невротической организации.

3. И, наконец, третья часть – «день седьмой посвяти Господу» – как бы зеркально завершает начало заповеди, симметрично замыкает ее, в то же время, внося в нее новую информацию – истинное самопознание вне Божественного фактора малоосмысленно, малорезультативно и, в общем-то, попросту невозможно. Ибо психологически Бог – это то, что не может быть схвачено рассудком, усвоено обыденным разумением ограниченной логики, но постигается лишь через откровение.

Интересен еще один нюанс в отношении данной заповеди: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь Бог твой, вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». (Вт. 5, 15). Данная формулировка, взятая из текста Второзакония, вносит новый нюанс в содержание заповеди, сообщая смыслу субботы акцент освобождения от рабства, которое можно рассматривать не только в буквально историческом аспекте, но и в измерении психологическом, символическом, имевшемся в виду Ап. Павлом, говорившим об освобождении от порабощения «немощными и бедными вещественными началами». (Гал. 4, 9).

Существующие идиомы «раб привычек», «раб обстоятельств» и т.п. означают состояние зависимости, несвободы личности, ее бедственного проблемного положения. Но ни вещь, ни обстоятельство сами по себе не способны пленить, если только личность не отдается им в плен, не начинает с ними «прелюбодействовать». День субботний как день встречи с Богом» являет собой момент трансперсонального преобразования субъекта, выхода его за пределы суженных, социально обусловленных рамок своей личности, становление собственно человеком (мыслеведающим), осознающим ограниченность и зыбкость своих прежних привязанностей и «ценностей», которые в освещении целостного и реального осознавания начинают представляться не более, чем фетишами, идолами, всего лишь погремушками, способными разве что на время успокоить взбудораженный детский ум. отщепление от невротических привязанностей к своим идолам психодинамически представляет собой процесс сепарации, являющий начало индивидуального становления здорового, целостного, адекватно ориентированного человека.

Нарушения четвертой заповеди: Неответственность за свое дело (леность). Праздность. Озабоченность житейской суетой и бытом. Небрежение настоящим. Забвение о смерти. Равнодушие к самопониманию.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия