Студопедия — ВИКТОР ЛАПИЦКИЙ. Путешествие на край политики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИКТОР ЛАПИЦКИЙ. Путешествие на край политики






Один из ведущих философов современной Фран­ции Жак Рансьер выгодно отличается от большин­ства своих собратьев по цеху чуть ли не нарочи­той внятностью изложения и стремлением быть понятым, увлечь читателя в первую очередь убе­дительностью своих построений, важнейшим ка­чеством которых предполагается ясность, то есть логическая обоснованность и последовательность. Посему кажется нелепым сопровождать каким-то внешним комментарием представленную здесь ра­боту, небольшую и четкую, не только проводящую образцово-показательный анализ четко сформули­рованного «случая», но и прямо в своем же тек­сте объясняющую цели, установки, контексты это­го анализа. Тем более неуместным представляется и реконструировать, в этой связи философскую си­стему Рансьера 1 или прослеживать эволюцию его

1 Слово «система», столь скомпрометированное в век «конца философии», здесь вполне уместно, - с.102

 

путешествие на край политики 103

мысли, — настолько замкнутым, самодостаточным предстает на первый взгляд его анализ.

Однако не все так просто. Достаточно заметить, что ставки в этой, казалось бы, совершенно част­ной работе куда выше, чем можно было бы поду­мать: если прислушаться к негромким, но внят­ным пояснениям автора, речь здесь идет о том, чтобы на материале теории и практики фрейдов­ского анализа детальнее разобраться, что же та­кое сам феномен мысли. Дальше — больше: уже при беглом знакомстве с другими работами Ран­сьера выясняется, что задействованные по ходу де­ла в «Эстетическом бессознательном» концепты — плод самостоятельных и зачастую куда более мас­штабных анализов, а полноту смысла им придают и вовсе оставшиеся за кадром развернутые концеп­ции. А в самом конце вдруг смутно прорисовыва­ется приглушенная полемика со вскользь упомя­нутой эстетикой возвышенного, развиваемой Жан-Франсуа Лиотаром.

По счастью, сам строй рансьеровской логики приводит к кристаллизации его системы вокруг нескольких критических точек, которые к тому же

ибо его построения (да, у Рансьера мы имеем дело не с деконструкцией, а с позабытыми под живо­писным флером оной конструкциями — пусть и несущими изрядный критический заряд), не от­личаясь прокламируемой универсальностью, как у Алена Бадью, и не претендуя на специфиче­скую методологию, как у Жака Деррида, тем не менее четко центрированы, организованы вокруг определенного круга вопросов (а не набора посту­латов, как у Бадью) и сцеплены возвращением к логике как к единственному методу (в отличие от Деррида).

 

104 виктпор лапицкий

настолько выпуклы и ярки, настолько звонко озву­чены автором в зачастую вынесенных в названия его книг ключевых концептах-концепциях, что мы все же попытаемся здесь набросать в двух словах их заведомо пунктирную — и к тому же спрямлен­ную — линию.

Равенство Родившийся в 1940 году Жак Ран-сьер2 (ныне — почетный профессор политики и эстетики университета Париж VIII и руководи­тель программы Международного философского коллежа), выпускник кузницы французской ин­теллектуальной элиты, знаменитой Эколь нормаль сюперьёр, и ученик Луи Альтюссера, сложившись как мыслитель — естественно, как политический мыслитель — в жестких рамках почти неизвестно­го у нас, но до сих пор влиятельного во Франции структуралистского марксизма, быстро дистанци­ровался от своего учителя, выпустив книгу «Урок Альтюссера» (1974), в которой подверг критике наукообразное извращение политики в отвернув­шемся от человеческого в человеке марксизме, но не порвал марксистской пуповины и на протя­жении последующего десятилетия радикализовал в цикле работ с такими характерными названи­ями, как «Ночь пролетариата» (1981) или «Фи­лософ и его бедняки» (1983), амбициозную про­грамму если не выслушивания, то опирающейся на

2 Среди работ о Рансьере в первую очередь выде­лим посвященный ему номер журнала «Critique» (№ 601-602, juin—juillet 1997) и, в частности, опуб­ликованную там обобщающую статью Ива Мишо «Бедняки и их философ».

 

путешествие на край политики 105

архивно-исторические штудии реконструкции то­го, что могли бы сказать априорно слова не имею­щие — неимущие, обездоленные, — то есть лишен­ные своей доли3, лишенные участия в навязанных трансформацией политики в «полицию» (о кото­рой будет сказано ниже) формах общественного обустройства: реконструкцию речи не Другого, а других.

