Студопедия — Актуальность проблемы исследования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Актуальность проблемы исследования






Изучение средневекового аристократизма имеет как научное, так и социально-практическое значение.

Современному человеку аристократия и рыцарство часто кажутся явлениями далекими и не вполне понятными, но их «очарование» для многих сохраняет силу. О «необходимости аристократии» говорят политики, журналисты[1] и пастыри Церкви[2], аристократическая культура обсуждается, изучается и пропагандируется представителями различных политических течений[3], воссоздается реконструкторскими и ролевыми клубами. Аристократизм (понимаемый как духовное воспитание личности) предлагается как новый принцип российского образования.[4]

Интерес к «нелиберальным» воззрениям ушедших эпох возрастает на фоне утраты уверенности в прогрессивности социальных идей XX в. Разрушительное воздействие «прогресса» на ценности, культуру и социальные отношения заставляют говорить о возвращении к ценностям традиционных обществ, утраченным настолько, что в европейских странах приверженность христианству и другим религиям, имеющим «нетолерантные» воззрения на этику, даже исповедуемая без агрессии и миссионерства, приравнивается к антигражданскому поведению.[5]

Сегодня традиционные культуры нуждаются в апологии, поскольку представляют образцы, противоположные усугубляющимся процессам десакрализации, дегуманизации, десимволизации культуры, возвращают к пониманию социальной ответственности, ценности морали и религии. Изучение аристократизма и связанных с ним институтов и идеалов затрагивает проблемы массовой и элитарной культуры, взаимодействия классов и прослоек общества, назначения иерархии и т.д.

Но прежде чем говорить о целенаправленном воспитании «аристократов духа», способных доказать значимость традиций для формирования человеческой личности, требуется создать теорию аристократизма, определив его положительные и отрицательные стороны.

Исторической эпохой для всестороннего рассмотрения аристократического мышления нами избраны Средние века, поскольку им принадлежит один из наиболее ярких и целостных образцов аристократической культуры, расцвет которой приходится на XI-XIII в.

Чтобы проникнуть в глубину аристократизма как культурной универсалии, необходимо рассматривать его не только как культурно-историческую форму элиты, поэтому в исследовании предпринята попытка представить данное явление в контексте права, политики, психологии, искусства, богословия, философии, социологии. Избранная тема позволяет обратиться к онтологии человеческой жизни и антропологии, поднять проблему гуманизма в средневековом понимании. Аристократизм рассматривается нами как целостная культура и форма человеческого бытия, человек выступает как единство духа, души и тела; подробно изучаются базовые ценности и основные формы человеческих отношений.

Особое внимание уделяется вере в рамках аристократической культуры; освещается проблема правильного понимания христианского мышления. Средневековье представляется в религиозно-нравственном, религиозно-эстетическом аспектах, поэтому исследование актуально в связи с изучением роли Католичества и Православия в культуре, а также при их сравнении. Оно также представляется важным в контексте взаимоотношений христианства и неоязычества в современном мире.

Объект исследования – культура средневековой аристократии.

Предмет исследования – аристократизм как феномен мышления: как способ миросозерцания, действования, целостная система самоопределения личности. Понятие менталитета, мышления, mentalite, «возникшее среди медиевистов под влиянием этнологов или социально-культурной антропологии, прилагается ко всему комплексу коллективных представлений, которые, не будучи четко осознаны и сформулированы, являются достоянием любого члена общества, более того, прочно владеют его сознанием».[6]

Аристократия в теории культуры традиционно представляется как вид элиты, претендующий не только на политическое первенство, но и на то, чтобы быть воплощением культурных и нравственных идеалов[7], а аристократизм – соответствующим вариантом элитарного сознания и мышления. Понятие аристократизма указывает на духовное и культурное превосходство, поэтому оно активно используется по отношению к тем, кто не имеет особой политической власти, но является носителем благородных качеств. В данной работе аристократизм представлен как комплекс идей и габитус, определяющий мироощущение человека, принадлежащего к знати, а также мышление и действие средневековых людей различных сословий. Определение применимости вышеизложенного понимания аристократизма к элитам Средних веков является одной из задач исследования.

Хронологические рамки исследования: эпоха с V по XIII в. Она условно разделена на два периода, границей выступает конец X – XI в., которые многими исследователями считаются переломными для культуры средневековых элит[8]. Рассуждение опирается, прежде всего, на исторические и культурные реалии севера Европы (Британии, стран Скандинавии), на обычаи кельтов и германцев, поскольку именно этот материал весьма интересен с точки зрения формирования аристократических идей, и реже привлекается в других исследованиях. Задача открытия универсального в концепциях средневекового аристократизма требует также касаться и других регионов Европы, прежде всего Франции.

А. Гуревич указывал на абстрактность и удаленность от исторической правды общепринятого термина «феодальная система» и предельную схематичность и расширительность привычных трактовок сеньориально-вассальных отношений[9], поэтому в работе сделан акцент на понятиях, дающих более тонкое различение социальных реалий Средних веков.

Цель исследования – раскрыть смысл и содержание аристократизма для средневекового человека и определить основные аристократические социокультурные роли.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные категории средневекового аристократизма как феномена мышления; описать представления средневекового человека о личности и цели существования;

- изучить понятия, обозначающие благородство, сложившиеся в рамках средневековой культуры (preudhomme, chivalry, courtesy, noble и др.), очертить их границы и определить место обозначаемых ими габитусов в культуре;

- установить связь между языческим (североевропейским) и христианским представлениями о благородстве; представить суждение о благородстве, соответствующее Учению Католической Церкви – с разделением догматики, права, богословских мнений и частных суждений о грехе и добродетели – в противовес расхожим шаблонным и ошибочным трактовкам вероучения; показать место веры в мышлении мирян-аристократов и тесную связь между ценностно-религиозным мировоззрением и социальными отношениями;

- раскрыть содержание аристократических идеалов и их «общечеловеческое» содержание; выявить смыслы, актуальные для современной культуры;

- определить, можно ли говорить об аристократических ценностях как о культурных универсалиях.

Источниковую базу исследования составляют следующие группы текстов:

- Памятники эпоса («Беовульф», «Старшая Эдда», «Круг земной», Уладский цикл ирландских легенд, «Мабиногион» и др.), в которых отражены этические установки языческих и раннехристианских культур Западной Европы, позволяющие нам раскрыть корни важных элементов аристократического мышления Средних веков. Сравнение этических наставлений, включенных в кельтские и скандинавские мифы, и дидактик времен расцвета рыцарской культуры позволяет говорить об универсальном характере основных аристократических ценностей, и выйти в рассуждении на уровень онтологии человеческого бытия.

- Исторические хроники раннего Средневековья («Война с готами» Прокопия Кесарийского, «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «Роскильская хроника», «Англосаксонская хроника», «Хроника Адама Бременского» и др.) предоставляют материал для анализа королевской этики раннего Средневековья.

- Нравственные наставления (Хьюго фон Тримберта, Раймонда Луллия, Жоффруа де Шарни, Джефри Гаймара и др.) в исследованиях Средних веков занимают центральное место реже, чем художественная литература. Для данной работы они имеют первостепенное значение, так как представляют практические советы, предназначенные для реализации в жизни, а не художественные образы. Этот род источников, по преимуществу, раскрывает подлинное значение терминов, использующихся для обозначения благородства и рыцарства.

- Этические воззрения средневековых аристократов и правителей, оценки поступков и событий обнаруживаются также в их письмах (св. Людовика IX, Стефана Блуасского, Ансгария, и др.).

- В отдельную группу должны быть выделены жизнеописания и жития (Альфреда Великого, св. Людовика IX, Уильяма Маршала; св. Сигфрида, св. Ансгария, св. Елизаветы Португальской и др.) и исторические хроники и записки высокого Средневековья и эпохи Крестовых походов (Хроники Альберта Аахенского, Ж. де Виллардуэна, Ж. де Жуанвиля и др.) как собрания примеров воплощения социальных идей и норм. Данный род источников весьма важен, поскольку доказывает серьезное отношение к идеалам, воспевавшимся в поэзии и преподававшимся в наставлениях.

- В художественной литературе («Песнь о Роланде», «Песни о Гильоме Оранжском», «Роман о Лисе», романы К. де Труа и др.) давались образцы, отличающиеся от тех, что представлены в дидактиках. Искусство передает «вкус эпохи», создавая особый, поэтичный ее образ.

- Уставы рыцарских и монашеских орденов прямо не затрагиваются в работе, но также входят в исследовательскую базу, как важное свидетельство о христианском и рыцарском идеале жизненного пути.

- Переводы и комментарии (саксонское Евангелие «The Heliand», переводы и комментарии Альфреда Великого и др.) также являются источником информации о мышлении, благородных понятиях, ценностях их составителей.

- Информацию о социальных, философских и религиозных идеях, без которых невозможно было бы правильно интерпретировать свидетельства истории, дают богословские тексты, наставления церковных авторов, писания Отцов и Учителей Церкви. Онтология и антропология св. Фомы Аквинского и св. Августина входят в круг методологических принципов данного исследования. Труды св. Бернарда Клервоского, св. Григория Богослова, Хинкмара Реймского, Одилона Клюнийского представляют нравственную оценку социальных институтов изучаемой эпохи.

- Утверждения об учении Католической Церкви и каноническом праве даются с опорой на документы соборов и догматические установления.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 453. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия