Студопедия — Чехов … 364 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чехов … 364 15 страница






Когда был продан последний диван, голодный мальчик украл на кухне две серебряные ложки. Его тут же поймали, увели в милицию и посадили в камеру, где четыре бандита играли в карты. Жаров заплакал, стал колотить в дверь. Вошедшие милиционеры «накрыли» картежников, но не увели мальчика из камеры. В отместку один из бандитов избил его, вдавив два ребра, Жаров долго лежал в тюремной больнице. Оттуда он вышел озлобленным на весь мир. Бодунову Жаров ни словом об этом не обмолвился. Тот узнал об этом в Одессе, на родине Жарова, куда он специально ездил, чтоб раскопать его прошлое.

Этот мотив, столь важный для гуманистической мысли сюжета, обозначился уже в повести, но сильно разросся и усложнился в романе «Один год». То, что в «Жмакине» было чуть-чуть намечено, превратилось в драматическую линию большого напряжения.

В каком-то мелком учреждении — рассказывалось на одной-двух страницах в повести — молодой монтер Жмакин возглавил группу, критиковавшую начальника гаража. В отместку начальник скрытно вывез на своей машине несколько аккумуляторов, находившихся у монтера на заливке. Когда недостача обнаружилась, начальник предъявил поддельные расписки умершего незадолго до суда мастера. Из них явствовало, что аккумуляторы куплены у Жмакина. «Виновного» осудили, и он стал вором-профессионалом.

Достаточной оказалась одна очная ставка Жмакина с начальником гаража (ее устроил Лапшин), и узел довольно просто распутывался. В романе же правда всплывает наружу медленно, долго и трудно. Разматывание ниточки, тянущейся из прошлого, стало движущей силой сюжета.

В романе Ю. Герман использовал реальные обстоя-

 


тельства обиды, нанесенной Жарову. На это наслоились и другие сюжетные положения. Очень интересно проследить особенности сюжетоведения у Ю. Германа, в частности способ сплетения «предыстории» и «истории».

 

 

Что обычно понимается под занимательностью сюжета?

Острота столкновении. Цепь неожиданностей. Резкий перелом ситуаций: стрелка судьбы героя мечется между надвигающейся гибелью и шансами на спасение. Тайна, требующая разгадки.

Напряженность действия может усиливаться способом изложения событий, «торможением» (по терминологии Виктора Шкловского). В самый сложный или самый опасный момент жизни героя романист обрывает рассказ, оставив читателя в неведении о дальнейшей судьбе героя. Что же будет дальше? Этот вопрос как бы повисает в воздухе.

В «Одном годе» есть тайна, окутывающая прошлое Жмакина. Есть «страшные» эпизоды. Есть мгновения, когда жизнь Жмакина судорожно колеблется на чаше весов. Есть много неожиданностей.

Побег из лагеря. Мучительные скитания по пустыне. Голодные галлюцинации. Битва с волками. Внезапная встреча с Лапшиным: вот-вот Жмакин попадет за решетку. Столь же неожиданный несчастный случай с Лапшиным: Жмакин обретает «свободу». Отчаявшийся Жмакин перерезает себе вены. Смертельный бой с бандитом Корнюхой. Дружки Корнюхи завлекают Жмакина в засаду. Избитый, окровавленный, истекающий кровью, он роет себе могилу под взведенным дулом нагана..,

Смена острейших ситуаций как будто сближает «Один год» с так называемой «фабульной» литературой. Но всем ходом повествования, пристальным вглядыванием в душу героев Ю. Герман убеждает нас, что повесть никакого отношения не имеет к олеографически раскрашенному приключенческому миру, где ассортимент всевозможных опасностей только призван демонстрировать чудесную способность героя неизменно выходить сухим из воды.

 


За исключением эпизодов побега, все впаяно в каждодневный быт, который так любит изображать Ю. Герман. Все происходит рядом с нами, рукой подать, — на ленинградских улицах, во дворах, подворотнях, в пригородных поселках. Здесь запрятана и «тайна». Нам неизвестны обстоятельства, приведшие Жмакина за решетку, толкнувшие его на путь уголовщины. Когда тайна раскрывается, она оказывается незамысловатой, совершенно неэффектной. Но длинен и извилист путь поисков.

Мелькают имена каких-то братьев Невзоровых, приложивших руку к злосчастной напраслине, из-за которой пострадал Алеша Жмакин. Как это случилось? Зловещую роль сыграл следователь Митрохин. Какую? Что за история с гибелью Самойленко? Какое она имеет отношение к Жмакину? Из мрака прошлого выступают мелочи, забытые обстоятельства, незаметные подробности. Нить то выходит наружу, то теряется. И тут отчетливо заметны характерные особенности ведения сюжета.

Ю. Герман отказывается от авторского «торможения», от обрыва повествования в «самом интересном месте». Ниточка прошлого то и дело рвется. Обусловлено это не искусственными авторскими «задержками», а реальным, последовательным течением событий.

Тайна пробивается в обрывках судорожного внутреннего монолога Жмакина. Есть глубокая психологическая правда в этой клочковатости мысленного возврата в прошлое. Злосчастное начало «поломатой жизни» задвинуто в дальний уголок памяти. Его больно ворошить, мучительно возвращаться к нему. Долго не может читатель уяснить картину происшедшего. Мастерство сюжетоведения в том, что ломаная, прерывистая линия, ведущая к прояснению «тайны», как будто безыскусственно следует за думами и переживаниями Жмакина.

С чего же все это началось? Из обрывистых клочков воспоминаний вырисовывается картина сиротского детства. «И вообще, был он дерзким и нахальным, а то, что бесстрашно ставил всем в доме антенны и лазал черт знает по какой обледенелой крыше, так это делают все хулиганы-сироты, — подумаешь, невидаль!»

Все это рассказывает Жмакин полюбившей его Клавде в тот страшный час, когда уж нельзя больше врать и притворяться. Нужно прямо сказать, что он вор,

 


карманник, щипач. Из лихорадочных, суматошных признаний мы узнаем, что была какая-то драка и ему, Алеше Жмакину, дали «срок» за преступление, в котором он не был виновен. «По видимости все было правильно. Конечно, профессорские сынки, спортсмены, вежливые мальчики не могли ударить ножом за здорово живешь парнишку с чужого двора. Конечно, ножом ударил Алешка Жмакин, ведь стащил он серебряные ложки и продал их, когда нечего было ему кусать».

Теперь читатель уже знает, что в первый раз Жмакин попал в тюрьму безвинно. Но нужно, чтоб эта «тайна» раскрылась и перед следственными органами. Медленно, толчками, с длительными перерывами движется «детективная» часть сюжета: действия Лапшина и его подручных, стремящихся раскрыть правду давно погребенного дела. Это тоже напрягает читательский интерес. И это тоже рассказано как бы в бесхитростном порядке житейской последовательности, пробиваясь через ворох текущих дел угрозыска. Легко было Лапшину в повести после единственной очной ставки с начальником гаража установить невиновность Жмакина. В «Одном годе» сюжетная линия поисков правды осложнилась и запуталась.

Остались ли характеры Жмакина и Лапшина теми же в изменившемся сюжете? И да и нет.

Общий облик, суть характеров — те же. Но изменились оттенки, грани, наполнение. Столкновения стали насыщеннее. Конфликты — острее. Решения судеб — труднее. Характеры — богаче.

В романе Лапшин — ученик самого Дзержинского. Феликс Дзержинский для Лапшина не только дорогое воспоминание, а знамя, скрижаль завета.

Резче обозначились контрасты в характере Жмакина: отчаянность и трепливость, шутовство и надлом, житейская скверна и потаенная искра благородства, слабость и лихорадочная смелость.

Алеша Жмакин вырастал неуживчивым, строптивым и буйным малым. Несправедливость ожесточила его, придала мальчишескому озорству «каторжный» характер. В начале романа Лапшин узнает из письма, что «некий Жмакин», убежавший из ссылки, предупреждает его, начальника (которому, дескать, наплевать на то, что его, Жмакина, «опять упекли»), что он ему «сделает хорошие хлопоты». «Вы еще наберетесь неприятностей


за Жмакина, вспомните ваш курорт и как мае тут довесили, пока вы наслаждались природой... Будет шум и тарарам».

Письмо — развязное. Даже наглое. Жмакин — человек исковерканный, уже поднаторевший в воровском ремесле, черпающий удовольствие в лихорадочном ощущении риска. Беглого вора нужно изолировать от общества. Казалось бы, дело простое. Лапшин не знает, что Жмакин в первый раз был невинно осужден. Но его чувствительно задело замечание одного из сотрудников, что после отбытия первого срока Жмакину, вернувшемуся из заключения, «пришили» чужое дело, принудили сознаться в преступлении, им не совершенном. И внутренний голос удержал в памяти имя и дело Жмакина.

В довоенной повести Лапшин, встретив в ресторане убежавшего из ссылки Жмакина, уже знает, что засудили его несправедливо.

В романе дело происходит иначе. По пути в Управление милиции внезапный припадок сваливает Лапшина с ног. Это — случайно. Но не случаен неожиданный поступок Жмакина. Не заглохли, оказывается, в нем чувства, которые заставили его в давнишней дворовой драке заступиться за обиженную девушку. Он не в силах оставить больного, быть может умирающего, на произвол судьбы. Жмакин бросает отобранный у Лапшина пистолет в форточку отделения милиции с криком, что Лапшин помирает. На карту поставлена чудом обретенная свобода.

Через некоторое время кто-то спрашивает Лапшина по телефону, вернули ли ему пистолет. Следователь догадывается, что звонит Жмакин, и предлагает ему явиться.

«— Зачтете как явку с повинной и дадите полную катушку?

— Разберемся.

— Нет уж, гражданин начальник, спасибо,

Как знаешь.

— А здоровье ничего? На поправку?

— Получше маленько, — сказал Лапшин.

— Между прочим, откуда вы знаете, что именно я пистолет кинул дежурному?

— А кто еще мог это сделать? — спросил Иван Михайлович. — Кто мог сначала у меня, потерявшего сознание человека, украсть оружие, а потом психануть и ки-

 


нуть его в дежурку? Кто у нас такой удивительно нервный?

— Психологически подходите, — сказал Жмакин, — я бы на вашем месте, гражданин начальник, хоть благодарность мне вынес. Попортил я тогда с вами крови.

— Я с вашим братом больше попортил, — невесело усмехнулся Лапшин.

— Значит, баш на баш?

— Нет, Жмакин, это ты оставь.

— Тогда приветик.

— Ну что ж, приветик так приветик. Только пришел бы лучше, все равно возьмем.

— Это видно будет, — сказал Жмакин злобно. — Покуда возьмете, я еще пошумлю маленько, подпорчу кое-кому настроение. А выше вышки все равно наказания нету».

Разговор, как видим, довольно дерзкий. Неудивительно, что Лапшин дает себе слово больше о Жмакине не думать.

Но не думать он не может. Жмакин — отпетый вор. Только ведь какое-то дело ему все же «пришили». Лапшин вспоминает жалобу Жмакина на братьев Невзоровых. Их имена не выходят из головы, хотя есть много дел и поважнее. Скажем, до сих пор не раскрытые до конца обстоятельства гибели Самойленко. Еле заметные следы ведут к какой-то дворничихе. От нее к какому-то геологу, который дружил с Самойленко и уехал за границу в самый день его смерти. Тщательной экспертизой установлено, что раненый Самойленко прополз больше двух километров и умер от потери крови и переохлаждения. Кто же его ранил?

Так развертывается искусно построенный детективный сюжет, вкрапленный в обычную, повседневную жизнь Лапшина и его сотрудников. Вернувшийся наконец геолог сообщает, что с Самойленко ездили на охоту два брата, фамилию которых он запамятовал. Живут они на Фонтанке, вблизи Невского. Юноши спортивной внешности, «очень приятные, воспитанные, из интеллигентной, даже профессорской семьи».

На Фонтанке, вблизи Невского... Мало ли кто живет на Фонтанке, вблизи Невского! Но там живут и братья Невзоровы, молодые спортсмены из профессорской семьи. Они были привлечены к следствию по делу Самойленко и утверждали, что и в глаза его не видели.

 


А ведь видели и даже ходили вместе на охоту, И это те братья Невзоровы, по показаниям которых Жмакин получил свой первый срок.

Из еле заметных, почти стершихся звеньев складывается вдруг цепочка: Самойленко — братья Невзоровы — Жмакин.

Интересно проникать в тайники профессионального искусства Лапшина и следить, как начинает выясняться истина. В запутанных перипетиях раскрывается не только следовательский облик, а и благородство характера Лапшина, настойчиво пытающегося извлечь нить, которая могла бы установить невиновность Жмакина.

Вот уж картина гибели Самойленко ясна. Лапшин воссоздает перед Невзоровыми точную картину того, как они убежали от раненного ими человека, обрекши его на смерть. Братья Невзоровы пытаются перебить Лапшина «возгласами жалостными и почти даже слезными». В этот психологически подготовленный момент Лапшин из ящика письменного стола достает финский нож с костяной ручкой, «тот самый нож, которым якобы ударил ни в чем не повинного Борю Кошелева босяк и хулиган, дворовый мучитель Алешка Жмакин.

— Чей? — жестко и быстро спросил Лапшин. — Чья финка? Только скорее отвечайте, потому что я теперь понимаю, кому этот нож мог принадлежать и кто в самом деле этим ножом ударил. Ну? Чей нож?»

Лапшин перехватывает взгляд Олега Невзорова на брата, ужас, отразившийся на его лице. В романе обычного детективного жанра преступники в этот момент сознались бы во всем. Герой-следователь торжествовал бы победу.

Однако триумф, полагающийся «по законам жанра», не наступает. Дошлые братцы быстро догадываются, что никаких прямых доказательств у Лапшина нет, и моментально переходят в контратаку. У них есть отец, которого знают «наверху». И «кое-кто заинтересован, чтобы не была запятнана честь спортивной организации». А на суде они расскажут, «как велось следствие, как вдруг вынимался какой-то нож и как им «шилось» дело, о котором они и понятия не имели».

Лапшин терпит поражение. Много еще придется потрудиться ему и его бригаде, чтобы разыскать давно уже не живущую в Ленинграде девушку, из-за которой

 


началась драка, и от нее, запуганной братцами-спортсменами, добиться правды.

В отличие от повести, расследование невиновности Жмакина развернулось в романе как сюжет с обильными препятствиями и неясностями, трудностями и помехами, находками и срывами. Не только чувство справедливости движет Лапшиным. В нем забилось живое, неотступное чувство сострадания. Вот перед ним Жмакин в больнице..Нахальный, развязный ворюга, перерезавший себе вены, плачет на своей привинченной койке в клинике для душевнобольных. Тоска щемит сердце Жмакина. «Он отвернулся от Лапшина и глазами, полными слез, стал смотреть в окно. Лапшин напряженно посапывал за его спиной». Это единственная строчка, где Ю. Герман позволяет себе сказать, даже не сказать, а намекнуть на то, что происходит в душе Лапшина, на страстность человеколюбия, таящуюся под спокойной и размеренной внешностью.

Отношения Лапшина и Жмакина отнюдь не сентиментальны. В довоенной повести Лапшин привозил ему в больницу папиросы, лимон, леденцы. В романе гостинцев нет и в помине. В ответ на просьбу Жмакина Лапшин «сердито сунул оставшиеся в пачке папиросы».

Лапшин говорит Жмакииу беспощадные, даже жестокие слова: «Чужой ты нам и всей нашей жизни чужой, паразит ты, Жмакин, посторонний человек». В этот момент Лапшин подавлен безнадежным состоянием Толи Грибкова, молодого чекиста-энтузиаста, смертельно раненного при попытке поймать бандита Корнюху. Но и в более спокойном состоянии Лапшин сказал бы то же самое.

Если бы не эти злые слова, быть может, и не решился Жмакин на смертный бой с Корнюхой. Уговорить Жмакина «взять» Корнюху нужно не только для того, чтобы поймать опаснейшего бандита, но и чтобы оторвать — навсегда, на всю жизнь — Алешку от уголовной среды, чтобы спасти его.

Угрюмо сопротивляется Жмакин «подходикам» Лапшина. «Я больной человек, психованный... чего вы меня тревожите?.. В тюрьму так в тюрьму. Воспитание ребенка... Я не ребенок! Я — жулик!»

Да, когда-то Алеша благородно, не щадя себя, вступился за обиженную девочку. Но, исковерканный судьбой, он беззастенчиво обкрадывает угощавшего его лет-

 


чика, нападает, с ножом на «перековавшегоея» Хмеля, который отказывается укрыть его.

Правда, все это происходит до того, как усилиями Лапшина, Окошкина, Баландина, Бочкова, экспертов он обретает долгожданную свободу. И вот Жмакин уже не должен скрываться. Начав работать в гараже, он мимоходом козыряет своей порядочностью: «Я без газеты как без рук». А взяв газету, он «голосом, исполненным восторга и завистливого восхищения», читает вслух заметку о хорошо знакомом ему Юрке Полякове, который ловко обкрадывал доверившихся ему людей, в том числе писателя Евгения Петрова и артиста Ханова. «Это надо же... — не без гордости восклицает Жмакин. — Ах ты, Юрка-Юрец! — дружок-корешок, можно сказать...»

И даже не это самое страшное. Уже после благодетельного перелома Жмакин устраивает в ресторане отвратительную сцену Клавде. В припадке нелепой ревности он исступленно обзывает самыми грязными словами беззаветно полюбившую его девушку.

Жмакин — не симпатичненький парень, готовый к «перестройке». И все же сквозь жесткий, не благостный, не розовый рисунок слышится самая сильная в романе нота — глубокого, горячего сострадания.

Мы хорошо знакомы по русской литературе с этой звенящей нотой сочувствия к ущемленному несправедливостью, запутавшемуся, настрадавшемуся человеку. Так написаны эпизоды голодных странствований Жмакина по обледенелой пустыне, отчаянный бой со свирепой волчьей стаей, сцена самоубийства. Томимый страшным одиночеством в огромном городе, озирающийся, как затравленный зверь, нет ли за ним погони, Жмакии пытается покончить с собой. Тонко подмечено его душевное состояние перед тем, как полоснуть себя бритвой. Не исступленность отчаяния, а безразличная тоска. Уже «решительно ничего больше не хотелось: ни отомстить, ни ударить, ни напиться. Ничего».

Жмакин увиден Ю. Германом чутко, с трепетом жалости, но жалости, свободной от подслащивания, в переплетении трагического и комического. Образ Жмакина просвечен юмором (чего не было в повести). В сюжетных ситуациях драматизм и комизм чередуются, придавая Жмакину непререкаемую теплоту жизненности,

Убежав из заключения, он хвастает перед соседями по купе своими необыкновенными подвигами: он бог

 


знает куда доставил какие-то мифические медикаменты. Спутники восторженно ахают. Через несколько месяцев Жмакин — уже свободный гражданин — сталкивается лицом к лицу с двумя из них: с летчиком, у которого он украл чемодан, и с девушкой, перед которой он так похвалялся.

Мгновенно кидается Жмакин летчику на шею, целует его, называет Степкой (хотя летчика сроду так не звали) и, отведя в сторону, пытается уговорить, чтобы тот не вел его в милицию. Летчик упорствует. Тогда Жмакин с ходу переходит в контратаку: «Между прочим, все это получается довольно странно. Международное положение острое, как никогда... а один летчик в это время, как сумасшедший, занимается своим пропавшим барахлом». В упрек и назидание летчику он рассказывает, как бесчеловечно и жестоко поступали кулаки, загоняя конокрадам кол пониже спины. «Все за свое, за нажитое», — нравоучительно осуждает он приверженцев проклятой собственности.

В милиции Жмакин, распаляя себя, произносит длинные тирады: «моя кошмарная жизнь», «я человек трудовой», «все будет возвращено до последней паршивой зажигалки». И даже: «зарабатывать на себе я никому не позволю». Ему начинает казаться, что «он и впрямь глубоко и незаслуженно оскорблен летчиком».

После сдачи экзамена на водителя машины Жмакин слышит: «Человек вы способный, даже одаренный». Оказывается, этого Жмакину говорить нельзя. Хвалить его можно только в самой умеренной дозе. «Во всяком случае, Лапшин никогда такой опрометчивой фразы не произнес бы». В ответ на похвалы Жмакин «позволил себе с ним не согласиться. Иронически улыбаясь, он сказал, что не считает себя просто способным. Он еще всем покажет — каков он таков, некто Жмакин. Они у него слезами умоются — все эти шоферишки и инструкторишки». Он «не две и не три плановые нормы «ездок» будет выполнять, он переворот сделает в технике вождения грузомашин и в технике переброски грузов». А в конце концов его даже вызовут в Кремль.

«Куда?» — изумляется собеседник. «В Кремль! — непоколебимо и твердо сказал Жмакин. — А что?»

 


 

В «Одном годе» появилась и совершенно новая сюжетная линия, вышедшая далеко за пределы отношений «следователь — преступник» и отразившая острейший общественный конфликт. По-новому зазвучала основная тема романа. Судьба Жмакина оказалась не только в руках Лапшина. За нее развернулась борьба, ожесточенная и страстная. Обозначились существенные противоречия роста и развития нашего общества.

После неудачи, постигшей Лапшина при прямой атаке на братцев Невзоровых, он со своими сотрудниками ищет исчезнувшую с горизонта Нелю, свидетельницу той давней драки во дворе. Течение событий подводит к новому драматическому узлу.

Перед попыткой самоубийства Жмакин написал о Неле следователю угрозыска Митрохину. Тот эту записку уничтожил, чтобы скрыть следы своего равнодушия и недобросовестности. В свое время, расследуя драку, Митрохин Нелю не допросил, «чем участь Жмакина и была решена».

Митрохин губит Жмакина не со зла. Ему просто нужно выслужиться, козырнуть перед начальством «высоким процентом раскрываемости». Поэтому он вынуждает Алексея сознаться в не совершенном им преступлении. Заметая следы, Митрохин исступленно борется против людей, которые ищут правду в деле Жмакина. «За Жмакина — это же под меня!» — вырывается у него горьким воплем. «Это же последний будет удар по моему авторитету». Он пытается уверить Лапшина, что его мучит совесть. Он даже не спит ночи напролет, «все представляя себе окончание этой истории на партийном собрании, затем за белыми с золотом дверьми кабинета Баландина, а потом где и повыше...»

«— А не спутал ли ты, Митрохин, и совесть с собственной трусостью? — холодно спрашивает Лапшин. — Не спутал ли ты, Андрей Андреевич, шкурнические свои переживания, страх баландинского разноса.., с совестью?»

В столь тяжело давшейся Лапшину борьбе с Митрохиным обогатился его характер. В «Жмакине» был хороший человек Лапшин. В «Одном годе» в нем проглянула личность большой воли, ума, совести. Личность,

 


близкая по масштабу к прототипу, человеку героического жизненного пути.,

Драматическая кульминация Жмакина — бой с Корнюхой — одновременно и высшая точка развития характера. Были в Алеше хорошие, благородные задатки, растоптанные равнодушием следователя, раздавленные несправедливостью. С большими трудностями Лапшин «отдирает» Жмакина от его прошлого. Вправить вивихнутую душу труднее, чем вывихнутый сустав. На Жмакине уже не только накипь воровской профессии. Ржа преступности уже разъела душу. Долгим, глухим сопротивлением безнадежности встречает он призывы Лапшина начать новую жизнь.

И в повести Жмакин далеко не сразу шел на уговоры Лапшина. Но вот состоялась очная ставка с начальником гаража Вейцманом, оклеветавшим Жмакина. Истина выплыла наружу. В состоянии душевного подъема сидит Жмакин в ресторане за «вином и фруктами», другими словами — за стопкой водки и огурцом. Подсаживается Балага, старый знакомый по блатному миру, и сообщает, что появился Корнюха, сбежавший из лагеря. Корнюха — опасный убийца, которого ищет угрозыск. Жмакин идет на свидание. В ответ на предложение Корнюхи сколотить банду он делает вид, что раздумывает и колеблется, и в первую подходящую минуту звонит из автомата Лапшину.

Жмакина и Корнюху нагоняет милицейский автомобиль. Выскакивает Лапшин с подручными. Завязывается перестрелка. Корнюха убегает. «Убьет», — думает Жмакин и все же пускается вместе со всеми в погоню. «Сердце у него падало, в груди делалось пусто и тошно, как на качелях». Корнюха отстреливается. Жмакин «наддал еще ходу и, неожиданно даже для самого себя, схватил Корнюху за макинтош». Завязывается •смертельная драка. Если бы не подоспевшие работники угрозыска, Корнюха задушил бы Жмакина. Но Корнюха пойман и обезврежен.

Встреча с Корнюхой — случайная. В бой Жмакин вступил «неожиданно для самого себя». В романе все происходит по-другому.

Потеря следов Корнюхи сыграла на руку Митрохину. Это помогло его нападкам на Лапшина и его бригаду, дало почву для разглагольствований о вредности «пси-

 


хологической возня» с уголовными. Создалось положение, когда только Жмакии может помочь напасть на след Корнюхи. Это — большая ставка Лапшина, нужная для дела и еще больше для Жмакина. Выступление против Корнюхи означало бы бесповоротный разрыв - с «кодлой» и привело бы к восстановлению полного доверия к бывшему вору. Оно положило бы окончательный рубеж между запятнанным прошлым и чистым будущим.

Но Жмакин смертельно истерзан, подавлен и угрюмо отвергает все предложения Лапшина. Нужны сверхчеловеческие усилия, чтобы двинуть на новый путь озлобленного, бешеного, отчаявшегося человека. Как же Жмакин приходит к неожиданному и невероятному на первый взгляд решению — самому выследить опасного бандита? И к тому же «взять» его один на один, без всякой помощи со стороны?

Ю. Герман нашел спасительный толчок в отношении Жмакина к Лапшину. Решает минута, когда Алеша узнает, чем грозит Лапшину потеря следов Корнюхи. Решает доверие Лапшина к Жмакину, его откровенность. «Я на тебя, Алеша, надеюсь. Мы на тебя, как говорится, поставили, мы тебе давно поверили, еще до всяких доказательств твоей непричастности в этой истории с ножом. Я тебе по-товарищески говорю: нам с тобой трудно пришлось. И неприятности у нас были».

Лапшин не договаривает. Но Жмакин отлично его понимает. И слова Лапшина падают последней каплей на колеблющуюся чашу весов.

Ю. Герман не «подстраивает» характер Алёши, не сводит отчаянное решение Жмакина к одним кристально-чистым моральным мотивам. Жмакин непомерно славолюбив и хвастлив. Когда он придумывает способ, как справиться с Корнюхой при помощи одной только веревки, он с упоением думает, что все сделает сам. «И только потом позвонит, когда дело будет сделано. Позвонит и скажет, что «повязал», — вот это будет номер, это будет шик».

Затрудненнее, запутаннее, нежели в довоенной повести, с провалами происходят душевные сдвиги у Жмакина в романе. Тем правдивее выглядит его отважный бой с бандитом. Тем ярче его душевный подъем. Под

 


мерзкой блатной накипью проглянули черты мальчика-задиры, рыцарски заступившегося за обиженную девочку.

Здесь «горный перевал» сюжета. Отчетливо видно прошлое и будущее героя.

 

1961

 

 

ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ – АНАЛИТИК СЮЖЕТА

 

 

Книга Виктора Шкловского «Художественная проза. Размышления и разборы» — яркое, весомое явление в нашей литературе.

«Явление» нужно зачеркнуть. Написать: событие.

Писать о ней трудно.

Хочется много цитировать. Завидуешь Чернышевскому, который цитировал страницами.

Хочется много сказать.

О зоркости наблюдений, об обильных находках, об открытиях. О взлете мысли и масштабности охвата. О виртуозном умении постичь явление искусства с помощью формулы-образа. О мужественных ударах по старым ошибкам.

О лиризме, вторгающемся в строгую ткань исследования. «Я беру книги Диккенса. Часто открываю прямо в конце. Читаю главы, в которых все рассказывается, распутывается и сходит на нет.

Суживается круг света, как будто прикручивают фитиль керосиновой лампы.

Мир уходит от меня, как у школьника решенная на завтра арифметическая задача.

Забываю писателя. Плачу даже. Ведь я старик. Это дело нервов, а не анализа.

Утром пишу».

Лиризм книги — мужественный (слезы тоже бывают мужественными). Путешествие Шкловского по времени, по литературе — не сентиментально: «Я хочу изменяться, потому что не устал расти», «Плыви к будущему, которое любишь».

 


Книга дышит пламенем молодых поисков, неостывшим пылом юноши, который обрел истину. Виктор Шкловский пошел на выучку к марксизму. «Наступила пора нового ученичества», — заявляет он.

Но ученичества в книге нет. Не юнгой, а опытным мореходом приплыл Виктор Шкловский к новым берегам.

 

 

Неукротимый темперамент, острота взгляда, неиссякаемость неожиданных сопоставлений, открывающих предмет заново, всегда были свойственны Виктору Шкловскому. Нередко наблюдения, высказанные по частному поводу, входили отточенным оружием в арсенал критического анализа. Художник «пошел вдоль темы, и ветер перестал надувать его паруса». Такое-то произведение «обречено на успех». Подобные афоризмы щедро расточались В. Шкловским. Они отучали от поверхностных и шаблонных оценок. Они учили тонкости и точности. Они воспитывали нетерпимость к школьному набору трафаретов, к унылому пережевыванию дежурных формулировок.

Мы помним Виктора Шкловского и как теоретика давнего формализма. Никто не мог отказать ему в таланте и эрудиции. Но здание формализма было скороспело и беспочвенно.

«Искусство — как прием». Острота броских и эффектных положений быстро притуплялась. Формалистам казалось, что, сосредоточиваясь на предмете искусства, обводя вокруг него магический круг, охраняющий его от соприкосновения с другими сферами идеологии, с действительностью, они найдут чудодейственный ключ к познанию истинной сути искусства.

Но как раз эта попытка изолировать искусство от реальности и привела в тупик, свидетельствует теперь В. Шкловский. «Движение искусства становилось непонятным у формалистов». «Мир оказывался неподвижным, а литературные формы представлялись как бы однократно и навсегда созданными и лишь сменяющимися, как моды».







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия