Студопедия — КАК ЭДИП СТАЛ ЦAPEM ФИВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАК ЭДИП СТАЛ ЦAPEM ФИВ






Согласно мифу, фиванский царь Лай и его жена Иокаста получили в Дельфах страшное пророчество: их сын убьёт отца и женится на матери.

Царь и царица решили предотвратить беду: ребёнка с проткнутыми спицей ногами слуга должен был отнести на гору Киферон и оставить там. Но раб не смог выполнить жестокий приказ, он встретил пастуха из Коринфа и отдал младенца ему. Так мальчик попал в Коринф, в дом бездетных царя Поли-ба и его жены Меропы. Он стал им сыном, а имя получил Эдип, что означает «с распухшими ногами». Как-то на пиру один из гостей намекнул Эдипу, что он приёмыш. Эдип отправился в Дельфы за правдой. Там находился храм бога Аполлона, к которому греки обращались за помощью, советом или просьбой о предсказаниях будущего. Пифии — жрицы храма — передавали вопрошавшим ответ бога. Эдип узнал, что ему суждены убийство отца и брак с матерью. Он поспешил уйти подальше от Коринфа, чтобы не погубить По-либа и Меропу, сыном которых себя считал. Однажды на перепутье встретился ему какой-то важный старик в повозке. Эдипу приказано было уступить дорогу; сначала слуга, потом старик ударили Эдипа, он в ответ тоже ударил старика, и тот умер.

Этот случай стёрся из памяти Эдипа. Он пришёл в Фивы и стал их спасителем. В это время город погибал от безжалостной Сфинкс, крылатого чудовища с львиным телом и с головой и грудью женщины. Она сидела у городских ворот и каждому проходящему предлагала загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?». Отгадать не удавалось никому, а несообразительность влекла гибель. Только Эдип одолел Сфинкс, ответив: «Это человек. Утро — младенчество, день — зрелость, вечер — старость; в младенчестве человек ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку, она и есть его „третья нога"». Сфинкс бросилась со скалы и погибла. Так победно вошёл Эдип в Фивы, женился на фиванской царице Иокасте; у них родились две дочери и два сына. И вот однажды на город обрушивается эпидемия чумы. Эдип посылает за словом бога Аполлона в Дельфы и в нетерпении ждёт ответа...

 

ЕВРИПИД
(около 484-406 до н. э.)

В науке есть мнение: Еврипид был разрушителем трагедии как жанра. Действительно, он придал трагедии такие черты, которые полностью изменили её облик. Проследить это можно на одной из самых знаменитых трагедий Еврипида — «Медея» (431 г. до н. э.).

Сюжет «Медеи» восходит к мифу об аргонавтах. В маленьком городе Иолке жил царевич Ясон. И был у него дядя, брат его отца, по имени Пелий. Пелий сверг своего брата с престола, а Ясона отправил к кентавру Хирону учиться искусству врачевания. Когда Ясон вернулся в Иолк, Пелий послал его в Колхиду (Западная Грузия) за золотым руном — шкурой золотого барана. Для похода был выстроен корабль «Арго». Добыть руно Ясону помогла дочь царя Колхиды Ээта, колдунья Медея. Она полюбила Ясона и бежала с ним в Иолк С помощью хитростей Медеи Пелий был страшно наказан, но его наследник прогнал Ясона с Медеей из города.

Действие трагедии Еврипида происходит в Коринфе, где нашли приют Ясон, Медея и двое их детей. Ясон расторг брак с Медеей и женится надочери коринфского царя Креонта. Об этом зрители узнают из пролога. А весь захватывающий сюжет трагедии строится на нескольких диалогах Медеи — с Креонтом, Ясоном и Эгеем, афинским царём. Первая беседа — с Креонтом, объявившим Медее, что ей придётся уйти в изгнание вместе с детьми. Она умоляет:

Дай день один мне сроку: не решила, Куда идти, ещё я, а детей Кто ж без меня устроит? Выше этих Забот Ясон. (Здесь и далее перевод И. Ф. Анненского.)

Отсрочка нужна Медее для мести — она хочет убить своих обидчиков. Нужно только заручиться поддержкой того, кто сможет затем дать ей кров и защиту.

По мифу, Медея — колдунья. Еврипид сделал из неё красноречивую умницу — софистку (см. статью «Ораторы Древней Греции»); ведь софистические ухищрения были ему ближе и понятнее колдовских. Когда появляется Эгей, происходит третья, решающая беседа. Эгей обещает Медее приют и защиту, тем самым подтолкнув её к задуманному убийству — не только врагов, но и собственных детей:

Я передам теперь, какое зло Глядит в глаза Медее после... Я Должна убить детей. И их не вырвет У нас никто. Сама Ясонов с корнем Я вырву дом.

Беседа четвёртая — снова с Ясоном — вся соткана из обмана: Ясон позволяет детям прийти в его новый дом с дарами. Дары эти смертоносные, невеста-царевна и Креонт гибнут. Об этом рассказывает вестник. Медея убивает обоих сыновей. Её последняя беседа с Ясоном происходит, когда Медея уже вне досягаемости: сидя с телами детей на колеснице бога Гелиоса-Солнца, своего деда, она глумится над рыдающим Ясоном:

Ясон. О, ради богов...О, дай мне Их нежное тело Обнять... только тронуть. Медея. Ты просишь напрасно.

«Медея» Еврипида — захватывающая трагедия. Увлекательны и сюжеты Софокла, но их напряжённость рождается из столкновения внешнего по отношению к герою и внутреннего: в «Царе Эдипе» — это подлинный ход событий и ошибочное представление Эдипа о своей жизни; в «Антигоне» — указ верховного владыки и представление Антигоны о высшей справедливости. А сюжет «Медеи» построен на столкновении страстей в душе героини. Любовь к детям борется с жаждой мести, а зритель следит за тем, как месть побеждает и приводит Медею к страшному решению. Внешние события (разговоры с Ясоном, Креонтом и Эгеем) не определяют эту борьбу — они только ускоряют развязку.

Для того чтобы раскрыть внутреннюю жизнь героев, Еврипид обращается к средствам лирики. Как Сапфо (см. статью «Дренегреческая лирика»), Медея точно именует свои чувства и состояния: «О, злы мои страданья...»; «О, горе! О, муки и вы, бессильные стоны!». Она беседует с собой и с тем вместилищем чувств, которое греки называли словом «тимос» («сердце», «душа», «дух»): «Что ж это я задумала?»; «Ты, сердце, это сделаешь». В партиях хора Еврипид использует ещё один приём лирики: показывает чувство через образ божества:

Когда свирепы Эроты, Из сердца они уносят Всю сладость... О, пусть никогда Киприды Ужасной не слышу в сердце, С грозой её ярых ударов, С бурей ссор ненавистной, С желаньем чужого ложа!

 

  Киприда — одно из имён богини любви Афродиты.

 

Как и в «Медее», действием движет внутренняя борьба — только не двух страстей, а страстей и разума. Федра не может победить рассудком свою любовь. Но смысл трагедии глубже. Её главный герой — не порочная Федра, а невинный Ипполит. Почему же он гибнет? Возможно, Еврипид хотел показать, что положение человека в мире вообще трагично, потому что мир этот устроен без логики и смысла — им правят своенравные силы, которые Еврипид облёк в образы богов: Артемиды, целомудренной покровительницы целомудренного Ипполита, и Афродиты, чувственной его противницы. А может быть, Еврипид, напротив, полагал, что в мире царит гармония, равновесие сил, а страдает тот, кто его нарушает, пренебрегая страстью в угоду разуму, как Ипполит, или не слушая разума в ослеплении страсти, как Федра.

 

 

«ТРОЯНКИ»

В числе последних трагедий Еврипида — «Троянки» (415 г. до н. э.). Действие происходит в разорённой Трое сразу же после взятия города ахейцами (см. статью «Гомеровский эпос»). С глубоким сочувствием рисует Еврипид тех, кто наиболее обездолен опустошительной войной, — троянских женщин. Жёны, матери, невесты, они вынуждены были терпеть мучительную десятилетнюю осаду, оплакивать и погребать павших, а после сдачи Трои стать добычей врагов. «Троянки» — обвинение войне, всегда бессмысленной и бесчеловечной. «Если ум в тебе здоров, / Война тебе претит...» (здесь и далее перевод И. Ф. Анненского) — восклицает прорицательница Кассандра.

В центре трагедии — женщины из обречённого на гибель рода царя Приама. Каждая из героинь отличается ярким и сильным характером. Дочь Приама Кассандра грозит грекам страшными карами. Невестка — бывшая жена Гектора Андромаха — в отчаянии молит о смерти. Другая невестка, Елена, из-за которой и разгорелась страшная битва, стремится ускользнуть от расплаты и убедить обманутого ею Менелая, что во всём виноваты боги. Вдова Приама Гекуба с достоинством встречает ужасный жребий, смиряясь с высшей волей. Она наставляет Андромаху не торопить смерть: «Глядеть, дитя, всё ж слаще, чем лежать / И быть ничем. Ведь в жизни есть надежда...».

Высшая точка трагедии — умерщвление маленького сына Гектора: победители сбрасывают его с городской стены, опасаясь возрождения династии Приама. Гекуба оплакивает внука, но и на этот раз сила духа не изменяет ей:

...Если б бог Не приравнял гордыни нашей праху, В безвестности б остались мы... И плач Не разгласил бы в мире нашей славы.

В финале Троя гибнет, объятая пожаром, на глазах угоняемых в рабство троянок. Однако ешё раньше устами бога Посейдона Еврипид вынес суровый приговор упоённым победой грекам:

Не слеп ли меж людей, кто рушил город, И храмы и могилы, честь умерших? Предавши их опустошенью, он Хоть позже, сам за это погибает...

Как и многие пьесы Еврипида, «Троянки», показанные на Великих Дионисиях, не заняли первого места в состязании драматургов. Возможно, трагедия показалась соотечественникам недостаточно патриотичной.

 

АРИСТОФАН
(около 446 — около 385 до н. э.)

Эпос и трагедия — жанры серьёзные. А греки были народ весёлый и болтливый, довольствоваться одной возвышенной строгостью им было трудно. Поэтому рядом с «высоким» эпосом жил эпос забавный, пародийный, а в театре ставились не только трагедии, но и комедии. Так серьёзное уравновешивалось смеховым.

Больше всех прославился сочинитель комедий Аристофан. Его современниками и согражданами были трагики Софокл и Еврипид, знаменитый философ Платон и его великий учитель Сократ. В комедиях Аристофан любил выставлять на посмешище самых известных и важных афинских граждан, любил обыгрывать и доводить до смешного крупные и мелкие события политической жизни Афин. Лучшей своей комедией Аристофан считал «Облака» (423 г. до н. э.). Старик Стрепсиад недоволен сыном Фидиппидом — любителем лошадей и скачек. Дорогостоящее увлечение сына совершенно разорило отца, и он погряз в долгах. Последние надежды Стрепсиад возлагает на Сократа и его школу, где учат выдавать «кривду за правду», т. е. доказывать любую мысль, любое положение независимо от того, соответствует ли оно истине. План Стрепсиада таков: сын пройдёт обучение у Сократа и сумеет отговориться от всех кредиторов, когда они придут взимать долги. Фидиппид учиться не хочет, и старик отправляется в Сократову «мыслильню» сам. Показав полную неспособность освоить Сократову науку, Стрепсиад возвращается домой. Наступает черёд Фидиппида. Успешно овладев всеми способами выдавать ложь за правду, он справляется и с кредиторами отца. Стрепсиад торжествует, но не подозревает, чем обернётся для него «образование» сына. А тот начинает лупить отца, с лёгкостью доказывая, что имеет на это право.

Стрепсиад из мести поджигает «мыслильню», чем и кончается комедия.

В «Облаках» Аристофан сумел показать современную ему интеллектуальную жизнь Афин. А она была разнообразной. Когда Аристофан был ещё ребенком, в Афинах появились платные учителя мудрости — «умники», как называли их афиняне (так можно перевести греческое слово «софистес»). Своим делом софисты считали обучение людей мудрости, а мудрость их состояла вот в чём: истина относительна — что человек понимает и воспринимает, то и правда. Объективной истины не существует, большой простор открывается для риторики: в чём убедишь, то и будет правдой. Именно поэтому софисты старательно обучали афинян риторическому искусству. Учили они не бескорыстно — за деньги.

Были в Афинах и совсем другие, бескорыстные интеллектуалы — например, знаменитый натурфилософ Анаксагор. Он занимался происхождением и устройством Вселенной и считал, что мир возник из бесконечной материи, потому все небесные тела, в том числе и Солнце, — это раскалённые материальные предметы, а вовсе не боги, как считали греки. Анаксагору не простили такого богохульства — его изгнали из Афин, и он умер на чужбине.

Наконец, был Сократ — не софист, не натурфилософ, а неутомимый охотник за нравственными понятиями: что такое мудрость, мужество, справедливость и, наконец, добродетель. Сам Сократ ничего не писал — только беседовал, а знаем мы о его методе ведения беседы от его ученика Платона.

Все эти течения афинского интеллектуализма Аристофан сумел объединить в образе Сократа: он учит выдавать «кривду за правду», как софист, утверждает, что небо — это «печь железная», как натурфилософ, и пытается подменить старых богов новыми божествами, Облаками, — такие воззрения афинские обыватели приписывали самому Сократу.

Об Аристофане часто пишут, что в своих комедиях он кого-то «осуждает» или «обличает». Скорее всего это не таю задача древней комедии состояла в том, чтобы осмеять всё значимое и показать мир с оборотной, смеховой стороны, облегчая бремя серьёзности. А значимое для Афин времени Аристофана — это прежде всего политическая и интеллектуальная жизнь, поэтому под горячую руку комедии попадались и отдельные выдающиеся личности, и явления гражданской жизни (например, заключение мирного договора со Спартой — комедия «Мир»). В этом осмеянии не было никакого личного оттенка: сам комедиограф мог с трепетом относиться к проблеме мира, к Сократу или Еврипиду (персонаж комедии «Лягушки»), но жанр требовал от него бестрепетного смеха.

К сожалению, в случае с Сократом всё обернулось не так невинно: образ шарлатана и богохульника произвёл сильное впечатление на граждан и, видимо, повлиял на решение судей в процессе против Сократа. Его приговорили к смертной казни, и он умер в тюрьме, выпив быстродействующий яд.

 

 

«ВСАДНИКИ»

Современником Аристофана был политический деятель по имени Клеон. Афиняне уважали его за удачное завершение военной операции и выбрали стратегом (командующим армией) на 424 г. до н. э., хотя эта операция была подготовлена двумя другими полководцами — Никием и Демосфеном. Из этой политической ситуации Аристофан сделал комедийный сюжет — «Всадники» были поставлены в 424 г. до н. э.

Туповатый старичок Демос, т. е. Народ, вдобавок к двум своим рабам, Никию и Демосфену, покупает третьего — отвратительного Кожевника — и передаёт ему всю власть в доме. Кожевник, в котором афиняне сразу же узнали Клеона, чей отец владел кожевенными мастерскими, морочит Демосу голову какими-то табличками с пророчествами. Никий и Демосфен выкрадывают эти таблички и узнают из них, что власть у Кожевника должен отобрать Колбасник. Так и происходит. Кожевник побеждён и изгнан, а Колбасник возвращает Демосу молодость и здоровье.

МЕНАНДР

Следующий после Аристофана афинский комедиограф, чьи тексты дошли до нас, — Менандр (около 342—292 до н. э.) — предлагает совсем другую комедию. В ней нет ни насмешек над выдающимися гражданами, ни острых шуток. Менандра не интересуют ни афинские знаменитости, ни афинская политическая жизнь — его интересует человеческий характер. Поэтому персонажи его комедий — не Сократы, Клеоны и Еврипиды, а старики, старухи, юноши, девицы, рабы. Сюжеты Менандровых комедий — не фантастические, как у Аристофана, а реальные, обыденные, бытовые: как проучили вредного ворчливого старика («Брюзга»), как помогли найти родителей подкинутого ребёнка («Третейский суд»). Менандр мастерски строит эти сюжеты, так что зритель заинтригован и напряжённо ждёт развязки.

В комедиях Менандра очень мало смешного и много поучительного. Они ближе к поздним трагедиям Еврипида, чем к комедиям Аристофана. И комедиями их называют условно, по традиции, просто потому, что сами греки не придумали для этого вида драмы специального названия.

ДЕМОСФЕН

Смолоду Демосфен был слаб голосом и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Он набивал рот камешками и так учился шевелить языком сильно и точно. Чтобы не пасть духом в своей решимости, он выбрил себе полголовы и спрятался жить в пещеру на берегу моря, пока у него вновь не отрастут волосы. Здесь, на берегу моря, он упражнялся в речах, стараясь пересилить голосом шум морского прибоя.

Речи его были суровы. Народ в собрании привык, что ораторы говорят с ним льстиво, и роптал. Демосфен сказал: «Афиняне, вы будете иметь во мне советника, даже если не захотите, но не будете иметь льстеца, даже если захотите...». Подкупить Демосфена, чтобы он выступал за неправое дело, было невозможно. Ему платили только за то, чтобы он молчал... Чтобы уклониться от речи, он говорил, что у него лихорадка. Афиняне смеялись: «Серебряная лихорадка!»...

Демосфен сделал чудо: убедил афинский народ отдать государственную казну не на праздничные раздачи, а на военные расходы. Демосфен сделал второе чудо: объехал греческие города и собрал их в отчаянный союз против Филиппа Македонского. На этом чудеса кончились: была война, битва при Херо-нее и жестокое поражение. Филипп хорошо помнил, кто был его главным врагом... В ночь после Херонеи он не выдержал, напился пьян на победном пиру и пустился в пляс между трупами в поле, приговаривая: «Демосфен, сын Демосфена, предложил афинянам...». А утром, протрезвев, он содрогнулся при мысли о том, что есть человек, который одной речью может сделать то, что он, Филипп, может сделать лишь многими годами войн...

Демосфену пришлось уйти из Афин в изгнание... По дороге он увидел нескольких афинян из злейших своих врагов. Он решил, что его задумали убить, и хотел скрыться. Его остановили. Демосфен был такой человек, что его уважали даже враги. Они дали ему денег на дорогу и посоветовали, куда направиться в изгнании. Демосфен сказал: «Каково мне покидать этот город, где враги таковы, каковы не всюду бывают и друзья!».

...Ораторов, говоривших против Македонии, хватали и казнили....Солдаты пришли к храму, в котором скрывался Демосфен. Демосфен попросил лишь дать ему написать завещание и обещал потом выйти. Ему позволили. Он взял писчие дощечки и грифель, с задумчивым видом поднёс грифель к губам, замер ненадолго, а потом его голова упала на грудь, и он свалился мёртвым. Яд для самоубийства он носил в головке своего грифеля...

(Из книги М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция».)







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия