Ощущение плохой, недостаточной подготовкиВ этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте. 3. Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?). Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо. Практические приемы борьбы с волнением: повысьте эмоциональность речи; повысьте громкость речи; повысьте энергичность и темп речи; дышите ртом и носом одновременно; шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; возьмитесь за стул, трибуну, край стола; зажмите в кулак монету; возьмите мел, указку; пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты). Демонстрируйте сосредоточенность на содержании. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содержанием, и это облегчает оратору его задачу. «Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мысли до слушателя» (П. Сопер). И еще: не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.
|