Чтобы дать слово тем, кто по (общепринятому) определению воспользоваться им не может, и разо­браться в сопутствующей их обособлению проце­дуре самолегитимизации философии, надо, есте­ственно, изобрести новые формы выражения, и Рансьер прибегает для этого к постоянно оспари­вающему собственную научность дискурсу между политикой и философией, доктриной и сарказмом: без комментариев или интерпретации.

Угол атаки при этом определяет главное для Рансьера условие политики (на его взгляд, без это­го — постулируемого — условия политика просто-напросто не существует!) — равенство. Равенство для него — отнюдь не политическое, а этическое и философское понятие, определяющее политиче­ские ситуации и конфликты; будучи независимо от

3 Отметим между делом определенные параллели с творческой эволюцией начавшего с изучения про­цедуры исключения из человеческой общности не слова-, а ума-лишенных Мишеля Фуко (с кото­рым Рансьера роднит и многое другое — отказ от какой-либо онтологии, тяготение к архивным изысканиям, чутье к дискурсивным практикам, постановка под вопрос существующих институ­тов власти и т. п.; особенно характерной в этой связи представляется книга J. Ranciere, Le Maitre ignorant, Fayard, 1987).

 

106 виктор лапицкий

экономических (или каких-либо еще) споров или конфликтов, оно диагонально законам или уста­новлениям, всегда выламывается из плоскости на­стоящего и требует его постоянного переопределе­ния. Само оно при этом недостижимо, но, наста­ивает Рансьер, постоянно требует своего прокла­мирования, пусть даже просто в форме исключе­ния любых основанных на неравенстве и на нера­венство ориентированных положений и высказы­ваний.

На пути же возможной реализации равенства, на пути к реализации возможного равенства Ран­сьер по стопам Аристотеля приходит к полити­ческим коннотациям проблематики единого / мно­жественного, принимающим у него форму проек­та сообщества равных4. Для формулировки это­го проекта он первым делом выявляет характер­ные черты подобного сообщества в форме проти­вопоставления демократии охлократии как дина­мического проекта — статической ситуации, прин­ципиально незавершимого становления — ставше-

4 Характерно, что именно императив равенства в первую очередь выделяет у Рансьера отправля­ющийся от проблематики единого / множествен­ного Бадью (ср.: «У Жака Рансьера мне по ду­ше страсть к равенству», — A. Badiou, L'Etre et I'evenement, Seuil, 1988, p. 523; см. также главу «Рансьер и сообщество равных» в кн.: A. Badiou, АЬтёдё de metapolitique, Seuil, 1998, p. 121-128). (Отметим в скобках многочисленные переклички и, подчас, совпадения в системах Бадью и Рансье­ра, а также их оживленную и подчас достаточно резкую полемику — см., в частности: А. Бадью, Манифест философии, СПб., Machina, 2003, с. 85-99 и 120-127.)

 

путешествие на край политики 107

му: «Равенство состоит не столько в унификации, сколько в деклассификации» 5. И далее Рансьер естественным образом приходит к собственному пониманию демократии: как полемического, спор­ного сообщества, сообщества, разделяющего один и тот же мир и полемизирующего по поводу этого разделения. Демократия, по его формулировке, — это сама подвижность с «ее перебоями и перемен­чивостью» 6.

Несогласие Обобщил и свел в единую систе­му как философские посылки, так и результа­ты своих историко-политических штудий Рансьер в итоговой «политической» книге «Несогласие» (1995), из богатого конрапункта которой мы вы­делим лишь несколько тем.

Анализируя сложности, из века в век возника­ющие при попытках философии осмыслить поли­тику, Рансьер (который, напомним, сам понима­ет политику как овозможнивающую равенство по­лемику) на материале, в первую очередь, текстов

5 J. Ranciere, Aux bords du politique, Paris, Osiris, 1990, p. 46.

6 Ibid., p. 77.

7 J. Ranciere, La Mesentente, Paris, Galilee, 1995. Co свойственной ему бесцеремонностью Бадью дает определение изложенной здесь системы Ран­сьера одной фразой: «Отсылающая к аксиоме равенства демократическая антифилософия, основанная на негативной онтологии коллектива, который вскрывается случайностной историчностью именований, — такова доктрина Рансьера» (A. Badiou, АЬгёдё de metapolitique, p. 130).

 

108 виктпор лапицкий

Платона и Аристотеля выявляет базисное поня­тие, лежащее в основе политики как модуса мыс­ли и по самому своему определению уклоняюще­еся от строго рационального анализа, — понятие несогласия. Несогласие — это извечный конфликт между людьми, и проистекает он не по недоразу­мению, не из противоположности интересов, не из сознательного обмана или злонамеренности, ибо несогласие заложено в самой человеческой при­роде, ибо определенный раскол содержится уже в самом логосе, расщепленном на логику и сло­во: логику, исключающую в своей рафинирован­ной математизирующей форме неоднозначность, и слово, по Платону — изворотливое слово поэтов, неизбежно порождающее в живом общении лю­дей разночтения, двусмысленность. На кону по це­почке вслед за заложенной в слове двусмысленно­стью оказываются и правила, по которым ведет­ся дискуссия (исторически8 порождающая дис­курсы; здесь самое время вспомнить, что Бадью

8 Характерно, что соответствующее представление о двух режимах социализованного функциониро­вания слова обкатывается Рансьером на матери­але истории — не только предоставленных ею имен, но и на материале исходной двусмыслен­ности самого имени истории (histoire) — одно­временно и выдумки-побасенки, и претендующей на строгость научной дисциплины, — см. кни­гу с характерным названием «Имена истории. Опыт поэтики знания» (J. Ranciere, Les Noms de I'histoire. Essai de poetique du savoir, Paris, Seuil, 1992, p. 11-12). Наверное, не удивительно, что именно в этой работе в оптике восприятия исто­рии как науки о мертвых, как знания, достигае­мого post mortem, возникает между прочим и по-

 

путешествие на край политики 109

еще в ранних работах Рансьера подчеркнул в ка­честве определящей его стиль черты нахождение между различными дискурсами), тяжба ведет­ся вокруг самого существования дискуссии и воз­можных ее форм, о включенных и исключенных в / из нее. При этом траектория движения Рансье­ра — ретроанализ: от попыток нащупать, услы­шать голос голоса не имеющих к осознанию укоре­ненности самого их существования в изначальном расщеплении логоса. Основные выводы Рансьера двояки: во-первых, политика — это деятельность, свойственная которой рациональность определяет­ся рациональностью несогласия; во-вторых, фило­софия в стремлении утвердить свою собственную рациональность несогласие изгоняет и тем самым сводит на нет политику.

Традиционный философский (платоновский) подход: обвинить в изначальном расщеплении по­этов, тех, кто наделяет слово двусмысленностью; этот подход примечательным образом связан у Платона с проблемами политики — с наиболее впе­чатляющей попыткой политику «рационализиро­вать» — навязать ей свое, «философское», рацио, ее же своеособую, с необходимостью парадоксаль­ную рациональность либо устранить, либо, на ху­дой конец, обуздать, ввести в определяемые фи­лософией рамки. Но это и означает свести на нет саму политику, и именно отсюда активное неприя­тие Рансьером «политической философии» в пан­дан к философии политики; как он пишет в «Несо-

нятие бессознательного — опять же, скорее, не фрейдовского и, конечно же, не эстетического, а, скажем, исторического.

 

 

110 виктор лапицкий

гласии»: «То, что зовут "политической философи­ей", вполне могло бы быть набором мыслительных операций, посредством которых философия пыта­ется покончить с политикой, ликвидировать скан­дал мысли, свойственный отправлению политики. Этот теоретический скандал — не что иное как ра­циональность несогласия. Скандальной политику делает тот факт, что она есть деятельность, кото­рой свойственна рациональность несогласия» 9. На деле же «политическое изобретение проявляется в действиях, которые одновременно и аргументатив-ны, и поэтичны» 10.

Политика и полиция Уточняется в «Несогла­сии» и прорабатывавшаяся ранее проблематика единого / множественного в общественном устро­ении, и здесь дальнейшее углубление в струк­туру полемической демократии, в то, как мыс­лит и вершит общество свое единство, приво­дит Рансьера к выявлению и противопоставле­нию двух форм организации и символизации об­щества, двух форм его счета-за-одно, одну из ко­торых он называет политикой, а другую — поли­цией11. Функционально-аналитическому делению

9 J. Ranciere, La Mesentente, p. 15.

10 Ibid., p. 90.

 

11 Оговоримся, что, по словам самого Рансьера (ibid., p. 51), он не вкладывает в этот термин уничижительного значения, отсылая к греческо­му слову полис, которое, кстати, само по себе во французский язык, в отличие от русского, не про­никло и как правило переводится (la cite); да и само слово полиция во французском в значитель-

 

путешествие на край политики 111

целого на части, предполагающему и легитими­рующему стабильную работу социального меха­низма, исключающему пустоту и излишек и пере­водящему в социальное небытие несопричастных, неучтенных, не имеющих в этом делении доли и функции (полиция12), Рансьер противопоставля­ет возникающую в разрывах истории проблема­тичную, дебатируемую, всегда включающую в се­бя неучтенный и неименуемый избыток политику. Политика обеспечивается наличием этого остатка, того, что не включается в целое, каковое допуска­ет включение в себя только в качестве части, — этим и объясняется особая важность для Рансье­ра несопричастных (les sans part), обездоленных, не имеющих своей доли, своей (у)части в полицей­ском обустройстве. Вот одна из его формулировок: «Есть два основных способа символизировать со­общество: один из них представляет его как сум­му частей, другой определяет как деление цело­го. Один мыслит его как осуществление какого-то способа быть вместе, другой — как полемику по по­воду общего. Я называю первый полицией, а вто­рой — политикой. Консенсус представляет собой форму преобразования политики в полицию. Эта форма может символизировать сообщество един­ственно как сложение интересов составляющих ее

 

ной степени лишено тех отрицательных коннота­ций, которыми его щедро наделила отечественная традиция. Все это, однако, не более чем смягчает слышимое здесь осуждение.

12 Согласно Бадью, аналогичное понятие имеется и в его системе, где носит имя состояния ситуации (l'etat de la situation) — см.: A. Badiou, АЬгёдё de metapolitique, p. 131.

 

112 виктор лапицкий

групп и индивидуумов. Подобный минимальный модус символизации, граничащий с десимволиза-цией, и царит сегодня в Западной Европе» 1.

И далее Рансьер делает вывод, что политическая философия описывает, критикует и даже пытает­ся усовершенствовать различные типы именно по­лиции. Но... политика и полиция — не два спо­соба жизни, а, скорее, два разных принципа сим­волической аппроприации чувственного, и исход­ная политическая рациональность, как оказывает­ся, сохраняется не в философии, а в поле эстетики, где имеет место иное — и издавна практикуемое — разделение чувственного.

Политическое и эстетическое Надо сказать, что эстетическое поле с самого начала искушало чисто политическую добродетель мысли Рансьера: и ко­гда он ставил вопрос об отношениях между искус­ствами и системой знаний, между, сказал бы Ба­дью, поэмой и матемой, через отношения, которые они поддерживают с политикой, и когда отыски­вал конкретный пример равенства, запускаемого здравым эстетическим смыслом, каковой оспари­вает современная социология, но по-своему посту­лировал самой своей установкой Кант в «Критике способности суждения».

Интерес к кромке — сопредельной полосе, а не взаимному проникновению; речь, естественно, не шла ни об одном из одиозных «швов»: ни о поли­тизации искусства, ни об эстетизации политики —

13 Ж. Рансьер, «До и после 11 сентября: разрыв в символическом строе?», в сб.: Мир в войне, М., Прагматика культуры, 2003, с. 52.

 

путешествие на край политики 113

между историей эстетики и историей политики не оставлял Рансьера с первых его работ, и, быть мо­жет, напрямую связан с его марксистским родосло­вием. По Рансьеру, от эстетики до политики всего один шаг: если дело эстетики — установить отно­шения между тем, что видится, и тем, что гово­рится, то дело политики — установить отношения между тем, что делается, и тем, что может делать­ся; она, по его словам, «касается того, что видимо и что можно об этом сказать, того, кто компетен­тен, чтобы видеть, и имеет право сказать». Ран­сьер определяет эстетику как «способ сочленения способов действия, форм зримости этих способов действия и способов осмысления их отношений, включая и некоторое представление о действенно­сти мысли» 14. И этот способ сочленения являет собой модель разделения.

Разделяя чувственное Подробному обсужде­нию этой модели посвящена еще одна «главная» книга Рансьера — на сей раз всего-навсего тонень­кая, в неполную сотню страниц брошюра, собрав­шая под одной обложкой несколько кратких, но чрезвычайно насыщенных статей. По одной из них и озаглавлен весь сборник: «Разделяя чувствен­ное» 15. Собственно, не Рансьер первый прибег к

14 J. Ranciere, Le Partage du sensible, La Fabrique, 2000, p. 10.

15 Формально это название звучит как «Разделение чувственного» (Le Partage du sensible), но пред­ставляется, что нагляднее его двузначность про­ступает в деепричастной форме.

 

114 виктор лапицкии

концептуальной мощи, заложенной в двусмыслен­ности французского слова partage16, в качестве силовой линии развития собственной мысли. Гла­гол partager, от которого произошло это существи­тельное, соединяет в себе два значения — точно так же, как и в русском, где разделять можно на части («делить»), а можно и разделять мне­ние («со-обладать»). Именно в этом втором смысле производное слово partageabilite, разделяемость, использовано во французском переводе «Критики способности суждения» для передачи кантовского термина Mitteilbarkeit, в свою очередь, переводи­мого на русский как сообщаемостъ 17. Нетрудно заметить параллель между связанностью в еди­ный узел этих значений деления / сообщаемости и диалектикой единого / множественного, теми спо­собами счета-за-одно, которые представляют собой полиция и политика.

Еще в предыдущей книге Рансьер заметил, что «в действительности демократия не может опре­деляться просто-напросто как один из политиче­ских режимов, характеризуемый просто-напросто другим распределением полномочий. На более глу­боком уровне она определяется как некое разде­ление чувственного, некое перераспределение его

16 Дележ, разделение; от корня part-, часть (ср. вы­ше несопричастные, les sans part).

17 Значение этого факта отнюдь не умаляет то, что Рансьер (тексты которого осеменены, скорее, Аристотелем) обычно не допускает впрямую на свои страницы вокабулярий третьей «Критики»: вступая в не всегда озвученную полемику с Лиотаром, он невольно оказывается в поле его на­ сквозь пронизанного кантовской терминологией дискурса.

 

путешествие на край политики 115

мест» 18. Здесь он развивает и уточняет свою мысль: политику и эстетику не только роднит то, что и та, и другая являют собой определенные спо­собы разделения чувственного; разделяется (а не делится) и само разделение чувственного: это не просто два разных разделения — эстетическое и политическое, — но и разделение между эстети­ческим и политическим как таковыми, между по­литическим и эстетическим, делящими одну и ту же сцену. Цель Рансьера — показать, что по ви­димости несовместимые дискурсы: эстетический, постулирующий автономию самоопределяющегося искусства, и политический, видящий в искусстве всего лишь одну из форм коллективного опыта, — основаны на одном и том же режиме мысли, реша­ющие моменты которого можно реконструировать. В их многомерное разделение входят достаточно разнесенные друг от друга фракции: к примеру, и разделение на творцов и потребителей, художни­ков и всех прочих, и исходное разграничение про­странства и времени, зримого и незримого, речи и шума, — причем все эти разделения подвижны, меняясь внутренне и исторически изменяя взаимо­отношения между собой. Результат: политическое ставится на эстетической сцене, и специфика эс­тетической мысли предлагает модели, которые го­дятся для осмысления политики, ибо в эстетике механизмы разделения выступают в более разви­том и одновременно более обнаженном виде, при

18 J. Ranciere, La chair des mots, Paris, Galilee, 1998, p. 126. Здесь же Рансьер отмечает, что исходно само слво демос означало территориальное деле­ние: край, область.

 

116 виктпор лапицкий

этом политика, как сказал Рансьер в одном из сво­их интервью, начинается тогда, когда разделение чувственного ставится под сомнение, то есть когда оно как таковое становится одновременно и терри­торией, и ставкой борьбы.

Не надо только забывать, что в качестве парадигмы схем разделения искусство (эстети­ка) предлагает не только де-, но подчас и ре-мифологизированную версию политических кон­струкций...

Эстетическая революция Эта концепция Ран-сьера — ответ на широко распространенное пред­ставление о своего рода «первородном грехе» но­вого времени — на долгие годы определившем но­вые политические траектории альянсе немецкого идеализма с Французской революцией, ответствен­ность за который во многом падает на крестного отца эстетики, романтизм. Рансьер согласен, что спровоцированные современным искусством эсте­тические споры — то есть споры не столько внутри эстетики, сколько о ее собственном месте — вос­производят уже разыгранную в политике сцену во­круг идеи революции. Но на его взгляд, эстетика — отнюдь не злополучное место встречи искусства и политики, несущее свою долю вины за преслову­тую эстетизацию политики по Брехту—Беньямину, за разнообразные формы политизации искусства, за диагностируемую Лиотаром утрату современ­ным обществом идеалов, наконец. Напротив, имен­но эстетика сделала возможным тот новый, анти­миметический режим искусства, который, поста­вив под сомнение любые иерархии (в первую оче-

 

путешествие на край политики 117

редь — социальные), реализовал в художественной сфере проект равенства: раскрепостил искусство от владычества изображения-репрезентации, и, в частности, наделил литературу романным пись­мом, способным, если угодно, воплотить демокра­тию в слове.

И именно на территории эстетики продолжает­ся сегодня сражение, которое еще вчера велось под лозунгом обещанного освобождения, именно в ис­кусстве находит свое воплощение величайшее оча­рование и разочарование истории: эстетическая революция — это и революционное преображение эстетики, и эстетическая аватара революции поли­тической.

Режимы искусства Центральное понятие соб­ственно эстетической концепции Рансьера — по­нятие эстетического режима искусства, окон­чательно пришедшего вместе с Флобером и Малларме на смену традиционным платоновско-аристотелевским парадигмам, этической и миме­тической («изобразительный режим»), и харак­теризующегося прежде всего включением эстети­ческой мысли непосредственно в корпус художе­ственного произведения, нераздельным единством осмысления искусства и осмысления искусством, художественной мысли.

Эстетический режим как бы снимает, его, если угодно, воплощая, расщепление логоса на вразуми­тельно артикулированное, членораздельное слово-логос и немую, уходящую от дневной логики речь без-действия, речь письма, чье парадоксальное

 

118 виктпор лапицкий

описание у Мориса Бланшо19, собственно, и по­служило Рансьеру отправной точкой в прослежи­вании этого расщепления также и в исторически обусловленном структурировании литературы, на материале которого он выстраивает свою теорию трех режимов искусства. Эти три режима суть этический режим действенной речи (по Платону), изобразительный режим театральной постановки (по Аристотелю) и эстетический режим письма (по Канту и немецким романтикам).

В книге «Немая речь» 20 он подробнее рассмат­ривает переход «от изображения к выражению», от изобразительного (напомним, что Рансьер под­час называет его также «миметическим» и «поэ­тическим» — от слова поэтика, а не поэзия) к эс­тетическому режиму в литературе21, точнее, как раз переход к литературе от безраздельно ца­рившей от Аристотеля и до классицизма «(изящ­ной) словесности» (Les Belles Lettres). Согласно Рансьеру22, изобразительный режим здесь опре­деляют четыре принципа, нормирующие отноше­ния между словом и действием. Это принцип вы­мысла, сформулированный в первой главе «По­этики» Аристотеля (суть поэмы состоит в под-

19 В частности, в «Смерти последнего писателя» (см. рус. пер.: «Критическая масса», 2003, № 1, с. 60-62).

20 J. Ranciere, La Parole muette. Essai sur les contra­dictions de la litterature, Paris, Hachette litterature, 1998.

21 По-русски изобразительно- репрезентационный режим литературы уместно было бы назвать излагателъным или даже изложенческим.

22 Ibid., pp. 20-26.

 

путешествие на край политики 119

ражании действию, а не в формальном исполь­зовании языковых ресурсов), вновь аристотелев­ский принцип жанровости (вымысел должен соот­ветствовать некоему жанру, каковой, в свою оче­редь, определяется природой того, что подлежит изображению), принцип уместности (должна со­блюдаться подобающая жанру природная, истори­ческая, моральная, конвенциональная уместность речей и действий) и принцип действенности (при­мат речи как действия, что подразумевает, в част­ности, ее вписанность в социальную ситуацию). Эстетическая, или «экспрессивная» литература «меняет космологию», противопоставляя этой че­тверке другую: «Примату вымысла противостоит примат языка. Распределению по жанрам — ан­тижанровый принцип равенства всех представля­емых тем. Принципу уместности — безразличие стиля в отношении представляемой темы. Идеалу речи в действии противостоит модель письма» 23. И далее эта схема уточняется и детализируется с привлечением знакомого по нашей работе кру­га имен: Гюго, Вико с его «подлинным Гомером», Новалис, Бальзак и т. д.

Эстетическое бессознательное Как раз за ра­зом объясняет Рансьер, цель искусства в его эсте­тической фазе — выйти по ту сторону изображе­ния как ре-презентации: субъекту надлежит уже не вос-производить реальность, а произвести нечто реальное, проглядывающее в трещинах на рефлек-

23 Ibid., p. 28.

 

120 виктор лапицкий

тивной поверхности видимости — по образцу пси­хоанализа с выявленными им трещинами в созна­нии, сквозь которые поднимаются на поверхность бессознательные образы. И в сменивший диалог философии с политикой диалог философии с эс­тетикой вступает третий, подсознательно связан­ный с ними, несмотря на свою кажущуюся чуж­дость, партнер, психоанализ — такой, каким он был изобретен, осмыслен и превращен в праксис Фрейдом. (При этом совершенно не случайно на первых страницах, казалось бы, выпадающее из рамок анализируемого материала упоминание уже о лакановских анализах; дело в том, что Лакан в определенном смысле является союзником Рансье-ра: вспомним, что по поводу «Поминок по Финнегану» он предостерегал психоаналитиков от раз­рушительных эффектов слишком буквальной пси­хоаналитической интерпретации произведений ис­кусства — не ищите слишком поспешно смысл, предлагал он, вслушайтесь лучше, как разворачи­вается язык, в его ритмы, в его собственную звуч­ность.)

Результат сознательный: в этом menage a trois не только прочерчивается неосознанная эстетическая матрица фрейдовского бессознательного, в кото­рой пробиваются и крепнут новые отношения меж­ду неведением и знанием, мыслью и телом, пре­терпеванием и познанием, но и обосновывается ро­довой характер этой ситуации и в современных условиях.

Результат бессознательный: сбрасывая с паро­хода современности изобразительный, репрезента­тивный строй искусства как представления, Ран-сьер надеется напрямую подступиться к непред-

 

путешествие на край политики 121

ставимым по своей природе бессознательным об­разам и тем самым поколебать ту параэстетику бессознательного, которую, естественным образом обращаясь при этом к воплощающему непредста­вимость непредставимого возвышенному, строит его постоянный виртуальный оппонент Лиотар, которую на практике реализует в своем фильме «Шоа» Клод Ланцман. Осталось понять, не дуб­лирует ли он тем самым анализируемый в «Эсте­тическом бессознательном» выбор Фрейда, не оче­редная ли это шутка эстетического бессознатель­ного — на сей раз уже в адрес самого Рансьера...

24 Вкратце разницу в позициях Рансьера и Лиотара способна охарактеризовать проводимая ими де­конструкция: если у первого она направлена на понятие изображения (ре-презентации, то есть, в конечном счете, воспроизведения), то у второго — на более глубинное представление (презентацию или предъявление). Что же касается общей психо­аналитической «направленности» анализов (осо-сбенно ранних) у Лиотара, то он вполне осознан­но дистанцируется от непосредственного «прило­жения» психоанализа с его «дискурсами» бессо­знательного (фрейдовским, лакановским) к фигу­рам, искусства, приложения, которому неминуемо сопутствует своего рода «теория репрезентации». Для его психоаналитической концепции произве­дение (в первую очередь, в отличие от Рансье­ра, живописное или музыкальное — «оттенок или тембр») отнюдь не изображает-представляет глу­хие драмы подсознания, а само, как он, в чем-то предвосхищая «эстетическое бессознательное» Рансьера, пишет еще в «Расположениях влече­ний» (Des Dispositifs pulsionnels, 1973), «должно пониматься как энергетический аналог психиче­ского аппарата».

 

122 виктор лапицкий

Плоть слова Как уже говорилось выше, специ­фичность программы Рансьера отчасти определи­ла и специфику его дискурса, во-первых, нахо­дящегося между, то есть, в полном соответствии с установками эстетического режима, постоянно ускользающего в поисках несуществующего мета­языка от «жанровой» дискурсивной номенклату­ры; во-вторых, стремящегося не расплескать ис­ходное несогласие слова. И, чтобы выразить эту изначальную расщепленность речи, Рансьер вы­нужден максимально ограничить ее разрыв в сво­ем собственном тексте. При этом его позиция, ве­роятно, во многом осознанна: по крайней мере, он сам поднимает вопрос о соотнесенности ло­гики «интриг», разыгрываемых вокруг «образцо­вых предметов и фигур», с «логикой определенных синтаксических склонностей» 25.

Итак, высокая смысловая насыщенность текстов Рансьера естественным образом поддерживается довольно аскетичным стилем, который склонен к повторам и далек от традиционных литературных канонов (во многом оставшихся в наследие от эпо­хи изящной словесности); его речь (что, может быть, более заметно из другого языка) отличает­ся повышенной строгостью словоупотребления и артикулирована на манер современной аксиомати­зированной математики. Происходит своего рода математизация — но не (анти)философствования, как декларировал Лакан26, не философии, как у

25 См.: J. Ranciere, Les Noms de I'histoire, p. 20-21.

26 См. по этому поводу в первую очередь: J. Lacan, Le Seminaire, Livre XX, Paris, Seuil, 1975. Например: «Математическая формализация — вот наша

 

путешествие на край политики 123

Бадью, а языка философствования, как подчас у Жан-Клода Мильнера: в своих текстах Рансьер использует сравнительно мало слов, часто их по­вторяя, и эти нарочито повторяемые слова служат как бы точками накопления определенных смыс­лов, играя роль реперов, вех при ориентировке в проводящемся логическом выводе, по сути дела, эти слова напоминают математические обозначе­ния, раз и навсегда закрепленные за строго опре­деленными объектами, а текст представляет собой поле логических выводов, оперирующих этими ис­ходными термами. Конечно, в отличие от матема­тики, понятия, которыми оперирует автор, в пол­ной строгости вычитываются из его текстов только задним числом, но в этом, как научил нас Соссюр, кроется тайна языка и, как учит Рансьер, выходит на поверхность сущность несогласия.

Вместо эпилога Позволю себе привести в заклю­чение пространную цитату из позднейшего текста нашего автора:

«Эстетический режим искусства как раз и есть эта сеть новых отношений между "искусством" и "жизнью", которая одновременно составила среду и для художественных изобретений, и для мута­ций обычного восприятия и чувствительности. Тем самым этот режим не является простым резуль­татом экзогенных преобразований. Он обладает и своей собственной рациональностью, но она, ко-

цель, наш идеал. Почему? — потому что только она является матемой, то есть способна переда­ваться целиком и полностью» (р. 108).

 

124 виктпор лапицкий

нечно же, — иной сложности, нежели та, что мог­ла бы родиться из философских декретов. Эсте­тический режим освободил произведения от пра­вил репрезентации и передал их свободной власти художника и внутренне присущим их производ­ству критериям, но лишь для того, чтобы одно­временно связать их со всеми теми силами, кото­рые вписывают сюда метку другого: дыхание об­щества, собственную жизнь языка, отложения ма­терии, бессознательную работу мысли. Он отож­дествил могущество искусства с непосредственно­стью чувственного присутствия и заставил войти в саму жизнь произведений бесконечную работу искажающей их критики. Он закрепил музейное бессмертие произведений и дозволил вновь запу­стить их в ход в работе инсценировки, переписы­вания и разнообразных превращений. Он утвердил независимость искусства и преумножил открытие неведомых красот в предметах повседневной жиз­ни — или же стер разграничение между художе­ственными формами и формами коммерческими или относящимися к общественной жизни.

Это напряжение противоположностей настолько головокружительно, что профессиональные фило­софы — или же философы по случаю — стремят­ся свести его к минимуму. Первой формой это­го стал эстетизм конца XIX века. Он хотел ра­дикальным образом отделить наслаждение искус­ством от вульгарных развлечений. Парадокс, ил­люстрируемый Дэз Эссентом Гюисманса, состоит в том, что для этого следовало свести искусство к стилю жизни и возвести парфюмеров и садоводов в ранг высших художников. Второй характерной формой стал модернизм 1940-х годов, иллюстри-

 

пугпешесгпвие на край политики 125

руемый, в частности, Клементом Гринбергом. Он хотел свести всю сложность эстетического режима искусства к простому разрыву между старым, ре­презентативным и гетерономным, искусством и ис­кусством новым, в котором писатели, скульпторы, музыканты и все остальные разрабатывают в чи­стом виде ресурсы своего собственного материала. Но за самим этим освящением свойственного ис­кусству стояла определенная политическая мысль. Она была делом разочарованных революционеров, стремящихся охранить по крайней мере радикаль­ность художественных революций — и их пред­полагаемый раскрепостительный потенциал — от катастрофы изъятой социальной революции. Ко­гда эта модель продемонстрировала свою несосто­ятельность перед лицом всех переходов между ис­кусствами или между художественными формами и формами вне-художественной жизни, эту неспо­собность поспешно отождествили с концом искус­ства или распадом современности. Эстетика тогда назначается виновной — ее можно обвинить, сооб­разно своим вкусам, либо в п







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия