Студопедия — Нравственность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нравственность






Семья и община на Руси была священной. Идея Троицы - в нравственном аспекте постулат дружной, здоровой и крепкой семьи. Где обязательно есть отец, мать и ребенок. Крепкая семья - является основой сильного и могучего государства. Любовь к Родине, почтение к родителям, памяти предков, чувство коллективизма, все это закладывалось и воспитывалось у русских людей с момента рождения всем укладом жизни, нормами поведения, идеологией и культурой.

Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась - Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии. Существовало особое божество покровитель рода - Чур щур (отсюда и пращур). Еще по другому такого старейшего основателя, покровителя рода называли - "дед". Он охранял всех своих родственников. Современные детские игровые считалочки были в древности защитными оберегами - заклинаниями. В случае опасности славяне призывали "деда" на помощь, и чувствовали при этом огромную поддержку и мощь всех своих предков. В современной интерпретации это назвали бы - аутотренингом. "Чур меня!" т.е. Дед защити меня! - говорил славянин... Славяне устраивали праздники, поминали усопших. Чтобы задобрить предков, они приносили на их могилы дары: блины, мясо, мед, квас" (стр.17.*14). Как исследованием культуры и традиций, так и археологическими данными подтверждается факт, что у основной части восточных славян не было человеческих жертвоприношений. Это свидетельствует о высоких духовно-нравственных сторонах жизни русского общества. Еще М.В.Ломоносов выводил происхождение самоназвания славян от слова - слава. Действительно, даже и сейчас с этим словом есть русские имена - Слава, Владислав, Ярослав. Целый ряд географических объектов - Ярославль, Переславль, Югославия и т.п., содержат в себе это слово. А во времена древней Руси это было массовым и обыденным явлением: Доброслав, Вячеслав, Всеслав, Ростислав, Предслава, Мечеслав, Славенск, Росславль и т.д. Ломоносов, Татищев, Классен, Глинка и многие другие исследователи русской культуры, в области духовно-нравственной жизни древних славян отмечали тот факт, что даже в самих названиях, именах которыми нарекали своих детей наши предки, заложены глубокие нравственные корни. Свободолюбие, патриотизм были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врагов считалось аморальным. Русские люди не боялись смерти. Они чувствовали за собой поддержку предков и родной земли. Отсюда и пословица: - "На миру и смерть не страшна".

Право

Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами – родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшийся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознание целостности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, несомненно сказывалось на нравственной сути человека, княжеское законодательство набирало силу.

В древнейший период истории России право было представлено в основном нормами обычного права. Но если нынешние договоры не создают нового права и просто применяют существующие нормы, то у древних договоров иная роль. Они восполняли правотворческую функцию.

Источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда». Вопрос о времени ее появления является спорным. Некоторые авторы относят древнейшую часть этого документа к VII в., однако основная часть документа, бесспорно, связана с именем Ярослава Мудрого. Первоначальный текст «Русской Правды» не дошел до нашего времени. «Русская Правда» знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные, в ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных видов преступлений. Преступление рассматривается как деяние, оцениваемое только по количеству вреда, нанесенного частному лицу.

Субъектом преступления может быть только свободный человек. Любое противоправное действие, совершаемое холопами, не считалось преступлением и поэтому к ним не применялось наказание. Ответственным лицом являлся господин холопа, который или выкупал его, или отдавал потерпевшему

Объектом преступления не может быть холоп или раб. Убийство раба сторонними лицами «без вины» считается не убийством, а уничтожением чужой вещи и направлено не против раба, а против хозяина. Штраф такой же, как за уничтожение коня или скота.

Наказание. Первичная форма наказания в Древней Руси – месть, осуществляемая потерпевшим или его ближними. Сначала месть определялась степенью разгневанного чувства и силами пострадавших, позднее подвергается различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти.

В «Русской Правде» содержится достаточно развитая система гражданско-правовых норм, а также предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества.

Таким образом, древнерусское право и суд возникли в период упорядоченного самоуправства, сменив самоуправство необузданное. Изначально задача правовой системы заключалась лишь в разрешении спора, в признании или непризнании прав, чем она давала или не давала правомочия добиваться своего права силой, и если давала, то указывала пределы ее применения. Когда принуждение перешло к государству, санкционирующий характер сохраняется уже за институтом суда.

При этом, основой древнерусской системы права (как, в принципе, и любой правовой системы, сознанной в рамках любой культурной традиции) было обычное право, трансформация которого, в конечном итоге, определила как сходство древнерусской правовой системы с аналогичными системами, действовавшими в культурах Европы, так и их различия.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия