Студопедия — Доизобразительный период или период каракуль.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Доизобразительный период или период каракуль.






У детского рисунка есть своя предыстория. Ее начало связано с пробуждением сознания ребенка, когда из хаоса смутных ощущений у него начинают формироваться относительно устойчивые образы отдельных предметов. Эти предметы – близкие люди, пестро окрашенные шарики, погремушки – ребенку хочется их потрогать, взять в руку, испытать на вкус, послушать, как звучит. Когда ребенок начинает ходить и круг его наблюдений расширяется, число узнаваемых предметов быстро растет, и действия с ними усложняются. Начинается целая серия испытаний: если это бумага – ее можно порвать, прутик – сломать, песок – сыпать из горсти. Шаг за шагом ребенок постигает этот мир. Первые опыты лепки колбасок и шариков из хлебного мякиша, формование «пирожков» из сырого песка, первые постройки из кубиков и любого подходящего материала – истоки пластического и архитектурного творчества.

Однажды в руки ребенка попадает кусочек мела, кирпича, угля или карандаша и на асфальтовой дорожке или на обоях в комнате появляются первые рисунки. Не изображения (ребенок еще не знает, что такое возможно) – просто беспорядочные штрихи, которые ничего не напоминают, не рождают никаких ассоциаций. Но с этого момента и начинается детский рисунок. Огромный смысл этих первых опытов познания мира и вещей в нем, открывающих ребенку путь к изобразительной деятельности, не всегда правильно оценивается взрослыми. Для некоторых это просто озорство, нарушение порядка, наказуемый проступок, в лучшем случае безобидная шалость.

Так начинается недолгий по времени, но важный по значению и последствиям д о и з о б р а з и т е л ь н ы й п е р и о д рисования ребенка. Его пределы – возраст до 3-х – 4-х лет. И в течение этого времени рисунок не остается без изменений.

Начинается он с беспорядочных, х а о т и ч е с к и х каракулей, путаницы штрихов разной силы и длины: ведь рука ребенка еще непослушна его воле и глазу. В этом возрасте наиболее развитыми оказываются крупные мышцы руки – мышцы плеча, мышцы предплечья и тем более, мышцы кисти еще предстоит натренировать – поэтому штрихи (прямые и дугообразные) получаются огромного размера, часто выходят за рамки листа. Если ребенок ставит точки, то чаще получаются дырки в листе. На этапе выполнения хаотических каракулей результат зависит от произвольных «циркульных» движений всей руки по горизонтали или вертикали, ребенок не только не управляет движением, но часто даже не видит изображения. Его привлекает само движение и ощущения, связанные с ним. Чирканье, шорох, скрип, стук карандаша по бумаге порождает наслаждение, доставляет удовольствие и мускульные усилия в процессе рисования, и тактильные ощущения от карандаша. Сенсорная и моторная стимуляция обеспечивает желание рисовать всякий раз, когда художественный материал попадает в руку. Рисуя, ребенок действует, а, действуя, он познает окружающую среду. Постепенно, когда крупные мышцы руки становятся более умелыми, начинают развиваться средние мышцы – мышцы предплечья. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными.

Р и т м и ч е с к и е каракули выглядят как ломаные линии, состоящие из коротких штрихов. Ребенок способен остановить движение карандаша и поменять направление. Работающие мышцы предплечья позволяют уменьшить амплитуду движения карандаша, движения становятся более плавными, экономичными, ритмичными. Ритмичные движения приносят удовольствие, как движения в прыжках, танце, как мерное звучание слов в стишках. Ритм движений руки в свою очередь задан, по-видимому, сердцем, темпом его биений. Здесь рисунок все еще подчинен физиологии, но этап ритмических каракулей много значит для ребенка – впервые пробуждаются ощущения слаженности, совершенства. Постепенно сознание и память крепнут, а рука все больше подчиняется воле рисующего. Теперь можно нарисовать линию почти такую, какую захочешь, какую предвидишь. Благодаря этапу ритмических каракулей готовится почва для проявления важного свойства человеческого сознания – воображения.

Каждый человек с помощью воображения, фантазии в случайных формах облаков, в кляксах краски, пролитой на бумагу, в древесных сучьях и корнях может уловить сходство с человеком, животным или какими-нибудь предметами. У ребенка это свойство проявляется особенно свободна, ярко, радостно. Оно то и позволяет перейти ему у следующему, третьему этапу доизобразительного рисования. В абстрактных штрихах ребенок начинает угадывать изображения, формы реальных предметов. Образ предмета, пока еще мнимый, случайный, непроизвольно возникает из каракулей, он подсказан только воображением. Ассоциации могут возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера движений при рисовании или из звуков, сопровождающих рисунок. Ассоциативные каракули от предыдущих – ритмических – внешне ничем не отличаются. Новое - только в отношении к ним ребенка. Впервые рисунок выполняется по замыслу, замысел случаен, мимолетен, возникает и исчезает, но это приближает ребенка к изображению, к творчеству.

Все три этапа доизобразительного периода необычайно важны для развития ребенка, и являются базой для следующего периода – изобразительного. Первый этап принес ребенку открытие и пробу материалов, пригодных для рисования, вместе с ними и развитие движений руки; второй – ритм в рисунке, начало зрительного контроля за тем, что получается; третий – ассоциации каракулей с реальными предметами или образами, неустойчивый, но все-таки – замысел. Сознание еще не устойчиво, его базой служат эмоциональные порывы, побуждения, коренящиеся в неосознанном. Ребенком руководит инстинкт познания. Подражание, несомненно, тоже является одним из стимулов детского творчества. Ребенок видит, как старшие пишут письма, и свои каракули называют письмом. И это подражание – творческий акт, оно отбирает лишь то, что необходимо, полезно ребенку в его развитии.

В 3-4 года ребенок переходит к следующему периоду рисования. Раньше или позже – это зависит и от личных качеств ребенка, его природных задатков, наблюдательности, воображения, смелости и от условий, в которых растет ребенок: от поощрения его занятий, от среды, питающей воображение, от того, есть ли под руками материалы для рисования. И, наконец – от наглядного примера. Дети художников, как правило, раньше, полнее, ярче проявляют себя в рисовании, также как дети в коллективе – в яслях или в детском саду. К предметному рисованию ребенок подойдет тем лучше подготовленным, чем больше внимания мы уделим ему в доизобразительном периоде.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1578. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия