Студопедия — И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 7 страница






Я не считаю неизменность проблемой при условии, что будет оценена с точки зрения умственного возраста единственная фигура человека и одна в семейной группе (лучше всего нарисованная). Причины этого различия уже обсуждались. Другой фактор, который может объяснить неизменность, по моему опыту, — это снижение разнооб­разия до минимума. Все мои дети рисовали на индивиду­альных занятиях. Условия были постоянны, это была та же комната, та же процедура и, насколько мне это удава­лось, тот же я, говорящий: «Нарисуй человека». Чем боль­ше изменений вносится в обстановку и процедуру, тем больше изменений в рисунке.

Даже были дети, которые рисовали одного роди­теля (в общем более предпочитаемого) более тщатель­но, чем другого. В этом случае я оценивал лучшего из них двоих в определении интеллектуального развития ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................5

Часть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7

1. Рисунок начинается с круга.......................................7

Рисунки дошкольников..............................................8

Что изображает примитивный круг?.......................19

Количественные и качественные

характеристики детских рисунков............................24

2. Изображение тела.....................................................27

Рисует ли ребенок человека

по собственному образу?.........................................28

Рисунки детей разных национальностей.................30

Изображение тела и восприятие..............................31

3. Познание...................................................................35

Рисунок как выражение умственного возраста.......36

Роль воображения в познании.................................38

4. По ту сторону

познания...................................................................39

Рисунки выражают больше,

чем только умственный возраст.......................*.....40

Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41

Рисунки страдающих неврологическими

нарушениями............................................................43

Необходимость учета перспективы развития..........46

5. Детские рисунки как проективная техника.............49

Проявление чувств и личностных

характеристик............................................................50

Графическое изображение уверенности и

неуверенности...........................................................51

Пропуск верхних конечностей.................................53

Выделение рук и пальцев.........................................61

Маленькие, неустойчивые ноги...............................65

Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66

Скрывание генитальной зоны..................................68

Тщательная прорисовка гениталий..........................71

Спутанность половых ролей.....................................76

Гомосексуальные тенденции....................................85

6. Проявление эмоциональных расстройств

в рисунках.................................................................87

Разрозненные части тела..........................................88

Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90

Зачеркивание изображений человека......................95

Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97

Чрезмерная штриховка...........................................101

Рисунки безлюдей.................................................104

Темные облака и заштрихованное солнце............ 107

Игра в закорючки...................................................112

7. Творчество и психическое здоровье.......................113

Рисунок как творческая деятельность...................114

Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115

Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117

8. Ребенок и его семья...............................................117

Неполная семья......................................................119

Ядерная (нуклеарная) семья..................................119

Расширенная семья................................................120

9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121

Соотношение когнитивного

и эмоционального в рисунках................................122

Рисунок семьи как проективная техника.............. 128

10. Индикаторы семейных отношений......................131

Отсутствие члена семьи........................................132

Отсутствие себя в рисунке....................................133

Расположение в пространстве.............................. 136

Сходство нарисованных фигур............................. 137

Соотношение размеров фигур.............................. 138

Переживание развода............................................138

Роль в семье...........................................................142

Включенность и изоляция....................................143

11. Маленький всезнайка...........................................149

Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155

12. Влияние зрения, осязания и движения

на развитие представлений детей.........................155

Зрение и осязание.................................................156

Чувство и движение..............................................158

13. Влияние сенсорных нарушений

на образ тела..........................................................161

Нарушения зрения................................................162

Нарушения слуха................................................... 165

Нарушения речи....................................................171

14. Влияние двигательных нарушений

на образ тела..........................................................175

Двигательные нарушения.....................................176

Органическое поражение мозга...........................176

15. Дети с физическими нарушениями.....................187

Отражается ли в рисунке заболевание

ребенка?.................................................................188

Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193

16. Определение понятия «неспособность

к обучению»...........................................................193

17. Значение детских рисунков в ранней

диагностике неспособности к обучению.............195

Нарушения восприятия.........................................196

Минимальная мозговая дисфункция 1.................197

Перцептивно-моторные нарушения.....................199

Персеверация.........................................................210

18. Дислексия..............................................................213

19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223

20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229

Фенилкетонурия....................................................230

Фенилкетонурия 1.................................................231

Фенилкетонурия 2.................................................234

Фенилкетонурия 3.................................................239

Фенилкетонурия 4.................................................241

Болезнь «кленового сиропа».................................243

21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245

Эпилог.........................................................................251

Приложение................................................................255

Порядок проведения рисуночных тестов.............256

Валидность и достоверность детских

рисунков.................................................................257

Джон Дилео ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Художественный редактор С. Курбатов

Художник М. Орлова

Компьютерная верстка Т. Лотарева

Корректор А. Федорова

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.10.2001.

Формат 60*90 Vi6- Печать офсетная. Усл. печ. л. 17,0.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 4480.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97. 125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. 16, подъезд 3.

Интернет/Home page — www.eksmo.ru

Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru

Книга — почтой: Книжный клуб «ЭКСМО»

101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub© eksmo.ru

Оптовая торговля:

109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2

Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16

E-mail: [email protected]

Мелкооптовая торговля:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д 12/1

Тел./факс: (095) 932-74-71

ООО «Медиа группа «ЛОГОС». 103051, Москва, Цветной бульвар, 30, стр. 2 Единая справочная служба: (095) 974-21-31. E-mail: [email protected]

[email protected] ООО «КИФ «ДАКС». Губернская книжная ярмарка.

М. о. г. Люберцы, ул. Волковская, 67. т. 554-51-51 доб. 126, 554-30-02 доб. 126.

Книжный магазин издательства «ЭКСМО»

Москва, ул. Маршала Бирюзова, 17 (рядом с м. «Октябрьское Поле»)

Сеть магазинов «Книжный Клуб СНАРК» представляет

самый широкий ассортимент книг издательства «ЭКСМО».

Информация в Санкт-Петербурге по тел. 050.

Всегда в ассортименте новинки издательства «ЭКСМО-Пресс»:

ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Дом книги на ВДНХ»

ТОО «Дом книги в Медведково». Тел.: 476-16-90 Москва, Заревый пр-д, д. 12 (рядом с м. «Медведково»)

ООО «Фирма «Книинком». Тел.: 177-19-86 Москва, Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом с м. «Кузьминки»)

ООО «ПРЕСБУРГ», «Магазин на Ладожской». Тел.: 267-03-01(02) Москва, ул. Ладожская, д. 8 (рядом с м. «Бауманская»)

ISBN 5-04-007552-9

 

Отпечатано в полном соответствии с качеством

присланных диапозитивов в Тульской типографии.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

АЛЯ ЗАПИСЕЙ

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия