Студопедия — Вступление.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вступление.

Цель моей работы:

· Обогатить знания о Н.А. Римском-Корсакове, его творчестве, культурной деятельности.

· Познакомится с этим человеком как с личностью.

· Исследовать его творчество и культурную деятельность.

Задачи, которые для этого надо решить:

· выписать основные факты из биографии Н.А. Римского-Корсакова.

· Исследовать его творчество, деятельность

· проанализировать различные оценки его работ,

· сформулировать собственную оценку его творчества.

Я взял эту тему для подготовки работы к выпускному экзамену по музыкальной литературе, чтобы побольше узнать и дополнить мои сведения о Н.А. Римском-Корсакове, а именно ознакомится с его биографией и творчеством, потому что хочу продолжить музыкальную деятельность и поступить в музыкальный колледж носящий его имя.

 

Основная часть

Знакомство с биографией Н.А. Римского – Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Это великая прославленная личность того времени. Давайте познакомимся с его жизнью, как стал он такой выдающеюся личностью.

Римский-Корсаков родился в небольшом городишке Тихвине близ Новгорода недалеко от Санкт-Петербурга в Новгородской губернии (сейчас Тихвин находится в Ленинградской области) Российской империи 18 марта (6 марта по старому стилю)1844 года в семье известного моряка - Андрея Петровича Римского-Корсакова, который служил некоторое время вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором в центральном городе этой губернии, и матери Софьи Васильевны - дочери крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщины достаточной образованной. [4]

 


Родители Н.А. Римского-Корсакова: Андрей Петрович, Софья Васильевна

Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. [4]

Дом, в котором Н.А.Римский Корсаков провёл свое детство.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле. [4]

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург. В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка -«Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Анданте) Первой симфонии (конец 1862 года), которую начал под руководством Балакирева, после этого Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. [4]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в окружение членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. [4]

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шахерезада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира. Программно-сказочное начало было развито в симфонической сюите «Антар», написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. [4]

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка», по драме Льва Мея). [4]

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада».

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности. Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).[4]

Умер в усадьбе Любенск, близ Луги (Санкт-Петербургская губерния), 8 июня (21июня по старому стилю) 1908 году.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. В 1937 прах перенесён в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре.

 

Усадьба в селе Любенск в Псковской области.

 

 

1)Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых. Автор надгробия Н. К. Рерих.

2)Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Садовой улице.

Творчество и культурная деятельность Н.А.Римского-Корсакова.

Давайте теперь поговорим и обсудим творческую и культурную деятельность Николая Андреевича. Попытаемся понять, просмотреть её отличия от многих других творческих деятельностей других композиторов того времени.

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивным и идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составитель сборника «Сто русских народных песен», Петербург, 1877; гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, —«40 народных песен», Москва, 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них).[2] Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начале 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину,1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора— «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.[2]

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.[2]

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».[2]

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). [2]

Римский-Корсаков обладал хорошими организаторскими способностями, которым нашлось применение в его педагогической и общественной деятельности. Как мы помним из приведённой мной биографии он был профессором Петербургской консерватории (с 1871 г., классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884 гг.), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881 гг.), дирижёром симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883–1894 гг.).[6]

О начале своей педагогической деятельности Римский-Корсаков писал: «Незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из её лучших учеников, — а может быть, и самым лучшим, - по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала». С годами Римский-Корсаков стал настоящим воспитателем музыкальной молодёжи. Заниматься в классе композиции у Римского-Корсакова было и трудно, и крайне интересно. Он строил уроки так, чтобы последовательно вести учеников от более простых к более сложным заданиям, при этом Римский-Корсаков-педагог не придерживался шаблона и всегда был готов отступить от общего порядка для того, чтобы оживить интерес или увлечь ученика привлекательным для того упражнением. С некоторыми подопечными у композитора возникала дружба, нередко тесная и глубокая.

Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров и музыковедов, среди которых — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки — «Практический учебник гармонии» (1886 г.).[6]

Также во время Революции 1905–1907 гг. Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории, из-за вскоре был уволен. «Случилось нечто невообразимое. Из Петербурга, Москвы и изо всех концов России полетели ко мне адреса и письма от всевозможных учреждений и всяких лиц, принадлежащих и не принадлежащих к музыке, с выражением сочувствия мне и негодования на дирекцию Русского музыкального общества. Ко мне являлись депутаты от обществ и корпораций и частные лица с теми же заявлениями. Во всех газетах появились статьи, разбиравшие мой случай; дирекцию топтали в грязь, и последней приходилось очень скверно».[6]

Членов дирекции изображали с пробками вместо голов, Бернгарда называли ничтожеством и тупицей, а он даже в суд не подал. На одной из карикатур маленькие члены дирекции играют на шарманке и дудочках, а огромный Римский-Корсаков уносит от них свои партитуры и верхнюю часть здания консерватории. Владимирские крестьяне собрали Римскому-Корсакову на бедность 2 рубля 17 копеек. Столичные журналисты были не так наивны, они знали, что автор 14 опер, в сущности, ничего не потерял, но навек опозорены те, кто поднял на него руку: «Римский-Корсаков больше не профессор. Он уже просто Римский-Корсаков». [6]

Но каково было отношение самого Н.А.Римского-Корсакова к своему творчеству, деятельности и успехам.

Музыковед Абрам Гозенпуд в 2002 году в интервью «Петербургскому театральному журналу» процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

«Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова, который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас — это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, — политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, лучше просто — Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, — это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому, что я много написал». Чудное письмо, сейчас такого никто не напишет». [3]

Поэтому письму можно судить, каким скромным был человеком Н.А. Римский-Корсаков. Ему не нужно было славы и памятников. Желание творить - для него главная идея жизни. Он был равнодушен к рекламе, не искал больших денег и славы. Вежливо отклонялся от принятия степени доктора Оксфордского университета, хотя был довольно ответственным, наверно, из-за этих качеств и был так любим многими.[5]

Итак, Н.А. Римский Корсаков за свою жизнь был очень плодотворен на разные музыкальные произведения: 15 опер, различные многочастные сонаты,симфонии и увертюры сделали его известным во всём мире. Я выписал основные творения Римского-Корсакова:

Оперы: Псковитянка (1873, Петербург; 2-я редакция 1878; 3-я редакция 1892, постановка 1895, там же), Майская ночь (1880), Снегурочка (1882), Млада (1892), Ночь перед Рождеством (1895, все — Петербург), Садко (1897), Моцарт и Сальери(1898), Боярыня Вера Шелога (1898), Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане (1900, все — Москва), Сервилия (1902, Петербург), Кащей бессмертный (1902, Москва), Пан воевода (1904, Петербург), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904, постановка 1907, там же), Золотой петушок (1907, постановка 1909, Москва).[2]

Кантаты - Свитезянка (1897), Песнь о вещем Олеге (1899) и др.[2]

Для оркестра - 3 симфонии (1865, новая редакция 1884; 2-я — Антар, 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886), музыкальная картина Садко (1867, окончательная редакция 1892), Сербская фантазия (1867, окончательная редакция 1889), Сказка (1880), Симфониетта на русские темы (1885), Испанское каприччио (1887), сюита Шехеразада (1888), Светлый праздник (Воскресная увертюра, 1888), Дубинушка (со смешанным хором ad libitum, 1906) и др. [2]

Для инструментов с оркестром- концерт для фортепиано (1883), Фантазия для скрипки (1886), Серенада для виолончели (1893) и др.; произведения для инструментов с духовым оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; хоры с оркестром и a cappella; камерно-вокальные ансамбли; 79 романсов для голоса с фортепиано; обработки народных песен.[2]

Заключение.

Н.А. Римский – Корсаков – великий русский музыкальный деятель 19 века получивший признание во всём мире. Более 40 лет длился творческий путь этого композитора. Вступил на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет - русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные природные пейзажи определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.[7]

«Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость....много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?» В. Стасов.

 

Память.

Памятники, музеи, учреждения[4]

· В 1952 году Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский)

· В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

· Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор.

· В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.

· В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.

· Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.

Топонимы:

В России[4]

· Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.

· Улица Римского-Корсакова в Москве.

· Улица Римского-Корсакова в Липецке.

· Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.

· Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.

· Улица Римского-Корсакова в Тихвине.

В Украине[4]

· Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.

· Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.

В Казахстане[4]

· Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.

Почтовая марка СССР, 1944 год.

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал.

Список литературы.

1)Е.Столова, Э.Кельх, Н.Нестерова. Музыкальная литература экспресс-курс. Издательство «Композитор -Санкт-Петербург» 2009 год.

Использовал интернет-ресурсы:

2)http://classic.chubrik.ru/Rimsky-Korsakov/

3)http://ptzh.theatre.ru/2002/28/53/

4)http://ru.wikipedia.org/Статья Римский-Корсаков, Николай Андреевич

5)http://www.rmvoz.ru/lib/fonoteka/mat/rimsky-korsakov/Rimsky-Korsakov_sb.pdf

6)http://edu.kubannet.ru/dlrstore/f902f76a-0d36-4a59-a849-

1f95dce9d97/p64aa1.html

7)http://www.belcanto.ru/rimsky.html




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Windows XP

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 804. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия