Студопедия — ГЛАВА 4. Что касается методов, то это - [его] духовные наставления.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 4. Что касается методов, то это - [его] духовные наставления.






Что касается методов, то это - [его] духовные наставления.

Итак, в нас существует Причина, являющаяся Будда-природой; переломным моментом нашего существования с безначальных времен самсары является обретение Основы - драгоценного человеческого тела; также приходит Условие - встреча с Благим Другом. Однако какие же ошибки мешают [при наличии всего этого] достичь Состояния Будды? - Ошибки и изъяны возникают в силу четырех препятствий, [мешающих] нам достичь Состояния Будды.

Каковы же эти четыре препятствия в достижении Состояния Будды? Они суть: привязанность к чувственным объектам этой жизни; привязанность к счастью [самсарического] существования; привязанность к счастью покоя; незнание методов достижения Состояния Будды. Чем же рассеиваются все эти четыре препятствия? Они рассеиваются посредством практики услышанных от Благого Друга духовных наставлений. Каковы же эти духовные наставления Благого Друга? Вкратце, это

Медитация на непостоянство; на недостатках самсары

Сосредоточение вкупе с Действием и [его] результатом;

Медитация на любовь и сострадание;

И учения о зарождении Пробужденного Настроя,-

В этих четырех аспектах

Суммированы все духовные наставления.

Итак, [необходимо] знать духовные наставления по медитации на непостоянство, духовные наставления по медитации сосредоточения на изъянах [самсарического] существования вкупе с Действием и [его] результатом, духовные наставления по медитации на любовь и сострадание и духовные наставления о зарождении Настроя высшего Пробуждения.

В этом отношении противоядием привязанности к чувственным объектам этой жизни становится медитация на непостоянство. Медитация на постижение недостатков [самсарического] существования вкупе с Действием и [его] результом является противоядием привязанности к счастью в [самсарическом] существовании. Медитация на любовь и сострадание является противоядием привязанности к счастью покоя. Учение о зарождении Настроя высшего Пробуждения является противоядием незнанию методов достижения состояния Будды, начиная с момента принятия Прибежаща и склонности, и до возвышенной медитации на смысл двух видов бессущностности, или же [с момента] вступления в [следование] учению о зарождении Настроя посредством пяти путей и десяти уровней.

Также некоторые учения являются основой для зарождения Настроя; некоторые учения являются сосредоточением на зарождении Настроя; некоторые учения являются обрядями зарождения Настроя; некоторые учения изучают зарождение Настроя; некоторые учения полезны для зарождения Настроя; некоторые учения являются результатом зарождения Настроя. И нет таких учений Махаяны, которые не содержали бы зарождения Настроя.

Все эти духовные наставления происходят от Благого Друга и существуют лишь благодаря Благому Другу.

Также в "Сутре установления благородного ствола" говорится так:

"Все добродетельные учения возникают из Благого Друга", и еще: "Всеведение зависит от духовных наставлений Благого Друга".

В этом отношении, во-первых, необходимо знать медитацию на непостоянство - противоядие против привязанности к чувственным объектам этой жизни, и, более того, что все обусловленные явления вообще являются непостоянными. Также Будда изрек: "Монахи! Все обусловленные явления - непостоянны".

Как же [они] непостоянны? - Предел скоплений - распад; предел возвышенного - падение; предел встречи - разлука; предел жизни - смерть.

Подобное же говорится в "Ассамблее для высказываний":

"Конец всех скоплений - распад,

Предел возвышенного - стать падшим,

Предел встречи - разлука,

Предел же жизни - смерть".

Если медитировать подобным образом, то вкратце - это

Подразделения, методы медитации,

Благо, [возникающее] из медитации, -

В этих трех аспектах

Полностью суммируется медитация на непостоянство.

Что касается подразделений, то их два: непостоянство мира как внешних вместилищ и непостоянство чувствующих существ по внутренней сути.

Непостоянство мира как внешних вместилищ имеет два [подраздела]: грубое непостоянство и тонкое непостоянство. И непостоянство чувствующих существ по внутренней сути также имеет два [подраздела]: непостоянство других и непостоянство себя.

При рассмотрение методов медитации на это первым является непостоянство больших внешних вместилищ: так, поднимающееся из пространства внизу последовательно разрушает четыре верхних состояния медитативного сосредоточения, [поскольку] они не являются по своей природе неизменно устойчивыми и постоянными; так, иногда первое медитативное сосредоточение разрушается снизу огнем; иногда второе медитативное сосредоточение разрушается снизу водой; иногда третье медитативное сосредоточение разрушается снизу ветром. И когда это разрушено огнем, не остается даже пепла, как, например, в выгоревшей масляной лампе. И когда это разрушено водой, не остается даже осадка, как, например, когда соль растворяется в воде. И когда это разрушено ветром, не остается даже остатков, как, например, когда ветер уносит пепел. Так, в "Сокровищнице истинного Учения" сказано:

"Семь [раз разрушается] огнем, один [раз] - водой,

И когда вода также [разрушает] семь [раз, это]

Разрушается приходящим ветром".

Что же касается 4-го уровня медитативного сосредоточения, то оно не разрушается [этими] тремя: огнем, водой и ветром; тамошние чувствующие существа умирают и саморазрушаются. Так, сказано:

"Уровень "Неизмеримости" непостоянен,

Поскольку он, как и чувствующие существа, возникает и разрушается".

Более того, [о том, что] однажды сфера этого мира будет точно разрушена, говорится в "Сутре вопрошений Дарующего Богатство [Кубера, или Вайшравана]":

"Когда одна кальпа минет, этот мир,

Пространственный по природе, превратится в пространство,-

Все массивное разрушится и сгорит".

Во-вторых, что касается тонкого непостоянства, то это - непостоянство смены времен года, непостоянство восходов и закатов солнца и луны и непостоянство мгновений.

Так, в первом [случае] в силу того, что приходит весна, почва этого мира становится плодородной, также [преобладает] красный цвет, а трава, деревья и растения пробиваются. Однако [в силу] непостоянства наступает время изменений.

В силу того, что приходит лето, почва увлажняется, [преобладает] зеленый цвет, и трава, деревья и растения распускают листья. Однако [в силу] непостоянства наступает время изменений.

В силу того, что приходит осень, земля твердеет, [преобладает] желтый цвет, на траве, деревьях и растениях созревают плоды. Однако [в силу] непостоянства наступает время изменений.

В силу того, что приходит зима, почва застывает, [преобладает] белесый цвет, а трава, деревья и растения становятся сухими и ломкими. Однако [в силу непостоянства] наступает время изменений.

Что же касается непостоянства восходов и закатов солнца и луны, то с наступлением дня мир освещается и светлеет, а с наступлением ночи - темнеет и мрачнеет. И это тоже является знаком непостоянства.

Непостоянство мгновений: Предыдущее по времени мгновение этого мира не пребывает во время последующего мгновения. Существует похожее состояние, [но на самом деле на месте предыдущего] возникает другое, подобное. Например, это подобно потоку водопада.

Среди двух [подразделов] непостоянства живых существ по своей внутренней сути первым является непостоянство других. Все живые существа трех сфер непостоянны, и в "Великих увеселениях Благородных" говорится: "Непостоянство трех [видов самсарического] существования подобно осенним облакам". Что же касается собственного непостоянстве, то [это такое размышление:] "Не имея власти оставаться [в этом мире], я неизбежно уйду [из мира]". Таким образом, необходимо знать два [аспекта]: анализ собственной жизни и сопоставление [ее] с жизнью других.

В этой связи первое - медитировать следующим образом: медитировать на смерть, медитировать на определяющие характеристики смерти, медитировать на истощение жизненных сил и медитировать на отделение [от тела].

Что касается медитации на смерть, то следует размышлять так: "Я не останусь надолго в этом мире, а потом буду странствовать вовне".

Медитируя на определяющие характеристики смерти, следует размышлять так: "Мои жизненные силы истощаются, дыхание пресекается, это тело полностью превращается в труп, а этот ум блуждает в иных пределах [в поисках] другого [тела]".

Медитируя на истощение жизненных сил, следует размышлять так: "С прошлого года до настоящего момента прошел один год, и жизнь укоротилась на столько же; с прежних дней и до вчерашнего вечера прошел один месяц, и жизнь на столько же укоротилась; со вчерашнего дня по сегодняшний прошли сутки, и жизнь укоротилась на столько же; с предыдущего мгновения до настоящего мгновения прошел один миг, и жизнь на столько же укоротилась". И во "Вхождении на путь Бодхисаттвы" говорится:

"День и ночь совсем не стоят на месте,-

И эта жизнь постоянно убывает;

И если она не растет,

То как же меня минет смерть?"

Медитируя об отделении [от тела], следует думать так: "Наши сегодняшние связи, богатство, тело и все эти прочие пристрастия не истинны, не постоянны и не всегда вместе, но быстро исчезают". Также во "Вхождении на путь Бодхисаттвы" говорится:

"Бросив все, нужно отправляться,

И я не знаю, чему это подобно..." и так далее.

Медитируя о смерти методом "потрясений" заключается в таких размышлениях: "Я непременно умру; время смерти не определено; когда умираю, ничто не сопровождает меня".

В отношении неотвратимости смерти существуют три довода: поскольку нет тех, кто бы не умер прежде; поскольку тело является составным; и поскольку жизнь истощается мгновение за мгновением.

О том, что смерть неотвратима, потому что нет никого, кто бы не умер прежде, высокоученый ученый Ашвагхоша сказал:

"На земле ли, в небесах ли

Чтоб рожденный - и не умер?-

Ты иль кто-то [чтобы это] увидал или

Услышал - ну, [я] сомневаюсь [в этом]".

И даже святые, обладающие неизмеримыми сверхъестественными силами и сверхчувственным восприятием не найдут убежища и спасения в сфере бессмертия, - что ж говорить, глядя на нас? Так и сказано:

"Великие святые, [обладающие] пятью[видами] сверхчувственного восприятия

И путешествующие вдаль по небу,

Какой-либо страны бессмертия

Не могут достичь".

Кроме того, даже если благородные Пратьекабудды и великие Шраваки - Архаты в конце концов оставляют [свои] тела, - что ж говорить, глядя на нас? И подобным же образом говорится в "Ассамблее для высказываний":

"Если все, даже Пратьекабудды

И Будды [пути] Шраваков,

Покидают свое тело, -

Что ж говорить об обычных существах?"

Более того, если даже совершенно чистые (с.47) Будды, украшенные [тридцатью двумя основными] знаками и [восмьюдесятью второстепенными] признаками Нирманакаи, которая по своей природе подобна неразрушимому алмазу, покидают [свои] тела,- что ж сказать, глядя на нас? Вот и высокоученый Ашвагхоша изрек:

"Сколько ни найти тел Будды

Украшенных [основными] знаками и [второстепенными] признаками,-

Если [даже их] алмазоподобные тела непостоянны,-

О тех, кто телами, подобными дереву без сердцевины,

Обладают - что ж говорить?"

О неизбежности смерти в силу того, что тело является составным (все составное непостоянно, поскольку все составное обладает качеством разрушимости), сказано в "Ассамблее для высказываний":

"Увы! Составные явления непостоянны;

Они обладают качествами возникновения и разрушения".

Таким образом, поскольку это тело не является несоставным, [а, напротив], состоящим из частей, [оно является] непостоянным, [и поэтому] неизбежно смертным.

Что касается неизбежности смерти из-за истощения жизни мгновение за мгновением, то жизнь исчезает с каждым мгновением и движется по направлению к смерти. Это, однако, это [не совсем] очевидно, [поскольку мгновения] являются частично подобными. Например, быстрое исчезновение жизни подобно стреле, пущенной силачом, или водопаду, падающему с обрыва, или преступнику, которого ведут на эшафот.

Что касается первого примера, то, когда могучий человек посылает стрелу, [она] ни мгновения не остается на одном месте в воздухе, но быстро движется к цели, - так же и жизнь не останавливается ни на мгновение и быстро [движется к] смерти. Так, сказано:

"Например, [когда] могучий человек

Заставляет стрелу сорваться с тетивы, -

[Она] не стоит [на месте], но быстро летит к цели;-

Так и людские жизни".

Подобным же образом во втором примере с водопадом на обрывистой скале: [вода] не стоит ни мгновения, но бежит [вниз], и [это] подобно человеческой жизни, которая очевиднейшим образом не способна остановиться. Так и в "Драгоценном наивысшем собрании" сказано:

"Друзья! Эта жизнь быстро уходит,

Подобно быстрому могучему водопаду.

И сыны человеческие не знают [этого].

Невежественные, [они] сходят с ума от гордости обладаний".

Также из "Ассамблеи":

"Подобно потоку великой стремнины,

Невозвратимо текущей".

Третий пример - преступника, ведомого на эшафот, каждый миг которого приближает его к смерти,- также напоминает нашу жизнь. И в"Сутре установления благородного стержня" говорится:

"Подобно преступнику, ведомому на эшафот,

С каждым шагом приближающемуся к смерти..."

И из "Ассамблеи":

"Например, как убийц

Каждый шаг

К эшафоту неотвратимо приближает их смерть,-

Так и жизни людские."

Три довода, [в соответствии с которыми] время смерти неопределенно, следующие: потому что продолжительность жизни неопределенна; потому что тело не имеет сущности; и потому что [существует] множество обстоятельств, [приводящих к смерти]. И [в силу всего этого] смерть неизбежна.

Что касается первого, то существа других [сфер] и люди других континентов имеют уверенность в продолжительности [своей] жизни, в то время как мы, [живущие] на Джамбудвипе, не имеем уверенности в продолжительности жизни. Также в "Сокровищнице истинного Учения" говорится так:

"Здесь - неуверенность: в конце [кальпы] -

Десять [лет жизни], а в начале - без меры".

И еще о неопределенности в "Ассамблее" сказано так:

"Кто-то умирает в чреве,

Кто-то - во время родов,

Кто-то - ползая на четвереньках,

Кто-то - [начиная] бегать;

Некоторые [умирают] старыми, некоторые - молодыми,

А некоторые - зрелыми людьми;

Однако постепенно все уходят".

Что же касается отсутствия сущности в теле, то, за исключением тридцати шести нечистых составляющих этого тела, [оно] не имеет никакой основательной и прочной сущности. Так и во "Вхождении на путь" говорится:

"Сначала [идет] слой кожи -

Как мы это сами [можем] проанализировать, -

[Затем] мясо и скелет

Рассекаются мечом мудрости понимания.

Также, разделяя кости,

[Мы] увидим внутри костный мозг.

Так где же тут сущность? -

Рассмотри сам!"

Что касается множественности причин смерти, то причины смерти не могут не существовать во мне и других [существах]. В "Письме другу" сказано:

"В этой жизни есть много вредоносного; и если, как гонимые ветром

Пузыри на воде, она непостоянна,-

И тот, кто от сонных вдохов и выдохов сумел очнуться,

Как [не воскликнет]: О, великое чудо!" *

В отношении того, что никто и ничто не сопровождает [нас] во время смерти, существует три довода: нас не сопровождает имущество: нас не сопровождают близкие и друзья: и нас не сопровождает [наше] собственное тело.

Что касается того, что [мы] не сопровождаемы [нашим] имуществом, то во "Вхождении на путь" говорится:

"Мы обрели множество богатств,

Радостно тратя долгое время;

Однако грабитель забирает [это],-

И [ты] ходишь голый, с пустыми руками".

Богатство не только не сопровождает [нас во время] смерти, но также наносит вред как в этой, так и в последующей [жизнях]. Вред, наносимый в этой жизни, заключается в том, что из-за владения имуществом возникает страдание, [связанное] с внешней борьбой, спорами и защитой от воровства слуг, что впоследствии приводит к созреванию [кармы и рождению] в низших сферах существования.

О том, что близкие не сопровождают нас во время смерти, во "Вхождении на путь" говорится так:

"Когда приходит время смерти,

В детях не найти прибежища.

И ни в отце, ни в родственниках -

В вас не найти прибежища!"

И родственники не только не сопровождают [нас во время] смерти, но и наносят вред как в этой, так и в последующей [жизнях]. Что касается вреда, наносимого в этой жизни, то [возникает] великое страдание из-за опасений, побеждены ли они смертью [или] болезнью. Полное же созревание [кармы] впоследствии ввергает в низшие сферы существования.

В отношении того, что [мы] не сопровождаемы собственным телом [следует знать], что оно не сопровождает [нас] в силу [присущих] телу качеств и в силу своей вещественности. Что касается первого, то даже герой и силач не может воспрепятствовать смерти. Даже скорость и быстрый бег не помогут умчаться от смерти. Даже мудрец и велеречивец не освободится с помощью красноречия. И это подобно тому, что никто не может воспрепятствовать солнцу зайти за гору или хотя бы задержать его.

В отношении того, что тело не сопровождает [нас] по причине своей вещественности, говорится во "Вхождении на путь":

"Великими трудами достигнуто то,

Что тело поддерживается пищей и [защищено] одеждой;

[Но все равно] вы будете съедены недружелюбными птицами и собаками,

Или сгорите в языках пламени,

Или будете брошены в воду,

Или же упрятаны в яму".

И это тело не только не сопровождает [нас во время] смерти, но и вредит как в этой, так и в последующей [жизнях]. Что касается вреда, наносимого в этой жизни, то это тело не выносит болезни; не выносит жары; не выносит холода; не выносит голода; не выносит жажды; опасается быть избитым; опасается быть убитым; опасается быть схваченным; опасается быть ободранным. Из [всего этого возникает] великое страдание. Быстрой же расплатой за это тело впоследствии является ввержение в низшие сферы существования.

Что касается соотнесения с жизнью других, то [следует] медитировать и соотносить с собой смерть другого [человека], увиденную собственными глазами, услышанную собственными ушами и припоминаемую в собственном уме.

Смерть другого [человека], увиденную [собственными] глазами, следует соотносить с собой так: мой родственник, обладающий могучим телом, свежим цветом лица, благополучный во всех [своих] ощущениях и совершенно не думающий о смерти, сегодня как будто бы охвачен смертельной болезнью: сила тела исчезла, так что он не может даже сидеть; прекрасное сложение пропало, так что ушла пышущая свежесть лица; ощущения [стали только] страданием, так что невозможно [больше] терпеть болезнь. Боль и горесть невыносимы; лекарства и медицинские осмотры не помогают; также ритуалы и лечебные обряды не приносят пользы. [Он] знает: [это] - смерть, и нет способов [избежать ее]. Наконец, вокруг [него] собираются друзья, в последний раз [он] вкушает еду, в последний раз произносит речь, и тогда следует думать: "Я тоже обладаю этим естеством и этой же природой, и этими же определяющими характеристиками, и это не превосходит истинную природу".

И вот [его] дыхание пресеклось, и сегодня отсечено то, что было ранее, и нет [его] в столь любимом [им] доме, лишь на одни сутки можно [ему] там оставаться. Ноша на спальном месте перетянута веревкой, и [этот] увязанный груз покинут жизнью, и носильщик уносит труп. Некоторые [близкие от горя] хватают труп и [стараются] поднять [его], кто-то падает и теряет сознание. Некоторые же говорят: "Это - лишь земля, это - лишь камень; и действовать так бесполезно", - говорят они. Этот труп в конце концов выносится за порог, и теперь [он] никогда не вернется назад. И, видя это, следует думать: "Я тоже таков".

Тем временем этот труп уносится на кладбище, где черви [и насекомые] вгрызаются [в него], а собаки, шакалы и прочие съедают, [так что] кости скелета рассеиваются и тому подобное. Видя это, следует думать: "И я тоже таков".

Прилагая чужую смерть, [о которой] услышал ушами, к самому себе, - это когда слышишь, что [кто-то] сказал: "Имярек умер", - или говорят: "Теперь, [после] смерти, лишь труп остался". Тогда следует думать: "И я тоже таков".

Соотносить чужую смерть с самим собой, вспоминая об этом - это припомнить старых или молодых своих друзей, умерших в моей стране, селенье или доме и, обдумав это все, размышлять: "Это недалеко и от меня тоже".

Также в Сутре говорится:

Завтрашний день или мир следующего [перерождения] -

Что придет раньше? - [мы] не знаем, и поэтому

Не следует усердствовать, [заботясь] о завтрашних вещах,

Но заботиться о последующей цели".

Польза медитации на непостоянство заключается в том, что, поскольку все составные явления непостоянны, происходит поворот от приверженности к этой жизни. Более того, вера активизируется, радостное усилие помогает, и из быстрого освобождения от привязанности и гнева возникают условия для понимания истинного единства явлений.

На этом четвертая глава, объясняющая непостоянство составных явлений, из "Драгоценного Украшения Освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности превосходного Учения", завершается.

ГЛАВА 5 Если кто-то думает: "Ну и что из того, что есть непостоянство и смерть? Почему не достаточно для меня или [вообще] не родиться, или же, будучи рожденным, придти к обретению полноте обладаний бога или человека?" - то это является привязанностью к счастью самсарического существования. Как противоядие против этого будет объяснена медитация сосредоточения на изъянах самсары. Вкратце, это

Страдание составного,

Также страдание изменения

И страдание страдания. -

Этими тремя [темами] суммировано сосредоточение на изъянах самсары.

Итак, если эти три [вида] страдания объяснять с помощью примеров, то страдание составного подобно несозревшему рису. Страдание изменения подобно поеданию вареного риса, смешанного с сильным ядом. Страдание страдания подобно язве, открывшейся из-за [съеденного ядовитого] риса.

Также если эти три страдания объяснять с точки зрения их собственной природы, то страдание составного является ощущением невозмутимости, страдание изменения - ощущением счастья и страдание страдания - ощущением страдания.

Также если эти три страдания объяснять посредством определяющих характеристик, то страдание составного - это то, что [если] скопления* захвачены, то лишь в силу этого приятия наличествует страдание. В связи с этим обычные существа не ощущают этого страдания составного, как, например, будучи пораженным чумой, не ощущаешь недомогания в ухе или где-то на теле. "Вошедшие в поток" и прочие Благородные все же видят это страдание составного, и они подобны тому, кто, например, почти вылечился от чумы и ощущает недомогание уха или другой [части] тела.

И еще другой пример: от того, что один волосок лежит на ладони, нет ни счастья, ни страдания, - но попади он в глаз, [сразу] возникнет несчастье и страдание. Так же и это страдание составного обычными живыми существами не ощущается как страдание, в то время как для Благородных это страдание велико.

Также в "Комментарии на 'Сокровищницу'" сказано:

"На ладони лежит волосок.

Если он попадет в глаз,

Возникнет несчастье и страдание.

Детишками - подобными ладони -

Страдание составного - волоска - не осознается;

Благородным же - подобным глазу -

Страдание составного видимо".

Что касается второго, страдания изменения, то поскольку все обретаемое в самсаре счастье заканчивается и становится страданием, то оно и называется страданием изменения.

Также и в "Сутре белого лотоса сострадания" говорится: "Царство богов являет собой причину возникновения страдания; царство людей также являет собой причину возникновения страдания".

Поэтому даже обретение власти, подобной [власти] вселенского монарха среди людей, в конце концов оборачивается страданием. Также в "Послании другу" сказано:

"Даже если стал самим вселенским монархом,-

Перевернувшись, обернешься рабом".

Но это еще не все. Даже обретя тело и богатство, подобные [таковым] Индры, владыки богов, в конце концов умрешь и упадешь. Так, сказано:

"Даже став достойным подношений Индрой,

В силу [законов] кармы сверху обратно на землю падешь".

Но и это еще не все; даже освободившись от желания и привязанностей вожделения, подобно королю богов Брахме и другим, а также обретя счастье невозмутимого созерцания, в конце концов падаешь. Также сказано:

"Обретя счастливую свободу от желаний Брахмы, обратно

Дровами для огня "Непрерывного" станешь -

И обретешь веру в непрекращаемое длительное страдание".

Третье, страдание страдания - это когда помимо страдания, [возникающего] в силу приятия этих захваченных скоплений, дополнительно появляются действительные великие страдания. Кроме того, необходимо знать, что существует два [вида этого страдания]: страдание дурной участи и страдание счастливой участи. Первое объясняется как дурная участь трех [миров]: адского, голодных духов и животных. Если подразделять каждое из них, то необходимо знать четырехчастное подразделение: количество [подразделений данного мира], место обитания, какое испытывается страдание и возможная продолжительность жизни.

Если таким образом подразделять адское существование, то существует восемь горячих адов и восемь холодных адов - всего шестнадцать, [к которым] добавляются два [типа]: кратковременные и соседствующие, что составляет восемнадцать.

Что касается места расположения этих горячих адов, то они находятся под этой Джамбудвипой, поскольку множество существ отсюда попадают туда. Более того, в самом низу находятся адские живые существа "Мучений без [избавления]"; над ним [последовательно] "Раскаленного", "Горячего", "Рыданий", "Плача", "Разрушаемого Сборища", "Черных Линий" и "Воскрешения". В "Сокровищнице истинного Учения" сказано так:

"Отсюда ниже на двадцать тысяч [йоджан]

Примерно находится "Мучения без [избавления]".

А над ним - [остальные] семь адов".

Что касается того, какое же там испытывается страдание, то это признаки, описываемые названием, и общее описание; первый среди них - это "Воскрешение", где адские обитатели, связанные друг с другом в пещере, взаимно расчленяют и убивают [друг друга]; затем поднявшимся ледяным ветром [они] воскрешаются, и так продолжается, пока их жизненный срок там не кончится.

Что касается "Черных нитей", то, иссекаемые повсюду черными нитями, они распиливаются пылающе-огненными пилами и разрубаются раскаленно-огненными топорами. Так,

"Некоторые распиливаются пилами, другие же

Разрубаются нестерпимо острыми лезвиями топоров".

В "Разрушаемом Сборище" [обитатели] расплющиваются, будучи собранными между гор, или же давятся, будучи собранными между железными трясущимися колодками. В первом случае эти живые существа расплющиваются сходящимися с двух сторон горами, похожими на овечьи лбы; затем эти две горы отходят назад, и поднявшийся ледяной ветер оживляет тела, [и они становятся] как прежде, и затем снова точно так же расплющиваются. Также в "Облаке наставлений" говорится:

"Две внушающие страх баранорогие горы [сходятся] вместе

И все тела, собранные меж ними, толкут и расплющивают в пыль и слизь."

Некоторые же давятся между железными трясущимися колодками и растекаются четырьмя кровавыми потоками. (59) Так, сказано:

"Некоторые выжимаются, как кунжут, а другие

Размалываются в частицы, подобные крупицам муки".

В "Плаче" сжигаемые живые существа испускают вопли от страха.

В "Рыданиях" испускаются особенные вопли.

В "Горячем" подвергаются огненным и тому подобным мукам: в рот вливается расплавленная кипящая бронза, так что все внутренности сгорают; также [существа] протыкаются заостренными пиками от ануса до макушки головы.

В "Раскаленном" подвергаются особенным мучениям: [обитатели] сжигаемы кипящей расплавленной бронзой, так что не остается никакой кожи, а из всех отверстий брызжет огонь, а также протыкаются тремя пиками: [одной] в анус, а двумя другими от ступней ног до плеч. Также сказано:

"Так, другие, горя в расплавленной бронзе

Пылающей, кипят и дымятся;

Некоторые же на пылающие железные колья

Заостренные насаживаются мало по малу".

Живые же адские существа "Мучения без [избавления]" полностью сжигаются в огненном помещении высотой и длиной в двадцать тысяч йоджан, в центре находится железный котел в несколько йоджан [шириной], и в него льется бронза и медь, и погруженные (60) туда [существа] четырех стран света варятся в нестерпимом огне. Также сказано:

"Некоторые в огромных, сделанных из железа котлах

Ввергнуты целиком, отмеренные, как рис для супа".

Из-за непрекращающегося страдания [этот ад] зовется "Мучения без [избавления]".

Какова же продолжительность их жизни? - Сказано:

"Во всех шести от "Воскрешения" и так далее по порядку

Сутки равны жизни богов [мира] желаний;

Поэтому их жизнь

Измеряется [сроком жизни] богов [мира] желаний".

Один день ада "Воскресения" равен длительности жизни кого-либо из четырех семейств-хранителей Великих Царей, и поскольку тридцать дней составляют один месяц и двенадцать месяцев считаются за год,- а [обитатели] "Воскресения" способны жить по собственных пятьсот лет,- то [их жизнь] составляет 1.620.000.000.000 человеческих лет.

Подобным же образом, поскольку [продолжительность жизни] в области тридцати трех богов и в аду "Черных линий" одинакова, а жизнь этих адских существ составляет одну тысячу собственных лет, или 12.960.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Свободной от борьбы" и обитателей ада "Разрушаемого сборища" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет две тысячи собственных лет, или 103.680.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов "Радостной" области [Тушита] и обитателей ада "Плача" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет четыре тысячи собственных лет, (61) или 829.440.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Радостного Преображения" и обитателей ада "Рыданий" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет восемь тысяч собственных лет, или 6.635.520.000.000.000 человеческих лет.

Поскольку [длительность жизни] богов области "Иных Могучих Преображений" и обитателей ада "Горячий" одинакова, то жизнь тех адских существ составляет шестнадцать тысяч собственных лет, или 53.084.160.000.000.000 человеческих лет.

Что же касается обитателей "Раскаленного" ада, то продолжительность их жизни составляет половину промежуточной кальпы, а в аду "Мучений без [избавления]" продолжительность жизни составляет одну промежуточную кальпу. Как сказано:

"В "Раскаленном" - половина, а в "Мучениях без [избавления]" -

[Одна] промежуточная кальпа".

Соседствующие ады находятся по четырем сторонам тех восьми адов. Так, сначала на западе находится "Огонь без границ". Как только тамошние чувствующие существа, бродящие в поисках [спокойного] места, ставят ноги [на землю, их] кожа, мясо и кровь совершенно сгорают. Однако, когда они поднимают ноги, [плоть] образуется [вновь]. Это первый дополнительный [ад].

Поблизости - "Болото гниющих трупов", где в слизистых нечистотах обитают червяки с белыми телами и черными головами, имеющие острые клювы, и эти червяки вгрызаются в тамошних живых существ до костей. Это второй дополненительный [ад].

Неподалеку же находится третий дополнительный [ад], где муки причиняются на изобилующим бритвами пути, в чаще листьев-кинжалов, пестрыми собаками, железными деревьями с шипами и птицами с железными клювами.

Вблизи же находится "Река без брода", наполненная кипящим щелоком, где и варятся живые существа. И существа на берегу, вооруженные мечами, препятствуют [им выйти из реки]. Это четвертый дополнительный [ад].

Таким образом, все восемь дополняются шестнадцатью, как сказано:

"По четыре с каждой их стороны:

'Огонь без границ', 'Болото гниющих трупов',

'Путь бритв' и так далее, и 'Реки'".

Кто же эти охранники, имеющие вид живых существ, птицы с железными ключами и тому подобная адская стража, окружающая тех чувствующих существ, - есть они или нет?

Вайбхашики утверждают, что это живые существа; саутрантики утверждают, что это не живые существа. Что же касается точки зрения йогачаров и патриархальной преемственности Марпы и Мила[репы], то утверждается, что это является проявлениями самого ума чувствующих существ из-за совершенных дурных действий. Согласующееся с этим объяснение содержится во "Вхождении на путь":

"Оружие обитателей ада -

Кем и для чего было сделано?

Кем раскаленная железная почва произведена?

Откуда возникли эти массы огня?

Все это и подобное этому

Является дурным умом,- сказал Святой".

Что же касается восьми холодных, то это ады "Покрытых волдырями", "Покрытых лопнувшими волдырями", "Зубовного скрежета", "Восклицаний Брр", "Восклицаний Увы!", "Трещин в форме лотоса утпала", "Трещин в форме лотоса", "Трещин в форме великого лотоса". Так, сказано:

"'Покрытых пузырями' и прочие восемь холодных".

Где же они расположены? - Они находятся прямо под этим миром в направлении великих адов.

Какое же страдание в них испытывается? - [Оно] понимается из названия и описывается так: в первых двух из-за повреждений, наносимых невыносимым холодом, на теле вздуваются волдыри, и подобным же образом появляются лопнувшие волдыри. Такие имена даны из-за телесных изменений. [Следующие] три названы так из-за звуков, издаваемых терпящими невыносимый холод. Синяя [от холода] кожа [обитателей следующего ада] трескается в форме цветка утпала и отслаивается пятью или шестью "лепестками". [Уже] не посиневшие, а покрасневшие [от холода обитатели следующего ада на теле] имеют трещины в форме лотоса, и [их кожа] отслаивается десятью или более "лепестками". (64) Совершенно малиновые [от холода обитатели следующего ада на теле] имеют трещины в форме великого лотоса, и [их кожа] отслаивается сотней или более "лепестков". Эти три последних названы так также из-за телесных изменений.

В отношении продолжительности их жизней Победоносным дан такой пример: "О монахи! Если, например, в стране Магадха есть кунжутный лабаз, наполненный до краев восемьюдесятью мерами кунжута, и оттуда берется по зернышку каждые сто лет, то тогда, о монахи, если в этом порядке полностью без остатка израсходовать восемьдесят мер кунжутного лабаза в стране Магадха, составит ли это полный срок жизни чувствующих существ, рожденных в самом скоропреходящем [аду] "Покрытых волдырями", я не скажу. Монахи! Двадцать [сроков жизни] "Покрытых волддырями" подобны одному "Покрытых лопнувшими волдырями". И таким же образом, о монахи, [далее до ада] "Трещин в форме лотоса", двадцать [сроков жизни в котором] подобны одному в [аду] "Трещим в форме великого лотоса".

Значение этого объяснено в краткой форме высокоученым Васубандху таким образом:

"Каждые сто лет из кунжутного лабаза

По одному зернышку кунжута уносить, [пока запас] не истощится -

Составит срок жизни "Покрытых волдырями";

В остальных же срок жизни - умножая на двадцать".

Поэтому [срок жизни в аду] "Покрытых волдырями" [составляет







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия