Студопедия — Появление переводных богословско-философских трудов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Появление переводных богословско-философских трудов






- «Шестоднев» Иоанна Болгарского, из которого древнерусский читатель мог познакомиться с христианским учением о мире и энциклопедическими знаниями из древней философии, христианской космологии и антропологии.

- «Христианская топография» византийского географа Косьмы Индикоплава, содержащая богатый материал о Египте, Эфиопии, Индии, Цейлоне, Китае, сведения о растительном и животном мире, народах, политическом устройстве стран.

Появление на Руси произведений светского и светско-религиозного характера

- Византийский роман «Александрия», прославляющий подвиги Александра Македонского

- Византийская поэма «Девгениево деяние» о подвигах воина-христианина Дигениса Акрита

- Переводы греческих летописей и сборники изречений древнегреческих и древнеримских философов «Пчела», затрагивающие вопросы нравственности, общественной и бытовой жизни).

Становление отечественной светско-религиозной литературы, затрагивающей проблемы политической и духовно-нравственной жизни Руси, ответственности человека перед своей христианской совестью за содеянное им в жизни

- «Поучение» Владимира Мономаха (не ранее 1117); «Послание» митрополита Климентия Смолятича священнику Фоме (середина XII в.); «Слово о полку Игореве» (после 1187), «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.) и др.

Наиболее ярко древнерусское религиозно-нравственное сознание проявилось в «Поучении»Владимира Мономаха. Князь Владимир Всеволодович, прозванный Мономахом (поскольку его дедом по материнской линии был византийский император Константин Мономах) предстает в нашей истории как мудрый, просвещенный правитель и законодатель, как доблестный воин-патриот, не жалевший сил и самой жизни для обороны Руси, как один из самых опытных и удачливых полководцев, не знавший поражений на поле брани. Кроме этого Владимир Всеволодович явился человеком высоко духовным по уровню своего христианского сознания, что позволило ему стать выдающимся религиозно-нравственным писателем Киевской Руси. Христианские воззрения на духовные основы человеческого существования он высказал в послании к князю Олегу Святославичу, в автобиографическом повествовании и завещательном письме своим детям, которые и составляют то, что мы называем «Поучение Владимира Мономаха». Это сочинение создавалось постепенно, в последние годы жизни великого князя было дополнено вставками, завещанием и завершено, вероятно, между 1117 и 1125 гг. Религиозно-нравственные устои мировоззрения Владимира Мономаха, позволившие ему высоко подняться над мстительными нравами и грубыми политическими страстями эпохи, становятся понятны из духовного завещания великого князя своим детям. В этой части «Поучения» Владимир Всеволодович приоткрывает нам свой скромный и спокойный внутренний образ. Прежде всего, бросается в глаза тихий ненавязчивый тон письма, где автор по существу не наставляет, не поучает, а задушевно делится выводами из опыта многотрудной, напряженной и крайне опасной жизни. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, – смиренно говорит, многоопытный и могучий великий князь, – не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. <...> Ежели же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил». Что же считает князь Владимир наиболее ценными человеческими качествами, которые желает видеть в чадах своих? Прежде всего, Бога ради и своей души, имейте страх Божий в сердце своем и подавайте милостыню нескудную – это начало всякого добра, пишет Мономах. Имейте душу чистую и непорочную, а тело худое. Ешьте и пейте без шума, при старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтесь, с равными и младшими любовь имейте, без лукавства беседуйте, не свирепствуйте словом, глаза держите книзу, а душу ввысь. Избегайте суеты, ограничивайте увлекающихся властью, ни во что не ставьте всеобщий почет, не мстите, лишаемые, любите, ненавидимые, терпите, гонимые, молчите, хулимые. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Не ленитесь ни на что хорошее – пусть не застанет вас солнце в постели. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а, поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней». Таким образом,

в основе всех нравственных советов Владимира Мономаха – безусловное сердечное доверие Богу как премудрому Творцу и Спасителю, а также принцип соблюдение правды Божией в отношении к людям. Христианский правитель обязан защищать слабых от сильных, а не добиваться любой ценой поддержки своей власти со стороны сильных мира сего. В этой праведной мысли князя-мыслителя, очевидно, воплотился православный идеал государственной власти, соответствующий воззрениям крещеного народа. В своем «Поучении» Владимир Мономах ярко воплощает не только свою индивидуальную нравственную высокоразвитость, не один свой личный уровень начитанности и христианской просвещенности. Очевидно, его нравственные достоинства и литературные способности оказались возможны лишь на основе серьезных книжных традициях и зрелой религиозно-нравственной культуры Киевской Руси.

- «Слово о полку Игореве» (после 1187)

Не меньшее значение в формировании русского национального самосознания сыграло «Слово о полку Игореве», созданное в период распада Древнерусского государства и формирования новых политических центров на его территории. В «Слове» со всей очевидностью проявилось возрастание чувства духовной общности народа в условиях распада киевской государственности Эпоха политической раздробленности охватывает большой временной отрезок – от первой трети XII в. до возвышения Москвы и объединения русских земель во второй половине XV в. Духовное развитие Руси в этот период определяется болезненным противоречием между религиозно и нравственно укрепляющимся русским национальным единством, с одной стороны, и княжеским многовластием, раскалывающим государственную целостность страны, с другой. В то время как русские все более ясно начинают осознавать свою принадлежность к одной религии, одной земле, одной национальной общности и одной культуре, государственное устройство Руси развивается в обратном направлении. По мере умножения числа представителей княжеского рода, разрастания и обособления его ветвей, идея родовой общности правителей уже не может политически скреплять Русь. Отдельные князья стремятся прочно гарантировать свои права на княжения, передавая их от отца к сыну, что превращает уделы Великого княжества Киевского в самостоятельные политические центры. Но политический распад Киевской Руси не только не ослабляет чувства внутренней связи русских людей, а, в силу единой веры, уже утвердившегося языкового и культурного родства, резко усиливает ощущение ими духовно-национального единства. Ярким литературным выражением роста этого патриотического чувства является «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после неудачного похода в Половецкую степь в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича (1151 – 1202). Поражение и гибель большей части русского войска, пленение русских князей половцами, побег князя Игоря из половецкого плена произвели сильное впечатление на современников: трагической военной неудаче Игоря посвящены, кроме «Слова», две летописные повести. Однако, в отличие от летописцев, автор «Слова» не столько рассказывает, сколько размышляет о взволновавшем его событии, оценивая его в сопоставлении с прошлым Руси и высказывая мысли о будущем. Наш древний соотечественник, создавший «Слово о полку Игореве», вдохновлялся всепроникающей любовью к родной ему Русской земле. «Именно эта Русская земля, – по словам Д.С.Лихачева, – явилась главным героем его произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение». Интересно заметить, что автор «Слова» понимает под Русской землей не только Киевскую землю и примыкающие к ней области, что было обычным для политического сознания периода раздробленности, но все территории (Владимиро-Суздальское княжество, Владимиро-Волынское, Новгород Великий), где правили русские князья и жили русские люди, в том числе области, захваченные кочевниками. Например, река Дон, на которой находились кочевья половцев, но где имелись и многочисленные русские поселения, для автора «Слова» – русская река. Говоря о художественном выражении этого необычного для XII века ощущения единства Русской земли, Д.С.Лихачев указывает, что вместе с русскими людьми выступает в «Слове» русская природа. «Дон зовет князя Игоря “на победу”. Донец помогает Игорю во время бегства. Славу Игорю поют девицы на “Дунаи”, где действительно имелись русские поселения. Там же слышен и плач Ярославны». Даже Полоцкое княжество, которое в то время постоянно противопоставлялось остальной Руси, введено автором в круг русских княжеств, а потому он обращается к полоцким князьям с призывом совместно защищать Русскую землю. Единство Русской земли мыслится автором «Слова» не только в связи с общностью народа, но и в связи с «грозной» и «великой» властью князя Киевского, проявлять верность которому призваны остальные русские князья. В «Слове» еще не предвидится ни возможности создания нового государственного центра на северо-востоке Руси, ни будущего самодержавия, однако необходимость возрождения центральной власти, ее общенародного авторитета и ее силы в масштабах всей Русской земли выражается достаточно определенно.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия