Студопедия — Соотношение IQ количеству баллов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение IQ количеству баллов






 

Возраст тестируемого   Возрастная норма   Минимальное значение нормы для данного возраста  
4 года   100%— 10 баллов;   70% — 3 балла.  
5 лет   100% — 16 баллов;   70% — 6 баллов.  
6 лет   100% — 18 — 19 баллов;   70% — 7 баллов.  
7 лет   100% — 22— 23 балла;   70% — 9 баллов.  
Влет   100% — 26 баллов;   70% — 10 баллов.  
9 лет   100% — 31 балл;   70% — 13 баллов.  
10 лет   100% — 34—35 баллов;   70% — 14 — 15 баллов.  
11 лет   100% — 36 — 38 баллов;   70%— 15— 16 баллов.  
12 лет   100% — 39-41 балл;   70%— 18 баллов.  
Влет   100% — 42 — 43 балла;   70% — 21 балл.  
14 — 15 лет   100% — 44 — 46 баллов;   70% — 24 балла.  

Рассмотрим пример обработки результатов по конкретному рисунку. Данный рисунок выполнен ребенком 5 лет. После обсчета по указанным критериям можно установить, что данный испытуемый набирает 12 баллов. Баллы засчитываются за пункты 1; 4; 9; 11; 22; 24; 35; 39; 44; 46; 47; 48; за остальные — не засчитываются.

Полученный результат значительно выше того, который соответствует нижней границе нормы. Таким образом, можно заключить, что состояние интеллектуальной сферы данного ребенка не вызывает подозрений в недостаточном развитии.

 

ОТРАЖЕНИЕ В РИСУНКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Опыт практического использования теста Гудинаф вскоре поставил психологов перед необходимостью интерпрета­ции одного интересного факта. Выяснилось, что сходные или даже одинаковые показатели уровня интеллектуально­го развития, высчитываемые по предложенной Ф. Гуди­наф шкале, возникают в результате анализа рисунков, ра­зительно отличающихся друг от друга. При наличии общих закономерностей в становлении детского рисунка каждый рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуаль­ными особенностями. Возникла гипотеза, что эти особен­ности являются отражением индивидуально-психологиче­ских свойств ребенка, его мироощущения, характера, са­мооценки и др.

Американский психолог К. Маховер проделала огром­ную работу по анализу детских рисунков в сопоставлении с клиническими данными. Ею был выделен ряд призна­ков интерпретации человеческой фигуры, касавшихся не уровня интеллектуального развития, а личностных осо­бенностей. Результаты этой работы обобщены в книге «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры» (1949).

Уже в названии книги обозначен центральный, по мне­нию многих авторов, механизм изобразительной деятель­ности — проекция. Проективными тестами названа груп­па методик, объединенных одним общим свойством. Счи­тается, что оперируя неким неопределенным материалом (например, малопонятными картинками, как в Темати­ческом Апперцепционном Тесте — ТАТ, или чернильными пятнами расплывчатой конфигурации, как в тесте Роршаха), человек «проецирует» на него особенности его внутреннего мира. Получив задание произвольным образом сложить геометрические фигуры, завершить незаконченные предложения и т.п., он бессознательно предлагает именно тот вариант, который свидетельствует об особенностях его персонального склада. Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифи­цируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственных свойств.

Следует отметить, что теоретические основания такого подхода по сей день спорны и разделяются не всеми.

Тем не менее, с выходом работы Маховер практика ин­терпретаций рисунков получила новое направление. Оче­видно, что материал, выявленный в результате проведе­ния теста Гудинаф, может иметь и дополнительную небесполезную интерпретацию (правда, не столь строго стандартизированную). Ниже мы приведем критерии ин­терпретации рисунка, предложенные К. Маховер, Они так­же могут быть использованы в практике. Необходимо лишь подчеркнуть, что таким образом возможно выявление не­ких общих тенденций, но не постановка точного психо­логического диагноза. Важно и то, что поскольку изуча­ется личность, находящаяся в процессе становления, по­стольку, чем младше ребенок, тем более ограниченны возможности суждения его личности.

Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Уже очень маленький ребенок считает голо­ву чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что уме­лость, ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственно­го развития). Нечеткое изображение головы — показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в послед­нюю очередь, возникает подозрение на наличие каких-то межличностных конфликтов.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует олову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, кото­рая на рисунке символизируется шеей — способность к рациональному самоконтролю.

Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея — свидетельство торможения, регрессии; конф­ликт между разумом и чувствами решается через самоустра­нение от мира собственных сильных эмоций. Толстая корот­кая шея — уступки своим желаниям и слабостям, выраже­ние неподавленного импульса.

Плечи и их размеры — признак физической силы и по­требности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи от­ражают ощущение большой силы, а мелкие — наоборот, малоценности, ничтожности, причем не только в физиче­ском плане. Угловатые плечи — свидетельство чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уны­ние, отчаяние, иногда — чувство вины.

Туловище — средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным свидетельствует о мужественно­сти. Слишком крупное — наличие неудовлетворенных, ост­ро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое — симптом униженности.

Лицо включает глаза, уши, рог и нос. Это рецепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с действительно­стью.

Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетель­ствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом.

Подчеркнутый подбородок — потребность в доминиро­вании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нереши­тельность Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые — возможные слуховые галлюцинаций Встречаются у детей, особо чувствительных к критике, также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие таковых — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о сильном стремлении избегать неприязнь визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами - «точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.

Рот — символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности — четко нарисованные зубы. Рот - наподобие клоунского — вынужденная приветливость, не­адекватные чувства. Персонаж вообще без рта или со ртом «точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Нос в психоаналитической традиции трактуется как сек­суальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной.

Конечности — руки и ноги — появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «со­сисок». Для маленького ребенка первоначальная функция руки — «прицепливание» к телу матери, т.е. функция уста­новления контакта с близким человеком. Лишь впослед­ствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — взаимодействия с миром предме­тов и воздействия на этот мир.

Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то спо­собным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появ­ляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с паль­цами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащен­ным, сильным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то в мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.); если меньше — то более слабым, чем окружающие.

Руки изображены длинными и мускулистыми — ребе­нок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об ам­бициозных стремлениях. Очень короткие руки — ограни­ченность стремлений, ощущение неадекватности. Изобра­женные близко к телу руки свидетельствуют о напряжении. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Неясно очерченные руки — недостаток уверенности в себе, в деятельности и социальных от­ношениях. Широкий размах рук — интенсивное стремле­ние к действию (если пальцы при этом сжаты в кулаки — открытый протест).

Ноги символизируют опору в реальности и свободу пе­редвижения, а также свободу вообще. Непропорционально длинные ноги — сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног — тем тверже ощущение на­дежности. Если же рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.

Трактовка позы изображенной фигуры в целом более пря­молинейна. Так, если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности, порожденной со­циальным окружением, и потребности в общении. Бегущий человек — стремление убежать, уклониться, скрыться; легко и размеренно шагающий — уравновешенность.

Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам свидетельствуют об отсутствии личного равновесия.

Искажения, идущие по правой стороне изображаемого человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают про­блемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Технические особенности выполнения рисунка также представляют определенную диагностическую ценность. Так, размеры линий, стертые детали, пропуски, акцентирова­ние, штриховка выявляют конфликтные сферы.

Отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью, часто свидетельствуют о серьезном эмоциональном нарушении.

Еще более ярким диагностическим материалом, чем рисунок отдельной человеческой фигуры, выступает рисунок семьи. Самое раннее упоминание о тестовой методике такого рода относится к 1951 г. С 60-х гг. тест «Рисунок семьи» для изучения межличностных отношений получил широкое распространение, и в различных реги­онах приоритет в его использовании связывают с разными именами.

Данная методика представляет собой процедуру, отражаю­щую переживания и восприятие ребенком своего места в се­мье, его отношения к семье в целом и отдельным ее членам.

Проведение тестирования с помощью этой методики также довольно несложно.

Для исследования необходимы лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозна­чает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисо­вать, следует просто повторить инструкцию. Время вы­полнения задания не ограничивается (как правило, оно не превышает получаса). При выполнении задания следует отмечать: последовательность рисования; паузы более 15с; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмо­циональные реакции и их связь с изображаемым содер­жанием.

После выполнения задания надо постараться получить максимум дополнительной информации в процессе беседы. Обычно задаются следующие вопросы. 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из на­рисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на откры­тое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе нужно пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чув­ства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисо­вал кого-нибудь из членов семьи (если это произошло); что значат для него определенные детали рисунка. При этом, по возможности, надо избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу и защитные реакции.

Интерпретация рисунка условно подразделяется на три части: анализ структуры рисунка, выявление особенностей графического представления членов семьи, анализ процесса рисования.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Иска­жение реального ее состава заслуживает пристального вни­мания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние ва­рианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встреча­ется у детей довольно редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувства отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно при­шедших в интернат из семей); в) аутизм; г) высокий уро­вень тревожности; д) плохой контакт с исследуемым ре­бенком.

В практической работе чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисо­вать тех ее членов, которые для них менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные от­ношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает непри­емлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает нега­тивных реакций, связанных с определенными людьми. Наи­более часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкурен­ции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание роди­телей.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребе­нок рисует маленьких зверушек, птиц. Всегда следует уточ­нить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья и сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить).

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общно­сти.

Информативным является увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологиче­скими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей — они относительно чаше вклю­чают к рисунок семьи посторонних людей.

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисо­ванные, не связанные с семьей взрослые указывают на вос­приятие неинтегративности семьи, на поиск человека, спо­собного удовлетворить потребность ребенка в близких эмо­циональных контактах.

Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотноше­ний в семье. Сплоченность семьи, рисование всех членов с соединенными руками, объединенность их в обшей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, включенности в семью. Рисунки с проти­воположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональ­ных связей. Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры се­мьи, коалиции.

Анализ особенностей нарисованных фигур в целом со­впадает с интерпретацией, описанной относительно от­дельной человеческой фигуры. Индивидуальные особен­ности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи. Как пра­вило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисо­вании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декодировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графического изображения. О восприятии ролей членов семьи можно судить на осно­ве сравнения величины фигур, поскольку для ребенка величина фигуры выступает средством выражения значи­мости.

Интерпретация процесса рисования, как правило, до­вольно субъективна и в основном опирается на практиче­ский опыт специалиста, проводящего тестирование.

В завершение необходимо еще раз подчеркнуть, что ис­пользование данного метода и описанной интерпретации результатов позволяет лишь с известной долей вероятнос­ти оценить некоторые тенденции личности и межличност­ных отношений, но не может выступать исключительным средством психологического диагноза.

 

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1—2, М., 1982.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.

Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической ин­терпретации. Л., 1974.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельнос­ти детей. М., 1961.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Общая психодиагностика / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возраст­ной и педагогической психологии / Под. ред. И.И. Ильясо­ва, В.Я. Ляудис. М., 1980.

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия