Студопедия — ЗАПОВЕДИ ИИСУСА ХРИСТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАПОВЕДИ ИИСУСА ХРИСТА

 

Уже давно я подумывал о том, чтобы свести воедино и обобщить все заповеди Иисуса Христа, выделив из Евангельского учения то, что, на мой взгляд, является в нём наиболее важным, – духовно-нравственную составляющую, ибо именно она выступает одним из самых надёжных ориентиров в продвижении человека по пути истины и любви.

При подготовке этого материала был использован не только синодальный, но и современные переводы Нового Завета: «Радостная Весть» (РВ), перевод Кассиана (Касс.) и перевод IBS. Кроме того, в квадратных скобках я разместил свои мысли и комментарии к определённым Евангельским фрагментам.

Надеюсь, что данная работа будет полезной не только мне, но и всем, кто стремится быть достойными чадами Божьими и служить практической реализации высших общечеловеческих ценностей и духовно-нравственных идеалов.

 

Пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква,

ни одна чёрточка не исчезнет из закона – всё сбудется.

Мф. 5:18 (перевод IBS)

 

Десять заповедей

(Исход 20:1-17, Второзаконие 5:6-21, Мф. 19:18-19, Мк. 10:19, Лк. 18:20)

1. Я, Господь, Бог твой (современный перевод: Я – Бог, Всесильный твой), Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

2. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (кроме Меня). Не делай себе кумира (изваяния) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (поколения), ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов (на тысячи поколений) любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога (Бога, Всесильного) твоего, напрасно (попусту), ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота, принадлежит Господу, Богу (Богу, Всесильному) твоему: не делай в этот день никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть, и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Второзаконие 6:4‑5). Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Левит 19:18). [Твоя любовь к ближним является, по сути, любовью к Богу, ведь это ни кто иной, а именно Он, Сущий, живёт и проявляет Себя в твоих ближних.]

Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением (РВ: помыслами) твоим, и всею крепостью твоею (РВ: всеми своими силами), – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. … Один есть Бог и нет иного, кроме Него (РВ: Он один и нет никого, кроме Него; Касс.: Он един, и нет другого, кроме Него); и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше (РВ: важнее) всех всесожжений и жертв (Мк. 12:29-31).

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением (Касс.: разумом) твоим (РВ: всеми своими помыслами): сия есть первая и наибольшая (РВ: величайшая) заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (IBS: Весь закон и учение пророков основаны на этих двух заповедях) (Мф. 22:37-40).

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12, Лк. 6:31).

[Ближним для вас является тот, в ком проявляется Дух Божий – Дух кротости, милосердия и бескорыстной любви (Лк. 10:30-37).]

Блаженны (возлюблены Богом):

– нищие духом (РВ: те, что бедны ради Господа) [осознающие свою духовную несостоятельность в отрыве от Бога и со всей искренностью и простотой обращающиеся к Нему за духовным подкреплением и вразумлением],

– плачущие (Касс.: скорбящие) [страдающие от того, что в них проявляется грешная человеческая природа],

– кроткие [скромные],

– алчущие и жаждущие правды (РВ: те, что жаждут исполнения воли Господней; IBS: те, кто жаждет праведности) [стремящиеся к истине и справедливости, страдающие, когда они попираются],

– милостивые (РВ: милосердные) [умеющие прощать],

– чистые сердцем [люди доброй воли, искренние и бескорыстные],

– миротворцы (РВ: те, что добиваются мира; IBS: те, кто несёт людям примирение),

– изгнанные за правду (РВ: те, кого гонят за исполнение воли Господней; IBS: те, кого преследуют за праведность),

– поносимые, гонимые и всячески неправедно злословимые за Христа [за верность христианским идеалам] (РВ: те, кого оскорбляют и преследуют, на кого клевещут, обливая грязью, из-за Христа) (Мф. 5:3-11, Лк. 6:20-22);

– слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:28).

[Блаженны понимающие и принимающие слово Божие, – те, чьё сердце не очерствело, чтобы обратиться от греховной жизни к жизни в единении с Богом, те, кто искренне и бескорыстно стремится взрастить в своей душе плоды Духа Святого. Блаженны те, кто, услышав слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце, не соблазняются во время невзгод и испытаний, не порабощаются житейскими заботами, не обольщаются богатствами века сего и приносят плод в терпении (Мф. 13:12-16, 19-23; 16:15-17; Мк. 4:12-20, 6:52; Лк. 8:11-15).]

[Блаженны не видевшие Иисуса Христа, но всем сердцем уверовавшие, что Он был послан Богом для свидетельства об истине (Ин. 18:37, 20:27-29).]

[Относитесь к Помазаннику с верой в истинность Его слов и дел, с уважением и упованием на Его помощь (Мф. 8:2,8-10; 9:2,18-25, 27-29; Лк. 5:12-13,20; 7:6-9; Ин. 5:23).]

Синод.: блажен, кто не соблазнится о Мне, РВ: кто во Мне не усомнится, Касс.: кто не соблазнится из-за Меня, IBS: кто не ошибётся во Мне (Мф. 11:6).

Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10, Лк. 4:8), не искушай (РВ: не испытывай) Господа Бога твоего (Мф. 4:7, Лк. 4:12).

Не превращай храм Божий в место торговли и наживы (Ин.2:16).

Не разводись (то, что соединил Бог, пусть человек не разлучает), если только не по вине прелюбодеяния, и не вступай в брак с тем, кто разведён по этой причине (Мф. 5:32, 19:6, 9; Мк. 10:6-9, 11-12; Лк. 16:18).

[Не смотри с вожделением, не желай похоти в сердце твоём, не изменяй супругу(е) даже мысленно (Мф. 5:28), отбрось от себя всё, что тебя соблазняет и разжигает похоть, храни верность своему(ей) супругу(е) (Мф. 5:29-30, Мк. 9:43, 45, 47).]

Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои (IBS: Вы слышали, что ещё в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте всё, в чем вы поклялись Господу".) А Я говорю вам: не клянись вовсе … ни небом, … ни землею, … ни Иерусалимом [святыней], … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (IBS: Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" – действительно "нет". Всё, что вы к этому добавляете, – от дьявола) (Мф. 5:33-37).

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую [Если тот, кого ты считал своим ближним, поступил вероломно и ранил тебя в самое сердце, то не торопись отвечать агрессией и становиться его врагом, – напротив, веди себя с ним спокойно и учтиво. Пусть он увидит, что на его дурной поступок ты отвечаешь добром; в этом случае он скорее осознает, что был не прав, покается и начнёт изменяться в лучшую сторону.]; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одну версту (IBS) или тысячу шагов (Касс.), иди с ним две [желающему взять с тебя больше положенного дай то, что он желает, и ещё добавь; требующему от тебя услугу будь готов сделать даже в два раза больше – возможно, пройдёт некоторое время и этот человек раскается в своих прегрешениях] (Мф. 5:38-41).

Касс.: Вы слышали, что было сказано: "Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего". Синод.: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (IBS: молитесь о тех, кто преследует вас) (Мф. 5:43-47, Лк. 6:32,33,35). Делайте добро ненавидящим вас … и молитесь за оскорбляющих вас (Лк. 6:27,28).

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся (IBS: когда у тебя просят – давай, и просящим у тебя в долг не отказывай) (Мф. 5:42). Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твоё не требуй назад… [оказывай посильную и разумную помощь каждому просящему, и давай в долг не только тем, от кого надеешься получить обратно с процентами] … Любите врагов ваших, и благотворите им (IBS: делайте им добро), и взаймы давайте, не ожидая ничего [бескорыстно, не ожидая ответной благодарности] (IBS: давайте в долг, не ожидая возврата) (РВ: помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ) (Лк. 6:30, 34-35).

Имейте в себе соль и мир между собой [храните и приумножайте в себе дух истины и любви, не оскверняйте свой внутренний мир суетой и страстями, упрямством и амбициями] (Мк. 9:50, Лк. 14:34-35).

Будьте солью земли и светом миру… «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» [сохраняйте и берегите окружающий вас мир от духовного обнищания и разложения, пусть ваши благие дела служат примером для других людей и делают их жизнь лучше] (Мф.5:3-11).

Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (IBS: смотри, не тьма ли тот свет, который внутри тебя) (Мф. 6:22-23; Лк. 11:34-36).

[Следи за тем, чтобы в твоём светильнике (душе) всегда было масло (дух любви) и чтобы его свет никогда не гас (Мф.25:1-12).]

[Смотри на мир светлым и добрым оком. Не мысли худое в сердце своём (Мф. 9:4).]

Синод.: Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… (РВ: не выставляйте напоказ свою набожность (IBS: праведность), чтобы привлечь внимание людей)... Когда помогаешь бедным, делай это так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая… (РВ: когда ты подаёшь милостыню, пусть никто об этом не знает; IBS: пусть твоя помощь будет тайной) (Мф. 6:1-4).

Не поститесь так, чтобы показаться людям постящимися; не будьте при этом унылы – будьте светлы и радостны (Мф. 6:16-18).

Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. … Когда молишься, войди в комнату, закрой за собой дверь и помолись своему невидимому Отцу (РВ: Который здесь с тобой незримо) … Молясь, не говорите лишнего, как язычники, которые думают, что будут услышаны благодаря своему многословию. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:5-8).

IBS: Молитесь так: Отец наш Небесный, пусть прославится Твоё имя (синод., Касс.: да святится имя Твоё)! Пусть наступит Твоё Царство и исполнится Твоя воля как на небе, так и на земле! Дай нам сегодня наш насущный хлеб (синод.: хлеб наш насущный дай нам на сей день). Прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам. Не введи нас в искушение, но сохрани нас от зла (синод., Касс.: от лукавого; РВ: от злодея). Синод., Касс.: Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Мф. 6:9-13).

РВ: просите – и Бог вам даст, ищите – и найдёте, стучите – и Он вам отворит. …ваш Небесный Отец одарит добром того, кто просит Его! Касс.: Отец ваш, Который на небесах, даст благо просящим у Него (Мф. 7:7-11, Лк. 11:9-10). РВ: Небесный Отец даст Святой Дух тем, кто Его просит! (Лк. 11:13).

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). [Стремитесь к самосовершенствованию, имея при этом в качестве ориентира совершенство Бога и уповая на Его поддержку.]

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Прощайте людям их согрешения (Мф. 6:14,15) – не до семи, но до семидесяти раз по семь (РВ, IBS) (Мф. 18:21-22).

IBS: Если твой брат согрешает (РВ: провинится), упрекни его (синод., Касс.: выговори ему), и если он раскается (РВ: повинится), прости его. Если даже он согрешит против тебя семь раз в день и семь раз придёт к тебе и скажет: "Я каюсь" (РВ: "Виноват"), прости его (Лк. 17:3-4).

Синод.: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Касс.: с глазу на глаз); если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь [чужой, укоренившийся в грехе]. РВ: Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз (IBS: пойди и с глазу на глаз скажи ему, в чём он не прав). Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. А если не послушается, возьми с собой ещё одного или двух человек, потому что "всякое дело должно разбираться при двух или трёх свидетелях". Если и их не послушается (IBS: если он и их не захочет слушать), скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя всё равно, что язычник и сборщик податей (IBS: можешь смотреть на него как на язычника или как на сборщика пошлин) (Мф. 18:15-17).

Синод.: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. РВ: Никого не осуждайте, – и вас Бог не осудит, … каким судом судите, таким Он осудит и вас, и какой мерой мерите, такой Он отмерит и вам (Мф. 7:1-2).

IBS …Прощайте, и вы тоже будете прощены. Касс. Давайте, и вам будет дано: мерою доброю, нагнетённою, утрясённою, переполненною отсыплют в полы ваши; ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам (Лк. 6:37,38).

Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мк. 4:24,25).

[Прощайте согрешения брата своего от всего сердца (Мф. 18:35). Радуйся за каждого отвратившегося от греха и вступившего на путь истины.]

Синод.: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. РВ: на небе будет больше радости из-за одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым не в чем раскаиваться (Лк. 15:7).

Вынь сначала бревно из собственного глаза, тогда ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата (Мф. 7:3-5, Лк. 6:41-42).

Всякий, оскорбляющий и напрасно гневающийся на брата своего, подлежит суду и геенне огненной. IBS: Человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовёт своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовёт брата своего глупцом, ждёт огонь ада (Мф. 5:22).

Синод.: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Касс.: по словам твоим будешь оправдан, и по словам твоим будешь осуждён. IBS: ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением! (Мф. 12:37).

[Прежде чем принести свой дар к жертвеннику, помирись с братом своим, которого ты обидел. Мирись со своим соперником, пока есть возможность, – однажды может оказаться слишком поздно, и будешь ввергнут в темницу, откуда не выйдешь, пока не уплатишь весь долг до последнего гроша (Мф. 5:23-26, Лк. 12:58-59)].

[Будьте от всего сердца благодарны Богу за Его любовь и милосердие к вам, отвечайте на Божье благоволение достойным служением и искренней преданностью (Лк. 17:12-18).]

 

Не собирайте себе сокровищ на земле, [они преходящи и тленны]… но собирайте себе сокровища на небе [сокровища вечные] … Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [По тому, что вы считаете ценным, можно определить вашу истинную сущность, и какова ваша сущность, такова будет и ваша судьба (Мф. 6:19-21).

[Не обременяйте себя заботами о мирском и бренном, удалите из своего сердца всё суетное и ложное, которое считали когда-то важным и ценным, становитесь последователями Христа, вникайте в суть Его учения и старайтесь жить по Его заповедям (Мф. 13:44-46,52; 14:16-20; Мк. 6:41-42; Лк. 9:16-17).]

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть (Касс.: к одному привяжется, а другим пренебрежёт). Не можете служить Богу и мамоне (Касс.: богатству; РВ: деньгам) (Мф. 6:24, Лк. 16:13). Берегитесь любостяжания (РВ: всякой корысти, IBS: жадности), ибо жизнь человека (IBS: как бы ни был богат человек) не зависит от изобилия его имения (РВ: от того, очень ли много у него всякого добра) (Лк. 16:13). [Не ищите смысла жизни в стремлении к материальным благам и узкоэгоистическому благополучию. Не обманывайте самих себя: невозможно служить накоплению богатства без ущерба служению Богу, – стяжательство отдаляет от Него.]

[Не ограничивайтесь стремлением только к материальному благополучию, не прилепляйтесь своим сердцем к ложным ценностям и тленным сокровищам мира сего. Обратите и используйте свои способности на содействие благу других людей – на поддержку нуждающихся в помощи, решение экологических проблем, воспитание молодёжи и развитие в людях стремления к духовно-нравственному самосовершенствованию (Лк. 16:9).]

Синод.: не заботьтесь и не говорите (РВ: не твердите озабоченно): что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Лк.12:30: синод.: всего этого ищут люди мира сего; IBS: языческий мир (РВ: народы мира) живёт в погоне за всем этим.) IBS: Язычники только об этом и думают, а у вас есть Небесный Отец, который знает, что вам это нужно. Ищите же прежде Царства Божия и правды (IBS: праведности) Его (РВ: стремитесь, прежде всего, к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит), и это всё приложится вам (IBS: всё остальное вам тоже будет дано). … Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (РВ, IBS: тревог; Касс.: беды его) (Мф. 6:25-34, Лк. 12:22-34).

Синод., Касс.: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его. РВ: Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведётся борьба и его разоряют насильники. IBS: Со времени появления Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье силой прокладывает себе путь, и сильные люди пытаются овладеть им (Мф. 11:12). [Путь в Царство Небесное сопряжён со значительными духовными усилиями и преодолением множества трудностей.]

IBS: Время закона и пророков было до Иоанна, сейчас же проповедуется Радостная весть о Божьем Царстве, и каждый прилагает усилия, чтобы попасть в него. Синод.: с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. РВ: Царство Бога возвещается и всех побуждают войти в него. Но скорее небо и земля исчезнут, чем в Законе пропадёт (IBS:) хотя бы одна чёрточка! (Лк. 16:16-17).

Не думайте, что Христос отменяет закон или сказанное в книгах пророков; Он пришёл, чтобы исполнить, а не отменить [чтобы наполнить религиозную жизнь подлинно духовным смыслом, чтобы свершить то, что должно свершится]. …Ни одна малейшая буква, ни одна чёрточка не исчезнет из закона – всё сбудется (Мф. 5:17-18; Лк. 16:17).

[Не нарушай даже самую малую заповедь и не учи других её нарушать, – но познавай волю Божью, находи новые смыслы в Его заповедях, исполняй их и будь примером в этом для других людей.] Ваша праведность должна превосходить праведность фарисеев и учителей закона [внешнюю праведность, – идущую не от сердца и выражающуюся лишь в показном следовании обрядовым традициям] (Мф. 5:19-20).

Синод.: Входите тесными (Касс.: узкими) вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь (Касс.: узки врата и тесен путь), ведущие в жизнь, и немногие находят их. РВ: Как тесны ворота жизни, узка туда дорога! И мало тех, кто находит её (Мф. 7:13,14).

IBS: Старайтесь (синод., Касс.: подвизайтесь) войти через узкие ворота, потому что многие будут пытаться войти, но не смогут. …вы будете стоять снаружи и стучать, умоляя: "Господи, открой нам". Но Он ответит: "Не знаю вас, откуда вы". Тогда вы скажете: "Мы ели и пили с Тобой, и Ты учил на наших улицах". Но Он ответит: "Я не знаю вас, откуда вы, отойдите от Меня все, делающие зло (синод., Касс.: все делатели неправды)! (РВ: уйдите от Меня, все творящие зло)!" (Лк. 13:24-27).

Синод.: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. … Кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк.3:35). IBS: Того, кто слушает Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне … который выкопал глубоко и заложил фундамент на скале. Когда случилось наводнение и на дом обрушились волны, они не пошатнули его, потому что дом был крепко построен… Человека же, слушающего Меня, но не поступающего по Моим словам, можно сравнить с глупцом (синод.: уподобится человеку безрассудному), построившим свой дом на песке … который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было ужасным. РВ: От него осталась лишь груда развалин (Мф. 7:21-16, Лк. 6:46-49).

Синод.: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Касс.: … из уст человека исходит то, чем полно его сердце. IBS: Из сердца доброго человека исходит добро, а из сердца злого человека – зло, … уста человека высказывают то, чем переполнено его сердце (Лк.6:45). IBS: … что у человека на сердце, то и на языке. Добрый человек выносит из сокровищницы сердца скрытое в нём добро, а злой человек – скрытое в нём зло (Мф. 12:34-35).

IBS: Или признайте (Касс.: назовите) дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево познается по плодам. РВ: Если дерево у вас будет хорошее, то и плоды будут хорошие. Если дерево будет гнилое, то и плоды будут с гнилью (Мф.12:33, Лк.6:43-44).

IBS: Никто не пришивает к старой (синод.: ветхой) одежде заплату из новой (синод.: небеленой) ткани: она, когда сядет, разорвёт дыру ещё больше (РВ: потянет на себя заплата старую ткань – и дыра станет ещё больше.). РВ: И никто не наливает молодое вино в старые (IBS, синод.: ветхие) мехи (IBS: бурдюки), иначе прорвутся мехи – и вино вытечет, и мехи пропадут. … Молодое вино наливают в новые мехи (синод.: вино молодое надобно вливать в мехи новые), тогда и вино, и мехи будут в целости (IBS: и то и другое будет цело; Касс.: сохраняется и то и другое) (Мф. 9:16,17; Мк. 2:21,22). [Людям старшего поколения, воспитанным в духе многовековых религиозных традиций, сложно принять и вместить в себя обновлённое Слово Божье, – лучше, если они будут хранить верность и следовать тому, к чему привыкли. Новый же завет ориентирован, прежде всего, на молодое поколение, задачей которого является осмысление духовного наследия предшествующих поколений с точки зрения современности и открытие новых смыслов в Слове Божьем].

Синод.: …на путь к язычникам не ходите, … а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (РВ: потерянным овцам народа Израиля); ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте [Учитесь находить хорошее в людях и помогайте тем, кто в этом нуждается, – утешайте страдающих и укрепляйте их веру в лучшее, делитесь своим опытом и отгоняйте от них дурные мысли, убеждайте в возможности духовного очищения и начала новой, счастливой жизни в мире и согласии со своей совестью, Богом и людьми].

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания [Бог позаботится о том, чтобы верный Ему человек получил всё необходимое для своей жизни и служения]. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему (РВ: пожелайте ему мира); и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Лк. 10:6-8 если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат). А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее (IBS: легче) будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. IBS: Если дом окажется достоин, то пусть мир, которого вы пожелаете ему, обитает в нём, если же нет, то пусть ваш мир вернётся к вам. A если кто вас не примет и не захочет слушать ваших слов, то стряхните пыль с ваших ног, уходя из этого дома или города. [Не идите на поводу у закоренелого грешника, не тратьте напрасно на него свои силы, помните, какой суровый приговор ожидает его в судный день, и искренне сожалейте об этом.] (Мф. 10:5-14, Мк. 6:7-11, Лк. 10:3-15).

Синод.: не давайте святыни (IBS: того, что свято) псам и не бросайте жемчуга вашего (IBS: своих драгоценностей) перед свиньями, чтобы они не попрали (Касс.: не затоптали) его ногами своими и, обратившись (Касс.: обернувшись), не растерзали вас. РВ: не давайте собакам святыни – они набросятся и разорвут вас. Не сыпьте жемчуга перед свиньями – они растопчут его ногами (Мф. 7:6). [Не проповедуйте Слово Божие тем, кто с ненавистью и глумлением отвергают Бога и Его заповеди.]

Синод.: кто не против вас, тот за вас. РВ, Касс., IBS: Кто не против нас, тот за нас (Мк. 9:40). [Кто причастен Духу Христову, не может быть скорым на зло.]

Кто не со Мною [сыны лукавого], тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (IBS: растрачивает) (Мф. 12:30).

Синод.: Я посылаю вас, как овец среди волков… будьте мудры (РВ: осторожны, Касс.: разумны), как змеи, и просты (РВ, Касс.: бесхитростны), как голуби. Остерегайтесь людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Касс.: подвергнут вас бичеванию), и поведут вас к правителям и царям за Меня, для [за] свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь (IBS: не беспокойтесь), как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:16-20). Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой (Мк. 9:11). РВ: Когда приведут вас в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь, как вам защищаться или что говорить. Дух Святой научит вас, что вам в тот час говорить (Лк. 12:11-12).

Синод.: положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. … будете ненавидимы всеми за имя Моё, … терпением вашим спасайте души ваши (Касс.: терпением вашим вы приобретёте души ваши) (Лк. 21:14-19). Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но кто выдержит до конца, будет спасён (Мк. 13:13).

РВ: То, что Я говорю вам во тьме, говорите при свете дня, и то, что слышите шепотом на ухо, возвестите с крыш домов. Не бойтесь тех, кто убивает тело, а душу убить не может. Бойтесь скорее Того, кто может и душу, и тело сгубить в геенне! IBS: Что Я говорю вам во тьме, говорите при свете дня, и что вам сказано шёпотом, провозглашайте с крыш! Не бойтесь тех, кто способен убить. Ведь они могут убить только тело, а погубить душу они не могут. Лучше бойтесь того, кто может погубить в аду и душу, и тело [Если человек не будет бдительным, то пороки захватят его душу в плен, будут терзать и её, и тело, пока окончательно их не погубят] (Мф. 10:27-28, Лк. 12:4-5).

Синод.: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые (РВ: измученные тяжкою ношей; IBS: усталые и обременённые), и Я успокою вас (РВ: дам вам отдых); возьмите иго Моё на себя (РВ: наденьте на себя ярмо Моих заповедей) и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (РВ: мягок и кроток) сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо (РВ: заповеди Мои просты, IBS: Моё ярмо не тяжело), и бремя Моё легко (РВ: ноша Моя легка) (Мф. 11:28-30).

РВ: Того, кто открыто признает (синод.: исповедает) Меня перед людьми, признаю (синод.: исповедаю) и Я перед Моим Небесным Отцом. А кто откажется (синод.: отречётся) от Меня перед людьми, от того и Я откажусь (синод.: отрекусь) перед Моим Небесным Отцом (Мф. 10:32-33). [Исповедовать Христа – значит признавать свою приверженность Духу Христову, нести людям Его свидетельство и не искажать сказанных Им слов.]

Синод.: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. РВ: если вы останетесь верны Моим словам (IBS: Моему учению), тогда вы воистину Мои ученики и узнаете истину – и истина вас освободит (Ин. 8:31-32).

РВ: Я говорю вам: того, кто открыто признает (синод., Касс.: исповедает) Меня перед людьми, признает (синод., Касс.: исповедает) и Сын человеческий перед Божьими ангелами, а кто откажется (синод.: отвергнется; IBS: отречётся) от Меня перед людьми, от того и Он откажется (IBS: и Я отрекусь) (синод.: тот отвержен будет) перед Божьими ангелами (Лк. 12:8-9). РВ: … кто постыдится признать Меня и Мои слова перед этим безбожным (синод.: прелюбодейным) и грешным поколением, того и Сын человеческий постыдится признать, когда придёт облечённый [обличётся] в славу Отца Своего с Божьими ангелами. Касс.: … кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном (IBS: неверном) и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт [явится, восстанет] во славе Отца Своего с ангелами святыми (Мк. 8:38).

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня …что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне (Мф. 10:40-42, 25:34-40; Мк.9:37). [Принимайте истинных последователей Христа как Его Самого.]

РВ: добивайтесь не тленной пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь. Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо Его Своей силой запечатлел Бог-Отец (синод.: на Нём положил печать [Свою] Отец, Бог. Касс.: …в том дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого послал Он (IBS: делать дело Божье – значит верить в того, кого Бог послал) (Ин. 6:27-28).

[Не сомневайтесь в истине и силе Божией, с верой идите к Христу и следуйте за Ним, несмотря на все препятствия и трудности этого пути (Мф. 14:27-31, Мк. 7:49-51).]

 

 

РВ: Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше, чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр, не больше, чем саму свою жизнь, – тот не может быть Моим учеником. Кто не несёт свой крест и не идёт за Мной, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26-27).

Синод.: Кто любит отца или мать более, нежели Меня [кто дорожит родственными связями больше, чем отношениями с Богом], не достоин Меня (РВ: тот не для Меня); и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (РВ: тот не для Меня); и кто не берёт креста своего и следует за Мною (РВ: и не идёт за Мною; Касс., IBS: и не следует за Мною), тот не достоин Меня (РВ: тот не для Меня).

[Иисус], указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:46-50; Мк. 3:31-35; Лк. 8:19-21). [Духовное родство необходимо ставить выше родства кровного. Родными по Духу являются те, кто стремится познавать Божью волю и следовать ей.]

IBS: Тот из вас, кто не отречётся от всего, что имеет [кто не укротит свой эгоизм и не освободиться от желания многим владеть], не может быть Моим учеником (Лк. 14:33).

[Думай о том, что Божие, но не о том, что человеческое (Мф. 16:23; Лк. 9:62). Смиренно, но уверенно следуй за Христом, откажись от эгоистических притязаний и амбиций, стойко переноси испытания и не поддавайся соблазнам. Кто дорожит своей жизнью и земными привязанностями больше, чем служением Богу, кто не может обуздать собственное «эго» и не следует путём бескорыстной заботы о ближних, тот не является чадом Божьим и не войдёт в жизнь вышнюю.]

Синод.: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь (РВ: спасти свою жизнь) [кто одержим мыслью своего спасения], тот потеряет её, а кто потеряет душу (РВ: жизнь) свою ради Меня [кто пожертвует собой ради любви, истины и справедливости], тот обретёт (Касс.: найдёт) её. Касс.: если кто хочет за Мною пойти, да отречётся от самого себя (РВ: пусть забудет о себе) и возьмёт крест свой и следует за Мною (Мф. 16:24-25, Лк. 9:23-24). IBS:... кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет её, а кто отдаст свою жизнь ради Меня и Радостной вести (синод., Касс.: Евангелия), тот спасёт её (Мк. 8:35).

IBS: … всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или детей, или земли ради Меня, получит во сто крат больше и станет наследником вечной жизни (синод.: наследует жизнь вечную). (Мф. 19:29; Мк. 10:29,30; Лк. 18:29-30).

Синод.: Кто станет сберегать душу свою (Касс.: будет стараться душу свою сохранить) – тот погубит её; а кто погубит её – тот оживит её. РВ: Кто стремится сохранить свою жизнь – тот погубит её; кто погубит – тот сохранит её. IBS: Кто пытается сохранить свою жизнь – тот потеряет её, и кто потеряет свою жизнь – тот сохранит её (Лк. 17:33).

Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. РВ: Кто хочет жизнь свою обрести, тот погубит её. А кто погубит свою жизнь ради Меня, тот её обретёт. IBS: Кто сбережёт жизнь, тот потеряет её, и кто потеряет жизнь ради Меня, тот обретёт её вновь (Мф. 10: 37-39).

Синод.: Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. РВ: Тот, кому дорога своя жизнь, её губит, а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни её сохранит. IBS: Тот, кто любит свою жизнь, тот потеряет её, но кто возненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит её для вечной жизни (Ин.12:25).

IBS: A ты, Капернаум, думаешь, что тебя вознесут до небес? РВ: Нет, до недр земных низвергнут! … земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе! Синод.: ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься… Касс.: До ада ты будешь низвергнут; потому что, если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня (Мф. 11:23). [Не называйте себя Церковью Христовой и чадами Божьими прежде времени и не торопитесь хвалиться, что будете царствовать на Небесах, – может получиться так, что многих из вас до ада низвергнут.]

[В Царство Небесное не может быть допущен тот, кто в самообольщении считает себя достойным его и не видит своей духовной несостоятельности; в него не может быть введён тот, кто не усмирил свои эгоистические наклонности и не освободился от приверженности суетному (Мф. 22:2-14).]

[Не думайте, что если Бог не наказывает вас так же сурово, как кого-то другого, то вы менее грешны, чем тот, кого постигла беда или испытание. Бог наказывает отдельных представителей рода людского, чтобы предостеречь остальных. Если вы не покаетесь и не отречётесь от грешного образа жизни, то и вас будут ждать страдания и гибель (Лк. 13:1-5).]

Касс.: всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям. И кто скажет слово (IBS: что-либо) против Сына Человеческого, будет прощено ему; кто же скажет против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32, Лк.12:10). Мк. 3:28-29 IBS: Говорю вам истину: … кто клевещет на Святого Духа, тому не простится никогда, вина за этот грех остаётся на человеке навсегда (синод.: подлежит он вечному осуждению).

[Не уподобляйтесь роду лукавому и прелюбодейному, требуя от пророка знамений и чудес, – не они являются доказательством истинности его слов. Учитесь понимать духовный смысл происходящего, умейте видеть и различать приметы времени (Мф. 16:1-4; Мк. 8:11-12; Лк. 11:29-30).]

Синод.: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому го




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Applying for a New Job | 

Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 565. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия